ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 10 (22) октябрь 2004

ТЕМА НОМЕРА /// БИТВА МИРОВЫХ ПРОЕКТОВ

Реконфигурация квадратуры круга

Жизнь, смерть и возрождение глобальных проектов

ЦИВИЛИЗАЦИЯ –
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – ПРОГРЕСС?

Цивилизация – очень красивое слово. Впрочем, большинство слов, происходящих от латыни, звучат красиво. Наверное, из-за этого их постоянно используют в науке и политической риторике.
Словосочетание «цивилизованные страны» затрепали до дыр, выдавливая из него примеры успешного бизнеса, правильной политики, условий и обстоятельств жизни представителей «элиты». Когда эмоциональные оценки потихонечку стали замыливаться, подоспела новая тема, которую опять обозначили словом с латинским корнем, – «глобализация». Предполагалось при этом, что вместе с ней наступит Золотой век и люди наконец станут жить счастливо и – по возможности – одинаково хорошо.
Улыбку вызывает сегодня восторг Жюля Верна перед прогрессом науки, которое он выразил, послав своего героя в кругосветное путешествие всего за 80 дней. В конце XIX века могучая поступь технологической цивилизации Запада у многих вызывала эйфорию. Небезосновательно они предполагали, что скоро, очень скоро люди будут летать, преодолевая пространство, покорять глубины океана, вести диалог, не видя друг друга. Так все и получилось. Вот это – цивилизация! Правда, позднее, в ХХ веке, от достижений науки и техники полегли десятки миллионов цивилизованных и не очень граждан, но что мы о пустяках, главное – Прогресс.
Большинство мыслителей связывали черты цивилизации с культурой. Это дает возможность показать, но не объяснить причины того, почему технологическая цивилизация европейского типа склонна к глобальности, а цивилизация индуистская (никто ведь не станет утверждать, что это – не цивилизация) особенно не стремится распространиться до пределов обитаемой вселенной. Какая-то сила толкает одни страны выйти за свои пределы (преодолеть «квадрат» своих границ и расширить «круг» своего влияния), а другие – нет.

ЧТО ТАКОЕ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?
Цивилизации, стремящиеся к экспансии, формулируют глобальный проект, причем войти в него потенциально могут территории и страны, культура которых весьма далека от культуры исходных «авторов» проекта.
Глобальный проект (далее – ГП или просто «проект») – это наднациональная и надгосударственная идея, которая может стать базовой для определения системы ценностей любого человека на Земле. При этом принципиальным моментом является добровольность выбора системы ценностей того или иного проекта конкретным человеком.
Сама концепция «проекта» предполагает, что это решение должно приниматься без насилия. Собственно насилие, безусловно, проявляется, однако либо в рамках противоборства с другими ГП, либо на поздних стадиях проекта, когда закостеневшие механизмы продвижения проектных ценностей просто не успевают за изменяющейся обстановкой.
При этом, разумеется, далеко не каждая идея, претендующая на надгосударственность и глобальность, может стать базой ГП. Собственно говоря, только история отбирает из сотен и тысяч вариантов действительно глобальные.
Кроме идеи, ставшей базой ГП, в него входит и набор социальных, государственных, культурных, исторических и других механизмов и традиций, формирующихся в процессе его функционирования. Именно взаимодействие этих механизмов в рамках конкуренции отдельных глобальных проектов и определяет основные направления мировой истории.

ИДЕЯ И НОРМА
Цивилизация, стремящаяся сформулировать собственный глобальный проект, обязательно должна иметь в своем распоряжении Великую Надмирную Идею, объясняющую мир видимый и невидимый, из которой непротиворечиво выводится система поведения и этические правила. Эта Идея должна быть уникальной и в то же время универсальной, предназначенной для всех людей во всех уголках земного шара и во все времена.
К тому же, в структуре Идеи должна содержаться непоколебимая уверенность в том, что рано или поздно, но все люди действительно придут в лоно ее сторонников.
Однако одной идеи мало. Необходимо, чтобы она соединилась с повседневной практикой жизнедеятельности, вобрала в себя обычаи, сформулировала набор правил и процедур, по которым должен существовать не только каждый отдельный человек, но и сообщество людей в целом – то есть выработать Норму. Норма – это буфер между Идеей как совокупностью неизменных догматов и повседневной жизнью. Норма принципиально важна с двух точек зрения: прежде всего, в Идее как совокупности исходных кодов ничего изменить и подправить нельзя, а вот в Норме, вобравшей в себя суровую прозу жизни, – можно.
В Христианской Идее ростовщичество презираемо, но в норме жизни христианских государств – терпимо, особенно в тех, где распространена так называемая «протестантская этика». Коммунизм предполагал мировую революцию, но затем этот тезис стал фигурой умолчания в связи с нереальностью его осуществления, однако совсем убрать его было нельзя – у основоположников он был записан, а править основоположников недопустимо.
Норма – вещь неписаная, это сложная система смыслов, являющаяся предметом молчаливого согласия. Однако именно она становится основой для создания сводов правил и процедур, которые можно назвать законами, кодексами, инструкциями, то есть разного рода формализацией Нормы.
Невозможно удержаться, чтобы не привести пример: пресловутая монетизация льгот плоха не тем, что переводит их в материальную форму, и даже не их размером. В русской Норме льгота есть выражение отношения государства к определенным социальным группам – ветеранам, инвалидам, детям и так далее, причем отношения уважительного. Именно поэтому люди зачастую даже не протестовали против того, что льготы не действовали. Многим был важен сам факт признания их причастности. Вряд ли столь прямолинейное вторжение в систему смыслов останется без последствий в плане доверия граждан своему государству.
Как разруха возникает в головах, так в головах возникает и образ будущего. Именно там зарождается и зреет могучий заряд энергии, заставляющий миллионы людей строить свою жизнь так, а не иначе. Но неясностей и недодуманных до конца позиций иметь нельзя: глобальный проект должен в каждый момент времени каждому социальному слою давать ответ на вопросы: зачем жить и как жить?

СЕТЕВАЯ СТАДИЯ
Любой проект, даже потенциально претендующий на то, чтобы стать глобальным, начинается как сетевой. Образуются и умножаются ячейки сторонников Идеи, совершенствуются ритуалы, формулируются правила поведения и взаимодействия. На этом этапе ячейки не связаны отношениями подчинения. Они договариваются по принципиальным вопросам, но действуют самостоятельно. Можно сказать, что пока их ведет сама Идея, Норма еще только складывается.
В этой стадии развитие проекта происходит по инициативе отдельных, не связанных друг с другом инициаторов и за счет активности неофитов. Никакого координационного центра в рамках сетевой стадии проекта не существует, он развивается спонтанно и по многим направлениям, что позволяет ему быстро адаптироваться к потребностям и запросам людей в рамках принимаемой ими системы ценностей конкретного проекта.
В качестве примера сетевой формы проекта можно привести христианство первых веков нашей эры, когда сотни и тысячи проповедников несли людям идеи этой, тогда еще новой религии; или современное состояние ислама, который, однако, представляет собой вторичное возрождение проекта.
Сетевым образом развивался «Красный» проект в XIX веке, когда растущий круг его сторонников стремится внедрить в сознание масс новую систему ценностей, противостоящую капиталистической. До сих пор в сетевой стадии находится проект «Буддистский».
Как только численность сторонников становится существенной, неизбежно формулируется политическая составляющая. Иначе нельзя: необходимо постулировать правила общежития, определить систему управления, назвать друзей и врагов. Далее, для успешного развертывания глобальный проект должен утвердиться в опорной стране. Она должна быть крупной, мощной в экономическом и военном отношении. Только сильная страна, являясь признанным лидером, может удержать прочие государства от беспрерывных конфликтов между собой и обеспечить присоединение к проекту новых участников.
В этом процессе принципиально важно привлечь на свою сторону элиту присоединяемой к проекту страны. Она, в свою очередь, когда уговорами, а когда и насилием, добьется поддержки народом нового проекта. Так, принятие Русью именно Православия было во многом результатом осознанного политического выбора тогдашних правителей.

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТАДИЯ
С того момента, когда в опорной стране утвердились новые нормы, и вся она достаточно окрепла, чтобы стать лидером, глобальный проект становится иерархическим, управляемым из единого центра и откровенно экспансионистским. Государство вносит в практику проекта присущие ему управленческие технологии и использует свою экономическую и военную мощь для его поддержки. Принципиально важно, однако, что экспансия проекта на данном этапе происходит преимущественно мирно, ибо пример воплощенной Идеи действует надежнее, чем сабли и ружья. В этой стадии ГП образуется явная и слаженно действующая проектная элита, которая и определяет направления его развития и особенно механизмы всегда конкурентного взаимодействия с другими ГП. В качестве примера можно привести «Христианский» проект, который перешел в иерархическую стадию после того, как соответствующая религия стала государственной в Византийской империи, или, например, «Красный» (коммунистический) проект, который перешел в иерархическую стадию после Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года.
Переход от сетевой к иерархической стадии не всегда происходит для проекта безболезненно. Часто в этот период отдельные элементы его сетевой структуры пытаются развиваться в самостоятельные (но родственные) проекты. Именно так от общей ветви «Исламского» ГП откололась шиитская ветвь проекта, а от общего «Христианского» проекта откололся «Католический» проект. При этом после образования «Католического» проекта исходно «Христианский» практически прекратил свое существование, поскольку к этому моменту практически вся активность христианского мира была сосредоточена в рамках «Византийского» и «Католического» проектов.

ИНСТРУМЕНТЫ ЭКСПАНСИИ
Отметим, что как только проект переходит в иерархическую стадию, он начинает формировать централизованные структуры, которые должны поддерживать миссионерскую деятельность проекта.
Поскольку глобальный проект по определению предполагает расширение своей зоны влияния на все человечество, эти централизованные структуры также начинают играть роль штабов, которые используют для продвижения своих проектов экономические, культурные, политические и другие рычаги. Иными словами, каждый из ГП создает свою конструкцию глобализации и продвигает ее в качестве одного из главных инструментов экспансии проекта. При этом материальной базой любой такой глобализации является система разделения труда, которая автоматически связывает механизм продвижения проекта с валютной, хозяйственной и торговой системами. В том случае, если идеология ГП никак не связывается с хозяйственной деятельностью (например, в «Буддистском» проекте), это существенно замедляет его переход в иерархическую стадию и дальнейшую экспансию.
В качестве примера нескольких альтернативных систем глобализации можно привести ситуацию 50–80-х годов XX века, когда их в мире было две: одна – в рамках «Западной» системы разделения труда на базе американского доллара, и другая – соответственно на базе переводного рубля в рамках Совета экономической взаимопомощи. Одна из двух систем победила, но это означает, в частности, что бессмысленно даже пытаться повлиять на поведение и политику МВФ, Мирового банка, НАТО и т. д. со стороны России, поскольку эти институты являются в первую очередь институтами «Западного» глобального проекта и контроль над ними осуществляют его собственные элиты, к которым мы не имеем никакого отношения.

ИМПЕРСКАЯ СТАДИЯ
Развитие проекта в иерархической стадии может продолжаться достаточно долго. Однако со временем слабеет дух носителей Идеи, портится мораль, все чаще допускаются послабления в нормах и правилах, а значит, как опорная страна, так и весь проект в целом клонятся к упадку. С этого момента опорная страна вынуждена вести себя как империя, или квази-империя. Эта стадия отличается от иерархической еще большей концентрацией элиты, резким «окостенением» проектных механизмов и, главное, переходом управления проектом от плюралистических элит к жестко организованной имперской бюрократии. В случае, если проект осуществляется в условиях жесткого противостояния с другими, такой переход может произойти очень быстро. Так, «Красный» проект в иерархической стадии существовал всего несколько десятилетий – до середины 30-х, в крайнем случае – конца 40-х годов, после чего произошел переход к имперской стадии. Есть основания считать, что И.В. Сталин в 1943 году умышленно начал сворачивать собственно «Красный», коммунистический проект, осторожно переводя его в имперскую стадию и все более «национализируя».
Распад ГП или переход в «латентную» форму происходит по нескольким причинам. Во-первых, бюрократия хронически не успевает за происходящими в мире социальными, экономическими, политическими процессами.
Во-вторых, имперское сознание явно предпочитает не доказывать что-то, а довольно активно и насильно навязывать проектную систему ценностей, что резко сокращает базу расширения проекта и снижает приверженность проектной системе ценностей внутри собственно проектных стран. Российские читатели хорошо знают этот механизм на примере деятельности «демократов» горбачевско-ельциновского периода.
В-третьих, существенно уменьшается гибкость и приспособляемость проектных ценностей и идеологических установок к меняющимся условиям внешней среды, в результате чего ГП начинает проигрывать идеологическую войну конкурирующим проектам.
Признать проблемы правящие элиты не в состоянии – иначе они лишаются легитимации, принять решительные меры не могут – слишком сильно нужно менять правила игры. Для поддержания статус-кво приходится все чаще и все масштабнее применять насилие как вовне, так и внутри.
Многие из нас были, да можно сказать, и сейчас еще являются свидетелями заката империи. Зрелище это малоприятное, но, скорее всего, неизбежное. Все земное рано или поздно умирает. Другое дело – Идея. Она может трансформироваться, обновиться, но только не исчезнуть совсем.
Очень важной частью, определяющей существование и развитие проектов, является их взаимодействие, которое всегда жестко конкурентное. Проекты могут быть достаточно толерантны, терпимы к инакомыслию в пределах внутренних проектных рамок (общественных или даже государственных), но это никогда не относится к ценностям альтернативных проектов. Именно по этой причине ни в коем случае нельзя использовать терминологию конкретного проекта для описания межпроектных взаимоотношений – идеология любого ГП носит ярко выраженный монопольный характер, альтернативные проекты всегда в них окрашены крайне негативно. Это хорошо видно на примере идеологии современного «Западного» проекта, который в исключительно «черных» тонах описывает и «Красный», и «Исламский» и даже «Католический» проекты.

НАПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ: ЭКОНОМИКА, ИДЕОЛОГИЯ, ДЕМОГРАФИЯ
В своем развитии и реализации глобальные проекты неизбежно вступают в противоборство друг с другом. Именно это противоборство и его исход (временный или окончательный) во многом определили последовательность развертывания ГП в человеческой истории.
Конкуренция ГП может идти по трем основным направлениям, которые, по большому счету, являются независимыми и равноправными. И исторический опыт показывает, что если по двум из них очевидная победа достается одному из проектов, то любой перевес сил по третьему направлению уже практически никогда не играет роли. Эти три направления – экономика (производной от которой является военная мощь), идеология и демография. К последней мы относим не только численность населения, но и степень его приверженности проектным ценностям, в частности готовность отдать за них жизнь. Так, сложности «Западного» проекта в Ираке во многом связаны с тем, что подавляющее превосходство первого в экономической сфере и военной мощи вполне компенсируется преимуществом «Исламского» проекта в демографии и идеологии (поскольку построенный на примате наживы «Западный» проект явно уступает в глазах людей проекту «Исламскому», построенному на пусть специфически понимаемой, но – справедливости).
Знаменитое противоборство «двух систем» в середине XX века было связано с тем, что ни у одной из них не было явного преимущества: в экономике – у «Западного» проекта, в идеологии – у «Красного». По демографии, в общем, была ничья. И поражение «Красного» проекта было вызвано тем, что в конце 50-х годов разложившееся руководство СССР добровольно отказалось от идеологической войны, перейдя к так называемому принципу «мирного сосуществования».

ДОРОГОЙ СОЛНЦА
Наблюдая текущие события, трудно удержаться от соблазна найти им простое объяснение. Легко сказать, что мир несовершенен, поскольку не везде еще утвердилась демократия. Вот когда она утвердится, то дела наладятся, конфликты исчерпают себя, а люди, облегченно вздохнув, перейдут к свободному созидательному труду. Или вот еще: нужно ликвидировать эксплуатацию человека человеком.
Пробовали. И так, и так. Не получилось.
Дело все в том, что отдельные наблюдаемые явления – лишь часть системы смыслов. В каждом глобальном проекте этот набор уникален и каждый смысл существует исключительно в связи с другими. При попытке изменения одного из элементов система либо подгонит его под себя, либо рухнет. Например, положение ЦК КПСС в советской системе, в сущности, было ближе к положению Боярской думы на Руси, нежели чем к коммунистическому идеалу. То есть Норма традиционного русского проекта поглотила коммунизм, а не наоборот.
В этой связи интересно поразмышлять, как скажется на США – лидере «Западного» проекта – введение системы органов безопасности, сильно смахивающей на советский КГБ. То, что из этого ничего хорошего для США не получится, ясно и сейчас. Вопрос в другом: что возьмет верх – американская система смыслов или чужеродный элемент? После краха империи, как высшей и последней стадии глобального проекта, наступает хаос. Однако не следует воспринимать это слово в негативном значении. Хаос – закономерный и необходимый этап, в ходе которого происходит уточнение смыслов, анализ прошлого, накопление сил для будущего. Сможет проект сохранить приверженность Идее, модернизировать содержание того, что составляет Норму, тогда возможность его реконфигурации весьма высока. Если нет, то потомкам придется в учебниках истории читать про ту или иную цивилизацию, а при посещении музеев любоваться достижениями высочайшей культуры не существующих более народов. Идеи, как правило, движутся с Запада на Восток. Хаос и обновление – с Востока на Запад. Когда Советский Союз был силен и могуч, Китай находился в упадке, нащупывая новый путь. Сейчас Китай на подъеме, Россия в хаосе, но и она отыщет свою дорогу, если обратится к смыслам, составляющим Норму русской цивилизации. Затем хаос двинется в Европу, затем в США, потом снова придет в Китай – так и будет вращаться колесо Истории.
Солнце ведь тоже движется с востока на запад.

Цивилизация, стремящаяся сформулировать собственный глобальный проект, обязательно должна иметь великую надмирную идею, которая может определять систему ценностей любого человека на земле

Когда опорная страна достаточно укрепляется, чтобы стать лидером, глобальный проект становится иерархическим и откровенно экспансионистским

Глобальные проекты могут быть терпимы к инакомыслию в пределах своих внутренних проектных рамок, но никогда эта толерантность не распространяется на ценности альтернативных проектов

Идеи, как правило, движутся с запада на восток. Хаос и обновление - с востока на запад

Сергей Гавриленков,
Михаил Хазин

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Народная империя

ТЕМА НОМЕРА БИТВА МИРОВЫХ ПРОЕКТОВ

К теме номера (вводка)

Реконфигурация квадратуры круга
Жизнь, смерть и возрождение глобальных проектов


Смена отражений
Конкуренция универсальных идей и механизмов их реализации определяет ход истории


Протоколы Иванов-дураков
Гадание на картах по-научному


Бридж по-китайски
Шанхайская организация сотрудничества как инструмент охраны тыла КНР


СВОЕ ДЕЛО

МИФОДИЗАЙН
Идея фикс
Брэндинг по-русски. Статья третья


КАДРЫ
Жить, чтобы работать?
Почему современный человек часто не торопится со службы


ПРАКТИКУМ
Антикризисный PR… внутри компании
В сложной ситуации руководителю фирмы нужны качества сильного и умного лидера


НЕДВИЖИМОСТЬ
Риэлторский надзор! Всем выйти из Сумрака!..
Новое поколение предпринимателей в сфере элитной недвижимости


БЕЗОПАСНОСТЬ
У вас нет денег на телохранителя
Как начинающий предприниматель может защитить себя сам?


ОФИС
Канцтовары по каталогу
Даже бумага, на которой вы пишете, может быть свидетельством солидности фирмы


ТЕНДЕНЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Интранет в русском варианте
Отечественные ученые настаивают на создании закрытой информационной системы


МАССМЕДИА
Русское сетевое телевидение
Проект нового национального вещания


МИРОУСТРОЙСТВО
Великий поход номер два
В условиях экспансии революционного ислама отсутствие идеологии, мобилизующей общество, ведет к поражению


Архипелаг Ирак
Записки русского путешественника


ТОРГОВЫЙ РЯД
Пресса особого назначения

ФИНАНСЫ
Три в одном
Факторинг нужен многим, но доступен не всем


ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Бабье лето

ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
Дежа вю

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ

ЛИЧНОСТИ
Хрустальный дворец магната-патриота

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Была ли Россия «тюрьмой народов»?
Исторический миф как механизм разрушения


ОБРАЗ ЖИЗНИ

КИНО
В дозоре совесть
Иное кино


Вскрытие «золотоносной жилы»
Обратится ли наш кинематограф к сокровищам современной русской фантастики?


КНИГИ
Счастье быстрого приготовления
Почему женскому детективу обеспечен массовый спрос


СВОЕ И ЧУЖОЕ
Мода на Восток
Путь к культурному обогащению или признак духовной эрозии?


КЛУБЫ
Club – второй дом
Как нам реорганизовать досуг


ТЕСТ-ДРАЙВ
Шоу начинается
Тестируем автомобиль Chrysler Crossfire


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал