ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 4 (13) апрель 2003

КУЛЬТУРА

ВЗРЫВ В ПУШКИНСКОМ ДОМЕ

17 февраля в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) в Петербурге произошел взрыв просроченного оборудования для пожаротушения. Практически уничтожен фонд Ивана Андреевича Крылова, где хранились автографы его знаменитых басен. Сильно пострадало рукописное наследие Державина, Григоровича и Чехова. Гарантийный срок противопожарного обслуживания по договору с частной фирмой истек в ноябре прошлого года, но у ИРЛИ не было средств, чтобы оплатить дальнейшие услуги.
«Ущерб, нанесенный рукописям, вообще нельзя оценить, так как они ни разу не выставлялись на аукционы и их рыночная цена не известна», – сказал директор Пушкинского Дома Николай Скатов. Заметим, что рукописи Пушкина, время от времени всплывающие на аукционах, продаются приблизительно по 100 тыс. долларов за лист.

Роман Багдасаров


ВОЗВРАЩЕНИЕ «МИСТЕРИИ ОГЛАШЕННЫХ»

В московском зале «Академический» состоялась премьера новой постановки музыкально-драматического спектакля Алексея Рыбникова «Мистерия оглашенных». Ранее проект носил название «Литургия оглашенных» и впервые появился на подмостках частного театра А. Л. Рыбникова в 1992 году.
Главное действующее лицо драмы – лагерный заключенный Данилов (Валерий Сторожик), русский интеллигент, попавший в тиски тоталитарного режима. Тяжелый опыт приводит Данилова к нравственному прозрению, и ему открывается грандиозная картина противоборства вселенских сил Света и Тьмы. Образ Данилова вобрал в себя черты поэтов Даниила Андреева и Осипа Мандельштама, философа отца Павла Флоренского, других отечественных художников и мыслителей, пострадавших в сталинскую эпоху. Еще один ведущий персонаж – Женщина (Мария Антипова, Елена Захарова), воплощающая собой Прекрасную Даму, одухотворенный идеал, к которому стремится герой.
Создание произведения на столь болезненно-тонкую тему могло привести автора легендарных мюзиклов либо к впадению в полное безвкусие, либо к триумфу. Случилось последнее, что, по сути, является настоящим чудом. После «Мистерии» Рыбникова мюзикл как таковой приобрел качественно новые черты. Композитору удалось выработать совершенно иной стиль, чем у «Jesus Christ Superstar», еще недавно почитавшегося как высшее достижение этого жанра. Вместо сентиментального психологизма «Мистерия» ориентирована на эпический монументализм. Благодаря ему высвечивается индивидуальность сценических характеров. Этому соответствует и оригинальное оформление сцены. Лазеры, дымовые завесы, прожектора и подсветки буквально высекают целые миры из хаотической тьмы, что схоже с работой старых мастеров Европы по «черному холсту».
По сравнению с легендарными «Юноной и Авось», «Звездой и смертью Хоакина Мурьетты», «Мистерия» обладает глубоко своеобразным саундом, которого Рыбников добивался в специальной звуковой лаборатории. Поражает синтетизм маэстро, умеющего обнаружить и органично использовать внутренние переходы между церковным хоралом, этнической музыкой, бардовской песней, звуками природы и космоса.
Так же, как у главного героя, у спектакля сложилась нелегкая судьба. После шумных гастролей в 1994–1995 годах в США («Мистерия» ставилась в престижнейшем Кравиц-центре в Майами) на родине труппу ждали годы вынужденного простоя, вызванного неблагоприятным экономическим положением. Много сил было положено на подготовку новой версии, которая в значительной мере осуществилась уже не за счет частных спонсоров, а благодаря поддержке правительства Москвы в лице столичного комитета по культуре.

Роман Багдасаров


ДРЕВО ВИКТОРА БОНДАРЕНКО

С 18 марта по 13 апреля в Третьяковской галерее проходит выставка русской иконописи XV–XX веков из собрания Виктора Бондаренко «И по плодам узнается древо…».
Коллекционеры в России редко выносят по-настоящему ценные произведения искусства на публичное обозрение, поэтому полномасштабное экспонирование лишь одного собрания – явление уникальное. К открытию выставки был выпущен объемный каталог, в предисловии к которому директор музея им. Андрея Рублева Г. В. Попов отмечает, что начиная с 1917 года и до сего дня столь высокий уровень «отличал лишь частную коллекцию древнерусского искусства П. Д. Корина». Как свидетельствуют научные публикации, искусствоведы и реставраторы уже несколько лет работают с коллекцией В. А. Бондаренко. И этот факт неординарен: большинство частных собраний закрыто даже для специалистов.
Всего представлено 72 иконы. Наиболее древняя, «Спас оплечный» (1-я треть – середина XV века), написана мастером-новгородцем. Новгородской школе принадлежит и уникальная икона «Чудо Георгия о змие» конца XV века, где святой всадник восседает на коне черной масти. «Огненное восхождение пророка Ильи» (1530-е гг.) было исполнено в новгородской мастерской святителя Макария, создавшего особый стиль иконописи в эпоху Ивана Грозного.
Вообще собрание Бондаренко напоминает путеводитель по разным школам иконописи Руси-России. «Николай Чудотворец» XV века открывает длинный ряд памятников, вышедших из-под кисти ростовских изографов. Другой раздел экспозиции происходит из Тверской земли. На выставке можно увидеть самый ранний из сохранившихся житийных образов «Феодосия Великого» (1-я половина XVI века). Впечатляюще представлена ярославская школа XVII столетия: чего стоит громадное «Рождество Христово»! Каждое произведение по-своему замечательно, но есть и абсолютные раритеты: к примеру, изысканные иконы патриархов Гада и Дана из праотеческого чина московского иконостаса 3-й четверти XVI столетия или символическая композиция, объединяющая сюжеты «Душа праведная» и «Лествица монашеская». Из авторских шедевров отметим «Троицу» Гурия Никитина (1690), «Рождество Богоматери» Василия Уланова (1715) и «Троицу» Кирилла Уланова (1721).
Сам Виктор Бондаренко как собиратель и меценат, пожалуй, фигура не менее уникальная. Ему принадлежит богатейшее собрание современной российской живописи. В 1997 году совместно с Константином Худяковым и галереей М’АРС он выступил куратором амбициозного проекта «Мир чувственных вещей в картинках – конец XX века», выставлявшегося в ГМИИ им. Пушкина и объединившего многих художников и писателей. Тогда, следуя метафоре коллекционера, зрители увидели «крону» его собрания. Теперь настал черед корней.

Роман Багдасаров


НА ВЫСОТАХ ИЛ-2

Фирмой «1С» выпущено продолжение завоевавшей мировую популярность компьютерной игры «Ил-2 Штурмовик» – «Забытые сражения» (компания Maddox Games). Она появилась в продаже одновременно на территории стран СНГ, Балтии и в США. Авиасимулятор Ил-2 (эта модель считается главным самолетом Великой Отечественной) относится к числу истинных, а не преувеличенных удач отечественных разработчиков. Игра собрала около 30 наград отечественных и зарубежных изданий и практически не имеет себе равных в имитационном жанре.
К прежним кампаниям (Смоленск, Москва, Сталинград, Кубань, Курск, Крым, Берлин) добавлены миссии на финском и венгерском фронтах. Теперь в активе еще 14 управляемых самолетов (Юнкерс-87D-3, FW-190D-9, Ла-7 и др.). Всего задействовано 107 самолетов (на 60 из них можно летать). Боевые машины воспроизведены по подлинным чертежам и документам, включая материалы НИИ ВВС. Создателей консультировали русские, немецкие и американские летчики (как времен второй мировой войны, так и сегодняшние). Наземные и надводные объекты прорисованы максимально реалистично. Можно видеть отдельные деревья, здания городского ландшафта – этому помогла фотосъемка тех лет. Облака не только красивы, но являются тактическим укрытием в многопользовательском режиме. Атрибутика движения и боя (отсвет обшивки и блики фонаря, пушечный огонь, дымные следы, летящие гильзы, фонтаны земли и воды, взрывы) заслуживает самых высоких баллов. То же касается трехмерного звука, эффекта реверберации.
Игра включает настоящее руководство по летной эксплуатации Ил-2 1940-х годов, а также весьма сложную систему награждений, повышений в звании и выдач денежных премий, которые были приняты в ВВС враждующих сторон.

Роман Багдасаров


ПРАВОСЛАВИЕ И ФИЛАТЕЛИЯ

Презентация очередной серии почтовых марок «История Государства Российского» прошла в марте в Москве, в Свято-Даниловом монастыре. Эту серию ведет художник Л. Зайцев с 1995 года. Туда входят портреты деятелей на сюжетно-историческом фоне, картины значимых событий и имперских орденов. Нынешний выпуск, включающий изображение основателя монастыря святого Даниила Московского, приурочен к 700-летию со дня преставления благоверного князя. Почтовые знаки посвящены так же великим князьям Ярославу Мудрому, Владимиру Мономаху и Иоанну II Красному.
С 1992 года Россия выпустила полторы сотни марок на темы православия, и они по достоинству оценены международным филателистическим сообществом. Так, самой красивой почтовой миниатюрой Европы в 1996 году признан российский почтовый блок с изображением Казанской иконы Божией Матери.

Роман Багдасаров


ОФОРМЛЕНИЕ ПАТРИАРШЕГО ПОДВОРЬЯ В БАРИ

Начались готовившиеся несколько лет работы по оформлению Патриаршего подворья в итальянском городе Бари.
Храм, посвященный самому почитаемому в России святому Николаю Чудотворцу и находящийся в городе, где почивают его мощи, был построен в 20-е годы прошлого века на народные деньги, но до сих пор оставался нерасписанным. Проект, где соединились знания искусствоведов и навыки церковных живописцев, предусматривает сложную систему росписи храма и трапезной в стилистике XVI века. Центральное место отведено изображению многочисленных чудес Святителя Николая. Особое внимание авторы проекта (доктор искусствоведения М. А. Некрасова, художники О. Н. Аннушкина и Н. В. Журба) уделили сюжетам, связанным с почитанием Николая Чудотворца в России и историей переноса святых мощей из Мир Ликийских в Барград (Бари).

Роман Багдасаров



[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Логика сжатого кулака

«Голубой поток» пришел в Турцию

Ставки снижены, господа фермеры!

Суд и судилище

Невосполнимая потеря

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Весеннее оживление
Существенные подвижки в энергетической, налоговой и административной реформах произошли при минимальном участии правительства


ИДЕОЛОГИЯ
Наступление в Европу
Санкт-Петербург в судьбе России и мира


ТЕМА НОМЕРА: АВТО

Дружба или смерть
Выбор у нашего автопрома небогат: либо погибнуть, либо подружиться с иностранцами


Новый поворот
Укрепление евро и повышение пошлин приведет к удорожанию импортных автомобилей


Обратной дороги нет
Интервью с президентом Союза автопроизводителей России Евгением Левичевым


Путешествие в волжскую Америку
В Тольятти по соседству с советским автогигантом расположился полностью антисоветский завод, построенный по последнему писку автомобильной моды


Мультибрэндовая компания
«Автотор» осваивает Kia Sorento, ждет «семерку» BMW и ищет новых партнеров


Ford атакует российский автопром
Владельцы «Жигулей» – основная клиентура американского концерна


Петляющий автобусный маршрут
Обновление автобусного парка нереально до тех пор, пока транспортники не начнут получать стабильную прибыль


Красивая жизнь взаймы
На рынке автокредитования начинается реальная конкуренция


Лизинговая революция
В России начинают понимать, что лизинг автомобилей имеет целый ряд неоспоримых преимуществ


Кошмар для угонщика
DataDot – новое высокотехнологичное оружие в борьбе с воровством


«Мерседес» уходит от погони
Экстремальные ситуации на дороге: практические советы предпринимателям


ХОЗЯЙСТВО

ОТРАСЛИ
Мясные баррикады
Ограничение ввоза мяса и птицы в Россию: долгожданная забота власти об отечественном производстве или покровительство крупному капиталу?


В чьи сети попадет потребитель?
Розничная торговля в России становится все более лакомым куском для инвесторов


ПРОГНОЗ
Два года в запасе
Дорогая нефть способна похоронить российскую экономику


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Голые короли
IAS: искусство иллюзии. Статья девятая


НАЛОГИ
Бумажный рубин
Открывая офшорную компанию, можно легко стать жертвой мошенничества


ТАМОЖНЯ
ГТК отчитался
Свой основной резерв таможенники видят в оптимизации тарифов и борьбе с недостоверным декларированием и лжетранзитом


АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Ранняя оттепель

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Карточный дом, который построил Алан

ТЕНДЕНЦИИ
Зона безопасности
Упрочение силового имиджа власти станет ключевым направлением внутренней политики Кремля в предвыборный период


РЕПЛИКА
Блицкриг «Эдельвейса»
Стоит ли подниматься дважды на одни и те же горы?


БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНТЕРВЬЮ
Генерал, который хотел сотворить чудо
Николай Алексеевич Шам стоял у истоков технологической революции в нашей стране. И продолжает верить в ее победу


ОБЩЕСТВО

ПРЕССА
Традиции свободы и порядочности
Приживутся ли в России нормы и законы британских СМИ?


ЧЕЛОВЕК

ФИГУРЫ
Путилов и Путиловцы
Он брался за безнадежные дела, от которых отказывались остальные. И блестяще исполнял их


ДИАСПОРА
Осколок родины
Русские в довоенной Польше


КИНО
Воплощенная мечта
Фильм «Русский ковчег», посвященный Эрмитажу, становится событием мировой культуры


КУЛЬТУРА
Элитарный Kirov
Десять дней фестиваля «Мариинский» – это редкая возможность увидеть взаимопроникновение русского и западного балета


Рок-н-ролльная столица. Будет вам и Карлик, будет вам и Нос. Выбор Бродского

Взрыв в Пушкинском Доме. Возвращение «Мистерии оглашенных». Древо Виктора Бондаренко. На высотах Ил-2. Православие и филателия. Оформление Патриаршего подворья в Бари

ДУША
Слово старца Паисия
Нерассудительная любовь делает детей ни на что не годными


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Санкт-Петербург

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: апрель

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал