ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 10 (22) октябрь 2004

ОБРАЗ ЖИЗНИ /// КИНО ///

Вскрытие «золотоносной жилы»

Обратится ли наш кинематограф к сокровищам русской фантастики?

Оглушительный успех «Ночного дозора» показывает путь для предпринимательства в сфере культуры. Небольшой и, в общем, малобюджетный, по западным меркам, фильм на короткое время отбил аудиторию у супердорогих голливудских блокбастеров на землях павшего Советского Союза, принеся инвесторам кинопроекта солидные прибыли. Но что будет, если кинопредприниматели всерьез разработают «золотую жилу» отечественной фантастики?

«ОСВОБОЖДЕНИЕ ОДЕССЫ»
Автор этих строк видел «Ночной дозор» в Одессе, нынче угодившей в состав незалежной Украины. Захватил даже не сам фильм, а достигнутый эффект. На какое-то время как бы исчезли разрезавшие СССР границы и рухнула «культурная самостийность». Русская культура вновь ворвалась на потерянное пространство. Горящие глаза зрителей, обсуждение фильма молодежью на пляжах и в приморских кафе – это было! Вмиг сметенные с полок магазинов произведения Лукьяненко, изданные в России, – тоже! Пусть всего на какой-то исторический миг всего один фильм отбросил прочь поток надоевших «ментов» и «братков», навязшее в зубах голливудское варево из супердорогих эффектов и скверной игры посредственных актеров. Попадание оказалось стопроцентным. Сочетание незаезженного сюжета и русской школы актерского мастерства дало эффект культурного «чудо-оружия».
Легко представить, что может получиться, если подобные фильмы станут появляться хотя бы по одному в год. Помнится, как восемь лет назад на заседании правительства РФ Никита Михалков тщетно силился доказать кабинету «говорящего газового баллона» и «чикагских мальчиков»: нужно поддерживать национальный кинематограф, ибо это – производство национальной мечты, которое может быть еще и прибыльным. Тогда его не услышали.
И вот прорыв сделан. Без помощи чиновников. На предпринимательской схеме.

СЕКРЕТ ПОБЕДЫ
Эффект от фильма тем более удивителен, что для экранизации продюсер Константин Эрнст выбрал едва ли не самую простую и политически нейтральную книгу русского автора. Впрочем, все логично: Эрнст – из либералов. Большинство нынешней русской фантастики пропитано духом национального реванша за поражение начала 1990-х годов. Там по «демократам» и «реформаторам» проходятся так, что при чтении книг тебя словно током бьет. В русской современной фантастике предложено множество сценариев национального подъема, отвоевания утраченных позиций и превращения России в реальную, а не виртуальную державу мирового класса. И тогда понятно, почему для экранизации взяли самый безобидный текст.
Но либеральный продюсер «Ночного дозора», сам того не ведая, пробил брешь именно для такой литературы. Он снова обратил нечитающую «киновидеоигровую» молодежь к книгам. Она теперь прочтет Лукьяненко. А потом примется читать и его коллег-фантастов. Ну а они сделают молодым мощную национально-патриотическую прививку, покажут ей пути к победе нетривиальные и смелые. Ибо что есть современная фантастическая литература на Руси? Это – философско-политические трактаты патриотов, завернутые в привлекательную оболочку из захватывающего сюжета, вызывающих симпатию героев, приключений и секса. Потенциально эта волна способна почти полностью смести кошмарный «чернушный» морок из дурацкого «мыла», криминала, проституток, «сталинских ужасов», «ментов», скверной «попсы» и прочего, что наглухо захватило экраны и уже вызывает тошноту.
Эрнсту стоит сказать «огромное спасибо». Он показал зрителю совсем другой мир. Он продемонстрировал русским предпринимателям от культуры, что есть возможность очень выгодного вложения капиталов. Если такой успех может быть у фильма по не самой лучшей книге одного из фантастов, то что же будет, если снять фильмы по действительно «ударным» романам?
Надо сказать, что отечественная кинофантастика редко баловала русского зрителя. Но каждая фантастическая лента в СССР вызывала эффект разорвавшейся «культурной бомбы». В 1936-м страна бредила «Космическим рейсом», сулившим первую советскую экспедицию к Луне в 1946-м. В 1961-м мальчики и девочки толпами валили на «Планету бурь» Павла Клушанцева, где советские исследователи Венеры сражались с тамошними динозаврами и плотоядными растениями, погружались на дно венерианского моря и посрамляли американского робота. В 1974–1976 годах оглушительным успехом нашего кино стала дилогия «Отроки во Вселенной» и «Москва–Кассиопея». Десять лет спустя воображение молодых завоевал фильм «Гостья из будущего»: мир Советского Союза 2084 года – с телепортацией вместо поездов, трамваев и автобусов, с летающими такси, прекрасными всадницами в парке Горького и путешествиями во времени.
И вот еще двадцать лет спустя – «Ночной дозор» с неизбежными продолжениями. Еще будут дозоры дневной, сумеречный и прочая. Прощай, воспаленная тягомотина старых режиссеров-«шестидесятников»! Ау, товарищ Соловьев, после «Ассы» так и не разродившийся ничем, кроме тошнотной «чернухи» с вечной ненавистью к Юрию Гагарину, вечной войной против погибшего СССР и раздевающимися догола пионерами! Вы биты и списаны в архив новой, динамичной волной. Ваши фильмы навеки останутся «туземными» и убыточными, а новая волна может победоносно покатиться по странам и народам.

КЛАДОВЫЕ КУЛЬТУРНОГО РЕВАНША
Запасы неэкранизированных фантастических произведений, несущих дух национального возрождения и смелый порыв в будущее, в России огромен. Давайте попробуем хотя бы грубыми мазками описать его.
Итак, есть книжный блокбастер середины 90-х – цикл «Сокровища Валькирии» талантливейшего вологжанина Сергея Алексеева. Сюжет – как в хорошем детективе. Рассказ начинается с приключений бывшего сотрудника закрытого института КГБ СССР, созданного когда-то для поиска сокровищ. Главная цель – сокровищница древних ариев где-то на Северном Урале. Успев перед падением Советского Союза подступиться к этой тайне, сотрудники института сохранили ее от новых правителей – и теперь ведут поиски сами. В ходе них исследователи сталкиваются с таинственными носителями древних традиций нашей цивилизации, которые ведут свою войну с врагами России…
Экранизируй этот цикл (а тут не нужны грандиозные батальные сцены и выезды в Париж) – и он оставит «Ночной дозор» далеко позади.
Есть цикл романов безвременно ушедшего от нас тридцати семи лет от роду Андрея Черкасова («Ночь над Сербией», «Балканский тигр», «Последний солдат президента») – приключения русского героя, насмерть воюющего с агрессорами НАТО, с чеченскими бандитами и западными спецслужбами. Причем в ход здесь идут совершенно головокружительные вещи, противодействовать приходится самым коварным технологиям врага, а действие происходит в самых неожиданных «интерьерах». Например, на тайной советской ракетно-ядерной базе, оставшейся законсервированной в Белоруссии…
Есть яростный фантаст-патриот Роман Злотников. Его романы – это насыщенные приключениями повествования о необычных способах восстановления русского могущества. Как и в «Ночном дозоре», здесь тоже есть порода «иных», но созданных сознательно. Именно для исторического реванша поруганной и разваленной страны.
Яркой звездой на фантастическом небосклоне вспыхнул Федор Березин с циклом боевиков «Красные звезды». Захватывающие сюжеты заставляют читать его книги взахлеб. Мол, где-то там, в параллельной Вселенной, существует мир, в котором Советский Союз успел напасть на Гитлера первым, не развалился и в 2000-х годах доминирует в мире, заперев США в Западном полушарии. И вот из-за таинственного катаклизма в наш мир является сильная эскадра из СССР-2, материализуясь на юге Тихого океана. В своем мире это сфера русского влияния, и ничего не подозревающие «параллельные русские», встречая здесь американцев, бросаются в бой. Изумленные янки, давно считающие Россию нищей страной третьего мира, видят, как их атакуют Су-27 с красными звездами на килях. Они становятся жертвами атак советских линкоров, авианосцев, стремительных экранопланов…
А если посмотреть назад? Одна повесть Кира Булычева «Меня зовут Надежда» чего стоит! Это – судьба русской фронтовой медсестры, захваченной в плен инопланетными роботами, собирающими образцы фауны для своих далеких хозяев. Надежда, оказавшись в плену на звездолете-«зоопарке», находит общий язык с другими разумными пленниками-негуманоидами – и они поднимают настоящее восстание, пытаясь захватить корабль-робот. И лишь столетие спустя русские космонавты, перехватив в глубинах Вселенной мертвый замерзший звездолет, узнают о судьбе Надежды. С ними фильм по этой повести – и Спилберг вместе с Лукасом отправятся в глубокий нокаут!
Словом, неразработанная «золотая жила» еще ждет своих продюсеров и режиссеров. Наша национальная фантазия, скрещенная с цифровыми технологиями и молодыми режиссерскими талантами, – это действительно чудо-оружие. Русские способны открыть не просто новый бизнес – а целый неизведанный мир. И все это может не только принести прибыли: Россия (ныне объект идейной колонизации) вновь станет субъектом культурной экспансии. Она опять сможет завоевывать сердца. Сначала – на пространстве СНГ. А потом – по всему земному шару. Она шагнет в мир, так уставший от засилья шаблонных голливудских монстров и типовых американских «героев».
Дело – за русскими предпринимателями.

Наша национальная фантазия, скрещенная с цифровыми технологиями и молодыми режиссерскими талантами – это действительно чудо-оружие

Максим Калашников

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Народная империя

ТЕМА НОМЕРА БИТВА МИРОВЫХ ПРОЕКТОВ

К теме номера (вводка)

Реконфигурация квадратуры круга
Жизнь, смерть и возрождение глобальных проектов


Смена отражений
Конкуренция универсальных идей и механизмов их реализации определяет ход истории


Протоколы Иванов-дураков
Гадание на картах по-научному


Бридж по-китайски
Шанхайская организация сотрудничества как инструмент охраны тыла КНР


СВОЕ ДЕЛО

МИФОДИЗАЙН
Идея фикс
Брэндинг по-русски. Статья третья


КАДРЫ
Жить, чтобы работать?
Почему современный человек часто не торопится со службы


ПРАКТИКУМ
Антикризисный PR… внутри компании
В сложной ситуации руководителю фирмы нужны качества сильного и умного лидера


НЕДВИЖИМОСТЬ
Риэлторский надзор! Всем выйти из Сумрака!..
Новое поколение предпринимателей в сфере элитной недвижимости


БЕЗОПАСНОСТЬ
У вас нет денег на телохранителя
Как начинающий предприниматель может защитить себя сам?


ОФИС
Канцтовары по каталогу
Даже бумага, на которой вы пишете, может быть свидетельством солидности фирмы


ТЕНДЕНЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Интранет в русском варианте
Отечественные ученые настаивают на создании закрытой информационной системы


МАССМЕДИА
Русское сетевое телевидение
Проект нового национального вещания


МИРОУСТРОЙСТВО
Великий поход номер два
В условиях экспансии революционного ислама отсутствие идеологии, мобилизующей общество, ведет к поражению


Архипелаг Ирак
Записки русского путешественника


ТОРГОВЫЙ РЯД
Пресса особого назначения

ФИНАНСЫ
Три в одном
Факторинг нужен многим, но доступен не всем


ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Бабье лето

ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
Дежа вю

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ

ЛИЧНОСТИ
Хрустальный дворец магната-патриота

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Была ли Россия «тюрьмой народов»?
Исторический миф как механизм разрушения


ОБРАЗ ЖИЗНИ

КИНО
В дозоре совесть
Иное кино


Вскрытие «золотоносной жилы»
Обратится ли наш кинематограф к сокровищам современной русской фантастики?


КНИГИ
Счастье быстрого приготовления
Почему женскому детективу обеспечен массовый спрос


СВОЕ И ЧУЖОЕ
Мода на Восток
Путь к культурному обогащению или признак духовной эрозии?


КЛУБЫ
Club – второй дом
Как нам реорганизовать досуг


ТЕСТ-ДРАЙВ
Шоу начинается
Тестируем автомобиль Chrysler Crossfire


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал