ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 4 (13) апрель 2003

АВТО

МУЛЬТИБРЭНДОВАЯ КОМПАНИЯ

«Автотор» осваивает Kia Sorento, ждет «семерку» BMW и ищет новых партнеров

В отличие от других недавно появившихся автозаводов, осуществляющих сборку иномарок, ЗАО «Автотор» не имеет отношения ни к российским, ни к зарубежным автогигантам. Предприятие построено на деньги частных инвесторов, имена которых широкой публике стараются не разглашать. Но, судя по всему, люди они весьма рисковые, если решились вложить 150 млн долларов не в сеть ресторанов или казино. Немалую сумму потратили на организацию двух производственных площадок на заводах «Янтарь» и «Калининградбуммаш».

КОРЕЙСКИЕ КОРНИ
Сейчас «Автотор» производит четыре модели Kia: легковые Rio и Magentis, внедорожник Sportage, минивэн Carnival, а также микроавтобус Pregio (только по заказу). На заводе изготавливают сорок комплектаций этих машин. В этом году российский рынок ожидает маленькая сенсация, автором которой станет калининградское предприятие. Совсем скоро свет увидит новейший Sorento, относящийся к автомобилям для активного отдыха (SUV). Международные эксперты уже предрекли новинке конкуренцию с такими грандами, как Mercedes-Benz M-класса, BMW X5 и Renault Scenic RX4. В России борьба за место под солнцем может оказаться еще более жаркой, так как отечественная сборка и режим свободной экономической зоны дадут новобранцу серьезные преимущества по цене. Впрочем, пока внутренняя цена Sorento и подробности автоторовской комплектации не стали достоянием прессы. Однако уже известно, что для мирового рынка предусмотрено три варианта. Открывает список 2,5-литровый дизель мощностью 140 л. с. Такой же мощностью обладает и бензиновый мотор объемом 2,4 л. А топ-версия оснащается 3,5-литровым 6-цилиндровым двигателем в 195 л. с.
Да, теперь и «Автотору», и Kia есть чем похвастаться. А начинался проект в Калининграде очень скромно. Председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков не скрывает, что отцы-основатели и не думали о выпуске новых машин. Они хотели завозить из Европы подержанные иномарки, приводить их в порядок и реализовывать, предоставляя собственную гарантию. Но первый блин, как водится, вышел комом. Несмотря на то что предприятие расположилось в свободной экономической зоне, партию автомобилей растаможить на льготных условиях не удалось. В результате бизнесмены понесли убытки и разочаровались в перспективах секонд-хэнда.

Поначалу отцы-основатели и не думали о выпуске новых машин. Они хотели завозить из Европы подержанные иномарки, приводить их в порядок и реализовывать, предоставляя собственную гарантию

На дворе стоял 1996 год. На территории завода «Калининградбуммаш» уже была создана небольшая производственная площадка. Нужно было найти партнеров. Выбор пал на корейцев, потому что только они предлагают вполне современные автомобили по доступной цене. Переговоры велись со всей троицей, состоящей из Hyundai, Daewoo и Kia. Окончательный выбор пал на Kia. Именно эта компания пошла навстречу молодой российской фирме, пообещав вложить в проект 150 млн долларов. Иногда обещанного ждут три года. Иногда – вечно. К сожалению, ситуация стала развиваться по второму варианту. В 1997 году Kia из процветающей компании не без помощи некоторых политических комбинаций превратилась в банкрота и перешла под контроль Hyundai. Естественно, ни о каких инвестициях речи больше не велось. По условиям устаревшего соглашения с Kia, прямые инвестиции в производство «Автотор» делал самостоятельно, а оборотный капитал в размере 150 млн оставался за корейской стороной. Но в конечном итоге пришлось выкручиваться в одиночку. В результате первоначальные масштабы производства (55 тыс. автомобилей в год) пришлось сократить. Но от сотрудничества с иностранными коллегами все же не отказались. Началась сборка.
С тех пор схема производства не изменилась. Сейчас автомобили, как и тогда, приходят из Кореи в полусобранном виде. Работа сводится к монтажу силового агрегата, трансмиссии и подвесок на специальных тележках и подвесах. Они передвигаются по цеху вручную. По признанию заводчан, самые трудоемкие модели – Sportage и Carnival. Для их сборки необходимо отделить от кузова раму, а на минивэне снять мощные подрамники. Больным местом считаются сколы и царапины, которые появляются вследствие длительной транспортировки из Кореи. Для исправления этих дефектов построен маленький цех с покрасочной камерой. После пребывания в нем «пострадавшую» машину опознать среди «здоровых» практически невозможно.
В конце сборочного процесса машины оказываются на контрольных стендах, где идет проверка углов установки передних колес, работы тормозов и прочих важных параметров. Затем на кузов и раму наносится российский VIN. И вот автомобили совершают пробный заезд, потом их упаковывают в целлофан и грузовиками отправляют дилерам.

СОТРУДНИЧЕСТВО С BMW
Работа с маркой BMW существенно отличается от сотрудничества с Kia. Если в случае с корейцами «Автотор» сам распоряжается собранными автомобилями, то после изготовления немецкой продукции все права на машины переходят компании BMW Russland Trading. Эта организация одновременно выполняет функции российского импортера и заказчика для калининградского предприятия. Именно от ее воли зависит, сколько и каких транспортных средств следует произвести калининградцам.

Если в случае с корейцами «Автотор» полностью распоряжается собранными автомобилями, то после изготовления немецкой продукции все права на машины переходят компании BMW Russland Trading

В качестве стартовой модели была выбрана «пятерка», так как именно эта модель BMW пользуется наибольшим спросом в России. Наряду с немецкой продукцией в Калининграде стали изготавливать и внедорожники Land Rover. За короткий срок собрали 108 машин. Но после того как баварцы продали английскую компанию, их производство прекратили.
Калининградский конвейер BMW имеет свои особенности по сравнению с площадкой Kia. Во-первых, кузова поступают из Германии в разобранном виде. Во-вторых, они передвигаются по цеху сборки не с помощью захватов, а по рельсам на небольших тележках. В-третьих, производство баварских машин просто-напросто больше, поскольку ориентировано на выпуск 10 тыс. автомобилей в год.
Из Германии машинокомплекты привозят в контейнерах. В каждом – по 12 окрашенных кузовов и комплектующие. Всего 24 тыс. деталей. Все компоненты подлежат входному контролю и тщательно пересчитываются. После этих процедур с кузовов снимают двери и собирают отдельно, так как в этом случае уменьшается риск царапин при сборке. 6-цилиндровые двигатели поступают уже в сборе, а рабочие монтируют лишь навесное оборудование, стыкуют мотор с КПП, которая также приходит в собранном виде. В отличие от силового агрегата и передняя, и задняя подвески собираются на «Автоторе». Готовые к сборке узлы и механизмы перемещаются на конвейер, по которому машины движутся на специальных тележках. Скорость конвейера крайне низка. При максимальной загрузке с него может сходить не более 20 машин. Каждый автомобиль пропускают через выходной контроль, потом в водяной камере осуществляют тест на герметичность.
Когда калининградские BMW уже готовы, им дают проехать несколько километров по территории завода, затем упаковывают в целлофан и отправляют дилерам.

БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВО
Ни для кого не секрет, что российское качество сборки высокотехнологичных продуктов вызывает у некоторых потребителей устойчивый скепсис. Находясь в цехе, где собирают BMW, понимаешь, что все здесь подчинено одной-единственной цели – качеству. Стены украшают стенды, испещренные цифрами и графиками. Тут же портреты передовиков производства. Можно долго шутить по этому поводу, но к качеству на «Автоторе» относятся действительно серьезно. Каждый автомобиль осматривается специально обученным в Германии человеком. У этого «придиры» одна задача: обнаружить как можно больше недостатков. Все скрупулезно фиксируется, а затем, согласно утвержденной таблице, начисляются штрафные баллы. Ежемесячно после осмотра всех без исключения машин выводится средняя оценка.
Калининградскому предприятию удалось доказать баварскому концерну и потребителям, что и в России можно делать такие же качественные автомобили, как в Германии. Поэтому вслед за пятой серией калининградцам доверили выпуск шикарной «семерки». Правда, сейчас ее выпуск прекращен, так как в модельном ряду BMW эта машина уже заменена на новую. Руководители «Автотора» надеются, что флагман компании появится и на их заводе. Но пока этот вопрос не решен. И, судя по всему, в ближайшее время российскому предприятию придется довольствоваться только пятой, а также третьей серией.

Калининградскому предприятию удалось доказать баварскому концерну и потребителям, что и в России можно делать такие же качественные автомобили, как в Германии

Негативный имидж отечественных «шаловливых ручонок» стал первой проблемой, с которой столкнулось руководство BMW. Теперь, по прошествии двух лет с начала совместной работы, это кажется забавным. Но на старте не многие верили в добросовестность калининградского «Автотора». Именно поэтому нашему предприятию пришлось буквально из кожи вон лезть, чтобы доказать свою состоятельность. По собственной инициативе в 2000--2001 годах завод регулярно принимал у себя строгих иностранных аудиторов, от которых зависела выдача международного стандарта качества ISO. Для тех, кто не знает, поясним, что это такое.
ISO – не просто стандарт. Это международная организация со штаб-квартирой в Женеве, в которую входят шесть десятков государств. Она разработала целый ряд общепризнанных стандартов качества, имеющих возрастающую нумерацию (9001, 9002, 9003 и т. д.), в зависимости от полноты охватываемого процесса. Каждая цифра подразумевает определенный вид деятельности. Причем оценивается не только качество конечного продукта, но и вся система, позволяющая производить качественные изделия. Например, стандарт ISO 9002, присвоенный «Автотору», дает гарантию качества по следующим параметрам: управление, планирование, производство и работа с персоналом. Однако исключает проектирование, то есть самостоятельно разрабатывать машины в Калининграде нельзя.
Стандарты ISO не являются статичными. Они постоянно видоизменяются в соответствии с возрастающими требованиями не только к тем или иным товарам, но и к производству в целом. Проводить аудит компаний имеют право несколько уполномоченных организаций. В случае с «Автотором» таковой логично стала немецкая фирма TUV Suddeutschland, базирующаяся в южной части Германии. Ее специалисты хорошо знакомы с предприятиями BMW и поэтому отлично осведомлены, каким должен быть современный завод. Кроме того, TUV накопила немалый опыт работы в России, занимаясь сертификацией производственных мощностей АвтоВАЗа.
В принципе никакой конкретной моментальной выгоды получение сертификата не дает. Но ISO – обязательный атрибут, которого вести цивилизованный автобизнес просто невозможно. Но, получив долгожданную бумагу однажды, менеджеры компании ни в коем случае не должны расслабляться. Соответствие стандартам необходимо подтверждать ежегодно. При возникновении малейших сомнений в Калининград моментально приедут аудиторы, от которых поблажки не жди. Такая система действительно гарантирует качество и не дает производителю почивать на лаврах.

ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ?
В злополучном 1998 году многим казалось, что от кризиса «Автотор» уже не отойдет. Западные корпорации даже не заметят исчезновения российского рынка, не сравнимого ни с Америкой, ни с Европой, где продаются миллионы машин. А калининградцам идти некуда: их покупатель только здесь, в России. Но произошло чудо. «Автотор» наперекор всем законам выжил. Однако дефолт преподнес балтийцам важный урок. Высшему менеджменту предприятия стало ясно, что класть все яйца в одну корзину очень опасно. Этим озарением и объясняется возникновение совместного проекта с BMW.

Ошибка в выборе приоритетов может стоить потери всего бизнеса. Чтобы снизить риск, в Калининграде ищут третьего партнера

2002 год стал для «Автотора» промежуточным финишем, после которого необходимо определить стратегию на будущее. Ошибка в выборе приоритетов может стоить потери всего бизнеса. Чтобы свести риск к минимуму, для производства в Калининграде активно разыскивают третьего партнера. Руководство компании уже намекало, что речь идет об очень известном брэнде. Думается, ясность наступит через несколько месяцев. А пока жизнь подтверждает правильность выбранного пути.

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Логика сжатого кулака

«Голубой поток» пришел в Турцию

Ставки снижены, господа фермеры!

Суд и судилище

Невосполнимая потеря

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Весеннее оживление
Существенные подвижки в энергетической, налоговой и административной реформах произошли при минимальном участии правительства


ИДЕОЛОГИЯ
Наступление в Европу
Санкт-Петербург в судьбе России и мира


ТЕМА НОМЕРА: АВТО

Дружба или смерть
Выбор у нашего автопрома небогат: либо погибнуть, либо подружиться с иностранцами


Новый поворот
Укрепление евро и повышение пошлин приведет к удорожанию импортных автомобилей


Обратной дороги нет
Интервью с президентом Союза автопроизводителей России Евгением Левичевым


Путешествие в волжскую Америку
В Тольятти по соседству с советским автогигантом расположился полностью антисоветский завод, построенный по последнему писку автомобильной моды


Мультибрэндовая компания
«Автотор» осваивает Kia Sorento, ждет «семерку» BMW и ищет новых партнеров


Ford атакует российский автопром
Владельцы «Жигулей» – основная клиентура американского концерна


Петляющий автобусный маршрут
Обновление автобусного парка нереально до тех пор, пока транспортники не начнут получать стабильную прибыль


Красивая жизнь взаймы
На рынке автокредитования начинается реальная конкуренция


Лизинговая революция
В России начинают понимать, что лизинг автомобилей имеет целый ряд неоспоримых преимуществ


Кошмар для угонщика
DataDot – новое высокотехнологичное оружие в борьбе с воровством


«Мерседес» уходит от погони
Экстремальные ситуации на дороге: практические советы предпринимателям


ХОЗЯЙСТВО

ОТРАСЛИ
Мясные баррикады
Ограничение ввоза мяса и птицы в Россию: долгожданная забота власти об отечественном производстве или покровительство крупному капиталу?


В чьи сети попадет потребитель?
Розничная торговля в России становится все более лакомым куском для инвесторов


ПРОГНОЗ
Два года в запасе
Дорогая нефть способна похоронить российскую экономику


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Голые короли
IAS: искусство иллюзии. Статья девятая


НАЛОГИ
Бумажный рубин
Открывая офшорную компанию, можно легко стать жертвой мошенничества


ТАМОЖНЯ
ГТК отчитался
Свой основной резерв таможенники видят в оптимизации тарифов и борьбе с недостоверным декларированием и лжетранзитом


АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Ранняя оттепель

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Карточный дом, который построил Алан

ТЕНДЕНЦИИ
Зона безопасности
Упрочение силового имиджа власти станет ключевым направлением внутренней политики Кремля в предвыборный период


РЕПЛИКА
Блицкриг «Эдельвейса»
Стоит ли подниматься дважды на одни и те же горы?


БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНТЕРВЬЮ
Генерал, который хотел сотворить чудо
Николай Алексеевич Шам стоял у истоков технологической революции в нашей стране. И продолжает верить в ее победу


ОБЩЕСТВО

ПРЕССА
Традиции свободы и порядочности
Приживутся ли в России нормы и законы британских СМИ?


ЧЕЛОВЕК

ФИГУРЫ
Путилов и Путиловцы
Он брался за безнадежные дела, от которых отказывались остальные. И блестяще исполнял их


ДИАСПОРА
Осколок родины
Русские в довоенной Польше


КИНО
Воплощенная мечта
Фильм «Русский ковчег», посвященный Эрмитажу, становится событием мировой культуры


КУЛЬТУРА
Элитарный Kirov
Десять дней фестиваля «Мариинский» – это редкая возможность увидеть взаимопроникновение русского и западного балета


Рок-н-ролльная столица. Будет вам и Карлик, будет вам и Нос. Выбор Бродского

Взрыв в Пушкинском Доме. Возвращение «Мистерии оглашенных». Древо Виктора Бондаренко. На высотах Ил-2. Православие и филателия. Оформление Патриаршего подворья в Бари

ДУША
Слово старца Паисия
Нерассудительная любовь делает детей ни на что не годными


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Санкт-Петербург

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: апрель

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал