ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 4 (13) апрель 2003

АВТО

КОШМАР ДЛЯ УГОНЩИКА

Новое высокотехнологичное оружие в борьбе с воровством

В России зарегистрировано резкое увеличение краж и угонов автомобилей. В 2002 году по сравнению с 2001-м рост таких преступлений составил 27,3%. В настоящее время в розыске находится более 400 тысяч автомобилей. Но, похоже, МВД совместно с Минэкономразвития удалось-таки найти эффективный способ противодействия ворам.

СПАСЕНИЕ ПРИШЛО ИЗ АВСТРАЛИИ
В конце февраля глава МВД России Борис Грызлов подписал распоряжение о создании рабочей группы для осуществления «организационных мероприятий по использованию возможностей дополнительной маркировки с целью идентификации транспортных средств при проведении розыскных мероприятий». В нынешнем году предполагается внедрить новую высокотехнологичную маркировку автомобилей по всей стране.
Этому решению предшествовало изучение опыта зарубежных коллег в борьбе с угонами автомобилей. Самые передовые наработки обнаружили в далекой Австралии (может быть, потому что эта страна занимает второе место в мире по угнанным автомобилям?). В конце января российская делегация посетила Сидней. Результат встречи сформулировал министр полиции Австралии Майкл Коста: «Российская Федерация планирует принять на вооружение революционную технологию, которая уже способствовала сокращению случаев автомобильных краж в нашей стране».
По данным Страхового совета Австралии, используемая полицией технология DataDot позволила снизить уровень хищения автомобилей в 2002 году на 18%. В течение прошлого года высокотехнологичная идентификация была установлена на десятках тысяч машин. 73% (!) угнанных автомобилей на данный момент уже возвращены хозяевам. Уровень угонов начал стремительно снижаться, приблизившись к отметкам 80-х годов. Теперь эту технологию начинают активно внедрять в США, Канаде, Великобритании, Голландии, Малайзии, Индонезии, Новой Зеландии... В некоторых странах автомобили иностранного производства, ввозимые из-за рубежа, маркируются в обязательном порядке. Такая мера позволяет свести количество угонов практически к нулю. «Российское правительство, – заявил Майкл Коста, – заинтересовано во всех данных методиках и сейчас завершает подписание контракта на самостоятельное распределение продуктов DataDot».

АВТОМОБИЛЬНАЯ ДНК
Технология DataDot (англ. – «данные, усеянные точками») разработана в 2000 году на основе изобретений, применяемых спецслужбами для особо тщательного засекречивания информации. Приложенная для идентификации машин, технология, по сути, стала уникальной противоугонной системой, своего рода ДНК для автомобилей.
DataDot – это микроточки размером с песчинку, представляющие собой крошечные высококачественные полиэфирные диски, на которых лазером гравируется регистрационный номер автомобиля. Полимер, распыляемый вместе со взвешенными в нем точками, быстро сохнет и не имеет ни цвета, ни запаха. На различные узлы, детали, агрегаты, доступные и скрытые части автомобиля можно без труда нанести несколько тысяч таких микроточек. Применяемый состав не виден невооруженным глазом, не смывается никакими растворителями, не может быть закрашен или замазан и светится под ультрафиолетовыми лучами.
Все существующие противоугонные средства – суперсигнализации, блокираторы, электронные чипы – страдают серьезным недостатком. Их можно отключить. Профессиональные угонщики проделывают эту операцию виртуозно. Преимущества новой технологии заключаются в том, что микроскопические метки можно нанести на каждую гайку автомобиля. Это позволит безошибочно определить его подлинность, даже если традиционно нанесенные номера были перебиты, закрашены или подделаны.

ЧУДО-ТОЧКИ
«DataDot – это настоящий кошмар для угонщика, – считает Сергей Чуфистов, генеральный директор ФГУП ВО “Техмашимпорт”, на которое возложено внедрение подобной технологии в России. – И даже если профессиональный вор сумеет каким-то невероятным образом удалить одну или сто одну точку, у него никогда не будет уверенности в том, что он удалил все. А их можно нанести до десяти тысяч. Ну а инспектору ГИБДД достаточно обнаружить единственную микроточку, чтобы определить подлинный персональный номер автомобиля и, соответственно, установить его настоящего владельца».
Предполагается, что инспектора ГИБДД будут оснащены портативными приборами, которые позволят обнаруживать микроскопические точки, считывать с них номера, сопоставлять их с базой данных и таким образом в течение нескольких минут идентифицировать автомобили.
Понятно, что профессиональные угонщики заинтересованы прежде всего в извлечении выгоды: угнанную машину можно продать, изменив ее криминальное происхождение, или разобрать на запчасти. Поэтому без надежной технологии идентификации автомобиля и его отдельных компонентов происхождение машины или запчасти, получивших «второе рождение», доказать очень сложно. Задачу точного определения происхождения и принадлежности автомобиля как раз и призвана решить технология DataDot. Поскольку в основе противоугонной системы лежит идентификация автомобиля и его запчастей, подобный транспорт не может отныне представлять интерес для угонщиков.
Любопытно, что в странах, где действует новая система, предупредительная наклейка, помещенная на автомобиль, уже сама по себе отпугивает воров. Она ясно указывает на то, что машина обработана по технологии DataDot, стоит на специальном учете, и угонщику вряд ли стоит браться за дело. Кроме того, предполагается, что данная технология будет в обязательном порядке применяться ко всем изделиям и собственности, находящимся в сфере криминального посягательства. Другими словами, крошечные метки нанесут на все, что могут украсть. По крайней мере эксперимент, проведенный в австралийском городе Воллонгонге в прошлом году, показал сокращение краж предметов обихода и частной собственности на 89% (!) при использовании микроскопических идентификационных точек.
Активными сторонниками внедрения новой технологии являются страховые компании. Они готовы предоставлять значительные скидки от страхового взноса владельцам дополнительно промаркированных автомобилей.
Правительство Австралии осенью 2001 года поручило Национальному совету по борьбе с угоном автотранспорта реализацию системы DataDot и полностью поддержало ее широкое развертывание в промышленности. Власти других стран также дали аналогичные рекомендации. Такие компании, как «Порше Австралия», «БМВ Австралия», «Тикфорд», «Мицубиси Раллиарт», «Форд Мустанг», и «ХСВ», оснащают данной системой новые автомобили, получая взамен мощный инструмент привлечения покупателей и преимущество перед конкурентами. А владельцы уже эксплуатируемых автомобилей могут их промаркировать по новой технологии добровольно. Таким образом на Зеленом континенте планируется пометить все автомобили в течение трех лет. По мнению экспертов, внедрение высокотехнологичной системы идентификации автомобилей станет окончательным ответом в поединке с профессиональными угонщиками во всем мире.

КУЛИБИНЫ, АУ!
В России не стали искать собственного пути. Маркирующий состав DataDot, инструменты и технология для нанесения и считывания микроинформации признаны соответствующими национальным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Применение данного метода не противоречит госстандартам РФ. Угрожающий размах краж автотранспорта подстегивает МВД оперативно внедрять новую технологию. В ближайшее время будут внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты ведомства, создана новая информационно-поисковая база промаркированных автомобилей, обучен личный состав работе с оперативно-техническими средствами для считывания маркирующего состава DataDot, подразделения Госавтоинспекции всех субъектов Российской Федерации оснастят оперативно-техническими средствами. Затраты на эти цели составят около 90 млн рублей. Уже в мае МВД планирует рассмотреть ход выполнения мероприятий по внедрению и использованию технологии DataDot.
Реализацией проекта займется ФГУП ВО «Техмашимпорт». В марте объединение уже получило положительные отклики на внедрение новой технологии от ряда страховых компаний, дилеров иностранных производителей автомобилей, а также от крупнейших российских автохолдингов «Северсталь-авто» и «Руспромавто».
Однако оптимизм по поводу внедрения технологии DataDot в России тускнеет, когда без ответа остаются возникающие вопросы. Например, зачем выдумывать и внедрять новую информационно-поисковую базу промаркированных автомобилей? В той же Австралии с помощью новой технологии проставили номера водительских лицензий, чтобы не было вторичной базы данных. А что нам мешает распылить DataDot с уже существующей от производителя нумерацией автомобиля, чтобы не дублировать базу?
Другая проблема кроется в планируемом бюджете проекта. Отсутствие альтруизма у чиновников, особенно из ГАИ, не подвергается никакому сомнению. Поэтому можно утверждать, что забота о сохранности транспортных средств ляжет финансовым бременем на самих же владельцев автомобилей. Вопрос: почем это удовольствие?
Зарубежный опыт подтверждает, что технология DataDot является на сегодняшний момент наилучшим идентификатором частной собственности – от лодки до телевизора. На Западе эта маркировка защищает от криминального посягательства любую собственность. А вот российское МВД сосредоточилось почему-то только на автомобилях. У нас что, кроме машин больше ничего не воруют?
И наконец, последнее. Высокие технологии развиваются ныне стремительно. Уже известны так называемые информационные ярлычки Datatags (англ. – «данные на ярлычках»). Это импульсные приемопередатчики размером с рисовое зернышко. Они могут быть замаскированы даже на внутренней стороне двигателя или шины. Сканеры в состоянии принимать сигналы с этих импульсных приемопередатчиков на небольших расстояниях, раскрывая соответствующую информацию об автомобиле. Безусловно, австралийская компания «DataDot Технолоджи Лтд.» – мировой лидер в борьбе с профессиональными угонами автомобилей, но наши-то кулибины неужели ничего не придумали? Не может ли так оказаться, что за морем телушка – полушка да рубль перевоз? А где-нибудь в недрах ВПК против жулья и ворья еще круче технология припасена...
Впрочем, так или иначе, но, похоже, мы приближаемся к внедрению технологий, способных остановить кражи.

Александр Савельев



[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Логика сжатого кулака

«Голубой поток» пришел в Турцию

Ставки снижены, господа фермеры!

Суд и судилище

Невосполнимая потеря

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Весеннее оживление
Существенные подвижки в энергетической, налоговой и административной реформах произошли при минимальном участии правительства


ИДЕОЛОГИЯ
Наступление в Европу
Санкт-Петербург в судьбе России и мира


ТЕМА НОМЕРА: АВТО

Дружба или смерть
Выбор у нашего автопрома небогат: либо погибнуть, либо подружиться с иностранцами


Новый поворот
Укрепление евро и повышение пошлин приведет к удорожанию импортных автомобилей


Обратной дороги нет
Интервью с президентом Союза автопроизводителей России Евгением Левичевым


Путешествие в волжскую Америку
В Тольятти по соседству с советским автогигантом расположился полностью антисоветский завод, построенный по последнему писку автомобильной моды


Мультибрэндовая компания
«Автотор» осваивает Kia Sorento, ждет «семерку» BMW и ищет новых партнеров


Ford атакует российский автопром
Владельцы «Жигулей» – основная клиентура американского концерна


Петляющий автобусный маршрут
Обновление автобусного парка нереально до тех пор, пока транспортники не начнут получать стабильную прибыль


Красивая жизнь взаймы
На рынке автокредитования начинается реальная конкуренция


Лизинговая революция
В России начинают понимать, что лизинг автомобилей имеет целый ряд неоспоримых преимуществ


Кошмар для угонщика
DataDot – новое высокотехнологичное оружие в борьбе с воровством


«Мерседес» уходит от погони
Экстремальные ситуации на дороге: практические советы предпринимателям


ХОЗЯЙСТВО

ОТРАСЛИ
Мясные баррикады
Ограничение ввоза мяса и птицы в Россию: долгожданная забота власти об отечественном производстве или покровительство крупному капиталу?


В чьи сети попадет потребитель?
Розничная торговля в России становится все более лакомым куском для инвесторов


ПРОГНОЗ
Два года в запасе
Дорогая нефть способна похоронить российскую экономику


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Голые короли
IAS: искусство иллюзии. Статья девятая


НАЛОГИ
Бумажный рубин
Открывая офшорную компанию, можно легко стать жертвой мошенничества


ТАМОЖНЯ
ГТК отчитался
Свой основной резерв таможенники видят в оптимизации тарифов и борьбе с недостоверным декларированием и лжетранзитом


АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Ранняя оттепель

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Карточный дом, который построил Алан

ТЕНДЕНЦИИ
Зона безопасности
Упрочение силового имиджа власти станет ключевым направлением внутренней политики Кремля в предвыборный период


РЕПЛИКА
Блицкриг «Эдельвейса»
Стоит ли подниматься дважды на одни и те же горы?


БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНТЕРВЬЮ
Генерал, который хотел сотворить чудо
Николай Алексеевич Шам стоял у истоков технологической революции в нашей стране. И продолжает верить в ее победу


ОБЩЕСТВО

ПРЕССА
Традиции свободы и порядочности
Приживутся ли в России нормы и законы британских СМИ?


ЧЕЛОВЕК

ФИГУРЫ
Путилов и Путиловцы
Он брался за безнадежные дела, от которых отказывались остальные. И блестяще исполнял их


ДИАСПОРА
Осколок родины
Русские в довоенной Польше


КИНО
Воплощенная мечта
Фильм «Русский ковчег», посвященный Эрмитажу, становится событием мировой культуры


КУЛЬТУРА
Элитарный Kirov
Десять дней фестиваля «Мариинский» – это редкая возможность увидеть взаимопроникновение русского и западного балета


Рок-н-ролльная столица. Будет вам и Карлик, будет вам и Нос. Выбор Бродского

Взрыв в Пушкинском Доме. Возвращение «Мистерии оглашенных». Древо Виктора Бондаренко. На высотах Ил-2. Православие и филателия. Оформление Патриаршего подворья в Бари

ДУША
Слово старца Паисия
Нерассудительная любовь делает детей ни на что не годными


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Санкт-Петербург

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: апрель

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал