ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 7 - 8 (16) июль - август 2003

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

ОДА БАЛАЛАЙКЕ

Сто лет назад лучшие залы Европы и Америки рукоплескали русской балалайке

Двадцатый век стал временем обращения многих выдающихся музыкантов к народной традиции. И сейчас миллионы искушенных поклонников современной музыки заслушиваются негритянским джазом, этническими мелодиями кельтов и англосаксов. Между тем на рубеже XIX и XX веков ситуация была другой: в странах Европы и Америки огромным успехом пользовались произведения русских коллективов, в новых формах возрождавших русскую народную музыку. Одним из ярчайших представителей этого движения был Великорусский оркестр народных инструментов Василия Васильевича АНДРЕЕВА.

В 1888 году, 115 лет назад, Андреев создал Великорусский оркестр народных инструментов. Уже первые публичные концерты имели огромный успех в России и за границей. Французская газета «Ля Франс» писала в 1889 году: «Нет ничего прелестнее и грациознее этой музыки, то суровой и дикой, то нежной и поэтичной». Василий Васильевич особенно гордился тем, что «белая кость» - лучшие люди из дворянства так полюбили простодушную балалайку, что, научившись играть на ней, сошлись в кружок любителей народных инструментов и никогда не отказывались от благотворительных концертов.

НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
В жизни Василий Андреев был всегда безукоризненно одетым, вежливым и остроумным аристократом. И, конечно же, патриотом. Когда после революции, в тяжелейшие для России годы, к нему пришел заграничный банкир и предложил спасительный выход - выезд из России вместе с оркестром на полное обеспечение, Василий Васильевич без колебаний выставил гостя за дверь лишь за то, что тот позволил себе в разговоре бросить презрительно: «Кому вы служите, господин Андреев? Разве это народ? Да ему щей бы погуще, да бабу потолще».
Великий Андреев мечтал расширить репертуар балалайки от русских плясовых до рапсодий и оперной классики. Благодаря его усилиям усовершенствованная балалайка стала популярной во всех слоях русского общества: обучение игре на «великорусских инструментах» даже было введено в войсках гвардии. Сам Василий Васильевич с успехом играл фрагменты из оперы «Иван Сусанин» Глинки, заказывал композитору Н. Фомину переложения вальса из балета «Щелкунчик» П. Чайковского или пьес Шумана для оркестра и т. д. Но мог ли он предположить, что усовершенствованная забавница балалайка разучится улыбаться и плясать, что придет время, когда балалаечники лишь в виде курьеза станут допускать в свои программы народную мелодию, а некоторые музыканты и педагоги, известные в своей стране и за рубежом, будут безапелляционно заявлять: обработки русских песен - это музыка второго сорта?

ПЛЕЧИ ИСПОЛИНА «Великорусский оркестр» выступал в лучших залах Франции, Германии, Англии, Америки. И повсюду - ошеломляющий успех, восторженные отзывы прессы. Так, крупнейший немецкий музыкальный критик Л. Шмидт писал: «Если хотите испытать тончайшее эстетическое наслаждение - пойдите послушайте творчество русских балалаечников».
Но Василий Васильевич Андреев точно знал, чем брали зал выступления его оркестра: основой репертуара одного из самых аншлаговых русских концертных коллективов рубежа веков всегда были русские народные песни.
Василий Андреев, искренне и глубоко уважавший русского крестьянина, говорил: «Русский народ любит петь. А балалайка для русской песни - лучший инструмент, словно созданный самой природой». За эту убежденность в ценности народной культуры кланялся Андрееву Лев Николаевич Толстой. Вот его слова: «Милостивый государь Василий Васильевич! Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его прелестные песни».
Русская культура - в том числе и музыкальная - веками опиралась на народную традицию, в первую очередь - крестьянскую. Русские песни бережно собирали и обрабатывали Римский-Корсаков и Чайковский, Мусоргский и Рахманинов. В своей гениальной «Камаринской» Глинка заставил скрипки звучать как балалайки. Да, наши классики знали, чем богаты и на плечи каких исполинов они могут опереться.

Михаил Рожков,
народный артист России



«Русский оркестр - выдающееся явление нашей эпохи. Создать такой совершенный музыкальный ансамбль из очень простых инструментов мог только гений».
«Нью-Йорк таймс», октябрь 1910 г.

«Если хотите испытать тончайшее эстетическое наслаждение - пойдите послушайте творчество русских балалаечников».
Л. Шмидт, немецкий музыковед


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Лучше Нобеля только Алферов!

Швыдкой получил головную боль

Окно в Европу

«Сушки» полетят на Восток

Да будет свет!

Восстановление исторических связей

Что предпринять против «живых бомб»

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Второе дыхание
Владимир Путин включается в работу по реализации экономических реформ


МНЕНИЕ
Самое худшее - впереди
Ирак ожидает гражданская война, полагает известный философ и общественный деятель Гейдар Джемаль


ПОЛИТИКА

ТЕНДЕНЦИИ
Россия - CША: цена примирения
Внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Россия после войны в Ираке, вызывает противоречивые оценки


РЕПЛИКА
Бросок на юг
В польских зоопарках начнут разводить верблюдов


ТЕМА НОМЕРА: КУЛЬТУРА - РЕСУРС НАЦИИ

Вперед – к устоям
Приглашение к разговору


Открыть себя заново
Культурные традиции - самая ценная часть нашего социального капитала


Культура металла и камня
Уральская энергия и целеустремленность помогут поднять Россию


Древнему Пскову исполняется 1100 лет
Интервью с губернатором Псковской области Евгением Михайловым


Времен связующая нить
Не только города, страны, но и семьи должны иметь свою летопись, считает наместник
Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)


Искусство мозаики сегодня
Художник Александр Корноухов размышляет о древней изобразительной технике в контексте современной культуры


Чудо как наша цель
Уникальная культура делает русских самыми конкурентоспособными в новом мире


ХОЗЯЙСТВО

ВЗГЛЯД
О стратегии
Размышления по поводу программных заявлений президента


ОТРАСЛИ
Энергетика и национальный интерес
Лучше вообще не проводить никаких реформ, чем делать это поспешно и нелегитимно


В «снежном царстве» становится жарко
Консолидация российских производителей мороженого - единственный путь к развитию отрасли


ИНТЕРВЬЮ
Партнерство во имя леса
Создание вертикально интегрированных структур может решить многие проблемы лесного комплекса


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Тайны Изумрудного города
IAS: искусство иллюзии. Статья двенадцатая


ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Неиссякаемый оптимизм

ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
Камнем ко дну

БЕЗОПАСНОСТЬ

ТЕНДЕНЦИИ
Новые генералы наркопотоков
Американское присутствие в Афганистане знаменуется беспрецедентным ростом наркобизнеса


ИНТЕРВЬЮ
Сергей Недорослев глобализации не боится
Крупнейшая частная группа авиационной промышленности России надеется только на себя


ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ
Бизнес-услуги разведки
Пора вырабатывать механизмы сотрудничества спецслужб и предпринимателей


ЧЕЛОВЕК

ДИАСПОРА
Русское сокровище датского королевства
Татьяна Ладыженская - потомственная аристократка и просто добрый человек


ТЕХНОЛОГИИ
Власть цифры
Нужно ли все переводить на язык символов?


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Бобровая шуба академика
Ценнейший народный капитал - капитал науки, утверждал великий химик Владимир Ипатьев


СВЯТЫНИ
Афон и Россия
Святоотеческий завет, национальный миф или вызов эпохи?


ДАТА
Возвращение к Серафиму Саровскому
100-летие канонизации


КУЛЬТУРА

ИМЕНА
Память сердца: актер Иван Лапиков
Вспоминая «великого русского мужика»


НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
Легенда о самоваре
Тульские традиционные товары стали культурным достоянием страны


Ода балалайке
Василий Андреев расширил репертуар народного инструмента


БРЭНД
Эта русская красота - Фаберже
Из истории близкой и дальней


ВЫСТАВКИ
Игра в историю из воска
Берлинцы могут в буквальном смысле слова прикоснуться к историческим фигурам нашей страны


КОРОТКО
Юбилей морского форпоста.
Древнерусское пение в Москве.
Всероссийский Тургеневский праздник.
Как узнать все о культурных памятниках.
Музыкальное лето в Константинове.
Путешествие в древнюю Ладогу


КНИГИ
Слово старца Паисия
Не будем хвататься за многое


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Русское подворье

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: июль
Календарь: август

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал