ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 10 (22) октябрь 2004

СВОЕ ДЕЛО /// ФИНАНСЫ ///

Три в одном

Факторинг нужен многим, но доступен не всем

УДАР НИЖЕ ПОЯСА
Эта финансовая услуга возникла как своеобразный способ решения извечной проблемы нехватки оборотных средств. Для дополнительного привлечения покупателей продавцы издавна пользуются отсрочкой платежа. Однако при этом часть финансов оказывается замороженной, что пагубно влияет на оборачиваемость и замедляет бизнес. Теряется прибыль, что бьет по самой чувствительной части бизнесмена – его кошельку! Стандартным решением этой проблемы всегда был краткосрочный банковский кредит, который позволял продавцам не останавливать свою деятельность в ожидании платежа. Однако при всех достоинствах займа, предприниматели столкнулись с тем, что оказались в полной зависимости от своих покупателей, ведь задержка или невыплата отсроченного платежа грозила серьезными пенями, а то и банкротством: ставки на «коротких» деньгах не отличаются излишней гуманностью.
Чтобы снизить эти риски до минимума, предприятиям-производителям приходится держать у себя целые отделы, занимающиеся обслуживанием полученных кредитов и отслеживанием своевременности отсроченных платежей. Однако предприятие все равно часто оказывается между двух огней: банк требует вернуть кредит, а задолжавший покупатель не торопится платить по счетам, оправдываясь «объективными трудностями».

СИЛА В ПОСТОЯНСТВЕ
Первоначально факторинговые услуги оказывались торговыми посредниками. Они были заинтересованы в улучшении дел своих клиентов, вполне могли доверять им «короткие деньги», а также дополнительно зарабатывали на процентах. Помимо этого посредники имели дело не только с продавцами, но и с покупателями – поэтому со временем они начали брать на себя функцию взыскания дебиторской задолженности. Услуга стала пользоваться все большей популярностью, так как по ряду параметров она выгодно отличалась от банковского кредита. В отличие от ссуды для факторинга не требуется обеспечение; суммы обслуживания заранее не обусловлены и могут расти вместе с увеличением оборотов фирмы. Если при оформлении кредита нужно каждый раз предоставлять банку большое количество документов, то договор факторинга заключается, как правило, один раз и автоматически продлевается каждый год. К тому же в отличие от банка компания-фактор обычно предоставляет клиенту пакет дополнительных услуг.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОДУКТ
Строго говоря, факторинг не является одной услугой, а представляет собой их совокупность. «Того же самого эффекта можно добиться, если вы пойдете в банк, получите кредит, в страховой компании получите страховой полис, а IT-компания сделает программное обеспечение, с помощью которого можно управлять дебиторской задолженностью», – объясняет председатель правления Национальной факторинговой компании «Уралсиб-НИКойл» Михаил Трейвиш.
Получение денег при факторинговом обслуживании происходит в тот момент, когда клиент предъявляет документы, подтверждающие факт поставки товара или оказания услуги на условиях рассрочки платежа. Это может быть накладная или счет-фактура. Сумма получаемых продавцом денег составляет 60–90% от указанной в контракте. Остальные деньги (за вычетом платы за услуги фактора) продавец получит, когда покупатель рассчитается за поставку.
Страховая составляющая факторинговой услуги заключается в том, что поставщик фактически передает риск неплатежа компании-фактору, которая берет на себя взыскание дебиторской задолженности. Продавец чувствует себя более комфортно – особенно если дело касается новых, «непроверенных» покупателей. Если же факторинг применяется к старым, надежным клиентам, продавец зачастую выбирает схему работы с регрессом – то есть берет риск неплатежей на себя. В этом случае, если покупатель не выполняет свои обязательства, продавец выплачивает фактору причитающуюся сумму, а взысканием задолженности занимается самостоятельно.
Пользуясь услугами факторинга, компания ограждает себя от многих косвенных рисков, которые берет на себя фактор. К примеру, снижаются так называемые процентные риски. Цена краткосрочного кредита может колебаться каждый день – в отличие от процентной ставки по факторингу, которая может оговариваться на срок до года. Еще один важный риск, который особенно волнует экспортеров, – валютный. Поскольку продавец получает рубли от фактора немедленно, то он может конвертировать их в валюту и не опасаться резких колебаний курса на бирже.
Информационное обслуживание клиента заключается в ведении и учете его «дебиторки». Программное обеспечение, предоставляемое фактором, позволяет продавцам отслеживать перевод средств от дебиторов, просроченные платежи, зарегистрированные поставки, вести статистику платежей по каждому дебитору. Пользуясь этой информацией, компания получает представление о состоянии рынка и платежной дисциплине своих клиентов.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИ СИМБИОЗ?
Как нетрудно заметить, из всех составляющих только кредитование относится к чисто финансовым услугам. Несмотря на это, в России факторингом занимаются в основном банки; исключение составляет компания «Уралсиб-НИКойл». Это, кстати, противоречит мировой практике: во многих странах банки вовсе не предоставляют факторинговых услуг. Считается, что факторинг составляет серьезную конкуренцию традиционному кредитованию. «Если раньше бытовало мнение, что факторинг в одних банках конкурирует с факторингом в других, то сейчас можно говорить об усиливающейся конкуренции между факторингом и краткосрочным кредитованием как в рамках одного банка, так и на банковском рынке в целом, – говорит заместитель начальника департамента обслуживания корпоративных клиентов «Пробизнесбанка» Заур Сулейманов. – Девять из десяти клиентов проводят сравнительный анализ факторинга с кредитованием».

ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДАВЕЦ
Далеко не каждая фирма, желающая воспользоваться услугами факторинга, может сейчас это сделать. Поскольку компания-фактор сталкивается с определенными рисками и несет издержки, связанные со своей деятельностью, то не каждый клиент может стать источником прибыли. Имеет значение, какие объемы и какое количество дебиторов предполагается передать на обслуживание. От сумм зависит размер прибыли фактора, а от количества дебиторов – риск уменьшения объемов платежей. Чем больше у продавца покупателей, тем меньший удар по бизнесу наносит потеря одного из них. Также учитывается и средняя цена сделки: мизерные платежи обслуживать невыгодно (расходы перекрывают прибыль фактора), а большие контракты таят в себе слишком большой риск в случае, если покупатель не заплатит. Срок отсрочки платежа, который продавец дает своим поставщикам, не должен превышать 90 (в некоторых случаях 120) дней – в противном случае фактор эту сделку обслуживать не станет.
Также при принятии решения брать или не брать поставщика на обслуживание фактором приветствуются здоровые амбиции потенциального клиента, так как это сулит увеличение объемов сделок в будущем.

ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА
Из-за специфичности факторинга не все отрасли одинаково перспективны для его развития (см. график 2). На это есть несколько причин. В частности, риски, связанные с предоставлением этой услуги в той или иной области во многом определяются величиной так называемого индекса устойчивости отрасли. Значение этого показателя рассчитывается путем деления просроченной задолженности на сумму месячной отгрузки продукции. Полученный показатель умножается на 100% и позволяет судить о том, насколько отрасль устойчива к кризису неплатежей. Чем ниже показатель, тем ситуация благоприятнее для проникновения фактора на этот сегмент рынка. Отраслевой индекс устойчивости для пищевой промышленности составляет 25%, для нефтеперерабатывающей – 39%. А вот легкая промышленность и машиностроение с показателями 107% и 155% выглядят куда менее привлекательно.
Однако нефтеперерабатывающая отрасль, несмотря на хороший показатель индекса устойчивости, в лидерах пользователей факторинга не значится. Это обусловлено тем, что в «нефтянке» распространены долгосрочные контракты на поставку, тогда как для факторинга наиболее «вкусными» являются регулярно повторяющиеся краткосрочные контракты. Небольшая отсрочка платежа, оптимальный размер контракта и регулярный характер сделок делают рынки продовольствия, алкоголя, строительных материалов и бытовой техники основными сферами для применения факторинговых услуг.

ПРОБЛЕМЫ РЫНКА
Как и любая финансовая деятельность, факторинговые услуги стали объектом внимания мошенников. Главный бич во всем мире – это предоставление дебиторской задолженности, которой на самом деле не существует. Аферисты симулируют бурную деятельность, завлекают фактора большими «перспективами», затем получают деньги по фиктивному договору поставки – и растворяются в воздухе. Поэтому опытные факторинговые компании применяют целый комплекс мер, направленных на раннюю диагностику своих потенциальных клиентов.
Вторая проблема рынка касается государственно-правовых аспектов. Некоторые фирмы используют факторинг для увеличения себестоимости продукции, тем самым уменьшая размер налога на прибыль. Процент за обслуживание, полученный компанией-«псевдофактором», выводится через офшорные зоны, а часть его возвращается продавцу «черным налом». Впрочем, умением приспособить новый вид бизнеса для нужд, далеких от честного бизнеса, отечественного предпринимателя удивить трудно.

В отличие от ссуды для факторинга не требуется обеспечение, суммы обслуживания заранее не обусловлены и могут расти вместе с увеличением оборотов фирмы

Артем Давыдов

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ»

Народная империя

ТЕМА НОМЕРА БИТВА МИРОВЫХ ПРОЕКТОВ

К теме номера (вводка)

Реконфигурация квадратуры круга
Жизнь, смерть и возрождение глобальных проектов


Смена отражений
Конкуренция универсальных идей и механизмов их реализации определяет ход истории


Протоколы Иванов-дураков
Гадание на картах по-научному


Бридж по-китайски
Шанхайская организация сотрудничества как инструмент охраны тыла КНР


СВОЕ ДЕЛО

МИФОДИЗАЙН
Идея фикс
Брэндинг по-русски. Статья третья


КАДРЫ
Жить, чтобы работать?
Почему современный человек часто не торопится со службы


ПРАКТИКУМ
Антикризисный PR… внутри компании
В сложной ситуации руководителю фирмы нужны качества сильного и умного лидера


НЕДВИЖИМОСТЬ
Риэлторский надзор! Всем выйти из Сумрака!..
Новое поколение предпринимателей в сфере элитной недвижимости


БЕЗОПАСНОСТЬ
У вас нет денег на телохранителя
Как начинающий предприниматель может защитить себя сам?


ОФИС
Канцтовары по каталогу
Даже бумага, на которой вы пишете, может быть свидетельством солидности фирмы


ТЕНДЕНЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ УСПЕХА
Интранет в русском варианте
Отечественные ученые настаивают на создании закрытой информационной системы


МАССМЕДИА
Русское сетевое телевидение
Проект нового национального вещания


МИРОУСТРОЙСТВО
Великий поход номер два
В условиях экспансии революционного ислама отсутствие идеологии, мобилизующей общество, ведет к поражению


Архипелаг Ирак
Записки русского путешественника


ТОРГОВЫЙ РЯД
Пресса особого назначения

ФИНАНСЫ
Три в одном
Факторинг нужен многим, но доступен не всем


ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Бабье лето

ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
Дежа вю

ОПЫТ И ТРАДИЦИИ

ЛИЧНОСТИ
Хрустальный дворец магната-патриота

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Была ли Россия «тюрьмой народов»?
Исторический миф как механизм разрушения


ОБРАЗ ЖИЗНИ

КИНО
В дозоре совесть
Иное кино


Вскрытие «золотоносной жилы»
Обратится ли наш кинематограф к сокровищам современной русской фантастики?


КНИГИ
Счастье быстрого приготовления
Почему женскому детективу обеспечен массовый спрос


СВОЕ И ЧУЖОЕ
Мода на Восток
Путь к культурному обогащению или признак духовной эрозии?


КЛУБЫ
Club – второй дом
Как нам реорганизовать досуг


ТЕСТ-ДРАЙВ
Шоу начинается
Тестируем автомобиль Chrysler Crossfire


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал