ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 7 - 8 (16) июль - август 2003

ОТРАСЛИ

ЭНЕРГЕТИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Лучше вообще не проводить никаких реформ, чем делать это поспешно и нелегитимно

Энергетика - стратегическая отрасль российской экономики. И от того, по какому пути пойдет энергетическая реформа, будет во многом зависеть судьба всей страны. Со своей принципиальной позицией в этом вопросе и детальным критическим анализом предлагаемого варианта реформ «Русский предприниматель» уже знакомил читателей (см. «РП» №9 за 2002 год). И, судя по полученным многочисленным откликам, аудитория журнала разделяет наши взгляды.
Не так давно Госдума приняла Закон об электроэнергетике. Следует признать, что ко второму и третьему чтениям в законопроект были внесены некоторые позитивные изменения и поправки. Однако они имели преимущественно косметический характер, оставив без изменения основную идеологию реформы.
Понимая серьезность потенциальных последствий выбранной модели реформирования отрасли, многие из которых могут стать необратимыми и фатальными, мы вынуждены вновь возвращаться к указанной теме. Публикуя статью Александра Мельника, мы надеемся на конечное торжество здравого смысла. Время для принятия ответственных решений еще остается.

Отдел экономики «РП»

ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ
Столь важное дело, как реформа энергетики России, должно осуществляться на основании федерального закона, который так и не был принят. В принятом Госдумой Законе об электроэнергетике речь идет не о реформировании энергетики, а о функционировании уже реформированной энергетики. А какой ей быть, уже решили за Законодательное собрание в РАО «ЕЭС России». Законодателей фактически отлучили от принятия принципиального решения, а обсуждали они лишь многочисленные технические детали, не затрагивающие сути проводимых реформ.
Единственной правовой основой самого процесса реформы является постановление правительства РФ от 11 июля 2001 г. №526 «О реформировании электроэнергетики», которое, как будет показано ниже, также не выполняется.
От успеха реформы отрасли напрямую зависит состояние всего народного хозяйства страны, конкурентоспособность продукции национальных предприятий, что особенно важно накануне вступления страны в ВТО. Поэтому главной целью реформы должно быть создание эффективно функционирующей электроэнергетики, использование, а не разрушение конкурентного преимущества России, заключающегося в наличии уникальной единой энергетической системы, способной вырабатывать относительно дешевую энергию.
Государство должно обеспечивать снабжение энергией национального хозяйства по приемлемым ценам. Под приемлемыми ценами следует понимать такие, которые будут создавать предпосылки для подъема экономики нашей страны. Таким образом, интерес государства в понижении тарифов, или по крайней мере в их контролируемом повышении, вполне очевиден.

Трудно понять, почему правительство поддерживает планы энергетического менеджмента, не имеющие ничего общего с интересами государства

Однако мы видим полное отсутствие надлежащей заинтересованности в этом со стороны правительства. В то же время наблюдается гиперактивность менеджмента РАО «ЕЭС России» (заметим: нанятого главным акционером компании - государством), связанная с продвижением в жизнь собственного плана проведения реформы электроэнергетики, цели и задачи которого не соответствуют общенациональным. Чиновники же, вроде бы тоже находящиеся на службе у государства и обязанные отслеживать надлежащую защиту его интересов, заботятся пока только о частных интересах той группы лиц, которая получит непосредственную выгоду от реформы «по Чубайсу», в том числе в результате масштабного перераспределения собственности на активы РАО.
Руководство РАО «ЕЭС России» явно не заботит проблема повышения прозрачности своих затрат, понижения цены на электроэнергию и, соответственно, повышения конкурентоспособности продукции российской промышленности на внутреннем и мировом рынках. Но их-то понять можно, труднее понять, почему это не заботит правительство и почему оно поддерживает планы энергетического менеджмента, не имеющие ничего общего с интересами государства.
Для того чтобы адекватно оценить ход реформы, правительству следовало бы почаще заглядывать в собственные постановления.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ
Целями реформирования энергоотрасли, как определено в «Основных направлениях реформирования электроэнергетики Российской Федерации», утвержденных вышеупомянутым постановлением правительства РФ №526, являются: «…обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей».
Обозначенные в документе цели, безусловно, благие. Однако необходима конкретизация путей их достижения, чтобы все это не осталось пустыми пожеланиями. Поэтому самое пристальное внимание необходимо обратить на задачи реформирования энергетики как на средство, которое позволит обеспечить устойчивое функционирование и развитие экономики и социальной сферы.
Как подчеркивается в правительственном постановлении №526, успешное проведение реформы электроэнергетики зависит от решения основных задач, к которым относятся:
1. Формирование конкурентных рынков электроэнергии во всех регионах России, в которых организация таких рынков технически возможна.
2. Создание эффективного механизма снижения издержек в сфере производства (генерации), передачи и распределения электроэнергии и улучшение финансового состояния организаций отрасли.
3. Стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики.
4. Создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии.
5. Поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии.
6. Организация системы поддержки малообеспеченных слоев населения.
7. Сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление.
8. Демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций.
9. Выработка нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях.
10. Реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике.
11. Уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.
Попробуем разобраться, как же идет выполнение означенных целей и задач.

РЕЗАТЬ ИЛИ КЛЕИТЬ?
Конкуренции на рынке нет, как нет и самого рынка, а есть монополист - РАО «ЕЭС России». Тезис руководства РАО ЕЭС о возникновении конкуренции путем создания большого количества конкурирующих друг с другом генерирующих компаний не выдерживает критики. Зато определенно можно прогнозировать, что дробление компаний приведет к понижению их капиталоемкости и, в конечном итоге, к хроническому недостатку средств для введения новых мощностей, к снижению их рейтинга для кредитных учреждений, хищнической эксплуатации оборудования и экономии на защите окружающей среды.

Конкуренции на рынке нет, как нет и самого рынка, а есть монополист - РАО «ЕЭС России»

Результаты подобных мероприятий можно увидеть на примере раздробления гражданской авиации России. В период реформирования этой отрасли народного хозяйства было выдано более 300 лицензий, после чего парк некоторых компаний составил один-два (!) самолета. Это, в известной степени, привело к повышению аварийности, а отнюдь не к возникновению конкуренции в отрасли. Может быть, не надо наступать дважды на одни и те же грабли?
Не наблюдается и процесса демонополизации. Вместо одного монополиста создан другой - Федеральная сетевая компания (ОАО ФСК). ФИНАНСЫ БЕЗ РОМАНСОВ
Поистине «блестящие» результаты получены и в деле «улучшения финансового состояния» РАО ЕЭС. В мае 1998 года (на момент заключения пятилетнего трудового договора на управление государственным пакетом акций РАО с А. Б. Чубайсом) капитализация компании составляла 13,6 млрд долларов, а в 2002-м - 4,7 млрд. Выходит, пятилетняя деятельность г-на Чубайса на благо РАО ЕЭС и России стоила 8,9 млрд долларов, из них потери государства составили 4,63 млрд, а частные акционеры потеряли 4,27 млрд.

Не странно ли, что государство, владеющее контрольным пакетом РАО ЕЭС, на потерю почти пяти миллиардов долларов вообще никак не реагирует

При этом, в соответствии с действующим законодательством, потеря для государства и частных инвесторов суммы, составляющей около 284 000 000 000 (двухсот восьмидесяти четырех миллиардов!) рублей, не является преступлением, так как это обычная коммерческая деятельность, сопряженная с рисками получения как прибыли, так и убытков. Но не странно ли, что государство, владеющее контрольным пакетом РАО ЕЭС, на потерю почти пяти миллиардов долларов вообще никак не реагирует. Хотя любой хозяин, даже и не слишком рачительный, давно уволил бы управляющего, деятельность которого приносит такие убытки или так понижает стоимость компании.
Очевидно также, что наблюдаемая за этот период времени рентабельность отрасли на уровне, составляющем примерно 12%, имеет в своей основе исключительно рост тарифов на электроэнергию.
Объявленное менеджментом компании снижение издержек в соответствии с некоей программой пока можно определить как исключительно декларируемое и чисто формальное. По крайней мере не известно никакого мало-мальски значимого факта экономии на управленческом аппарате РАО ЕЭС. Напротив, вместо снижения издержек мы наблюдаем их рост. По официально опубликованным данным в формате международных стандартов финансовой отчетности, за период с 1997-го по 2002 год численность персонала компании возросла с 660 000 человек до 685 000. Соответственно, и фонд оплаты труда, с учетом вновь прибывших 25 000 работников, существенно увеличился. А производство электроэнергии находится на уровне 1996-1997 годов, то есть за эти годы его объем не увеличился.
Отметим, что на АО «Иркутскэнерго» (не входящем в РАО ЕЭС) производство электроэнергии возросло на 21%. Такая же картина и с производительностью труда: в РАО она понизилась, при том что в «Иркутскэнерго» производительность труда повысилась на 14%, а в «Росэнергоатоме» - на 7%.
В свете вышеизложенных «успехов» особенно нелепой выглядит оплата «опыта и знаний» этих нанятых государством управленцев, размер которой превышает и зарплату федеральных министров, и зарплату президента России.

С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ
С остальными задачами все обстоит точно так же, с точностью до наоборот.
Вместо создания благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии наблюдается препятствование строительству новых сетей.
Перекрестное субсидирование благополучно продолжается. И этот вопрос нельзя решить в отрыве от повышения уровня доходов населения и бюджетной сферы.
Создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения и не начиналось, напротив, происходит увеличение платы за коммунальные услуги, в том числе и электроэнергию.
Вместо реформирования системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике и уточнения статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа мы наблюдаем исключение государственного контроля из сферы управления энергетикой.
Итак, следует признать: цели, обозначенные в «Основных направлениях реформирования электроэнергетики Российской Федерации», утвержденных постановлением правительства РФ от 11 июля 2001 г. №526, не достигнуты, как до сих пор не выполнена и ни одна из одиннадцати основных задач.

ПРЕДСКАЗУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Нетрудно спрогнозировать и будущие результаты реформы энергетики по плану А. Б. Чубайса.
Главным из них станет резкое повышение расценок на электроэнергию. Соответственно, следом повысится стоимость всего продуктового ряда национальной промышленности. Только люди, абсолютно не знакомые с макроэкономической теорией, могут не понимать, что такое развитие событий приведет к серьезному кризису, подобному глубокой рецессии начала 90-х годов. Другим примером того, во что выливается резкое повышение цен в базовой отрасли экономики, является более чем десятилетняя стагфляция в развитых странах, которая была вызвана энергетическими кризисами 70-х годов.
Ветшание оборудования продолжится. Инвестиционные возможности более мелких по сравнению с РАО ЕЭС энергетических компаний существенно ухудшатся, а инвестиции в энергетику по крайней мере не повысятся. Снижения энергоемкости экономики страны в условиях сокращения затрат на НИОКР не предвидится, а следовательно, и технического перевооружения электроэнергетики не произойдет. Надежность энергосистемы не сможет повыситься, а бесперебойные поставки энергии так и останутся мечтой жителей многих регионов.
Не вдаваясь в подробности, перечислим и другие следствия реформы РАО ЕЭС:
- самые прибыльные активы компании будут успешно перераспределены и попадут в частные руки практически за бесценок (причем потенциальная стоимость этих активов исчисляется десятками миллиардов долларов);
- аварийность сооружений и оборудования в отрасли увеличится;
- эффективность электроэнергетики понизится;
- конкурентоспособность российской промышленности уменьшится;
- благосостояние ограниченного числа граждан возрастет, для большинства же населения об этом говорить даже не приходится.

Пока не поздно, необходимо срочно принять федеральный закон о реформировании электроэнергетики, подробно регламентирующий весь процесс реформирования отрасли

Чтобы избежать таких «обнадеживающих» результатов, необходимо, пока не поздно, срочно принять федеральный закон о реформировании электроэнергетики, подробно регламентирующий весь процесс реформирования отрасли. Для разработки содержания такого закона и сопровождающего его документального оформления необходимо привлечение всех заинтересованных сторон - министерств, ведомств, миноритарных акционеров, а также квалифицированных независимых экспертов.
Только хорошо продуманные и детально проработанные задачи и строгий государственный контроль за их выполнением приведут к полезным для экономики страны и желаемым большинством общества результатам.


Александр Мельник


НЕМЦЫ СДЕЛАЛИ ПО-ДРУГОМУ
Показательно, например, как подошли к решению проблемы реформирования электроэнергетики в Германии. Проводя реформу в 1996 году, в ФРГ отказались от выделения сетевой компании, чтобы избежать создания монополиста. Не пошли там и на дробление компаний - более того, энергетические компании в Германии, наоборот, укрупнялись. Так, компания RWE объединилась с VEW, суммарная выработка электроэнергии которых составила 209 млрд кВт.ч; Preisen Electra объединилась с Baienwerck, суммарная выработка энергии - 196 млрд кВт.ч; ENBW объединилась с VEAG, суммарная выработка энергии - 104 млрд кВт.ч. При этом до реформы 1996 года около 90% электроэнергетики ФРГ производилось семью крупнейшими энергокомпаниями. После реформы таких компаний стало четыре (три объединенных плюс STEAG).
Сети, передающие выработанную электроэнергию, остались в объединенных компаниях, сами же компании были построены по типу холдингов. В рамках холдинга были сформированы отдельные центры учета затрат: генерирующие, транспортные, сервисные и сбытовые. При таком подходе к реформированию капитал не только не дробился, а увеличивался в результате слияний и приобретений, что повышало инвестиционную привлекательность компаний. В результате укрупнение привело к росту суммарной стоимости компаний, уменьшению издержек на единицу вырабатываемой энергии и, в конечном итоге, к снижению цены на электроэнергию.
Таким образом, в основу германских реформ был заложен противозатратный механизм, направленный на повышение эффективности и устойчивости компаний энергоотрасли. В нашей же стране механизм реформирования отрасли строится на основе перераспределения собственности, в жертву которому приносятся все соображения эффективности.


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Лучше Нобеля только Алферов!

Швыдкой получил головную боль

Окно в Европу

«Сушки» полетят на Восток

Да будет свет!

Восстановление исторических связей

Что предпринять против «живых бомб»

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Второе дыхание
Владимир Путин включается в работу по реализации экономических реформ


МНЕНИЕ
Самое худшее - впереди
Ирак ожидает гражданская война, полагает известный философ и общественный деятель Гейдар Джемаль


ПОЛИТИКА

ТЕНДЕНЦИИ
Россия - CША: цена примирения
Внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Россия после войны в Ираке, вызывает противоречивые оценки


РЕПЛИКА
Бросок на юг
В польских зоопарках начнут разводить верблюдов


ТЕМА НОМЕРА: КУЛЬТУРА - РЕСУРС НАЦИИ

Вперед – к устоям
Приглашение к разговору


Открыть себя заново
Культурные традиции - самая ценная часть нашего социального капитала


Культура металла и камня
Уральская энергия и целеустремленность помогут поднять Россию


Древнему Пскову исполняется 1100 лет
Интервью с губернатором Псковской области Евгением Михайловым


Времен связующая нить
Не только города, страны, но и семьи должны иметь свою летопись, считает наместник
Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов)


Искусство мозаики сегодня
Художник Александр Корноухов размышляет о древней изобразительной технике в контексте современной культуры


Чудо как наша цель
Уникальная культура делает русских самыми конкурентоспособными в новом мире


ХОЗЯЙСТВО

ВЗГЛЯД
О стратегии
Размышления по поводу программных заявлений президента


ОТРАСЛИ
Энергетика и национальный интерес
Лучше вообще не проводить никаких реформ, чем делать это поспешно и нелегитимно


В «снежном царстве» становится жарко
Консолидация российских производителей мороженого - единственный путь к развитию отрасли


ИНТЕРВЬЮ
Партнерство во имя леса
Создание вертикально интегрированных структур может решить многие проблемы лесного комплекса


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Тайны Изумрудного города
IAS: искусство иллюзии. Статья двенадцатая


ОБЗОР РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Неиссякаемый оптимизм

ОБЗОР МИРОВЫХ РЫНКОВ
Камнем ко дну

БЕЗОПАСНОСТЬ

ТЕНДЕНЦИИ
Новые генералы наркопотоков
Американское присутствие в Афганистане знаменуется беспрецедентным ростом наркобизнеса


ИНТЕРВЬЮ
Сергей Недорослев глобализации не боится
Крупнейшая частная группа авиационной промышленности России надеется только на себя


ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ
Бизнес-услуги разведки
Пора вырабатывать механизмы сотрудничества спецслужб и предпринимателей


ЧЕЛОВЕК

ДИАСПОРА
Русское сокровище датского королевства
Татьяна Ладыженская - потомственная аристократка и просто добрый человек


ТЕХНОЛОГИИ
Власть цифры
Нужно ли все переводить на язык символов?


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Бобровая шуба академика
Ценнейший народный капитал - капитал науки, утверждал великий химик Владимир Ипатьев


СВЯТЫНИ
Афон и Россия
Святоотеческий завет, национальный миф или вызов эпохи?


ДАТА
Возвращение к Серафиму Саровскому
100-летие канонизации


КУЛЬТУРА

ИМЕНА
Память сердца: актер Иван Лапиков
Вспоминая «великого русского мужика»


НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ
Легенда о самоваре
Тульские традиционные товары стали культурным достоянием страны


Ода балалайке
Василий Андреев расширил репертуар народного инструмента


БРЭНД
Эта русская красота - Фаберже
Из истории близкой и дальней


ВЫСТАВКИ
Игра в историю из воска
Берлинцы могут в буквальном смысле слова прикоснуться к историческим фигурам нашей страны


КОРОТКО
Юбилей морского форпоста.
Древнерусское пение в Москве.
Всероссийский Тургеневский праздник.
Как узнать все о культурных памятниках.
Музыкальное лето в Константинове.
Путешествие в древнюю Ладогу


КНИГИ
Слово старца Паисия
Не будем хвататься за многое


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Русское подворье

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: июль
Календарь: август

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал