ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 4 (13) апрель 2003

АВТО

НОВЫЙ ПОВОРОТ

Укрепление евро и повышение пошлин
приведет к удорожанию импортных автомобилей

Блестящее завершение минувшего года, в течение которого было продано около 110 тыс. новых иномарок, вселило в автопроизводителей и их дилеров надежду на счастливое будущее. 2002 год многие эмоциональные эксперты называли отличным, превосходным, небывалым. Попросту говоря, Россия установила абсолютный рекорд по продаже иномарок. Это произошло на фоне массового завоза секонд-хэнда из Европы, спровоцированного откровенно неумелыми действиями правительства. Сроки введения заградительных пошлин неоднократно переносились, что, естественно, способствовало ажиотажному спросу на бэушный товар. По оценкам специалистов, закупленные автомобили будут распродаваться вплоть до осени, после чего наступит эра равноправной конкуренции.

Собственное самолюбие можно потешить тем, что соревнование в России идет не только с результатами прошлых лет. По некоторым классам автомобилей наша страна уже обогнала государства Восточной Европы, а в секторе самых дорогих и престижных машин мы оставили позади даже ряд государств – членов Евросоюза. Сейчас все ждут дальнейшего роста, который мог бы материализоваться в цифру 200 тыс. машин. Путем несложных расчетов можно выяснить, что речь идет об обороте как минимум в два миллиарда долларов. А если прибавить сюда и услуги по техобслуживанию, то и без того немалая цифра приобретает астрономические размеры.

По прогнозам экспертов, подорожание иномарок, как и других импортных товаров, неизбежно

Буквально вчера казалось, что все кризисы позади, а за поворотом нас ждут успех и финансовое благополучие. Не тут-то было. Первый и не последний сюрприз опять преподносит макроэкономика. Укрепляющая свои позиции европейская валюта приведет к увеличению розничных цен на автомобили. Сегодня значительная часть компаний уже перешла на расчеты в евро. А если при этом учитывать, что российский бизнес до сих пор существует в долларовом формате, то в сложившейся ситуации страдает потребитель – он по старой привычке хранит деньги преимущественно в долларах. А это приводит к потерям при конвертации. Ведь 40% всего импорта поступает в Россию из Европы, где, естественно, используют местные деньги. К примеру, в 2002 году импортные поставки равнялись 20–25 млрд долларов, а курсовые потери, по мнению экспертов, превысили 5 млрд долларов.
Чего же ждать в будущем? Прогнозы аналитиков неутешительны. Специалисты считают, что падение доллара продолжится. Таким образом, подорожание иномарок, как и других импортных товаров, неизбежно.

ДВА ЛАГЕРЯ – ДВА ИНТЕРЕСА
Еще недавно лагерь иностранных автопроизводителей был сплочен и неделим. Теперь он разбит на две группы, каждая из которых преследует диаметрально противоположные цели. Смятение в стан бизнесменов внесло правительство, утвердившее концепцию развития отечественного автомобилестроения на ближайшие годы.

Подходы, изложенные в концепции развития отечественного автопрома, приветствуют те, кто уже начал разворачивать в России промышленные проекты. А против, ссылаясь на скорое вступление нашей страны в ВТО, высказываются импортеры

До принятия этого документа ситуация в нашей стране была, мягко говоря, непонятной. С одной стороны, государство особо не поддерживало местных производителей, облагая их зачастую драконовскими налогами. С другой стороны, зеленый свет не давали и импортерам, ведь они не могли полноправно прийти на рынок из-за высоких таможенных пошлин. Словом, правительству предстояло определиться. Концепция показала, что чаша весов склонилась в сторону российского производства, под которым понимается не только поддержка существующих заводов. Прежде всего имеется в виду создание благоприятного инвестиционного климата. Именно он, по мысли авторов документа, должен завлечь к нам иностранцев, причем и автосборщиков, и производителей комплектующих.
Но сам процесс создания благоприятного инвестиционного климата трактуется российскими чиновниками весьма однобоко. Они думают, что заманить иностранцев можно, лишь возведя непреодолимые таможенные барьеры, которые вынудят мировые концерны строить заводы внутри страны. Такой подход, разумеется, приветствуют те, кто уже начал разворачивать в России промышленные проекты. Среди приверженцев концепции можно назвать Ford, General Motors, Renault, а также ТагАЗ и «Автотор», выпускающие иномарки. А импортеры, как и следовало ожидать, высказываются против, ссылаясь на близкое вступление в ВТО.

КОНКРЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Идея правительственных ведомств выглядит вполне здраво. Страна, выпускающая автомобили, извлекает гораздо больше выгод, чем импортер. Но средства, предлагаемые в качестве инструментов для реализации благородных прожектов, не выдерживают никакой критики. Глава Минпромнауки Илья Клебанов недавно обмолвился, что его ведомство уже обратилось в правительство с предложением поднять пошлины на новые иномарки с 25 до 35%. Эта мера, по мнению чиновников, должна стимулировать иностранные автоконцерны на осуществление сборочных проектов в России. При этом государственные мужи оговариваются, что речь идет о временной защите рынка на первом этапе вступления в ВТО. Но покупателям-то от этого не легче! К тому же выпускаемые в нашей стране машины не закрывают все типы транспортных средств, ввозимые из-за границы. В результате многие автомобилисты не смогут приобрести импорт из-за дороговизны, а отечественные машины – из-за того, что они не отвечают их запросам.
В частных беседах западные автопроизводители говорят о том, что решение о строительстве заводов они принимают вне зависимости от таможенных ставок. Здесь в расчет берутся стратегические соображения. Если рынок для той или иной компании интересен, то строительство производственных мощностей не заставит себя долго ждать.
В правительстве заявление Ильи Клебанова пока восприняли с прохладцей. Но приблизительно такая же реакция была и при внесении концепции. А потом раз – и подписали одним махом. Аналогичный сценарий возможен и сейчас. Если это произойдет, то, повторюсь, в любом случае пострадает потребитель. А государственная выгода, на которую то и дело кивают чиновники, весьма сомнительна.

ЧТО СЧИТАТЬ НАШИМ
В общественном сознании игроки автомобильного рынка четко разделены на две группы. К первой относятся отечественные производители, ко второй – иностранные. Такой подход понять несложно, ведь российские заводы продолжают выпускать серьезно устаревшую технику, удерживая при этом несомненное лидерство в продажах. Но недалек день, когда противопоставление между «своими» и чужой исчезнет. Этот процесс уже начался. Судите сами. Чьим автомобилем считать, к примеру, Ford Focus, выпускаемый во Всеволожске? Эта машина носит американский брэнд, комплектующие к ней производят в Европе, а собирается она в России руками русских рабочих. Не менее запутанная ситуация с автомобилем Chevrolet Niva, который выпускается в Тольятти на СП «GM-АвтоВАЗ».

Пора уже свыкнуться с мыслью, что всеволожский Ford и BMW калининградской сборки – это тоже российские автомобили

Если обратиться к истории, то сразу станет понятным, что даже изолированный советский автопром никогда не развивался без западного участия. Так, первой продукцией нижегородского ГАЗа были грузовики Ford. Послевоенные «Москвичи» являлись ни чем иным, как аналогом Opel. Наконец, в Самарской области специалистами итальянского концерна FIAT был построен ВАЗ. Мировой опыт показывает, что изоляция в автомобилестроении губительна.

ВЫЖИВУТ НЕ ВСЕ
Что касается перспектив традиционных российских производителей, то их безоблачными назвать трудно. Пока отечественные заводы чувствуют себя довольно вольготно, но это временное явление. К примеру, практически половина покупателей Ford Focus ранее являлась владельцами «Жигулей». Это означает, что «новые русские» уже начали отбирать у старых игроков некогда главенствующие позиции.
Шансов на выживание в сегодняшнем виде у отечественных предприятий немного. Их спасение зависит лишь от способности к быстрой трансформации. Приходя на тот или иной рынок, глобальные производители в короткий срок уничтожают весь местный бизнес. Чтобы убедиться от этой напасти, необходимо воспользоваться одним из трех путей. При первом варианте следует отказаться от выпуска массовых легковых моделей, уйдя в нишу спецтехники, то есть машин для экстренных служб, сельского хозяйства, армии и т. д. Второй путь, который уже выбрал АвтоВАЗ, заключается в создании СП. И наконец, можно переориентироваться на изготовление комплектующих для обслуживания мировых концернов.

Лет через десять такое понятие, как «иномарка», вообще исчезнет – автомобили будут называть либо хорошими, либо плохими

Российские производители знают о своих перспективах и готовятся к переменам. Хуже других придется ГАЗу, который уже в ближайшие годы может отказаться от выпуска легковой продукции. Горьковский завод, скорее всего, сосредоточится на полуторатонных «Газелях». До последнего будет держать занятые бастионы УАЗ, улучшая качество устаревших, но по-прежнему популярных моделей. А вот новые машины 60-й серии, судя по всему, вряд ли станут массовым товаром. При этом ульяновское предприятие, управляемое «Северсталью», будет продолжать поиск зарубежного партнера для совместного производства какого-нибудь современного автомобиля. Из серьезных игроков остается только АвтоВАЗ, имеющий достаточно ресурсов для приспособления к любому, даже самому негативному сценарию. И, похоже, наш автогигант выбор уже сделал: создал СП с самым богатым концерном мира. Одновременно тольяттинский холдинг организует мощности для выпуска большого количества автокомпонентов, не забывая при этом и о производстве морально устаревшего, но по-прежнему успешного модельного ряда.
Лет через десять российский авторынок будет представлять собой некий симбиоз отечественных и иностранных производителей. А такое понятие, как «иномарка», вообще исчезнет. Вместо деления на «наших» и «не наших» автомобили будут называть либо хорошими, либо плохими. Других не останется.

Станислав Павлов



[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Логика сжатого кулака

«Голубой поток» пришел в Турцию

Ставки снижены, господа фермеры!

Суд и судилище

Невосполнимая потеря

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Весеннее оживление
Существенные подвижки в энергетической, налоговой и административной реформах произошли при минимальном участии правительства


ИДЕОЛОГИЯ
Наступление в Европу
Санкт-Петербург в судьбе России и мира


ТЕМА НОМЕРА: АВТО

Дружба или смерть
Выбор у нашего автопрома небогат: либо погибнуть, либо подружиться с иностранцами


Новый поворот
Укрепление евро и повышение пошлин приведет к удорожанию импортных автомобилей


Обратной дороги нет
Интервью с президентом Союза автопроизводителей России Евгением Левичевым


Путешествие в волжскую Америку
В Тольятти по соседству с советским автогигантом расположился полностью антисоветский завод, построенный по последнему писку автомобильной моды


Мультибрэндовая компания
«Автотор» осваивает Kia Sorento, ждет «семерку» BMW и ищет новых партнеров


Ford атакует российский автопром
Владельцы «Жигулей» – основная клиентура американского концерна


Петляющий автобусный маршрут
Обновление автобусного парка нереально до тех пор, пока транспортники не начнут получать стабильную прибыль


Красивая жизнь взаймы
На рынке автокредитования начинается реальная конкуренция


Лизинговая революция
В России начинают понимать, что лизинг автомобилей имеет целый ряд неоспоримых преимуществ


Кошмар для угонщика
DataDot – новое высокотехнологичное оружие в борьбе с воровством


«Мерседес» уходит от погони
Экстремальные ситуации на дороге: практические советы предпринимателям


ХОЗЯЙСТВО

ОТРАСЛИ
Мясные баррикады
Ограничение ввоза мяса и птицы в Россию: долгожданная забота власти об отечественном производстве или покровительство крупному капиталу?


В чьи сети попадет потребитель?
Розничная торговля в России становится все более лакомым куском для инвесторов


ПРОГНОЗ
Два года в запасе
Дорогая нефть способна похоронить российскую экономику


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Голые короли
IAS: искусство иллюзии. Статья девятая


НАЛОГИ
Бумажный рубин
Открывая офшорную компанию, можно легко стать жертвой мошенничества


ТАМОЖНЯ
ГТК отчитался
Свой основной резерв таможенники видят в оптимизации тарифов и борьбе с недостоверным декларированием и лжетранзитом


АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Ранняя оттепель

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Карточный дом, который построил Алан

ТЕНДЕНЦИИ
Зона безопасности
Упрочение силового имиджа власти станет ключевым направлением внутренней политики Кремля в предвыборный период


РЕПЛИКА
Блицкриг «Эдельвейса»
Стоит ли подниматься дважды на одни и те же горы?


БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНТЕРВЬЮ
Генерал, который хотел сотворить чудо
Николай Алексеевич Шам стоял у истоков технологической революции в нашей стране. И продолжает верить в ее победу


ОБЩЕСТВО

ПРЕССА
Традиции свободы и порядочности
Приживутся ли в России нормы и законы британских СМИ?


ЧЕЛОВЕК

ФИГУРЫ
Путилов и Путиловцы
Он брался за безнадежные дела, от которых отказывались остальные. И блестяще исполнял их


ДИАСПОРА
Осколок родины
Русские в довоенной Польше


КИНО
Воплощенная мечта
Фильм «Русский ковчег», посвященный Эрмитажу, становится событием мировой культуры


КУЛЬТУРА
Элитарный Kirov
Десять дней фестиваля «Мариинский» – это редкая возможность увидеть взаимопроникновение русского и западного балета


Рок-н-ролльная столица. Будет вам и Карлик, будет вам и Нос. Выбор Бродского

Взрыв в Пушкинском Доме. Возвращение «Мистерии оглашенных». Древо Виктора Бондаренко. На высотах Ил-2. Православие и филателия. Оформление Патриаршего подворья в Бари

ДУША
Слово старца Паисия
Нерассудительная любовь делает детей ни на что не годными


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Санкт-Петербург

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: апрель

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал