ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 7 - 8 (16) июль - август 2003

ВЫСТАВКИ

ИГРА В ИСТОРИЮ ИЗ ВОСКА

Телеканал «Россия» занимается воспитанием чувств населения и регулярно подбрасывает современному кинематографу новых героев. Под финал телевизионного сезона «Россия» выстрелила десятисерийным «Идиотом».

В выставочных залах Российского дома науки и культуры в Берлине на летний сезон обосновались Петр I и Юрий Гагарин, Екатерина Великая и Михаил Горбачев, Александр I и Ульянов-Ленин… Президент России Владимир Путин на фоне российского триколора, по-мальчишески засунув руки в брюки, радушно встречает посетителей у входа. Ассоциация музеев восковых фигур Санкт-Петербурга и ООО «Паноптикум» при активной поддержке берлинского союза художников «Артель» привезли в Берлин 29 восковых фигур. Концепция выставки, посвященной 300-летию Санкт-Петербурга - Россия в лицах, причем персонажи должны быть связаны с Германией. Так что у берлинцев есть уникальная возможность в буквальном смысле слова прикоснуться к ярчайшим историческим фигурам нашей страны.
Ильич своим знаменитым взглядом с прищуром «цепляет» каждого посетителя выставки. Разговор Лаврентия Павловича с Иосифом Виссарионовичем невольно заставляет насторожиться. Федор Михайлович, погруженный в свои нелегкие думы, недобро смотрит прямо пред собой. Зато вдохновенное лицо Михайлы Васильевича Ломоносова притягивает своей «живостью». Особая трагическая нота экспозиции - судьба последнего российского императора и его семьи: в Берлин привезли композицию, воссоздающую сцену расстрела Романовых в Ипатьевском доме в Екатеринбурге.
История создания восковых фигур уходит в далекое прошлое. Еще в Древнем Египте из воска делались амулеты и сакральные фигурки для погребения. В Древней Греции и Риме увлекались не только мелкой пластикой из этого материала (статуи богов, венки для спортивных состязаний и игрушки), но и отливали посмертные маски, которые затем искусно расписывали и хранили в семейных атриумах. Римляне первыми стали создавать восковые фигуры умерших императоров, наряжая их в подлинные одежды усопших. Каждый род считал своим долгом беречь эти реликвии. С приходом христианства сделанные из воска изображения знатных римских горожан стали дарить соборам, которые стремительно обрастали коллекциями именитых соотечественников.
В Средние века воск стоил так дорого, что французскому королю Филиппу Красивому пришлось издать специальный указ, строго определяющий круг лиц, имеющих право пользоваться восковыми свечами. Но высокие цены уже не могли остановить индустрию изготовления скульптур из хрупкого, но такого животворного материала. «Восковая эпидемия», охватившая Италию, перекинулась на Францию, а затем на Англию и Германию.
В начале ХVII века в Европе появилась мода на прижизненные портреты из тонированного воска, которые, несмотря на их дороговизну, заказывались самым знаменитым скульпторам. В 1770 году швейцарец Филипп Куртис открыл в Пале-Рояль под Парижем первый музей восковых фигур. Его племянница мадам Тюссо превратила «восковой бизнес» дядюшки в мировую музейную державу.
В ХVIII веке это элитарное искусство стало общедоступным - повсюду появляются передвижные кабинеты восковых фигур. Модным становится выставлять не только исторических, мифических и литературных персонажей, но и устраивать своего рода парады уродов и убийц. А в ХIХ веке для привлечения зрителей при выставках открываются паноптикумы - передвижные балаганы, в которых демонстрируют уже «живых монстров»: бородатых женщин, безруких мужчин, сросшихся близнецов.
В Россию идею создания паноптикумов завез царь Петр. Из первой «загранкомандировки» в 1698 году он вернулся на родину со своим восковым портретом, предназначенным для Потешной палаты. Знаменитый Растрелли создал при жизни императора несколько восковых портретов, но самую загадочную, исполненную всевозможных тайн и легенд восковую персону Петра I он изготовил по слепкам головы, рук и ног умершего царя.
До 1917 года кабинеты восковых фигур были повсеместным увлечением россиян. С приходом большевиков стало не до смеха и потехи, а тем более не до исторической познавательности, и экспозиции прекратили свое существование на долгие годы.
Только после перестройки занялись возрождением забытого искусства ваяния из воска. Петербург первым начал поиск утраченных технологий. Появились специалисты, собирающие базу данных на кандидатов, пользуясь прижизненными портретами, фотографиями и антропометрическими характеристиками (вес, рост, объем шеи, грудной клетки, цвет глаз и волос); возникла сеть мастерских, где трудятся талантливые скульпторы, гримеры, пастижеры, ювелиры и художники по костюмам, сумевшие вдохнуть жизнь в своих восковых фигурантов. Теперь Ассоциация музеев восковых фигур обладает обширной коллекцией знаменитостей и готова удовлетворить любой, даже самый взыскательный вкус. Кстати, у ассоциации довольно прочные связи именно с Германией. Как рассказала президент Ассоциации музеев восковых фигур Ирина Щербинина, произведения питерских мастеров не раз экспонировались на севере этой страны, а в Мюнхене уже почти готова стационарная выставка.
Берлинский Музей Стены около самого знаменитого бывшего КПП -- Check point Charly в скором времени посетят важные персоны. Кроме уже доставленного в столицу Германии воскового двойника Владимира Путина ожидаются дублеры Эриха Хонеккера, Гельмута Шмидта и Михаэля Шумахера, выписанные из Санкт-Петербурга для этой акции.

Александра Турган,
специально для «РП»
Берлин


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Лучше Нобеля только Алферов!

Швыдкой получил головную боль

Окно в Европу

«Сушки» полетят на Восток

Да будет свет!

Восстановление исторических связей

Что предпринять против «живых бомб»

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Второе дыхание
Владимир Путин включается в работу по реализации экономических реформ


МНЕНИЕ
Самое худшее - впереди
Ирак ожидает гражданская война, полагает известный философ и общественный деятель Гейдар Джемаль


ПОЛИТИКА

ТЕНДЕНЦИИ
Россия - CША: цена примирения
Внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Россия после войны в Ираке, вызывает противоречивые оценки


РЕПЛИКА
Бросок на юг
В польских зоопарках начнут разводить верблюдов


ТЕМА НОМЕРА: КУЛЬТУРА - РЕСУРС НАЦИИ

Вперед – к устоям
Приглашение к разговору


Открыть себя заново
Культурные традиции - самая ценная часть нашего социального капитала


Культура металла и камня
Уральская энергия и целеустремленность помогут поднять Россию


Древнему Пскову исполняется 1100 лет
Интервью с губернатором Псковской области Евгением Михайловым


Времен связующая нить
Не только города, страны, но и семьи должны иметь свою летопись, считает наместник
Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)


Искусство мозаики сегодня
Художник Александр Корноухов размышляет о древней изобразительной технике в контексте современной культуры


Чудо как наша цель
Уникальная культура делает русских самыми конкурентоспособными в новом мире


ХОЗЯЙСТВО

ВЗГЛЯД
О стратегии
Размышления по поводу программных заявлений президента


ОТРАСЛИ
Энергетика и национальный интерес
Лучше вообще не проводить никаких реформ, чем делать это поспешно и нелегитимно


В «снежном царстве» становится жарко
Консолидация российских производителей мороженого - единственный путь к развитию отрасли


ИНТЕРВЬЮ
Партнерство во имя леса
Создание вертикально интегрированных структур может решить многие проблемы лесного комплекса


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Тайны Изумрудного города
IAS: искусство иллюзии. Статья двенадцатая


ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Неиссякаемый оптимизм

ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
Камнем ко дну

БЕЗОПАСНОСТЬ

ТЕНДЕНЦИИ
Новые генералы наркопотоков
Американское присутствие в Афганистане знаменуется беспрецедентным ростом наркобизнеса


ИНТЕРВЬЮ
Сергей Недорослев глобализации не боится
Крупнейшая частная группа авиационной промышленности России надеется только на себя


ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ
Бизнес-услуги разведки
Пора вырабатывать механизмы сотрудничества спецслужб и предпринимателей


ЧЕЛОВЕК

ДИАСПОРА
Русское сокровище датского королевства
Татьяна Ладыженская - потомственная аристократка и просто добрый человек


ТЕХНОЛОГИИ
Власть цифры
Нужно ли все переводить на язык символов?


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Бобровая шуба академика
Ценнейший народный капитал - капитал науки, утверждал великий химик Владимир Ипатьев


СВЯТЫНИ
Афон и Россия
Святоотеческий завет, национальный миф или вызов эпохи?


ДАТА
Возвращение к Серафиму Саровскому
100-летие канонизации


КУЛЬТУРА

ИМЕНА
Память сердца: актер Иван Лапиков
Вспоминая «великого русского мужика»


НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
Легенда о самоваре
Тульские традиционные товары стали культурным достоянием страны


Ода балалайке
Василий Андреев расширил репертуар народного инструмента


БРЭНД
Эта русская красота - Фаберже
Из истории близкой и дальней


ВЫСТАВКИ
Игра в историю из воска
Берлинцы могут в буквальном смысле слова прикоснуться к историческим фигурам нашей страны


КОРОТКО
Юбилей морского форпоста.
Древнерусское пение в Москве.
Всероссийский Тургеневский праздник.
Как узнать все о культурных памятниках.
Музыкальное лето в Константинове.
Путешествие в древнюю Ладогу


КНИГИ
Слово старца Паисия
Не будем хвататься за многое


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Русское подворье

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: июль
Календарь: август

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал