ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 4 (13) апрель 2003

КИНО

ВОПЛОЩЕННАЯ МЕЧТА

Фильм «Русский ковчег», посвященный Эрмитажу, становится событием мировой культуры

Фильм «Русский ковчег» Александра Сокурова снят за 1 час 27 минут 12 секунд – одним кадром. Без дублей и последующего монтажа. Действие охватывает четыре века, около тысячи исполнителей (из них более сотни – актеры) и два оркестра. И все это – в одном из крупнейших музеев, в Государственном Эрмитаже. Проект был начат в апреле 2001-го. Официальная российская премьера состоится в Эрмитаже в дни празднования 300-летия Петербурга.
Когда все только затевалось, даже Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, признавался, что не вполне верит в задуманное. Неудивительно: такого мировой кинематограф прежде не знал. И вряд ли подобная съемка будет повторена, допустим, в Лувре или Прадо, хотя оба музея предлагали режиссеру «распахнутые объятья» для осуществления его замысла.
Но Лувр, как и Вашингтонская галерея, как и другие конгениальные Эрмитажу музеи, теперь могут лишь устраивать у себя премьеры фильма и завидовать своему петербургскому собрату: Зимний дворец ожил на экране. Согласитесь, одно дело – почтенное академическое учреждение, собрание великих произведений искусства. И совсем иное – череда великолепных залов и анфилад, украшенных, в точном соответствии со старинными гравюрами, растениями и роскошными букетами цветов. Пространство, где картины и скульптуры не объекты ученического рассматривания, приложения ученых мыслей или удовлетворения туристского любопытства, но полноправные участники действия. Такие же, как и российские императоры и императрицы, как и прелестные дамы и мужественные кавалеры, которые в финале сойдутся на великолепном балу и будут самозабвенно танцевать под мазурку Глинки из оперы «Жизнь за царя» в исполнении оркестра Мариинского театра под руководством маэстро Валерия Гергиева.
Почему же съемка не могла состояться нигде, кроме как в Эрмитаже?
Потому, во-первых, что Александр Сокуров таким образом захотел признаться ему в любви. И донести до всех свою мысль о неслучайности этого великого собрания классического искусства в России, об их глубочайшей связи и неотторжимости друг от друга. По Сокурову, русский народ во всех исторических и бытовых передрягах – от войн, революций и массового террора до пожаров и наводнений – спас сокровища Эрмитажа. И кто знает, может быть, сам спасен и спасаем до сих пор этим своим необъяснимым уважением к высокому. Отсюда название «Русский ковчег», отсылающее нас к легендарному библейскому, Богом спасаемому и Ноем построенному ковчегу…
И потому, во-вторых, что директор Пиотровский совершил настоящий Поступок: он стал сообщником режиссерского гения. Если вы тут учтете хотя бы строжайшие и беспрекословные требования охраны музея, слово «сообщник» не покажется вам слишком резким. Присовокупите сюда и неизбежные (тихие, впрочем) протесты ханжей от искусства и музейного дела, этих якобы поборников классического, способных любить только застылое и «утвержденное»... – что скрывать, балаганная природа кинематографа во многих мозгах затмевает его столетнюю уже историю.
Пиотровский же поступил, как живой человек, проницательный руководитель и государственный муж. Он поддался эмоциональному обаянию идеи Сокурова. Между прочим, Михаил Борисович не просто каждый день садится в кресло, принадлежавшее его отцу, прежнему директору Эрмитажа Борису Пиотровскому, но и утверждает, что находится с ним в постоянном контакте. Для Пиотровского музей – не каменная громада, а дом родной, потому он и не мог устоять перед соблазном увидеть «великих призраков» на экране.
Но директор музея и все просчитал, как, простите, топ-менеджер. Искусство должно принадлежать народу – этому возразить нельзя, а фильм, где Эрмитаж – главный герой, дойдет до самых до окраин планеты. Риска же, по сути, нет: Пиотровский уже имел опыт работы с Сокуровым, когда тот в Эрмитаже снимал фильм «Робер. Счастливая жизнь», и потому знал, что этому режиссеру можно доверять абсолютно во всем, а в первую очередь – в деликатном отношении к музею.
И, кроме всего перечисленного, Михаил Борисович учел неизбежный отклик, который получит «Русский ковчег» в стране и за рубежом. Картина, где сошлись такие «брэнды», как Эрмитаж, Сокуров, Мариинский театр и Гергиев, российский императорский дом, русская культура и новейшая цифровая технология, да еще и в год 300-летия Петербурга, обречена на повышенное внимание. Одним махом – одним грандиозным махом – стало возможно доказать всему миру: Россия по-прежнему великая страна, раз в ней осуществим такой великолепный новаторский культурный проект. Россия – открытая к сотрудничеству страна: фильм делался при поддержке Министерства культуры РФ в копродукции: основные производители – петербургская студия «Эрмитажный мост» (продюсер Андрей Дерябин) и немецкая фирма Egoli Films (продюсеры Йенс Мойрер и Карстен Штётер), ряд компаний Японии и Канады и несколько европейских фондов.
Директор Пиотровский и Государственный Эрмитаж в целом сделали все, чтобы фильм был снят. Полтора часа сложнейшего действия – на едином дыхании, в режиме реального времени. Фильм, повторим, без монтажных склеек. Журналисты не верили режиссеру, то и дело вопрошая: правда, что вы обошлись без ножниц?..
И все ожидания и все расчеты – сбылись. Фильм бесконечно приглашают на фестивали, начиная с Каннского, на премьеры и спецпоказы, на семинары по обмену опытом. В декабрьском (2002) номере американского журнала Time «Русский ковчег» включен в список десяти наиболее значительных кинодостижений прошлого года – наряду с кассовыми хитами «Властелин колец: Две крепости» Питера Джексона и «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе с одной стороны и ярко выраженным произведением авторского кинематографа «Поговори с ней» Педро Альмодовара с другой. Итальянский журнал Filmcritic назвал «Русский ковчег» фильмом года по итогам опроса своих редакторов и обозревателей. Картина собирает восторженные, полные теперь уже позитивного удивления рецензии в зарубежной прессе. Главная мысль которых как раз та, которую заложил и прогнозировал Сокуров: вы забудете обо всех технических новациях и о способе съемки через пять минут и просто получите удовольствие от созерцаемого.
И наконец, универсальный критерий: миллион долларов в американском прокате за первые 12 недель демонстрации. Беспрецедентный результат: неанглоязычный артхаусный фильм, посвященный российской истории, на глазах становится культурным блокбастером.
Такого мирового успеха не знала ни одна современная отечественная картина. Что ждет ее на родине?.. В майские белые ночи, когда Эрмитаж по случаю юбилея будет открыт для публики круглосуточно, музыка «Русского ковчега» вновь зазвучит в стенах дворца, пробуждая грусть и восторг воспоминаний, грусть и восторг надежд.
…Как это все сумел сделать Александр Сокуров? – непостижимо.

Ольга Шервуд
Санкт-Петербург


Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Русский ковчег» – сон автора и воплощенная мечта многих людей, причастных к Эрмитажу. Музей ожил. Историческая память, присутствующая в его стенах и пространствах и ощущаемая всяким тонко чувствующим человеком, нашла воплощение в ярких и странных образах Александра Сокурова. Это увлекательно и удивительно красиво.
«Русский ковчег» оказался на редкость драматически напряженным рассказом о культурной истории петербургской России, вечной полемике о том, сколь самобытна, самостоятельна и значительна культурная жизнь страны, любящей Европу, но Европой не являющейся.
«Русский ковчег» показал, что кино может относиться к миру подлинных вещей, хранящихся в музее, с тактом, благоговением и любовью, не только с боязнью что-либо повредить, но и стараясь не нарушить, а даже передать священное трепетание музейного воздуха.
Фильм действительно смотрится на одном дыхании, и оно – дыхание одного из самых удивительных музеев мира.

Александр Сокуров, кинорежиссер:
«Русский ковчег» в определенном смысле о том, что искусство не может без человека. И о том, что искусство – вечно живая категория, живопись – живое существо… Человек обязан задумываться о спасении культуры, иначе настоящей академической культуры больше не будет и визуальный товар, который с таким агрессивным блеском и совершенством создается, поглотит все, уничтожив и профессиональное, и народное искусство всех континентов.
Эрмитаж – главное место в Петербурге. Если бы в нашем городе его не было, Петербург потерял бы для меня значение. В Эрмитаже на самом деле живет сердце русского искусства. Это большое, огромное сердце, прогоняющее через себя кровь и всего мирового искусства… Эрмитаж – единственное место в нашей стране, где я себя чувствую умиротворенно, где испытываю гордость, что я гражданин России…
Сочетание суперсовременной высокой технологии и фундаментального, практически вечного, того, что есть в Эрмитаже, дает гуманитарную ценность результату нашего труда. Даже если мы будем чем-то очень недовольны – а как профессионалы мы и не можем быть полностью удовлетворены результатами.
Нужно ли знать зрителю содержание фильма? Вряд ли – подробно. Будет рассказана простая, музыкальная и эмоциональная история. Вот что ожидает в первую очередь зрителя – того, какого мы называем «обычным». Простая человеческая история. Конечно, это сказка. Вымысел. То, что мы все любим смотреть, – сказка, конечно...
Название фильма должно, на мой взгляд, всегда говорить несколько больше, чем сам фильм, должно выявлять ту мысль, что есть нечто большее, чем собственно кино, – есть исторический процесс, есть мифология, есть религиозные тексты, есть огромная всемирная литература и так далее. Создавая кинопроизведение, я никогда не должен забывать о малости кинематографа, о его примитивности и о том, что невозможно в кинофильме исчерпать всего разнообразия гуманитарных эмоций и мыслей…
Названием фильма я отправляю зрителей в путешествие за пределы конкретного фильма – дальше, глубже… Я предлагаю зрителю самому вырастить дерево чувств и мыслей и предлагаю отправиться в путешествие самостоятельно, уже без фильма и без режиссера…
Я произношу магическое слово «ковчег», и само по себе это слово уже много говорит зрителю – как читателю, в данном случае – Библии. Хочу подчеркнуть, что таким образом я ставлю условие только самому себе и не считаю, что так должны поступать все режиссеры…

Валерий Гергиев, художественный руководитель и главный дирижер Академического Мариинского театра (из интервью сразу после съемки фильма «Русский ковчег» 23 декабря 2001 года):
Сегодня мне легко, потому что мы участвовали в таком огромном проекте. Происходившее сегодня на моих глазах есть грандиозная попытка сделать нечто такое, что, наверное, даже не вмещается в человеческий разум.
Я хочу поздравить Александра Сокурова – особенно как человек, который сам живет в Петербурге... От души поздравляю и надеюсь, что будет блестящий результат и подарок к трехсотлетию Петербурга, мы этой даты все ждем, мы к ней готовимся.
Появление города Петербурга, а затем появление в нем Мариинского театра – как появление на свет родных брата и сестры. Мы – как младшая сестра, а город – как старший брат, но это родные. Красота Эрмитажа или красота Мариинского театра есть следствие того, что возник такой уникальный город, как Петербург, город-артист.



[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Логика сжатого кулака

«Голубой поток» пришел в Турцию

Ставки снижены, господа фермеры!

Суд и судилище

Невосполнимая потеря

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Весеннее оживление
Существенные подвижки в энергетической, налоговой и административной реформах произошли при минимальном участии правительства


ИДЕОЛОГИЯ
Наступление в Европу
Санкт-Петербург в судьбе России и мира


ТЕМА НОМЕРА: АВТО

Дружба или смерть
Выбор у нашего автопрома небогат: либо погибнуть, либо подружиться с иностранцами


Новый поворот
Укрепление евро и повышение пошлин приведет к удорожанию импортных автомобилей


Обратной дороги нет
Интервью с президентом Союза автопроизводителей России Евгением Левичевым


Путешествие в волжскую Америку
В Тольятти по соседству с советским автогигантом расположился полностью антисоветский завод, построенный по последнему писку автомобильной моды


Мультибрэндовая компания
«Автотор» осваивает Kia Sorento, ждет «семерку» BMW и ищет новых партнеров


Ford атакует российский автопром
Владельцы «Жигулей» – основная клиентура американского концерна


Петляющий автобусный маршрут
Обновление автобусного парка нереально до тех пор, пока транспортники не начнут получать стабильную прибыль


Красивая жизнь взаймы
На рынке автокредитования начинается реальная конкуренция


Лизинговая революция
В России начинают понимать, что лизинг автомобилей имеет целый ряд неоспоримых преимуществ


Кошмар для угонщика
DataDot – новое высокотехнологичное оружие в борьбе с воровством


«Мерседес» уходит от погони
Экстремальные ситуации на дороге: практические советы предпринимателям


ХОЗЯЙСТВО

ОТРАСЛИ
Мясные баррикады
Ограничение ввоза мяса и птицы в Россию: долгожданная забота власти об отечественном производстве или покровительство крупному капиталу?


В чьи сети попадет потребитель?
Розничная торговля в России становится все более лакомым куском для инвесторов


ПРОГНОЗ
Два года в запасе
Дорогая нефть способна похоронить российскую экономику


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Голые короли
IAS: искусство иллюзии. Статья девятая


НАЛОГИ
Бумажный рубин
Открывая офшорную компанию, можно легко стать жертвой мошенничества


ТАМОЖНЯ
ГТК отчитался
Свой основной резерв таможенники видят в оптимизации тарифов и борьбе с недостоверным декларированием и лжетранзитом


АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Ранняя оттепель

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Карточный дом, который построил Алан

ТЕНДЕНЦИИ
Зона безопасности
Упрочение силового имиджа власти станет ключевым направлением внутренней политики Кремля в предвыборный период


РЕПЛИКА
Блицкриг «Эдельвейса»
Стоит ли подниматься дважды на одни и те же горы?


БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНТЕРВЬЮ
Генерал, который хотел сотворить чудо
Николай Алексеевич Шам стоял у истоков технологической революции в нашей стране. И продолжает верить в ее победу


ОБЩЕСТВО

ПРЕССА
Традиции свободы и порядочности
Приживутся ли в России нормы и законы британских СМИ?


ЧЕЛОВЕК

ФИГУРЫ
Путилов и Путиловцы
Он брался за безнадежные дела, от которых отказывались остальные. И блестяще исполнял их


ДИАСПОРА
Осколок родины
Русские в довоенной Польше


КИНО
Воплощенная мечта
Фильм «Русский ковчег», посвященный Эрмитажу, становится событием мировой культуры


КУЛЬТУРА
Элитарный Kirov
Десять дней фестиваля «Мариинский» – это редкая возможность увидеть взаимопроникновение русского и западного балета


Рок-н-ролльная столица. Будет вам и Карлик, будет вам и Нос. Выбор Бродского

Взрыв в Пушкинском Доме. Возвращение «Мистерии оглашенных». Древо Виктора Бондаренко. На высотах Ил-2. Православие и филателия. Оформление Патриаршего подворья в Бари

ДУША
Слово старца Паисия
Нерассудительная любовь делает детей ни на что не годными


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Санкт-Петербург

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: апрель

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал