ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (10) январь 2003

ОБРАЗОВАНИЕ

ЗАТЯНУВШАЯСЯ ДИСКУССИЯ

Православие и образование: время конкретных дел

В какой стране мы живем? Правда ли, что закончился советский период нашей истории и началась новая эпоха? Или, может быть, государством по-прежнему правят все те же революционеры-безбожники, борцы с исторической Россией? Такие вопросы навевает жесткая дискуссия, развернувшаяся в обществе вокруг нового школьного курса "Основы православной культуры".

"ВЛАСТИТЕЛИ ДУМ" ОБЪЕДИНЯЮТСЯ
Казалось бы, ничего особенного не произошло. Министерство образования составило рекомендательное письмо, систематизирующее опыт работы, которая ведется в разных регионах страны много лет. Выпустив этот документ, министр образования Владимир Филиппов сделал маленький шажок по дороге, по которой обещал идти сразу же после своего назначения. Тогда, в начале 2000 года, выступая на Рождественских образовательных чтениях, он отметил, что нужно "освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма", а также обозначить меры, "обеспечивающие более полное удовлетворение религиозных потребностей верующих в классах и аудиториях государственных общеобразовательных и других учебных заведений".
Вроде все ясно и понятно. Существуют очевидные пробелы в образовании наших школьников, часто даже не подозревающих о наличии мощного пласта русской духовной культуры. Наработан немалый педагогический опыт. Явно выражено желание многих родителей и детей изучать "Основы православной культуры". Поэтому Минобразования делает то, что оно должно делать, -- издает документ, регулирующий преподавание нового необязательного курса.
Почему же тогда поднялась буря? Почему большая часть средств массовой информации напечатала истерические по тону материалы против "Основ православной культуры"? Например, газета "Версия" (№47) пишет: "Не исключено, что через несколько лет власти светские и духовные, слившись в экстазе, обяжут каждого гражданина родного Отечества принять православие и исполнять свой долг не только перед государством, но и священным синодом". То есть введение в школе изучения православной культуры на добровольной основе неизбежно ведет к насильственному обращению в Православие всех граждан страны. Подобные рассуждения в стиле "сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст" и "в огороде бузина, а в Киеве дядька" заполонили наши свободолюбивые издания.
Страх перед тем, что некоторые школьники получат знания о православной культуре, объединил "властителей дум" самых разных ориентаций. Бывший коммунист Геннадий Селезнев, "правая" Ирина Хакамада, "государственник" Виталий Третьяков, "яблочник" Александр Шишлов, зам. аппарата правительства Алексей Волин и многие другие выступили единым фронтом против Православия в школе. Они не хотят, чтобы от документов Минобразования "пахло средневековьем и мракобесием", но пока разрешают православным в свободное от работы время в подсобных помещениях храмов учить детишек в воскресных школах.

Борцы с православной культурой восприняли мысль о деатеизации образования почти как призыв к изменению государственного строя

РЕЗЕРВАЦИЯ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ
Борцы с православной культурой восприняли мысль о деатеизации образования почти как призыв к изменению государственного строя. Они уверяют, что преподавание курса в "стенах общеобразовательной школы" ставит под угрозу "конституционный принцип светскости нашего государства". То есть, с их точки зрения, речь идет об изменении самих основ нашей государственности.
Можно, конечно, обвинить этих людей в элементарном незнании законов Российской Федерации. Скажем, в пункте 4 статьи 5 закона "О свободе совести и религиозных объединениях" ясно сказано о возможности "обучения религии" в государственных и муниципальных учебных заведениях "по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей". Но, как показали телевизионные дебаты в передаче Савика Шустера "Свобода слова" на НТВ, даже такой высокопоставленный чиновник правительства, как Алексей Волин, делая ответственные заявления о недопустимости Православия в общеобразовательной школе, не удосужился прочитать важнейшие правовые документы.
Как видим, российские законы четко говорят о возможности сотрудничества Церкви и государства в области образования. Так почему же это встречает столь яростное сопротивление? Почему многие совсем не глупые люди не допускают даже мысли о полезности подобного сотрудничества? Тому есть свои исторические причины.
На протяжении долгих десятилетий "отделение Церкви от Государства и Школы от Церкви" составляло одну из основ общественного строя. После прихода к власти большевиков, отмены всех законов Российской империи, убийства Царя и его семьи началась эпоха кровавых гонений против Церкви. Были уничтожены десятки тысяч священнослужителей и миллионы верующих, закрыты и разрушены тысячи храмов, запрещено не только участие Церкви в светском образовании, но и собственно религиозное образование. Все духовные академии, семинарии, училища и воскресные школы были закрыты. Но начиная с 1942 года гонения были приостановлены, и после Великой Отечественной войны Сталин разрешил Церкви открыть несколько учебных заведений для подготовки священников, в том числе Московскую духовную академию в Загорске (ныне Сергиев Посад). Однако "религиозная пропаганда" (например, обучение детей в воскресных школах) была по-прежнему запрещена. Кое-что разрешили лишь в начале 90-х годов, когда стали создаваться частные православные (и не только православные) гимназии, семинарии, академии и негосударственные вузы. Верующие, правда, все еще оставались загнанными в своего рода культурную резервацию: их не пускали в государственную систему образования, отрезали от сколько-нибудь значимых культурных процессов.
Формально эта эпоха кончилась в 1997 году, когда был принят новый закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Там впервые были обозначены правовые рамки для сотрудничества государства и религиозных организаций в образовании и социальной сфере. Де-юре верующим разрешили выйти из резервации. В некоторых местах они даже воспользовались этой возможностью. Например, в Московской, Курской, Смоленской и Кемеровской областях в государственных образовательных учреждениях появились "Основы православной культуры". Мусульмане и евреи создали этнокультурные школы, где преподается ислам и иудаизм. Но в целом положение мало изменилось. В большинстве случаев школьное образование, как и раньше, пронизано агрессивным атеизмом, а школа отделена и от религии, и от родителей.
То, что народное, родительское мнение почти никак не влияет на педагогическую практику, мы видели и в недавней дискуссии об "Основах православной культуры". Голосование в передаче "Свобода слова" дало поразительные результаты: оказалось, что 35% (!) зрителей поддерживают идею обязательного введения в государственных школах "Закона Божия". А между тем на практике только в некоторых школах существует факультатив "Основ православной культуры", а такие влиятельные люди, как Волин, Селезнев и Хакамада, требуют вовсе запретить его.

Большинство членов так называемой элиты нашего общества словно продолжают жить в предыдущих эпохах, когда народ был отделен от школы и государства, а Церковь загнана в резервацию

ПРОРАБ ПЕРЕСТРОЙКИ
Итак, законодательство и народное мнение свидетельствуют о том, что началась новая эпоха. Сотрудничество Церкви и государства в "системообразующей", по словам президента Владимира Путина, области образования явно востребовано. Но проблема в том, что большинство членов так называемой элиты нашего общества словно продолжают жить в предыдущих эпохах, когда народ был отделен от школы и государства, а Церковь загнана в резервацию.
В упомянутой выше передаче "Свобода слова" в качестве главного противника обучения Православию в школах выступал профессор и академик, ректор РГГУ Юрий Афанасьев. Понятно, что бывший председатель Центрального совета Всесоюзной пионерской организации и проректор Высшей школы ЦК ВЛКСМ не хочет допускать православную культуру в государственную систему образования. Ведь только совсем недавно, в 1988 году, он согласился, что "к немарксистской историографии следует относиться серьезно, как к науке без кавычек". Чтобы такой человек признал ошибочность обезбоживания культуры и создания резервации для верующих, в его душе должен произойти настоящий переворот -- покаяние. Вся его идеологическая карьера выстроена на революционных, атеистических принципах. Понятно поэтому, что Афанасьев отрицает значение Православия для русской культуры, несмотря на то что его институт располагается в зданиях Синодальной типографии, Славяно-греко-латинской академии и Заиконоспасского монастыря. Магницкий, Ломоносов и Баженов учились здесь, в церковном учебном заведении, за два с половиной века до того, как Юрий Николаевич стал вождем пионеров и основал РГГУ. Но едва ли кто-то из нынешних студентов и школьников вспомнит об этом. Им почти ничего не рассказывали о святых Сергии Радонежском и Серафиме Саровском, Александре Невском и Дмитрии Донском. Они не читали ни "Братьев Карамазовых" Федора Михайловича Достоевского, ни "Трех разговоров" Владимира Сергеевича Соловьева. Поэтому, если академик скажет, что все эти люди "имеют к Православию лишь касательное отношение", ученики ему поверят.

Министерство сделало то, что оно могло и должно было сделать. Теперь весь вопрос -- в практической реализации

ДОСТОЙНАЯ БУМАГА
…А все-таки в Министерстве образования написали достойную бумагу. Нет, наверное, в ней можно найти и исправить много недостатков. Но хорошо, что курс получил официальное одобрение и сейчас в любой школе можно по желанию детей и родителей ввести соответствующий факультатив или интегрировать материалы по православной культуре в программу общеобразовательных предметов -- прежде всего литературы и истории.
Министерство сделало то, что оно могло и должно было сделать. Теперь весь вопрос -- в практической реализации. Именно от того, будет ли найден системный механизм решения серьезнейших кадровых, финансово-экономических и организационных проблем, зависит судьба российской школы. Проблема, конечно, не только и не столько в курсе "Основ православной культуры". Церковь и общество, федеральная и региональная власть должны найти возможность совместно потрудиться на ниве возрождения нашего образования. Настает время конкретных дел.

Дмитрий Другов


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Труд освящается верой
Новый курс?
"Брат" Путина снова в беде

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Лишь бы не было инфляции
Россия вступает в новый год с до боли знакомым набором проблем -- засильем чиновников, неподъемным налоговым бременем и необходимостью реформирования естественных монополий

ИНТЕРЕСЫ
Как нам обустроить Чечню
Будущее республики глазами русского уроженца Грозного

ИДЕОЛОГИЯ
Отчуждение от истории
Разорвав связь со своим прошлым, страна лишается важнейшей опоры и теряет шансы сохраниться как государство


ТЕМА НОМЕРА: СВЯЗЬ

Экономический позитив
Телекоммуникации России: когда проблемы не препятствуют успеху

Структура собственности рынка коммуникаций
Мобилизуя все силы
Конкуренция на рынке сотовой связи вступила в решающую фазу

Опасности переходного возраста
Реформа "Связьинвеста": потенциал огромен, но успех неочевиден

Сеть как бизнес
Тенденции и перспективы развития рынка интернет-доступа

Знакомьтесь: "альтернативщики"
Обзор негосударственных операторов фиксированной связи

Диктатура необходимости
Новые коммуникационные технологии и бизнес


ХОЗЯЙСТВО

МАКРОЭКОНОМИКА
Даешь кредиты!
Активная кредитная политика должна стать реальным инструментом осуществления "амбициозного" роста экономики

РЫНКИ
Лекарство от лихорадки
Неустойчивость фармацевтического рынка подталкивает компании к консолидации

ОТРАСЛИ
Восточная стратегия русских атомщиков
Реализовав "среднеазиатский проект", Россия получит хороший шанс вернуть былое влияние в этом регионе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
CopyRIGHT или CopyLEFT?
Сегодня целый ряд продуктов, обладающих определенной ценностью, не имеет, по сути, материального выражения

ТРАДИЦИИ
"Вонючая черная жижа"
Очерки истории отечественной нефтяной промышленности

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС-ХРОНИКА
Губернские новости
ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Палочка-"выручалочка"
IAS: искусство иллюзии. Статья шестая

НАЛОГИ
Черная дыра
Офшорная зона в Угличе принесла доход местным властям и печаль правоохранительным органам

ТАМОЖНЯ
Диагноз: МДП
К чему приведет конфликт между ГТК РФ и Международным союзом автомобильного транспорта

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Россию переоценили
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Началось?

ПОЛИТИКА

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Тропа войны
Охота за скальпом Саддама Хусейна продолжится в новом году

ПЕРСОНАЛИИ
Свежая кровь
Виктор Янукович: "украинский Путин" или "украинский Степашин"?

Кто есть Ху?
Генсек КПК Ху Цзиньтао продолжит дело "собирателей китайских земель"

Перемены в "тропической России"
Новый президент Бразилии не похож на своих предшественников

КНИГИ
Силовой пиар
Книгу "PR специального назначения" написали генерал-майор ФСБ Александр Михайлов и бывший оператор CNN Юрий Романов

Взгляд на "мир после 11 сентября"
Вышла в свет новая книга Евгения Примакова

РЕПЛИКА
На свою голову
Тяжело понять загадочную датскую душу!


БЕЗОПАСНОСТЬ

СПЕЦОПЕРАЦИИ
Катится, катится …ядерный фугас
15 лет назад диверсанты ГРУ установили в США три атомные мины

НАЕМНИКИ
Есть такая профессия -- защищать чужую родину
В истории наемничества, насчитывающей не одну тысячу лет, наметился крутой поворот


ЧЕЛОВЕК

ДЕЛО
Неугомонные братья Зайцевы
Сергей и Александр преображают родной Карельский край, а Олег за них молится

СПОРТ
"Мужчин должны воспитывать мужчины"
Считает президент Российской национальной федерации карате-киокушинкай Александр Ипатов

ЖИЛЬЕ
Дом, который построил ЖЭК
Ситуация на рынке недвижимости

ДИАСПОРА
Ее любили и цари, и большевики
Русские в Финляндии

ОБРАЗОВАНИЕ
Затянувшаяся дискуссия
Православие и образование: время конкретных дел

СЕМЬЯ
Маленький принц
Хорошо ли быть единственным ребенком в семье

ЗДОРОВЬЕ
Пилюли счастья
Биодобавки: метод лечения, мода или культ?

КУЛЬТУРА
Арт-Манеж: "искатели" и "угодники"
Концептуализм проигрывает, реализм -- побеждает

"Князь Владимир" придет к нашим детям
Новый мультфильм станет визитной карточкой возрождающейся российской анимации

ТЕХНОЛОГИИ
Двадцать пятый кадр
О современных технологиях скрытого воздействия на сознание и подсознание телезрителей рассказывает ученый Светлана Немцова

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
С Рождеством Христовым!
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: январь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал