ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (10) январь 2003

ТРАДИЦИИ

"ВОНЮЧАЯ ЧЕРНАЯ ЖИЖА"

Очерки истории отечественной нефтяной промышленности

Российская нефтяная промышленность зародилась на берегах Каспийского моря. Нефть здесь добывали с древних времен. Для этой цели рыли расширяющиеся книзу колодцы, откуда "черное золото" черпали емкостями, изготовленными из овечьих шкур. Продукт шел на хозяйственные нужды: люди смазывали им телеги, жгли в глиняных светильниках и использовали в строительстве -- землей, пропитанной нефтью, крыли крыши.
Сначала скважинами владел персидский шах, а в 1806 году, после присоединения Баку к Российской империи, они перешли в государственную собственность и стали отдаваться в откуп. Временные владельцы, не предвидя обстоятельства, что труба будет править миром, добывали до несколько сот тысяч бурдюков в год. Впрочем, и сама нефтяная труба тогда еще не была известна.

О ПОЛЬЗЕ КИРА
Нефтью в России заинтересовались при Петре I. В те годы в Петербург из Баку было доставлено с десяток бочек "черного золота". Эксперты долго изучали вещество и пришли к выводу, что "вонючая черная жижа совершенно бесполезна".
Первую попытку превратить нефть в товар общенародного потребления сделал в 1823 году химик Дубинин. Путем перегонки он получил очищенное вещество, сходное с современным керосином, которое горело ярко и без особого зловония. Это открытие, как и прочие достижения русских Кулибиных, осталось без внимания. Использовать минеральное масло (так называемый фотоген) для освещения Россия научилась у Запада спустя 25 лет. Стоил этот продукт недешево -- 4 рубля за пуд, но, несмотря на дороговизну фотогена, рынок начал развиваться.
К 1829 году в Баку действовало 82 скважины. Добыча нефти составляла 550 тонн в год. Разработки велись примитивным и совершенно неэкологическим способом. Нефть перевозилась на заводы на арбах. Поскольку единственным ценным нефтепродуктом был керосин, отходы сжигали или просто выливали. Нефтехранилищами служили обыкновенные ямы, вырытые в земле. Варварские обычаи поощрялись и тогдашним законодательством. Нефтеносные участки давались откупщикам в аренду на срок до четырех лет. При этом контракт мог быть расторгнут в любой момент. Подобные условия рождали неуверенность в завтрашнем дне, и откупщики избегали серьезных капиталовложений. Все стремились получить максимальное количество продукта за минимальный срок, а потом -- хоть трава не расти. Она там и не росла.
В начале 60-х годов XIX века купец В. А. Кокорев, затеявший в Баку торговлю, решил использовать так называемый кир (землю, пропитанную нефтью) для производства осветительного масла. Эксперимент показал, что перегонка кира дает 10--20% масла, сходного с фотогеном. Кокорев открыл в Сураханах, в семнадцати верстах от Баку, перегонный завод. Предприятие располагалось по соседству с древним храмом зороастрийцев-огнепоклонников, где был выход на поверхность природного газа. Кокорев собирался греть выписанные из-за границы перегонные реторты на этом "вечном огне". Переработка нефтяной земли оказалась в конечном итоге делом пустым, но тем временем профессор Московского университета Эйхлер открыл, что бакинская нефть дает при перегонке прекрасный керосин, вполне пригодный для ламп. Выяснилось, что особенно выгодной является "белая" нефть, добываемая в окрестностях Сураханов. Она давала более 80% керосина. Кокорев запустил производство "белой" нефти. Сделать это в диком азиатском крае было непросто. Не было ни леса для бочек, ни судов для перевозки по Каспию и Волге. К тому же много керосина терялось в пути. Поначалу промышленник нес убытки, но постепенно процесс пошел, и сураханский завод стал приносить прибыль.
Другим пионером российского нефтяного дела был уланский полковник А. Н. Новосильцев, который, узнав о выходе нефти на Кубани, арендовал там земли и приступил к бурению. Он получил первый в России нефтяной фонтан и построил керосиновый завод. Впрочем, вскоре после этого бравый улан умер, и дело заглохло.
Между тем в Баку активно развивалось предприятие Тагиева. Начал он как мелкий подрядчик, но потихоньку умудрился скупить местность Биби-Эйбат, где пробурил множество скважин, из которых забили фонтаны, и построил большой завод непосредственно у места добычи.

НЕФТЯНАЯ ЛИХОРАДКА
Слухи о каспийских нефтяных фонтанах быстро достигли Москвы и Петербурга. В Баку ринулись сотни предпринимателей и авантюристов, в одночасье возникли десятки нефтяных компаний. Город охватила нефтяная лихорадка. Стоимость аренды квадратной сажени на десять лет доходила до 15 рублей. Очистные заводы росли как грибы, и территория, где они размещались, получила название "Черный город" -- из-за густого черного дыма, выделявшегося при сжигании отходов.
Нравы были соответствующие. Поджоги скважин и заводов конкурентов стали обычной практикой. В ту пору говорили, что тот, кто побывал в Баку и пожил среди старателей, уже никогда не будет порядочным человеком.
Однако подлинное становление нефтяной промышленности относятся к тому периоду, когда правительство сообразило, что система откупов до добра не доводит, а делать ставку на импортный американский керосин, имея у себя море разливанное, по меньшей мере неразумно. В 1872 году откупа были окончательно отменены, и началась, как сказали бы сейчас, "грабительская приватизация".
В январе 1873 года состоялся первый аукцион нефтеносных участков. Хотя участки формально поступали в частную собственность, это была скорее бессрочная аренда, поскольку кроме единовременной оплаты владелец участка должен был отстегивать в казну ежегодно по 10 рублей с десятины. Главными покупателями стали ,Кокорев, Губонин, занимавшийся транспортировкой нефти вверх по Волге, и владелец 23 нефтеперерабатывающих предприятий Мирзоев. Впоследствии они объединились и основали "Бакинскую нефтяную компанию". Нефтеносные участки также раздавались в качестве наград местным чиновникам и офицерам. Надо признать, приватизация принесла казне ощутимую выгоду: откупа давали государству около 150 тыс. рублей в год. В результате аукциона казна получила сразу 3 млн, не считая арендных взносов. Помимо этого, был введен акцизный налог на перегонные кубы. К тому же сложившееся нефтяное лобби настояло на повышении ввозных пошлин на иностранный керосин. Это было очень кстати, ибо развитие конкуренции привело к падению цен на американскую продукцию.
Все эти мероприятия произвели должный эффект. Если в 1865--1875 годах в Россию ввозилось до 2,5 млн пудов американского керосина, то в 1884-м -- всего 1,4 млн. Потом американцы и вовсе были изгнаны с российского рынка.
В начале 1880-х бакинскими промыслами заинтересовались англичане, и торговая фирма "Лейн и Мак-Эндрю" наладила отправку нефти наливным способом из Батума в европейские порты. Россия вышла на мировой рынок, где ей пришлось вступить в конкурентную борьбу с тогдашним монополистом -- компанией "Стандарт Ойл", принадлежавшей семейству Рокфеллеров. Так разгорелась мировая нефтяная война, полыхающая и по сей день.

СКВАЖИНЫ ВМЕСТО ОРЕХОВ
Становлением полноценной нефтяной промышленности Россия обязана ВПК. В 1870 году Петербургский механический завод Нобелей получил большой оружейный заказ. В связи с этим Роберт Нобель, белая ворона в семье успешных предпринимателей, отправился в Баку закупать древесину грецких ореховых деревьев для изготовления прикладов. Ехал он водным путем -- по Волге до Царицына, затем до Астрахани, где пересел на каспийский пароход. По дороге любознательный предприниматель сдружился с капитаном-голландцем, владевшим небольшим нефтеносным участком в Баку. Тот расписал ему прелести местного бизнеса. В итоге Роберт на свой страх и риск купил у голландца землю и небольшой керосиновый завод. На это ушли все "ореховые деньги" -- 25 тыс. рублей. Кроме того, Роберту помог с финансами брат -- знаменитый ученый Альфред Нобель, который отнесся к предприятию скептически, но счел нужным помочь "родственнику-неудачнику".
Роберт был неплохим химиком и, изучив технологию, вскоре нашел способ производства керосина, несравнимого по своим качествам с местной продукцией. Горел он ярче, а вонял меньше. Мало того, оказалось, что нобелевский керосин превосходит по своим свойствам не только бакинский, но и американский. В 1875 году Нобель завершил модернизацию нефтеперерабатывающего завода, на котором трудились исключительно шведы, и начал производство. В октябре следующего года он поставил в Петербург 300 бочек керосина. Это было началом конца американского владычества. Через семь лет заокеанскому керосину делать в России было уже нечего.
Неожиданными успехами Роберта заинтересовался еще один его брат, лидер российской оборонки Людвиг Нобель. Он приехал в Баку в 1876 году. В отличие от Роберта, который был прежде всего инженер и технолог, Людвиг мыслил масштабно. Он прекрасно представлял себе российскую реальность и промышленный потенциал, а благодаря тесным связям в Зимнем дворце мог легко преодолевать препятствия. Людвиг трезво оценил значение технологических разработок Роберта и безграничность рынка. К тому же заручился поддержкой Великого князя Михаила Романова, которому при встрече в Тифлисе расписал радужные перспективы нефтяной промышленности.

ИЕРИХОНСКАЯ ТРУБА
Людвиг подошел к делу комплексно и с размахом. До него все нефтяные дела в Баку велись небольшими капиталами. "Товарищество братьев Нобель" решило вложить в дело более 20 млн рублей -- астрономическую по тем временам сумму.
Для начала Людвиг проанализировал основные сферы деятельности -- добычу, строительство трубопровода от месторождения до завода, транзит, транспортировку в Москву и Питер, хранение, сбыт. Затем, изучив опыт технологически более продвинутых американцев, приступил к решению конкретных инженерных задач -- как предотвращать утечки, каков оптимальный диаметр труб, какой толщины должны быть стенки нефтехранилищ и т. д.
Будучи не стеснен в средствах, Людвиг организовал добычу в больших масштабах и выстроил в Черном городе огромный нефтеперерабатывающий завод. Но первым революционным шагом стала прокладка трубопроводов. Эта смелая идея была встречена местной нефтяной общественностью с подозрением, а у властей вызвала явное недовольство. Нефтепромышленники были народом косным и высоко ценили собственную независимость. Власти же смекнули, что нововведение чревато массовыми беспорядками. Дело в том, что нефть от скважин к местам переработки перевозили на арбах. Контролировала этот прибыльный бизнес татарская мафия (азербайджанцев тогда называли татарами). Строительство трубопроводов означало бы ликвидацию этого рынка и безработицу. Боясь народного гнева, власти попытались было запретить Нобелю провести нефтепровод по территории, находившейся во владении государства. Но, как мы уже говорили, Людвиг имел высоких покровителей...
И вот в 1877 году, не обращая внимания на подозрительные взгляды окружающих, инженер А. В. Бари начал строительство для "Товарищества братьев Нобель" первого в стране нефтепровода, который соединил промыслы в Балаханах с заводом в Черном городе, а потом и с пристанью. Для охраны сооружения были поставлены сторожевые вышки и наняты казаки, которые быстро отбили у татар охоту к вредительству.
Преимущество нефтепровода было очевидным. Местные нефтепромышленники сначала вынуждены были пользоваться инфраструктурой Нобеля, а затем стали тянуть собственные трубы. Первыми удачному примеру последовали "Бакинская нефтяная компания" и "Каспийская компания", проложившие 150 километров труб. Мелкие промышленники строили кто во что горазд. Аварии и утечки случались постоянно. Тогда же были разработаны способы хищения чужой нефти из труб, практикующиеся и по сей день. А проект Людвига Нобеля окупился уже через год.

ПРОЩАЙТЕ, БУРЛАКИ!
Другой проблемой, вставшей перед "Товариществом братьев Нобель", стала транспортировка продукции в Москву, Петербург и другие промышленные центры. В то время керосин возили в бочках на парусных судах до Волги, а оттуда баржи тащили вверх по течению репинские бурлаки. Это было, учитывая быстрый рост производства, во-первых, накладно, а во-вторых, медленно. Своей древесины для изготовления соответствующей тары в Баку не было -- ее везли из отдаленных районов. Стоимость нефтяной бочки составляла примерно половину стоимости залитого в нее керосина. Ситуация, когда цена нефти падала, а цена тары не менялась, была чревата тем, что бочки в перспективе должны были стоить дороже их содержимого.
Людвиг задумал разрешить эту проблему при помощи танкеров, а в качестве топлива использовать "остатки" -- татарское слово "мазут" тогда еще имело ограниченное хождение. Рынок мазута уже начал развиваться, но применять бакинские "остатки" где-либо, кроме Каспия, не представлялось возможным -- опять-таки из-за того, что транспортировка мазута обходилась бы во много раз дороже самого товара. На пароходах возить нефть было очень накладно: уголь Россия в основном импортировала из Англии, и если он и достигал Каспия, то влетал в копеечку. Деревьев, из которых можно было добыть дров для пароходных котлов, по окрестным берегам не произрастало. Нефтяное топливо было решением проблемы. С ним здесь стали экспериментировать еще в начале 60-х годов XIX века, а после изобретения форсунок оно получило на Каспийском море широкое распространение.
Нобели обратились с идеей постройки танкера к местным судостроительным компаниям, но, как и в случае с трубопроводом, поддержки не нашли. Аргумент был следующий: если бы идея была так хороша, то американцы ее уже давно бы реализовали. Разработав в общих чертах конструкцию судна нового типа, Людвиг Нобель (кстати, по образованию морской инженер) вступил в переговоры с шведской фирмой "Линдхолмен-Мотала", с которой был заключен контракт на строительство 242-тонного танкера. "Зороастр" был спущен на воду в 1878 году и переправлен на Каспийское море во время весеннего половодья на Волге. Танкер был выставлен на всеобщее обозрение. Людвиг охотно знакомил всех желающих с конструкцией судна и чертежами. Новым типом морского транспорта живо заинтересовались судостроители, брокеры, промышленники. Нобель вообще не делал тайны из своих технологий, понимая, что рост его компании напрямую зависит от развития национальной промышленности. Затем были заказаны еще два танкера такой же конструкции. Несмотря на две аварии (во время одной из них наливное судно сгорело при загрузке), новшество себя полностью оправдало. К 1885 году флот товарищества насчитывал 11 танкеров на Каспии и 2 -- на Балтике. Вверх по Волге нефть доставляли наливные баржи. Примеру Нобелей последовали и прочие нефтепромышленники. В конце 90-х XIX века танкерный флот на Каспии располагал уже сотней судов различного типа.
Людвиг был также пионером перевозок нефтепродуктов по железной дороге, что было крайне важно по причине замерзания водных путей зимой. В 1881 году он пустил в Петербург поезд из железных цистерн. Через два года компания владела уже 60 поездами по 25 цистерн каждый. Поскольку администрация железных дорог отказывалась обслуживать этот парк, Нобели построили собственные депо, ремонтные мастерские, промежуточные нефтехранилища.
Компания беспрерывно расширялась. Огромные нефтехранилища были построены в Царицыне, Москве, Петербурге, Риге, Самаре, Нижнем Новгороде. Расходы исчислялись миллионами. Для обеспечения роста требовались деньги, которых постоянно не хватало. Тогда после долгих переговоров -- Альфред Нобель с подозрением относился к спекуляции акциями -- в 1879 году было создано "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель", или, сокращенно, "БРАНОБЕЛЬ". Крупнейшими акционерами стали, как вы уже, наверное, догадались, Людвиг, Альфред и Роберт Нобели. Было выпущено 600 акций номиналом 5 тыс. рублей каждая. Изначально капитализация составляла 3 млн рублей. Через пять лет она выросла в пять раз.
Фактически за десять лет "Товарищество братьев Нобель" организовало систему добычи, транспортировки и сбыта нефтепродуктов по большей части европейской России. Хозяйство включало трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы, нефтехранилища, железнодорожные составы, центры розничной торговли и многое другое. Однако самым важным достижением Нобелей и их конкурентов было превращение нефтяной промышленности из "осветительной" в топливную. Главными потребителями нефтепродуктов стали железные дороги и заводы. Товарищество также активно занялось экспортом керосина в Австрию, Англию и Германию.

Федор Погодин
(Окончание следует)


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Труд освящается верой
Новый курс?
"Брат" Путина снова в беде

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Лишь бы не было инфляции
Россия вступает в новый год с до боли знакомым набором проблем -- засильем чиновников, неподъемным налоговым бременем и необходимостью реформирования естественных монополий

ИНТЕРЕСЫ
Как нам обустроить Чечню
Будущее республики глазами русского уроженца Грозного

ИДЕОЛОГИЯ
Отчуждение от истории
Разорвав связь со своим прошлым, страна лишается важнейшей опоры и теряет шансы сохраниться как государство


ТЕМА НОМЕРА: СВЯЗЬ

Экономический позитив
Телекоммуникации России: когда проблемы не препятствуют успеху

Структура собственности рынка коммуникаций
Мобилизуя все силы
Конкуренция на рынке сотовой связи вступила в решающую фазу

Опасности переходного возраста
Реформа "Связьинвеста": потенциал огромен, но успех неочевиден

Сеть как бизнес
Тенденции и перспективы развития рынка интернет-доступа

Знакомьтесь: "альтернативщики"
Обзор негосударственных операторов фиксированной связи

Диктатура необходимости
Новые коммуникационные технологии и бизнес


ХОЗЯЙСТВО

МАКРОЭКОНОМИКА
Даешь кредиты!
Активная кредитная политика должна стать реальным инструментом осуществления "амбициозного" роста экономики

РЫНКИ
Лекарство от лихорадки
Неустойчивость фармацевтического рынка подталкивает компании к консолидации

ОТРАСЛИ
Восточная стратегия русских атомщиков
Реализовав "среднеазиатский проект", Россия получит хороший шанс вернуть былое влияние в этом регионе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
CopyRIGHT или CopyLEFT?
Сегодня целый ряд продуктов, обладающих определенной ценностью, не имеет, по сути, материального выражения

ТРАДИЦИИ
"Вонючая черная жижа"
Очерки истории отечественной нефтяной промышленности

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС-ХРОНИКА
Губернские новости
ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Палочка-"выручалочка"
IAS: искусство иллюзии. Статья шестая

НАЛОГИ
Черная дыра
Офшорная зона в Угличе принесла доход местным властям и печаль правоохранительным органам

ТАМОЖНЯ
Диагноз: МДП
К чему приведет конфликт между ГТК РФ и Международным союзом автомобильного транспорта

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Россию переоценили
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Началось?

ПОЛИТИКА

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Тропа войны
Охота за скальпом Саддама Хусейна продолжится в новом году

ПЕРСОНАЛИИ
Свежая кровь
Виктор Янукович: "украинский Путин" или "украинский Степашин"?

Кто есть Ху?
Генсек КПК Ху Цзиньтао продолжит дело "собирателей китайских земель"

Перемены в "тропической России"
Новый президент Бразилии не похож на своих предшественников

КНИГИ
Силовой пиар
Книгу "PR специального назначения" написали генерал-майор ФСБ Александр Михайлов и бывший оператор CNN Юрий Романов

Взгляд на "мир после 11 сентября"
Вышла в свет новая книга Евгения Примакова

РЕПЛИКА
На свою голову
Тяжело понять загадочную датскую душу!


БЕЗОПАСНОСТЬ

СПЕЦОПЕРАЦИИ
Катится, катится …ядерный фугас
15 лет назад диверсанты ГРУ установили в США три атомные мины

НАЕМНИКИ
Есть такая профессия -- защищать чужую родину
В истории наемничества, насчитывающей не одну тысячу лет, наметился крутой поворот


ЧЕЛОВЕК

ДЕЛО
Неугомонные братья Зайцевы
Сергей и Александр преображают родной Карельский край, а Олег за них молится

СПОРТ
"Мужчин должны воспитывать мужчины"
Считает президент Российской национальной федерации карате-киокушинкай Александр Ипатов

ЖИЛЬЕ
Дом, который построил ЖЭК
Ситуация на рынке недвижимости

ДИАСПОРА
Ее любили и цари, и большевики
Русские в Финляндии

ОБРАЗОВАНИЕ
Затянувшаяся дискуссия
Православие и образование: время конкретных дел

СЕМЬЯ
Маленький принц
Хорошо ли быть единственным ребенком в семье

ЗДОРОВЬЕ
Пилюли счастья
Биодобавки: метод лечения, мода или культ?

КУЛЬТУРА
Арт-Манеж: "искатели" и "угодники"
Концептуализм проигрывает, реализм -- побеждает

"Князь Владимир" придет к нашим детям
Новый мультфильм станет визитной карточкой возрождающейся российской анимации

ТЕХНОЛОГИИ
Двадцать пятый кадр
О современных технологиях скрытого воздействия на сознание и подсознание телезрителей рассказывает ученый Светлана Немцова

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
С Рождеством Христовым!
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: январь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал