ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 10 (22) октябрь 2004

ОБРАЗ ЖИЗНИ /// КНИГИ ///

Счастье быстрого приготовления

Почему женскому детективу обеспечен массовый спрос

ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!
Так обычно говорят людям, когда все плохо и ничего хорошего не предвидится. И многие верят в это сомнительное утверждение. Надежда на счастье – наверное, единственная движущая сила жизни. Счастье туманно, неопределенно и мало кому доступно, но верить в него приятно. Приятно представлять себя сидящим в кругу любящих родственников на миленьком балкончике уютной дачи, отдыхающим после тяжелой, но любимой работы, или в обустроенной квартире с дорогой мебелью, красивой ванной и прелестными пейзажиками на стенах. Приятно смотреть на чужое счастье далеких от тебя людей, разглядывать в журналах красивые дома и лица. Счастье умиротворяет и затягивает в свой идеальный мир.
Хотите заработать на счастье? Загляните в такой мир, запомните, что и где в нем находится, и продавайте свои воспоминания. Отличный бизнес! С наличием некоторого таланта, упорства и везения эксплуатировать образ счастья в литературе – одно удовольствие.
В последнее время ключи от идеального мира, с условием описания его составляющих в книжках формата pocket book, находятся в основном в женских руках. Дарья Донцова, Александра Маринина, Татьяна Полякова и другие детективщицы уже давно бродят по его светлым улицам, делают заметки, берут интервью у идеальных обитателей и телеграфируют впечатления своим редакторам.
«В книгах Дарьи Донцовой все правда», – написано на обложках детективов писательницы. Действительно, правда! Только правда не о нашей, а об идеальной жизни. В ней все почти как у нас: людей убивают из-за денег, чиновники берут взятки, дети-наркоманы мучают родителей, отцы-алкоголики бьют детей, но есть одно отличие – у всех все будет хорошо. А если даже и плохо, то читатель не расстроится из-за того, что погиб или покалечился какой-то персонаж. Зачем зря трепать себе нервы, если все хорошо. Никакого психологизма, никаких выписанных деталей. Если герой страдает, вам скажут прямо: «Он страдает». Трагические ситуации не воспринимаются трагически. Главное, чтобы читатель не расстраивался. Не расстроится читатель – значит, отдохнет в метро, раскрывая преступления вместе с Евлампией Романовой или Анастасией Каменской, раскроет одно преступление, спокойно пробираясь через горы трупов, – значит, захочет раскрыть следующее, значит, купит следующую книгу.
В сущности, чтение детектива – это своего рода поездка на море, а написание детектива – работа турагентства. Когда вы собираетесь на курорт, вы хотите, во-первых, расслабиться, во-вторых, забыть обо всех неприятностях, в-третьих, увидеть побольше новых, интересных мест. Чем больше у вас денег, тем лучше выполняются эти условия. Чем лучше отдых предоставит вам агентство, тем больше вероятность того, что на следующее лето вы опять воспользуетесь его услугами. При обязательном условии предоставления счастья и спокойствия детектив должен быть захватывающим. Чем больше загадочных убийств и неожиданных ситуаций, тем интереснее читать, тем вероятнее, что вы захотите прочесть продолжение.
При всех огрехах стиля детективщиц (а стиль действительно часто хромает) их сюжеты безупречны: прочитал первую страницу – хочется узнать, что произойдет на второй. А автору главное провести тебя до трехсотой, а там можно и конец скомкать – детектив прочитан. В конце необходимо еще раз сказать, что все будет хорошо.
Я специально из нескольких книг Марининой, Поляковой и Донцовой, лежащих передо мной на столе, открыл одну наугад в самом конце. «Закон трех отрицаний» Марининой. Пожалуйста, в последнем абзаце Каменская рассуждает о счастье. По-моему, симптоматично. Впрочем, Маринина, как классик отечественного женского детектива, может позволить себе и симпатичного персонажа убить, и полюбившуюся читателям милую даму сделать жестоким убийцей, но надежду на счастье она в читателе никогда не убьет.

ПИСАТЕЛЬ КАК РОДНАЯ МАТЬ
Для Дарьи Донцовой «все будет хорошо» – универсальное средство защиты и нападения. В последнее время эту или похожую на нее фразу она произносит регулярно. С точки зрения маркетинговых технологий такой ход – ход игрока более чем талантливого. Читателям это нравится, людям, которые детективов Донцовой никогда в руки не брали, она симпатична – хочется книжку купить и получше ее узнать, а тот, кто приму иронического детектива хочет грязью облить, попадает в очень неловкое положение: разве можно плохо отозваться о человеке, который на каждом углу желает всем счастья, успокаивает, заботится, как родная мать.
Именно как мать. Один из секретов успеха женщин-писателей – это их пол. Им больше доверяют. Приходя в магазин, я всегда предпочитаю общаться с девушкой-продавцом, нежели с молодым человеком. Это происходит на инстинктивном уровне. Свой досуг я тоже скорее доверю не писателю, который может неожиданно залить меня кровью своих героев или углубиться в натуралистичные описания всей мерзости милиции, а писательнице – она и не перегрузит, и что-нибудь познавательное может рассказать, например, как кулебяку готовить (это, между прочим, не только женщинам интересно). Кстати говоря, описания еды и включение в текст кулинарных рецептов – верный способ заманить читателя. Им еще Дюма пользовался, а Рекс Стаут треть всех своих текстов посвятил «кухонной» теме.
В общем, женщины-детективщики покупаются лучше мужчин, пишут они тоже лучше. Несомненно, огромную роль в создании такой ситуации сыграла Александра Маринина. Задав довольно высокую планку для последовательниц (Маринина была первой, кто начал формировать новый рынок современной детективной литературы) и став центром вселенной женского детектива, она надолго отодвинула мужчин на второй план. С каждым годом прекрасный пол все надежнее укрепляет свой трон в королевстве выдуманных преступлений. Многие ругают детективщиц: это, мол, не литература. Да, конечно, не литература. Маринина проиграет по любому литературному параметру студенту-филологу, пишущему лирическую прозу в стол. Как сказал бы один литературовед, по гамбургскому счету, ее просто не существует. Но ее покупают, потому что она нравится. Каждый выбирает литературу, сообразуясь со своими запросами. Зачем мучить себя Ремизовым, если хочется доброй простоты Донцовой или головокружительной жизни героини Поляковой. Если покупаемость произведения не основной критерий его качества, то и не последний.
Один мой приятель говорит: «Я Донцову не читаю – ерунда это. Так, ради смеха покупаю. Вечерами пролистываю – заливаюсь просто, такая чушь!». Но ведь читает! Не один роман купил, а много, и читает! Что-то не видел я его, с просветленным взором склонившегося над Шмелевым или Пильняком.
Секрет популярности детективщиц прост: они пишут то, что хочется читать в данный момент – разным людям, по разным причинам, но хочется. То, как они себя представляют публике, только добавляет их романам плюсов, а их копилкам монет. Не пытаясь быть изысканным и утонченным, женский детектив человечен и к читателю испытывает дружеские чувства: запутались – посоветует, занервничали – успокоит.

ХОБОТОВ-ПОСТМОДЕРНИСТ
Беда современной русской литературы, претендующей на то, чтобы стать классикой, а это в основном литература постмодернизма, в том, что она человека потеряла, отвернулась от него, занялась своими собственными делами. Литература перестала думать о том, где добро, а где зло, о том, где обман, а где правда, где вера, а где привычка. Она увлеклась стилизацией, игрой, избитыми философскими истинами, чем угодно, но не человеком. Испугавшись показаться банальным, постмодернизм заменил настоящее чувство формулировкой, выразив свое отношение к миру известной фразой: «Как сказал Катулл, я тебя люблю».
Состояние современной русской литературы напоминает сюжет фильма «Покровские ворота». По сути, писатель-постмодернист – это Хоботов. При своей начитанности и образованности, он может лишь составлять сухие примечания к произведениям известных и малоизвестных авторов. Хоботову мешала жена, постмодернисту мешает страх перед банальностью. В такой ситуации литературное произведение становится цитатником, а вся оригинальность сводится к надуманным и довольно скучным ходам.
Почему такая ситуация сложилась? Все очень просто: нет талантов. Или есть, но они пока не могут вписаться в коммерческие планы издательств. Приходите вы на литературный рынок, а там одна псевдозаумная дурь, вся среднего качества. Продавцы с хмурыми лицами, неприветливые и небритые предлагают «Кысь» или «Казус Кукоцкого». И вдруг вам улыбается милая, приветливая девушка и говорит: «А у меня интересный детективчик есть. Читается легко, герои симпатичные. Вам понравится! Вы не хмурьтесь, улыбнитесь – и все будет хорошо». Я бы детективчик купил.
В наше время в литературу активно вмешался кинематограф. Мало кто знал Сергея Лукьяненко до успешной экранизации его фантастических романов, теперь знают все. Дополнительные тиражи его книг обернулись золотым дождем для издательств, вовремя приобретших права на его произведения. «Книжное дело» в России – давно один из самых доходных видов предпринимательства. Рынок в последние годы насытился ширпотребом. Но подобно тому, как в результате развившейся отчаянной конкуренции в кинематографе качество литературной основы отечественных фильмов неуклонно растет, «фастфудные» авторы «криминального чтива», а также «как бы писатели», постмодернисты могут (и должны) уступить место тем, кому удастся совместить «общедоступность» с глубиной содержания, оригинальность изложения – с чистотой помыслов. Если вспомнить советскую эпоху, то это удавалось и Шолохову, и Алексею Толстому, и Вере Пановой, и Симонову, а из современных писателей, например, Юрию Полякову.

Верный способ заманить читателя – включить в текст кулинарные рецепты

Литература перестала думать о том, где добро, а где зло, где обман, а где правда, где вера, а где привычка

Антон Гущин

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Народная империя

ТЕМА НОМЕРА БИТВА МИРОВЫХ ПРОЕКТОВ

К теме номера (вводка)

Реконфигурация квадратуры круга
Жизнь, смерть и возрождение глобальных проектов


Смена отражений
Конкуренция универсальных идей и механизмов их реализации определяет ход истории


Протоколы Иванов-дураков
Гадание на картах по-научному


Бридж по-китайски
Шанхайская организация сотрудничества как инструмент охраны тыла КНР


СВОЕ ДЕЛО

МИФОДИЗАЙН
Идея фикс
Брэндинг по-русски. Статья третья


КАДРЫ
Жить, чтобы работать?
Почему современный человек часто не торопится со службы


ПРАКТИКУМ
Антикризисный PR… внутри компании
В сложной ситуации руководителю фирмы нужны качества сильного и умного лидера


НЕДВИЖИМОСТЬ
Риэлторский надзор! Всем выйти из Сумрака!..
Новое поколение предпринимателей в сфере элитной недвижимости


БЕЗОПАСНОСТЬ
У вас нет денег на телохранителя
Как начинающий предприниматель может защитить себя сам?


ОФИС
Канцтовары по каталогу
Даже бумага, на которой вы пишете, может быть свидетельством солидности фирмы


ТЕНДЕНЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Интранет в русском варианте
Отечественные ученые настаивают на создании закрытой информационной системы


МАССМЕДИА
Русское сетевое телевидение
Проект нового национального вещания


МИРОУСТРОЙСТВО
Великий поход номер два
В условиях экспансии революционного ислама отсутствие идеологии, мобилизующей общество, ведет к поражению


Архипелаг Ирак
Записки русского путешественника


ТОРГОВЫЙ РЯД
Пресса особого назначения

ФИНАНСЫ
Три в одном
Факторинг нужен многим, но доступен не всем


ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Бабье лето

ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
Дежа вю

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ

ЛИЧНОСТИ
Хрустальный дворец магната-патриота

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Была ли Россия «тюрьмой народов»?
Исторический миф как механизм разрушения


ОБРАЗ ЖИЗНИ

КИНО
В дозоре совесть
Иное кино


Вскрытие «золотоносной жилы»
Обратится ли наш кинематограф к сокровищам современной русской фантастики?


КНИГИ
Счастье быстрого приготовления
Почему женскому детективу обеспечен массовый спрос


СВОЕ И ЧУЖОЕ
Мода на Восток
Путь к культурному обогащению или признак духовной эрозии?


КЛУБЫ
Club – второй дом
Как нам реорганизовать досуг


ТЕСТ-ДРАЙВ
Шоу начинается
Тестируем автомобиль Chrysler Crossfire


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал