ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 4 (13) апрель 2003

АВТО

ЛИЗИНГОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В России начинают понимать, что лизинг автомобилей имеет целый ряд неоспоримых преимуществ

Лизинг – вещь загадочная. Если на Западе этот вид бизнеса уже давно принял цивилизованные формы, то в России процесс только обозначился. Как и положено, в новую сферу ринулась масса компаний, благо никаких лицензий на осуществление лизинговых операций государство не требует. Конечно, потом, как и в банковской сфере, временщики исчезнут, уступив место профессионалам. Но пока нам придется мириться с обилием компаний, предлагающих сервис совершенно разного уровня.

ЧТО ТАКОЕ ЛИЗИНГ И В ЧЕМ ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА
Впервые иностранный термин прозвучал в указе президента от 1994 года. С тех пор сменилось несколько документов, регламентировавших деятельность лизинговых компаний. Сейчас вместо различных временных распоряжений действует федеральный закон, который таким образом интерпретирует слово «лизинг»: «Вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование финансовых средств в имущество, передаваемое по договору на определенный срок». По сути, лизинг является формой кредитования юридических лиц. Но в отличие от кредита лизинг – процедура более сложная. Явное различие между ними состоит в оформлении. Лизинговая сделка имеет вид арендного договора между кредитором (лизингодателем) и заемщиком (лизингополучателем), а кредитная сделка преподносится как заем.

Лизинг подходит лишь организациям, которые не ведут двойной бухгалтерии

Итак, для чего же нужна эта услуга? Сегодня разные компании щеголяют друг перед другом аргументами в пользу лизинга. Список преимуществ иногда насчитывает десятки пунктов. Главным из них является то, что лизингополучатель относит свои затраты по платежам лизинговой компании на себестоимость. В результате не нужно платить налогов на прибыль и основные средства. Поэтому даже при высокой процентной ставке лизинговые схемы выгодны. Правда, здесь стоит оговориться, что лизинг подходит лишь организациям, которые не ведут двойной бухгалтерии.
Лизинг расширяет возможности клиента по привлечению заемных средств. Во-первых, арендная форма сделки предполагает большую защищенность кредитора и, значит, допускает увеличение задолженности. Во-вторых, некоторые сделки вообще невозможно финансировать с помощью обычных кредитов. Это приобретения на 20 тыс. долларов, скажем автомобили. Кредитные операции осуществляются преимущественно банками, которые нередко не готовы предоставить небольшие кредиты на длительные сроки. Для лизинговой компании, напротив, финансирование офисного оборудования или автотранспорта – бизнес типичный и привлекательный.
Ценится в лизинге и другой аспект – доступность. Ведь для заключения договора организации-клиенту необходимо лишь доказать свою надежность. Для этого надо заполнить анкету, предъявить квартальную финансовую отчетность, дать отчет о привлеченных кредитах и задолженностях, а также вручить лизингодателям нотариально заверенные копии учредительных и регистрационных документов.

Приведем типичный пример лизинговых расчетов, которые предлагаются многими компаниями. Допустим, организация хочет приобрести автомобиль за 446040 рублей. Ей нужно заплатить аванс в 133825 рублей. Но придется внести и единовременную комиссию в размере 13382 рублей. Таким образом, ежемесячные платежи будут равняться 17258 рублям, которые придется перечислять в течение двух лет. При этом годовое удорожание машины составит 14,3%.

Если подытожить сказанное, то лизинг имеет три главных преимущества:
невысокие первоначальные затраты, не отвлекающие капитал из основного бизнеса;
– снижение налогооблагаемой прибыли сокращает налоговые обязательства;
– появляется возможность полностью амортизировать автомобиль в течение срока действия лизингового договора
.

КТО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ЭТУ УСЛУГУ
Лизинговые компании можно разделить на несколько типов. Зачастую услуги подобного рода предоставляют автомобильные дилеры, для которых важен любой новый инструмент продаж. Вторую группу образуют банки. Им не надо ничего продавать – они зарабатывают непосредственно на деньгах, получая проценты от каждой сделки. Среди наиболее популярных вариантов также можно назвать фирмы по прокату машин. Стоит иметь в виду, что стандартных правил здесь не существует. Каждому клиенту нужно что-то свое, особенное. Пожалуй, можно говорить о двух видах лизинга, используемых сегодня компаниями, – оперативном и финансовом.
К оперативному лизингу относится долгосрочная аренда сроком от полугода до пяти лет, не предполагающая последующий выкуп товара. Лизингополучатель должен заранее внести авансовый платеж, скажем месяца за три, а далее платить равными порциями. Финансовым лизингом называют такую же долгосрочную аренду, после завершения которой автомобиль переходит лизингополучателю. Понятно, что в этом случае ежемесячные платежи будут выше.
Обратимся к рассмотрению вариантов лизинговых компаний. Здесь очень важно учитывать мотив, побуждающий фирму заниматься лизингом.

ПРОДАВЦЫ АВТОМОБИЛЕЙ
С точки зрения подбора автомобилей для корпоративного парка официальный дилер может дать фору любому. В этом деле он профессионал. Однако следует учитывать, что продавец, естественно, будет предлагать только имеющийся у него товар. Поэтому если вы еще не определились, то идти лучше туда, где есть богатый выбор марок. Если выбор уже сделан, остается лишь разыскать компанию, отдающую в лизинг необходимую модель.

При замене автопарка клиент избавлен от уплаты налогов: ведь транспортное средство числится на балансе лизинговой компании

Оказывать лизинговые услуги могут не только дилеры, но и представители производителя. В качестве примера можно привести ООО «ДаймлерКрайслер Лизинг Автомобили», занимающееся в основном финансированием грузовых и малотоннажных автомобилей. Только в прошлом году компания заключила договоры на 300 млн рублей, что в три раза больше предыдущего показателя. Теперь лизинговый портфель компании превышает 457 млн рублей.
Наиболее успешной на рынке по праву считается фирма «Кельвин», входящая в холдинг «Рольф». Об особенностях этого бизнеса рассказывает директор «Кельвина» Сергей Дианин:
– Сейчас авторынок растет по всем показателям. Если брать реализацию Mitsubishi, то на долю лизинга приходится 10%. Темпы нашего развития ниже общего рыночного роста. Это объясняется тем, что значительную часть продаж «Рольф» осуществляет в регионах. Мы же пока туда не пришли. Несмотря на это, показатели «Кельвина» впечатляют. Уже несколько лет подряд ежегодный рост составляет 30–40%. К концу прошлого года лизинговый портфель компании достиг 580 автомобилей. Причем налицо возрастание клиентских требований. Если раньше лизингополучателей удовлетворяло и обыкновенное финансирование, то теперь каждая организация предъявляет к нам свои индивидуальные требования. Таким образом, мы должны быть максимально гибкими. Особую роль начинают играть дополнительные услуги, включающие страхование, техобслуживание, предоставление другой машины на время ремонта. Что касается срока лизингового договора, то он близок к сроку полезной эксплуатации автомобиля – это два-три года. При замене автопарка клиент избавлен от уплаты налогов: ведь транспортное средство числится на балансе лизинговой компании. Потребителей наших услуг можно разделить на две категории. К первой относятся те, кто приобретает одну-две машины. Таких большинство – около 40%. Другая часть арендует сразу по 200 автомобилей. Таких меньшинство, но на их долю приходится 60% всех наших машин. Если же посчитать, то в среднем один клиент «Кельвина» распоряжается тремя транспортными средствами. Удорожание товара зависит от срока договора. Обычный трехгодичный контракт увеличивает стоимость автомобиля на 36%, но в любом случае это выгоднее, чем платить налоги на прибыль и основные средства.

БАНКИ
В финансовые учреждения клиенты, как правило, приходят уже подготовленными. Они прекрасно знают, какой автомобиль им нужен и где его продают. Вопрос заключается только в финансировании. Для банков лизинг – это не метод продаж, а классический банковский бизнес. Поэтому проверка здесь будет наиболее серьезной. Ведь каждый банк прекрасно оценивает потенциального заемщика, поскольку давно тренируется на кредитах. Думается, сотрудничество с финансовыми институтами больше подойдет опытным хозяйственникам, имеющим опыт содержания крупного автопарка. Их ничему учить не надо. Они справятся сами. Только дайте деньги.

Для банка лизинг как форма долгосрочного кредитования представляется наиболее обеспеченным доходом. А среди всех форм лизинговых услуг автолизинг – самая интересная

Подробнее о своей лизинговой компании, входящей в структуру «Райффайзенбанк Австрия», говорит генеральный директор «Райффайзен-Лизинг» Дмитрий Шабалин:
– На рынок наша компания пришла три года назад, создав подразделения в Москве и Санкт-Петербурге. Мы почувствовали, что для банка лизинг как форма долгосрочного кредитования представляется наиболее обеспеченным доходом. Среди всех форм лизинговых услуг автолизинг – самая интересная. Хотя закон и допускает работу с физическими лицами, но наша клиентура – это организации. Из них 70% приходится на российские компании, а остальное – на иностранцев. Причем право воспользоваться услугами получают лишь учреждения, имеющие историю, безупречную репутацию и неплохие финансовые показатели. Например, активы должны составлять не менее 2 млн долларов. Любопытно, что в начале клиенты обращались в основном за одним автомобилем. Теперь самыми распространенными являются сделки с пятью-шестью машинами. С одним транспортным средством банку работать невыгодно: затраты на контракт оказываются выше дохода. Сравнивать кредит и лизинг очень тяжело. Проблема состоит в разном процессе налогообложения. При более высокой процентной ставке лизингополучатели должны заплатить еще 2% от стоимости товара. Физические лица такого налога не платят. Срок лизингового договора обычно составляет три года. При этом платежи вносятся ежемесячно равными долями. После истечения срока машины, как правило, забирают. Их либо используют дальше, либо продают, а деньги пускают на обновление корпоративного парка. Сейчас наибольший интерес проявляют к Renault, Skoda, Peugeot, Audi, Volvo и BMW. Кстати, мы делаем ставку на машины среднего класса, ведь очень дорогие автомобили гораздо труднее реализовать на вторичном рынке. На сегодняшний день наш лизинговый портфель превысил 500 автомобилей. Думаю, серьезный прорыв наступит в нынешнем году (если, конечно, на Россию не обрушится какой-нибудь чудовищный кризис).

ПРОКАТНЫЕ ФИРМЫ
В последнее время лизинг стал популярным среди международных прокатных компаний. Ведь он тоже является формой аренды.

Прокатные фирмы стремятся предоставить наиболее полный перечень услуг, которые целиком избавляют лизингополучателя от забот по обслуживанию парка

Скажем, обращается в прокатную контору клиент, желающий позаимствовать автомобиль на длительный срок. Расценки за обыкновенный прокат наверняка ему покажутся высокими. Тогда ему и предложат лизинг на гораздо более выгодных условиях. Прокатные фирмы стремятся предоставить наиболее полный перечень услуг, которые целиком избавляют лизингополучателя от забот по обслуживанию парка. Это объясняется тем, что стандарты региональным филиалам, работающим под всемирно известным марками, устанавливают в головном офисе.
Ярким примером являются лизинговые услуги российского филиала известной американской компании Hertz, в основе деятельности которой – прокат машин. Слово генеральному директору Сергею Долматову:
– Специализация нашей фирмы – прокат автомобилей. Но мы занимаемся и лизингом, поскольку чувствуем спрос. Сейчас в нашем лизинговом портфеле насчитывается 50 машин. В отличие от дилеров я не зарабатываю деньги на продаже и сервисе. Поэтому Hertz делает ставку на большой выбор дополнительных услуг – вплоть до получения водительского удостоверения иностранцами и размещения рекламы на автомобилях. Конечно, такой подход значительно увеличивает стоимость договора. Зато, сотрудничая с нами, клиент избавлен от хлопот. Скажем, если у вас прокололось колесо, ремонтники приедут на место и устранят дефект. Ну а в случае более серьезной поломки Hertz предоставит подменный автомобиль, причем классом не ниже, чем был у лизингополучателя. Да, без дополнительного пакета мы машину в лизинг не дадим – таково правило. Стандартный лизинговый проект состоит из предоплаты, ежемесячных платежей и остаточной стоимости товара. Важно с самого начала понять, чего хочет клиент. Мы можем увеличить платеж, и в результате остаточная стоимость будет равна нулю. А можем, наоборот, снизить, но тогда выкупать подержанный автомобиль придется дороже.

ЧЕГО ЖДЕМ?
Тот факт, что российский лизинг находится лишь в стадии зарождения, подтверждается отсутствием подробной статистики. По имеющимся данным, в целом рынок лизинговых услуг превышает 2 млрд долларов в год. А на автомобильный сектор приходится от 12 до 40%. Столь гигантский разброс объясняется нехваткой профессиональных исследований. Пока все оценивается на глазок. Тем не менее ясно, что лизинг вообще и автомобильный в частности -- очень перспективный бизнес.

В России уже можно оформить лизинг автомобиля через интернет

Сегодня темпы предоставления лизинговых услуг при продаже машин несколько отстают от роста авторынка в целом. Ведь дилеры уже начали наступление на провинцию, а лизингодатели до сих пор обрабатывают Москву и Санкт-Петербург. Но недалек тот час, когда лизинг будут предлагать все продавцы автомобилей. При этом не останется юрлиц, желающих заплатить все и сразу. Услуга по долгосрочному финансированию превратится в банальную операцию, совершить которую можно будет через интернет. Кстати, первые подобные примеры в России уже появились.

Станислав Павлов
Редакция благодарит Станислава Павлова
за помощь в подготовке темы номера



[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Логика сжатого кулака

«Голубой поток» пришел в Турцию

Ставки снижены, господа фермеры!

Суд и судилище

Невосполнимая потеря

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Весеннее оживление
Существенные подвижки в энергетической, налоговой и административной реформах произошли при минимальном участии правительства


ИДЕОЛОГИЯ
Наступление в Европу
Санкт-Петербург в судьбе России и мира


ТЕМА НОМЕРА: АВТО

Дружба или смерть
Выбор у нашего автопрома небогат: либо погибнуть, либо подружиться с иностранцами


Новый поворот
Укрепление евро и повышение пошлин приведет к удорожанию импортных автомобилей


Обратной дороги нет
Интервью с президентом Союза автопроизводителей России Евгением Левичевым


Путешествие в волжскую Америку
В Тольятти по соседству с советским автогигантом расположился полностью антисоветский завод, построенный по последнему писку автомобильной моды


Мультибрэндовая компания
«Автотор» осваивает Kia Sorento, ждет «семерку» BMW и ищет новых партнеров


Ford атакует российский автопром
Владельцы «Жигулей» – основная клиентура американского концерна


Петляющий автобусный маршрут
Обновление автобусного парка нереально до тех пор, пока транспортники не начнут получать стабильную прибыль


Красивая жизнь взаймы
На рынке автокредитования начинается реальная конкуренция


Лизинговая революция
В России начинают понимать, что лизинг автомобилей имеет целый ряд неоспоримых преимуществ


Кошмар для угонщика
DataDot – новое высокотехнологичное оружие в борьбе с воровством


«Мерседес» уходит от погони
Экстремальные ситуации на дороге: практические советы предпринимателям


ХОЗЯЙСТВО

ОТРАСЛИ
Мясные баррикады
Ограничение ввоза мяса и птицы в Россию: долгожданная забота власти об отечественном производстве или покровительство крупному капиталу?


В чьи сети попадет потребитель?
Розничная торговля в России становится все более лакомым куском для инвесторов


ПРОГНОЗ
Два года в запасе
Дорогая нефть способна похоронить российскую экономику


ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Голые короли
IAS: искусство иллюзии. Статья девятая


НАЛОГИ
Бумажный рубин
Открывая офшорную компанию, можно легко стать жертвой мошенничества


ТАМОЖНЯ
ГТК отчитался
Свой основной резерв таможенники видят в оптимизации тарифов и борьбе с недостоверным декларированием и лжетранзитом


АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Ранняя оттепель

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Карточный дом, который построил Алан

ТЕНДЕНЦИИ
Зона безопасности
Упрочение силового имиджа власти станет ключевым направлением внутренней политики Кремля в предвыборный период


РЕПЛИКА
Блицкриг «Эдельвейса»
Стоит ли подниматься дважды на одни и те же горы?


БЕЗОПАСНОСТЬ

ИНТЕРВЬЮ
Генерал, который хотел сотворить чудо
Николай Алексеевич Шам стоял у истоков технологической революции в нашей стране. И продолжает верить в ее победу


ОБЩЕСТВО

ПРЕССА
Традиции свободы и порядочности
Приживутся ли в России нормы и законы британских СМИ?


ЧЕЛОВЕК

ФИГУРЫ
Путилов и Путиловцы
Он брался за безнадежные дела, от которых отказывались остальные. И блестяще исполнял их


ДИАСПОРА
Осколок родины
Русские в довоенной Польше


КИНО
Воплощенная мечта
Фильм «Русский ковчег», посвященный Эрмитажу, становится событием мировой культуры


КУЛЬТУРА
Элитарный Kirov
Десять дней фестиваля «Мариинский» – это редкая возможность увидеть взаимопроникновение русского и западного балета


Рок-н-ролльная столица. Будет вам и Карлик, будет вам и Нос. Выбор Бродского

Взрыв в Пушкинском Доме. Возвращение «Мистерии оглашенных». Древо Виктора Бондаренко. На высотах Ил-2. Православие и филателия. Оформление Патриаршего подворья в Бари

ДУША
Слово старца Паисия
Нерассудительная любовь делает детей ни на что не годными


РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Санкт-Петербург

МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: апрель

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал