ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 11 (18) декабрь 2003 / январь 2004

КУЛЬТУРА /// ГАЛЕРЕИ

Матрос с барышнями

ПРОСТОЕ ИСКУССТВО НАИВНОЙ ЖИЗНИ

Меня - и как владельца галереи наивного искусства "Дар", и как президента созданного в этом году Общественного фонда наивного искусства "Остров Тарабаров" часто спрашивают, кто такие наивные художники и чем они отличаются от других художников. Если коротко, то наивные художники - это люди, которым Бог дал видеть и чувствовать красоту, но не дал возможности выучиться на художника. В обычной жизни они, художники в душе, остаются домохозяйками, крестьянами, инженерами… Часто их талант просыпается вдруг, в силу внешних обстоятельств, круто меняющих их жизнь (жена умерла, стал инвалидом, вышел на пенсию, в тюрьму попал… да мало ли что может случиться с человеком, отчего, как от порыва ветра, настежь распахиваются затворы и талант, десятилетиями дремлющий в душе, вдруг прорывается в мир картинами или скульптурами, толстенными романами или "неумелыми" стихами).
Наивного художника можно сравнить с тестом для пирогов. Вот оно набухает, ширится, ему становится тесно в кастрюле, и вот уже крышка съезжает набок и тесто переваливается через край. Именно в этом состоянии оно становится пригодным для пирогов - когда созреет и пойдет через край. Так и наивы: в них изначально присутствует особый дар эстетического восприятия мира, который в какой-то момент выплескивается вовне как "озарение", поэтому их называют иногда "инсайтными" художниками.
Наивные художники, как правило, никогда не учились изобразительному искусству. Поэтому они не только не умеют работать "правильно", но и вообще ничего не знают о правилах, об истории искусства и текущей художественной жизни. Очень точно о процессе творчества сказала старейшая наша наивная художница Елена Андреевна Волкова: "Пишу чистыми красками прямо из тюбиков. Какие краски я беру во время работы в руки - не ведаю, названия их не знаю. Делаю так, как подсказывает картина. Иногда долго ищу нужный цвет на холсте, множество перепробую красок, убираю те, которые не подходят. Не получается! А через некоторое время посмотрю - все цвета на своем месте. А как это получилось, сама не знаю. Думаю, что краски сами могут смешиваться на холсте, пока они не просохли, и получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует". И еще: "Картина тогда закончена, когда все в ней живет. Беспрерывного творчества у меня не бывает. В какой-то момент оно обязательно само собой прерывается. В самом конце вдруг возникает такое чувство, что больше писать нечего. Сама картина тебя отпускает от себя, и тогда произведение готово".
Кстати, "чистыми" красками прямо из тюбиков писал великий Ван Гог, а не менее великий Кандинский говорил о наивных художниках, как о "чистых художниках", которые изображают только существенное и необходимое, без чего нельзя обойтись. Преуспевающий московский художник и очень умный человек Борис Мессерер вообще как-то обмолвился в одном из своих интервью, что быть или стать наивным - высшее достижение для художника.
Действительно, многие художники хотели бы достигнуть того уровня простоты и уникальности художественного языка и художественности как таковой, которые мы столь ценим в произведениях наивных художников, но далеко не всем удается подобно нижегородскому священнику Дмитрию Ершову, человеку с двумя художественными образованиями, стать простым, но не упрощенным, преодолеть в себе стереотипы, сложившиеся в годы учебы и превратившиеся впоследствии в железобетонные "творческие" принципы.
Дмитрий Ершов родился в 1964 году "в Нижнем Новгороде - хорошем, красивом месте: там Ока впадает в Волгу, и очень ощущается простор..." Он - горожанин, город в его картинах уютный и человечный, как многие старинные русские города в провинции; но отчасти художник - гость в этом городе. Здесь ему хорошо, он любуется своим городом, но любование это - печально, и, может быть, где-то глубоко уже зреет неприятие города как сущности. Город у Ершова сам себя сажает в золотую клетку: прирученный лев замирает кошкой на подоконнике, петух (жар-птица?) попадает в лапы коту, да и собственно жар-птица незамеченной пролетает мимо горожанина, погрузившегося в меланхолию "городского синдрома".
Жизненные принципы отца Дмитрия можно выразить тремя словами - Бог, семья, "картинки". У него любящая и любимая жена, трое сыновей и его работы - картины в авторских рамах и деревянные раскрашенные скульптуры. Последние вызывают особый интерес у коллекционеров своей сконцентрированной метафоричностью, простотой и лаконизмом образа, той необыкновенной теплотой, с которой художник относится к прототипам своих героев, будь то люди, звери или просто "предметы материальной культуры".
"Не всегда земное - это плотское, мрачное. Заземленное. А небесное - это не всегда ангелы", - эти слова художника позволяют лучше понять тот душевный комфорт, который испытывает зритель на выставках Ершова. В его работах грань между небом и землей, между обыденным и чудесным растворяется. Возникает новое мистическое пространство полуяви-полусна, где чудесное банально, а банальность - чудесна.
На сегодняшней художественной сцене такие художники, как Дмитрий Ершов, редки, но, если можно так выразиться, зрительская потребность в их произведениях растет, так как, по мнению Ершова, "если художник себя не ограничивает в нравственном плане, то он зрителю своему принесет больше вреда, чем пользы. Потому что безнравственный и бесчеловечный художник опасен и его работы лучше не смотреть".
Наивному художнику очень не просто на художественном рынке, так как он по определению не способен создавать стратегий успеха и действовать в рамках этих стратегий. Вся его стратегия в том, что, как признался мне однажды один из моих художников на мое замечание о дороговизне его работ: "Ты вот, Сергей Дмитриевич, хороший человек, часто ко мне приезжаешь, поэтому купишь и по такой цене, а кто первый раз - может и передумать". Галеристу, посвятившему свою жизнь работе с наивными художниками, нужно быть готовым к тому, что единственный вид сотрудничества приемлемый для наивных - это продажа своих произведений. Потому что, когда такой художник пишет - он демиург, он создатель, или правильнее - воссоздатель мира и его образа, живущего в душе автора. А как только "картинка" закончена, она становится товаром и не более того. (Поэтому ее можно повесить на калитку, выходящую на проезжую дорогу, или выставить на обочине, как выставляют ведра с картошкой или яблоками, чтобы, продав и тут же позабыв о ней, начать писать новую. Наивного художника не интересуют ни публикации, ни каталоги выставок (во всяком случае, если и интересуют, то в гораздо меньшей степени, чем профессиональных художников). К таким словам, как "консигнация" или "комиссионные", он относится с недоверием и может заподозрить вас в недобрых намерениях, если вы злоупотребляете экономической терминологией.
Помню, лет восемь назад Александр Васильевич Суворов - без сомнения, выдающийся наивный художник из Тверской области, которого газета "Франкуртер альгемайне" сравнила с великим наивом Анри Руссо, - хотел буквально прогнать съемочную группу, приехавшую снимать о нем передачу, объясняя это тем, что телевизионщики приехали без предупреждения, а ему надо копать картошку. Другой замечательный художник из Липецка, Михаил Александрович Ржанников, в целях борьбы с инфляцией начала девяностых размер авторского гонорара за свои картины привязывал к стоимости холодильников. Поэтому, если за время, что мы с ним не виделись, холодильники дорожали вдвое, то и его картины стоили ровно в два раза дороже.
Бизнес с такими партнерами - то смех, то грех. Зато прибыль - если прибылью считать разницу между ценой покупки и продажи произведения - со временем может достигать тысяч процентов. Правда, из всех, кого я знаю (в том числе и я), палат каменных на наивном искусстве в России еще никто не нажил, хотя на хлеб с маслом у тех, кто продолжает торговать "по-советски", то есть "из-под полы", "за углом", с "некоммерческой" выездной выставки и т.д., хватает.
Конечно, если бы выполнялись хотя бы те принципы, что заложены в немногочисленные "культурные" законы, да не приравнивались бы галереи во всех отношениях к производителям тех же холодильников, да поумерились бы хоть чуть-чуть аппетиты чиновников и эксплуатационников, то галерей наивного искусства в нашей стране было бы больше и было бы, чем наполнить кассу фонда наивного искусства, в творческом портфеле которого много проектов, кроме проекта создания в России музея наивного искусства с постоянной экспозицией федерального уровня, художественно адекватной месту наивного искусства в общекультурном контексте. В Бразилии, несмотря на обилие диких обезьян, такой музей работает под патронажем самого президента. В прошлом году в Нью-Йорке - оплоте современного искусства - открылся музей наивного искусства. А в России до сих пор такого музея нет (если не считать микроскопического муниципального учреждения площадью 109 кв. м в Северо-Восточном округе столицы). Зато в нашей стране есть такие художники, как Павел Леонов, удостоенный Гран-при триеннале наивного искусства в Братиславе в 1997 году в возрасте 77 лет.
Радостная, пенящаяся, бьющая через край живописная энергия мечтателя из глуши, живущего на краю края (граница Ивановской и Владимирской областей!) жизнью то ли босяка, то ли юродивого, поражает размахом и безоглядной удалью. Ее хватает на всех. Краснозвездные планеры, влекомые гигантскими птицами, спасают от волков путешественников в Африке; подводные лодки спешат на помощь Кубе; Колумб открывает Америку, а если уж ярмарка, то не только с медведями, но и со слонами, тиграми, зебрами, скачущими тройками, катанием на лодках, скульптурами и фонтанами, самолетами и катерами...
Леонов не пишет картину, а творит мир. Словно Господь Бог, разделяет он небеса, тверди и воды, а затем населяет их счастливыми людьми, зверями и птицами - им хорошо вместе, среди невиданных деревьев. Перед нами разворачивается воплощенная гармония природы и человека, трудов праведных и отдохновения от трудов, праздников и будней. Живописец и мифотворец, Павел Леонов всегда жил и живет в самой счастливой и могучей стране, как бы она ни называлась - СССР или Россия, весь мир или сельцо Меховицы.
В России гигантский художественный ресурс наивного искусства, до сих пор не задействованный ни в идеологической, ни в образовательной, ни в воспитательной сферах. Другой художественный ресурс, таящий в себе труднооценимые резервы национального сознания и духовности - это православное искусство. В настоящее время мы с настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Тарычева Московской области Видновского Благочиния иереем Алексием Волосенко работаем над проектом Православной галереи. Это будет галерея, придя в которую, православный христианин сможет быть уверенным, что в произведениях искусства, выставленных там, нет соблазна, даже если это светское искусство. Сейчас мы готовим обращение к митрополиту Ювеналию за благословением нашего начинания. Если таковое последует, то мы сможем подробнее рассказать об этом проекте.

Сергей Тарабаров



[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

АКЦИЯ РП

Русские в Греции: мирный десант
Российско-греческий форум «Моя Родина»


ПЕРСПЕКТИВЫ

Россия и Греция – пример взаимодействия
Заместитель министра обороны РФ, председатель Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами Михаил Дмитриев говорит о перспективах продвижения продукции российской «оборонки» на мировом рынке


ПРОЕКТ «Кодекс русского предпринимательства»

Академик Дмитрий Львов: Я уверен, что Россия продемонстрирует миру свою силу!

ТЕМА НОМЕРА: СПОРТ

В спорте рождается истина?
 
Павел Буре. Русская Ракета готовится служить государству
Павлу Буре придется принять судьбоносное решение

 
Феномен Татарстана
Если в Казани зажигаются спортивные звезды, значит, это кому-нибудь нужно…

 
Места знать надо
Покорять горы можно не только снизу вверх, но и наоборот


СЕНСАЦИЯ
Тула – не Васюки, гроссмейстер – не липовый
Станет ли Анатолий Карпов русским Генри Фордом?


VIP
Открываем «Русский сезон»
В России пройдет первый этап Кубка президента по горнолыжному спорту


ГОСУДАРСТВО

КЛУБ СЕНАТОРОВ
Черная икра в Красной книге не пахнет
О тревожной ситуации в рыбной отрасли рассказывает Геннадий Горбунов


ГЕОПОЛИТИКА
Или вместе противостоять угрозам, или пропасть поодиночке
России и США нужен качественно новый фундамент двусторонних отношений


РОССИЯ — УКРАИНА
Кому нужны поражения?
История с Тузлой становится еще одной неудачей нашей страны

ХОЗЯЙСТВО

ВЗГЛЯД
Чьи интересы представляет «образованный слой» в России?

ИНТЕРВЬЮ
Управлять причинами или исправлять последствия?
О принципах руководства крупным предприятием и о нравственных основах бизнеса размышляет промышленник Андрей КОЗИЦЫН


РУССКИЙ БИЗНЕС ЗА РУБЕЖОМ
Стараюсь жить так, чтобы не было стыдно
Российский предприниматель в Болгарии - Ованес Мелик-Пашаев. Проекты и проблемы, неудачи и победы


КНИГИ
Новые издания

БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРАКТИКА
Налоговая проверка
Как избежать неприятностей


Не оглядывайтесь, за вами хвост!
Несколько практических советов, как обнаружить слежку


ТАЙНЫ ПОЛИТИКИ
Don t call me Junior!
Не называй меня младшим!


МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ
По стандартам ФАТФ
Россия стала полноправным членом Международной группы по борьбе с легализацией преступных доходов


СОБЫТИЕ
Оплот воздушно-космической обороны
Русско-белорусский радар смотрит за горизонт


ЧЕЛОВЕК

МАСТЕР
Кузнец своей жизни
Один день из жизни мастера Александра Лысякова


ДЕЛО
Лошадиная работа фермера Аникеева
При диком капитализме коневодство может быть рентабельным


СУДЬБЫ
Поучительная история жизни шулера, дуэлянта и авантюриста Ф. И. Толстого по прозвищу Американец

PR ПРАКТИКУМ
Искусство делать приятное
Не всякий подарок оставляет дорогую память


БУДЬ ЗДОРОВ!
Чем трудоголик отличается от алкоголика?

ЮМОР

Человек человеку – волк

Кролик стал как новенький

КУЛЬТУРА

МУЗЕЙ
Центр городской жизни
О музейной политике, о жизни коллекций и об организации выставок рассказывает директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ


ЖИЗНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Призраки Эрмитажа в Третьяковской галерее
Завершая свое триумфальное путешествие по миру, «Русский Ковчег» Александра Сокурова доплыл наконец-то до Москвы


МНЕНИЕ
Дефицит масштабных личностей
Патриотизм возрождается, считает генеральный директор и председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров


КИНО
Кино постфеодальной эпохи
Оптимистичный прогноз


Ответим фабрике грез фабрикой действительности
Размышления о сериале «Баязет»

ГАЛЕРЕИ
Художник должен быть богат и успешен
Нередко витражи смотрятся как обычное цветное пятно в интерьере. У «Александрии» они - произведения искусства


Простое искусство наивной жизни
Многие мастера хотели бы достичь уникальности художественного языка наивных художников


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал