ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 7 - 8 (16) июль - август 2003

БРЭНД

ЭТА РУССКАЯ КРАСОТА - ФАБЕРЖЕ

У большинства людей марка «Фаберже» ассоциируется прежде всего с богато украшенными эмалированными пасхальными яйцами, которыми до революции обменивались друг с другом члены царской семьи. Традиция Романовых дарить друг другу драгоценные вещицы, изготовленные специально для этой цели фирмой Фаберже, будоражит фантазию людей до сих пор, тем более что произведения придворного мастера теперь широко известны и их можно ежегодно видеть на выставках. Но это антиквариат... А каков стиль Фаберже сегодня? Что стало с самой компанией? Что знают об ее продукции в других странах, например в Великобритании?

ИЗ ИСТОРИИ БЛИЗКОЙ И ДАЛЬНЕЙ
Петер Карл Фаберже (1846-1920), более известный как Карл Фаберже, пошел по следам своего отца Густава, ювелира, происходившего из французской гугенотской семьи, скрывавшейся от религиозных преследований католиков. Сначала Фаберже поселились в Эстонии, а потом перебрались в Россию, где уже прочно обосновались.
После четырехлетней практики во Франкфурте, Флоренции и Париже в 1865 году Карл присоединился к семейному бизнесу, а в 1872 году уже его возглавил. Первая мастерская Фаберже была открыта в Москве в 1897 году. За этим последовал период бурного развития, который привел к тому, что компания Фаберже стала самой крупной в России - с 500 рабочими. Мастерские возникли в Одессе (1890), в Киеве (1900) и в Лондоне (1903).
Однако в 1914 году настали трудные времена. Многих мастеров забрали на военную службу, а Карлу Фаберже царь приказал производить детали для ручных гранат и гильз. В1918 году большевики национализировали компанию, и мастерские в Петрограде закрылись. Сыновья Карла, Евгений и Александр, в 1924 году основали Fabergй & Cie, но возродить дело им не удалось. В 1951 году официальной преемницей брэнда стала американская фирма Fabergй Co., New York. В 1989 году эта компания разрешила использовать марку «Фаберже» ювелирной фирме «Виктор Майер» (Viсtor Mayer), базирующейся в Пфорцхайме (Германия). Уже в следующем году новая коллекция Фаберже, подготовленная немецкими мастерами, демонстрировалась во дворце Монгела в Мюнихе.
Основанная в 1890 году ювелиром-гравировщиком из Пфорцхайма Виктором Майером, компания изначально конкурировала с Фаберже. Сегодня она стала полноправным производителем продукции Фаберже - с соответствующим клеймом, на котором теперь появились инициалы VM. С 1990 года ювелиры создают в технике Фаберже также кольца, кулоны, серьги и браслеты. Сохранить этот уникальный стиль призваны эксперты из американской компании Fabergй Co., New York и ее художественный директор эрцгерцог Геза фон Габсбург, которые оценивают все эскизы новых изделий.

АНГЛИЧАНЕ ПОКУПАЮТ ФАБЕРЖЕ
В настоящее время продукцией компании Фаберже во всем мире торгуют около 450 ювелирных магазинов, обладающих лицензией на продажу этих эксклюзивных вещей. Так, в Великобритании насчитывается около 60 точек, где можно приобрести Фаберже. Мистер Джон Кларк, владелец ювелирного магазина W.E. Clark & Son в городке Льюис, на юге Англии, в графстве Ист-Сассекс, продает Фаберже в течение последних трех лет. Он уверяет, что популярность ювелирных изделий знаменитой марки среди его клиентов растет. К мысли о торговле Фаберже владелец магазина пришел, когда решил, что пора подняться на следующую ступень в бизнесе и обратиться к более дорогой продукции: «Мы искали высококачественную линию украшений, и Фаберже как раз попадает в эту категорию».
Опытный ювелир, мистер Кларк сразу же понял и оценил художественный уровень украшений Фаберже. По его словам, качество выделяет эту компанию среди всех остальных: «Пожалуй, во всем мире не так много вещей, которые могли бы сравниться с ней по качеству».
Хотя цены колеблются от 300 до 8000 фунтов, клиенты готовы платить эти немалые деньги за эксклюзивность изделий, выпускаемых в очень малых количествах, и за их высокое качество. Мистер Кларк говорит, что Фаберже ассоциируется прежде всего с Россией царских времен: «За этим именем стоит давняя долгая традиция, которую люди уважают». Даже сегодняшняя марка «Фаберже» воспринимается покупателями как квинтэссенция русского ювелирного искусства: «Мои клиенты считают, что это русская фирма. Они абсолютно уверены в этом, их трудно переубедить».
Собственно, благодаря сохранению русского духа, стремлению продолжить традиции современный Фаберже остается столь чтимым именем. История восстанавливается и буквально читается в названиях новых коллекций: «Анастасия», «Катерина», «Александра», «Алексей». С позиций поддержки основных классических направлений Фаберже был представлен в Русском павильоне на выставке «Экспо-2000» в Ганновере.
Сегодняшний успех марки объясняется не только ее славным русским прошлым. Мистер Кларк отмечает, что компания постоянно меняет стиль и совершенствует брэнд. Ее успех - это результат умелого использования традиций и трансформации их с учетом запросов современного покупателя. «Изделия сохраняют свои классические черты, - уверяет ювелир, - но при этом ощущается и влияние современности».
Ежегодно мистер Кларк посещает торговую выставку в Базеле (Швейцария). Компания Фаберже - одна из главных ее участниц. В коллекции 2003 года на английского ювелира особое впечатление произвели новые женские украшения. Желая познакомить покупателей с Фаберже, этим летом он устраивает в своем магазине специальную выставку изделий этой фирмы.
В новых творениях Виктора Майера известная техника работы по эмали применяется для создания ювелирных изделий легко узнаваемого стиля Фаберже. Кольца, серьги, браслеты отделаны голубой, красной, черной, зеленой и золотой эмалью и нередко затейливо украшены драгоценными камнями.

АНГЛИЧАНЕ ЛЮБУЮТСЯ ФАБЕРЖЕ
Британские покупатели присматриваются к новому Фаберже, а в это время организуются выставки Фаберже антикварного, которые не требуют рекламы. Такие экспозиции в Великобритании всегда встречают с большим воодушевлением.
Выставка Фаберже открылась в Королевской галерее дворца Холирудхауз, Эдинбург, в апреле и будет проходить целых шесть месяцев. Затем экспозиция переместится в Королевскую галерею Букингемского дворца в Лондоне, где будет работать с 21 ноября 2003 года до 7 марта 2004-го. Итак, жители Соединенного Королевства смогут насладиться шедеврами Фаберже, а специалисты и коллекционеры получат новые сведения, которые стали результатом работы исследователей в российских архивах.
Связь между Фаберже и Великобританией нельзя назвать случайной. Еще в 1885 году, при Александре III, Карл Фаберже был назначен поставщиком российского Императорского двора. И вот через своих русских родственников - семью Романовых -- британская королевская семья знакомится с работами Фаберже и начинает коллекционировать его шедевры.
Сегодня во дворце Холирудхауз представлены 350 предметов из королевской коллекции, среди них - три антикварных пасхальных яйца семьи Романовых. Коллекция состоит преимущественно из подарков, которыми обменивались члены царских семей России, Британии и Дании начиная с конца XIX века. Некоторые экспонаты демонстрируются впервые.
Карьера Карла Фаберже, собственно, и началась благодаря покровительству высочайших дам - двух сестер из королевской семьи Дании: царицы Марии Федоровны, жены Александра III, и королевы Александры, жены Эдварда VII. Именно Мария Федоровна познакомила свою сестру с мастером шедевров ювелирного искусства. Александра была очарована его работами и стала получать их в качестве подарков. Сестры уговорили своих царствующих мужей всячески помогать Фаберже.
Короля Эдварда привлекали не самые элегантные работы Фаберже. Ему больше нравились сравнительно простые орнаменты из диких цветов и миниатюрные ювелирные скульптуры. На выставке представлены изготовленные Фаберже фигурки животных. Эти изделия король Эдвард приобрел в 1907 году.
Георг V, сын Эдварда и Александры, пополнял коллекцию работ Фаберже. Именно он приобрел три известных пасхальных яйца из коллекции Романовых. Пасхальные яйца изготавливались в тайне, очень долго - целый год. Над ними трудились ювелиры самых разных специализаций, нередко привлекались и конструкторы, поскольку в яйце скрывался сложный механизм. Но эти яйца почти никто не видел.
Экспонируются также предметы повседневного быта с клеймом Фаберже - рамки для фотографий, ножи для резки бумаги. Все эти высокохудожественные вещи принадлежали членам английской королевской семьи. Их дополняют сохранившиеся записные книжки, карандаши и фотографии, передающие атмосферу жизни королевского дома.
Выставка показывает, сколь разнообразно влияние Фаберже на наших современников - как в России, так и во всей Европе. Многие мастера стремятся превзойти мастера: это ясно видно при взгляде на предметы, изготовленные конкурентами и имитаторами, включая Картье и Бушерона.

СТИЛЬ ФАБЕРЖЕ: РУССКОЕ И ЕВРОПЕЙСКОЕ
Неповторимый стиль ювелирных изделий возник в результате путешествий юного Карла Фаберже по Европе. Больше всего его впечатлили поездки во Флоренцию и Дрезден, где он познакомился с сокровищницей курфюрста Августа Сильного. Посетив Париж, ювелир впервые увидел столь известную ныне технику светящейся эмали. Знакомство с ней продолжилось уже в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.
Фаберже вдохнул новую жизнь в многоцветную эмаль и декорацию золотом. Карл использовал и полудрагоценные твердые камни, проявляя в работе с ними непревзойденный талант и величайшую самобытность. Хотя вдохновение он находил в самых разных образцах - начиная с античности, искусства Востока и периода Людовика XV вплоть до современного искусства и славянских орнаментов, именно Россия стала той страной, где оформился этот восхитительный стиль. Большинство работ не повторялось, в основном все производилось вручную.
В наши дни произведения фирмы Фаберже сохраняют свою исключительную притягательность во многом благодаря тому, что они стали символом величайших достижений России в области ювелирного искусства. Фаберже прославился и далеко за пределами России. Будучи поставщиком царского двора, он общался со всей знатью Европы. И Александр III, и Николай II прибегали к услугам выдающегося мастера, для того чтобы одаривать своих высокопоставленных гостей из разных стран великолепными именными изделиями. А миллионеры из Америки и зажиточные европейцы, включая банкиров и промышленных магнатов, сами покупали эксклюзивные сувениры. Среди наиболее выдающихся клиентов Фаберже - шведская семья Нобелей, а также члены семей Ротшильдов и Вандербильдтов.

Вирджиния Систоп,
специально для «РП»,
Лондон


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Лучше Нобеля только Алферов!

Швыдкой получил головную боль

Окно в Европу

«Сушки» полетят на Восток

Да будет свет!

Восстановление исторических связей

Что предпринять против «живых бомб»

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Второе дыхание
Владимир Путин включается в работу по реализации экономических реформ


МНЕНИЕ
Самое худшее - впереди
Ирак ожидает гражданская война, полагает известный философ и общественный деятель Гейдар Джемаль


ПОЛИТИКА

ТЕНДЕНЦИИ
Россия - CША: цена примирения
Внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Россия после войны в Ираке, вызывает противоречивые оценки


РЕПЛИКА
Бросок на юг
В польских зоопарках начнут разводить верблюдов


ТЕМА НОМЕРА: КУЛЬТУРА - РЕСУРС НАЦИИ

Вперед – к устоям
Приглашение к разговору


Открыть себя заново
Культурные традиции - самая ценная часть нашего социального капитала


Культура металла и камня
Уральская энергия и целеустремленность помогут поднять Россию


Древнему Пскову исполняется 1100 лет
Интервью с губернатором Псковской области Евгением Михайловым


Времен связующая нить
Не только города, страны, но и семьи должны иметь свою летопись, считает наместник
Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)


Искусство мозаики сегодня
Художник Александр Корноухов размышляет о древней изобразительной технике в контексте современной культуры


Чудо как наша цель
Уникальная культура делает русских самыми конкурентоспособными в новом мире


ХОЗЯЙСТВО

ВЗГЛЯД
О стратегии
Размышления по поводу программных заявлений президента


ОТРАСЛИ
Энергетика и национальный интерес
Лучше вообще не проводить никаких реформ, чем делать это поспешно и нелегитимно


В «снежном царстве» становится жарко
Консолидация российских производителей мороженого - единственный путь к развитию отрасли


ИНТЕРВЬЮ
Партнерство во имя леса
Создание вертикально интегрированных структур может решить многие проблемы лесного комплекса


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Тайны Изумрудного города
IAS: искусство иллюзии. Статья двенадцатая


ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Неиссякаемый оптимизм

ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
Камнем ко дну

БЕЗОПАСНОСТЬ

ТЕНДЕНЦИИ
Новые генералы наркопотоков
Американское присутствие в Афганистане знаменуется беспрецедентным ростом наркобизнеса


ИНТЕРВЬЮ
Сергей Недорослев глобализации не боится
Крупнейшая частная группа авиационной промышленности России надеется только на себя


ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ
Бизнес-услуги разведки
Пора вырабатывать механизмы сотрудничества спецслужб и предпринимателей


ЧЕЛОВЕК

ДИАСПОРА
Русское сокровище датского королевства
Татьяна Ладыженская - потомственная аристократка и просто добрый человек


ТЕХНОЛОГИИ
Власть цифры
Нужно ли все переводить на язык символов?


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Бобровая шуба академика
Ценнейший народный капитал - капитал науки, утверждал великий химик Владимир Ипатьев


СВЯТЫНИ
Афон и Россия
Святоотеческий завет, национальный миф или вызов эпохи?


ДАТА
Возвращение к Серафиму Саровскому
100-летие канонизации


КУЛЬТУРА

ИМЕНА
Память сердца: актер Иван Лапиков
Вспоминая «великого русского мужика»


НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
Легенда о самоваре
Тульские традиционные товары стали культурным достоянием страны


Ода балалайке
Василий Андреев расширил репертуар народного инструмента


БРЭНД
Эта русская красота - Фаберже
Из истории близкой и дальней


ВЫСТАВКИ
Игра в историю из воска
Берлинцы могут в буквальном смысле слова прикоснуться к историческим фигурам нашей страны


КОРОТКО
Юбилей морского форпоста.
Древнерусское пение в Москве.
Всероссийский Тургеневский праздник.
Как узнать все о культурных памятниках.
Музыкальное лето в Константинове.
Путешествие в древнюю Ладогу


КНИГИ
Слово старца Паисия
Не будем хвататься за многое


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Русское подворье

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: июль
Календарь: август

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал