ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 10 (22) октябрь 2004

ОБРАЗ ЖИЗНИ /// КИНО ///

В дозоре совесть

Иное кино

МОЛОДЫЕ ЛЮДИ,
ВПОСЛЕДСТВИИ РАЗБОЙНИКИ

Наших детей воспитываем не только мы. За ними охотятся (и их воспитывают) производители многих продуктов. В том числе и в первую очередь такого действенного, как кинематограф. Не успеешь оглянуться, как невзначай твой ребенок окажется одним из тех, кого называют «поколением пепси».
Так же нахраписто, как сейчас «Ночной дозор» (но, конечно, не так талантливо и изобретательно), Первый канал впаривал пару лет назад «Антикиллера» Егора Кончаловского. Фильм с модными понтами, с саундтреком чисто под Запад, с наглой телефонной джинсой, с расчесанной на прямой пробор косматой спиной Сухорукова. Отвязная артистическая молодежь, выплывая из облаков марихуаны, с энтузиазмом убивала друг друга и разбивала иномарки, убого на их фоне смотрелись ветераны (больно было видеть великого Ульянова в картонном образе крестного отца под Марлона Брандо). Началось с распиливания руки, а кончилось распитием пол-литры, когда наконец-то была высказана итоговая мысль фильма: «Ментов убивать нельзя».
Переведем дух и спросим: «А не ментов можно?» В сериале «Бригада», которым второй канал ответил «Антикиллеру», Безруков, артист сумасшедшего обаяния, легко доказал, что ментов-то как раз можно и даже нужно, а вот братков – никак нельзя! И сказочно, загадочно улыбался. И восставал из мертвых, стреляя. И опять улыбался с есенинской беззащитностью, и опять убивал. Что и говорить, талантливая поэтизация современных отнюдь не шиллеровских разбойников.
Оба фильма завоевали молодежную аудиторию, имели коммерческий успех, хотя нравственное содержание их ничтожно или отвратительно. На выходе – всплеск подростковой преступности и слезные письма стариков в Думу с требованием ввести цензуру.

«БОЙ ИДЕТ НЕ РАДИ СЛАВЫ, РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»
«Вампирское мочилово» под названием «Ночной дозор» я категорически не хотел смотреть. Но когда в пятый раз услышал, как подростки в метро (троллейбусе, кафе…) шумно спорят и искренне восхищаются отечественным фильмом, когда выяснилось, что его коммерческий успех превозмог все достижения голливудских блокбастеров на постсоветском пространстве, когда продвинутая критика презрительно скривила губы, дескать, куда Бекмамбетову до Сокурова, Муратовой или Германа, когда, наконец, моя собственная дочь серьезно-пресерьезно сказала: «Папа, это кино надо смотреть», – я сдался.
И не пожалел. И вот как понял причины и следствия этого фантасмагорического успеха. Высокие технологии цифрового кино использованы здесь на полную катушку. Блестящий сценарий, конгениальная игра актеров, предельная плотность и смысловая насыщенность действия, спецэффекты, музыка, монтаж – все на высшем уровне. Начиная с рыцарских сцен, которые сделаны абсолютно «по-взрослому». Мощно, страшно, но так убедительно, как не снилось холодным компьютерным баталистам англоязычного мира. Тимур Бекмамбетов, как режиссер прославившийся рекламной кампанией «Всемирная история. Банк Империал», блистательно дебютировал в современном высокобюджетном кинематографе. Отталкиваясь от обрыдлой отечественной чернухи 90-х, когда Россия изображалась беспросветной и смрадной (а в западных фильмах – еще и омерзительно тупой), учитывая высокие достижения Спилберга и Тарантино, а главное, опираясь на фантастические традиции русской литературы, авторы фильма создали выдающийся современный эпос. История борьбы светлых Иных с темными, а в переводе с фантастического на русский – добра со злом, где поле битвы – душа человека, – пронеслась триумфально по России и даже выплеснулась с успехом в американский прокат.
Из-за чего сыр-бор в этом фильме? Из-за чего может разбиться чартер, летящий из Анталии в Москву (кстати, в кино множество трогательных и точных привязок к нашей действительности от главного Светлого, который, оказывается, был в СССР заместителем министра, до места действия с непрезентабельным, но родным названием – Ватутинки)? Из-за чего Москва может лишиться света? Из-за чего может погибнуть весь наш такой хрупкий мир? А из-за того, что двенадцать лет назад герой Хабенского пожелал зла любимой женщине. Всего-навсего. И спасти мир можно, только если ему удастся понять причину и покаяться. Как все просто?
И в жизни непросто, и в кино. Битва приобретает потрясающие кинематографические масштабы, цепляя зрителя, который, казалось, уже забыл, что такое хорошо и что такое плохо. Да и немудрено забыть. Президент расстреливает парламент – нормально, так им и надо; доходные отрасли попадают в руки бандитов и прохиндеев – здоровая конкуренция. Киркоров матом опускает журналистку – прикольно, даже Розенбаум его защищает; «ТАТУтки» демонстрируют однополые поцелуи взасос на сцене во время своего концерта – вообще круто… И вдруг на экране кинотеатра – «иная» героиня. Девственница! Которая после мучительных хитросплетений понимает, что мир может рухнуть из-за того, что она в своих неудачах обвинила родную мать. Даже не говоря ей об этом, а только мысленно.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ
Ну что, кто-то захочет стать вампиром, посмотрев это кино? Вряд ли. Уж слишком омерзительно играют Лагутенко (он и без грима на вампира похож) и Золотухин (Боже, как он изменился со времен Бумбараша). А то, что Антону Городецкому приходится пить кровь понемногу, так он – спецагент, работа у него такая страшная, крест его такой. Кто-то захочет стать «иным» и управлять чужими судьбами? Может быть, и ничего плохого в этом нет. Хотя фильм ненавязчиво намекает: быть «иным» – страшная ответственность, вынести которую могут единицы.
А вот то, что «Ночной дозор» заставит каждого заглянуть в свою душу, – факт. Это нашим тинейджерам не повредит. И то, что они смели с полок книги Лукьяненко (а не какого-нибудь очередного Гарри Поттера), тоже очень хорошо. И кровожадными компьютерными играми после того, как в них крайне гадко поиграл главный злодей, я надеюсь, меньше будут увлекаться.
Фильм, на мой взгляд, безусловно, христианский. Не вспоминая о церкви, не упоминая слова «грех», очень красочно отыгрывая обязательные, может быть, даже богопротивные сцены из жизни вампиров, он тем не менее построен на заповедях Христа. Не убий. Уважай отца. Не пожелай жены ближнего. Возлюби…
Фильм русский. Дело, конечно, не в этнической принадлежности создателей (можно быть стопроцентным великороссом, а снимать антироссийскую мерзость). Дело в том, что этот «продвинутый», абсолютно современный блокбастер – вполне в традициях классической фантастики Гоголя, Чехова, Булгакова, Шварца, задавших художественному творчеству в высшей степени ответственную нравственную планку. Кроме того, с названными авторами создателей «Дозора» роднит юмор, за которым прячется сострадание к героям, и ирония по отношению к самим себе и выбранному ими «ужасному» жанру. Характерен в этом смысле финальный рэп под титры, выполненный в ключе незабвенного Гайдая, с изложением «краткого содержания первой части». А то, что высокотехнологичное кинопроизводство удалось соединить с немереными инвестициями, которые уже принесли ощутимую прибыль, достойно восхищения. Ей-ей, в кинематограф стоит вкладывать деньги.
И главное, после «Ночного дозора» жить мы будем, может быть, чуть-чуть иначе. И кино наше может стать иным.

«Ночной дозор» заставит каждого заглянуть в свою душу

Александр Кондрашов

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Народная империя

ТЕМА НОМЕРА БИТВА МИРОВЫХ ПРОЕКТОВ

К теме номера (вводка)

Реконфигурация квадратуры круга
Жизнь, смерть и возрождение глобальных проектов


Смена отражений
Конкуренция универсальных идей и механизмов их реализации определяет ход истории


Протоколы Иванов-дураков
Гадание на картах по-научному


Бридж по-китайски
Шанхайская организация сотрудничества как инструмент охраны тыла КНР


СВОЕ ДЕЛО

МИФОДИЗАЙН
Идея фикс
Брэндинг по-русски. Статья третья


КАДРЫ
Жить, чтобы работать?
Почему современный человек часто не торопится со службы


ПРАКТИКУМ
Антикризисный PR… внутри компании
В сложной ситуации руководителю фирмы нужны качества сильного и умного лидера


НЕДВИЖИМОСТЬ
Риэлторский надзор! Всем выйти из Сумрака!..
Новое поколение предпринимателей в сфере элитной недвижимости


БЕЗОПАСНОСТЬ
У вас нет денег на телохранителя
Как начинающий предприниматель может защитить себя сам?


ОФИС
Канцтовары по каталогу
Даже бумага, на которой вы пишете, может быть свидетельством солидности фирмы


ТЕНДЕНЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Интранет в русском варианте
Отечественные ученые настаивают на создании закрытой информационной системы


МАССМЕДИА
Русское сетевое телевидение
Проект нового национального вещания


МИРОУСТРОЙСТВО
Великий поход номер два
В условиях экспансии революционного ислама отсутствие идеологии, мобилизующей общество, ведет к поражению


Архипелаг Ирак
Записки русского путешественника


ТОРГОВЫЙ РЯД
Пресса особого назначения

ФИНАНСЫ
Три в одном
Факторинг нужен многим, но доступен не всем


ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Бабье лето

ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
Дежа вю

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ

ЛИЧНОСТИ
Хрустальный дворец магната-патриота

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Была ли Россия «тюрьмой народов»?
Исторический миф как механизм разрушения


ОБРАЗ ЖИЗНИ

КИНО
В дозоре совесть
Иное кино


Вскрытие «золотоносной жилы»
Обратится ли наш кинематограф к сокровищам современной русской фантастики?


КНИГИ
Счастье быстрого приготовления
Почему женскому детективу обеспечен массовый спрос


СВОЕ И ЧУЖОЕ
Мода на Восток
Путь к культурному обогащению или признак духовной эрозии?


КЛУБЫ
Club – второй дом
Как нам реорганизовать досуг


ТЕСТ-ДРАЙВ
Шоу начинается
Тестируем автомобиль Chrysler Crossfire


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал