ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (10) январь 2003

МАКРОЭКОНОМИКА

ДАЕШЬ КРЕДИТЫ!

Активная кредитная политика должна стать реальным инструментом осуществления "амбициозного" роста экономики

Необходимость реформирования банковской системы и ее государственного ядра ни у кого не вызывает сомнений. Однако содержание реформ и их очередность видятся по-разному. Правительство и руководство Центрального банка связывают этот вопрос в основном с дальнейшим проведением "институциональных" перемен, с повышением надежности и эффективности работы банковского сектора, переходом на международные стандарты учета, созданием системы гарантирования вкладов и т. д.
Предпринимательский корпус с пониманием относится к этой работе. Однако главными для него являются вопросы о доступности банковских кредитов, уровне процентных ставок, существенно более активном участии отечественных финансовых институтов в кредитовании развития экономики -- в общем, обо всем том, что фактически отсутствует в предложениях правительства и ЦБ по реформированию банковской системы.

Разница в ставках в размере порядка 20 процентных пунктов между Россией и развитыми странами приобрела устойчивый характер

САМИ ТОЛЬКО МУХИ РОДЯТСЯ
Известно, что центробанки промышленно развитых стран Запада сейчас, как и раньше, ищут возможность дальнейшего стимулирования деловой активности именно через снижение и без того, казалось бы, низких учетных ставок (в Великобритании базовая ставка на сегодняшний день составляет 4%, в странах еврозоны - 2,75%, в США -- 1,25%). Для российских предпринимателей рублевые кредиты доступны под 23--24%, а снижение ставки до 10% представляется заоблачной мечтой. Тревожит то, что разница в ставках в размере порядка 20 процентных пунктов между Россией и развитыми странами приобрела устойчивый характер. Она не изменилась даже в результате беспрецедентного снижения в последнее время стоимости денег на мировом рынке.
Этот уровень процентных ставок в стране, подавляющий деловую активность в реальном секторе экономики, поддерживается и со стороны банков-нерезидентов. В качестве исключения можно назвать лишь предоставление связанных кредитов из-за рубежа под 9--10% годовых для конечного пользователя. Ни для кого не секрет, что такое кредитование является составной частью программ иностранных правительств прежде всего по развитию своей промышленности и по расширению поставок ее продукции в Россию.
На Западе "настройка" системы кредитования -- прерогатива государства. Например, немецкие специалисты считают, что только кредитное дело может дать правильный импульс развитию всего народного хозяйства и обеспечить социально приемлемый уровень занятости. Поэтому не случайно экономические реформы в Восточной Германии были начаты именно с воссоздания кредитного рынка. Причем на первом этапе были успешно использованы самые "архаичные" кредитные инструменты, в том числе для первоначального обеспечения предприятий наличными деньгами.
Надежда российского руководства на то, что приемлемый для "свободных предпринимателей" уровень кредитных ставок сформируется самим рынком -- ничем не оправданный "рыночный романтизм". Экономически приемлемая цена кредитных ресурсов может быть установлена только в результате настойчивой совместной работы правительства и Центрального банка. Пока этой работы не видно. Значит, руководство национальной экономикой осуществляется с поразительным безразличием к нуждам ее восстановления, реформирования и укрепления.
Время показало, что патологический страх перед инфляцией, практика ее приостановки путем ограничения предложения денег в нашей стране обернулись крайне отрицательными результатами. Инфляционный процесс, вопреки предпринимаемым мерам, "успешно" раскручивался за счет недопроизводства товаров и услуг. Причем наращивание производства сдерживалось в пореформенной России прежде всего прямыми просчетами в экономической политике государства (в области регулирования внешнеторгового оборота, антимонопольной политики, содействия малому и среднему бизнесу, формирования конкурентной среды и т. д.). Кроме того, отсутствовала отвечающая интересам основной массы субъектов предпринимательской деятельности государственная кредитная политика, что автоматически снижало эффективность любых попыток по оживлению экономики. Нормальное хозяйственное воспроизводство за счет заемных средств было замещено чисто российским феноменом финансирования развития предприятий и организаций за счет собственных средств. На протяжении 90-х годов они устойчиво составляли в источниках инвестиций более 70--80%, в то время как банковские кредиты столь же устойчиво -- 5--6%.
Приходится констатировать, что, как ни странно, идеологи российских реформ искренне считают, что самофинансирование хозяйствующими субъектами своего развития -- нормальное явление. И только потому, что оно, вопреки здравому смыслу, продолжает существовать, а эту систему, мол, "самостоятельно" сформировал сам рынок.

Экономически приемлемая цена кредитных ресурсов может быть установлена только в результате настойчивой совместной работы правительства и Центрального банка. Но они фактически отстранились от проблем кредитования экономики

БЫСТРО ЗАБЫТЫЙ ОПЫТ
Однако жизнь богаче всякого воображения. Даже если это относится к воображению лиц, возглавляющих реформы. После кризиса 1998 года во главу экономической политики была положена ответственность государства за все происходящее в народном хозяйстве, в том числе на кредитном рынке. К сожалению, в русле этой политики сделать удалось не много. Но даже это немногое дало ощутимые результаты: 11--12-процентный рост промышленного производства в 1999--2000 годы, прекращение падения инвестиций и их увеличение, включая рекордный 18-процентный рост в 2000 году.
И все же с середины 2000 года в экономическом руководстве вновь возобладали докризисные взгляды на существо экономической политики государства. Вскоре началось снижение и темпов производства (в 2001 году рост промышленного производства составил лишь 4,9%), и роста инвестиций (как известно, за первое полугодие 2002 года они увеличились лишь на 2%, в то время как в прошлом году -- почти на 9%).
Причины снижения деловой активности нельзя списать на конъюнктурные перемены в мировой экономике. Скорее, они заключаются в том, что российское государство прекратило ответственно работать над формированием условий для экономического роста. В частности, фактически ничего не сделано (кроме деклараций) по снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. В рамках упорядочения таможенных тарифов было допущено снижение ввозных пошлин и, вследствие этого, падение конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем рынке. Неуклонно уменьшалась роль федерального бюджета в финансировании экономики. Фактически ничего не сделано по погашению огромного объема взаимных неплатежей и задолженности. Более того, реализация прежних инициатив в этом направлении всячески тормозилась и дискредитировалась.
Именно так, к примеру, обстояло дело с намеченной еще в первоочередных мерах вывода страны из кризиса 1998 года реструктуризацией задолженности предприятий перед бюджетной системой (ныне она широко известна по постановлению правительства №1002). Из-за бесконечных согласований это постановление вышло в свет только в конце 1999 года. При этом назначенные сроки проведения реструктуризации были заведомо недостаточными для большинства предприятий -- всего три-четыре месяца. Сроки неоднократно продлевались, но сам процесс был похож на подлинное издевательство над управленческим корпусом промышленности. И это несмотря на быстро проявившуюся эффективность реструктуризации. Она не только обеспечила бюджетной системе огромные дополнительные поступления, но и расчистила балансы десятков тысяч предприятий, что было необходимым условием их вхождения в процесс кредитования. В настоящее время целенаправленная межведомственная работа по снижению взаимных неплатежей и просроченной задолженности фактически заморожена, хотя острота проблемы все та же.

В некоторых регионах администрация дотирует процентные платежи в размере до 2/3 ставки рефинансирования, делая кредиты доступными заемщикам, но Минфин всячески препятствует развитию такой практики

ПРОБУКСОВКА ИЛИ САБОТАЖ?
Настала пора искать варианты более активного воздействия правительства и ЦБ России на экономический рост. Неплохо бы вспомнить, что в странах с "цивилизованным" рынком именно эти органы власти несут ответственность за конечные результаты подобной работы и что во все времена поиск соответствующих решений всегда был связан с активизацией кредитной политики.
Другой вопрос: готовы ли к переменам руководители правительства и Центрального банка? Пока утвердительного ответа дать нельзя. К примеру, весьма характерно отношение к кредитованию экономики Российского банка развития (РБР). Он был создан в середине 1999 года для активного участия государства в восстановлении и реформировании народного хозяйства. На протяжении последних трех лет его патронирует лично М. М. Касьянов. Банк получил более 5 млрд рублей бюджетных денег, однако так и не приступил к заметному кредитованию инвестиционных проектов. По опубликованной информации,РБР практически не привлек ресурсов для развития производства товаров и услуг. В то же время он разместил значительную часть выделенных из бюджета денег (1,5 млрд рублей) в ценные бумаги. Понятно, что такая политика вполне защищает материальные интересы руководства банка. Но ничего общего с декларированными при создании РБР целями она не имеет. Такое "идеологическое" попустительство совсем не случайно. Руководство по сути стопроцентно государственного банка сознательно игнорирует заложенные в его учредительные документы принципы открытости и подконтрольности деятельности. На фоне этого факта весенние истерики правительства по поводу непрозрачной деятельности Центрального банка выглядят более чем циничными.
Не менее пассивна в отношении инвестиционного кредитования экономики и позиция ЦБ. Попытки его прежнего руководства поддержать инвестиционные процессы за счет централизованных ресурсов в 1993 году были пресечены идеологами российских экономических реформ, хотя аналогичные действия в Китае оказались очень эффективными. Объявленная же в рамках первоочередных антикризисных мер 1998 года программа ЦБ по созданию системы рефинансирования коммерческих банков под залог их требований к промышленным предприятиям была благополучно завалена -- не без помощи экспертов из международных финансовых институтов. Руководство ЦБ захотело использовать эту систему для тотального контроля за деятельностью не только коммерческих банков, но и конечных заемщиков. Естественно, из этого ничего путного не получилось (да и не могло получиться).
Таким образом, сегодняшнюю обстановку нельзя назвать благоприятной для обсуждения вопроса о более активной роли государства в сфере кредитования в интересах развития экономики. Практическая же сторона дела выглядит еще хуже. Федеральное правительство и Центральный банк фактически отстранились от проблем кредитования экономики. Влияние на ее состояние ставки рефинансирования имеет скорее негативный, чем позитивный характер. Сама же система рефинансирования работает на деле только в отношении федерального бюджета. В свою очередь, федеральный бюджет заметно участвует лишь в субсидировании сельского хозяйства.
Несколько лучше обстоит дело с кредитной политикой региональных властей. Так, в некоторых субъектах федерации администрация дотирует через коммерческие банки процентные платежи в размере до 2/3 ставки рефинансирования. Поэтому конечным заемщикам кредиты в этих регионах обходятся по доступной и экономически оправданной цене -- 7--8%. Однако это скорее исключение, чем правило. Более того, Минфин России, в противоположность опыту всех развитых стран, всячески препятствует развитию такой практики, наказывая рублем власти соответствующих регионов через межбюджетные отношения, "совершенствование" налоговой политики и т. п. Мы сознательно не приводим примеры регионов с прогрессивной кредитной политикой, чтобы не подливать масла в огонь.

ГДЕ ВЗЯТЬ КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ
Основным ресурсом критически недостаточного кредитования реального сектора экономики были и остаются собственные средства банков, хотя, как известно, уровень их капитализации весьма невысок; невелики и мобилизуемые ими ресурсы внутри страны.
Много говорится о привлечении для кредитования экономики средств населения и депозитов предприятий. Но мало кто вспоминает, что этот ресурс имеет вполне определенную цену. Она объективно стремится к ставке процента, превышающей темпы инфляции. Поэтому расчет на сбережения населения и предприятий в качестве основного рычага снижения цены кредита -- еще одна несбыточная идея придворных финансистов. Надеяться на ее воплощение в среднесрочной перспективе -- значит сохранить кредитное дело вне решения задачи наращивания производства товаров и услуг. Заколдованный круг. Победить инфляцию можно только поднимая производство. Однако для его развития нужны дешевые ресурсы. Но снижение цены ресурсов во многом определяется уровнем инфляции. Разорвать этот круг может лишь государство, сформировав своей активной позицией на кредитном рынке тенденцию к уменьшению стоимости кредитов.
Пути решения задачи известны всем профессионалам по опыту повседневной деятельности центральных банков в развитых странах, где широко используются системы рефинансирования финансовых институтов за счет централизованных ресурсов. Существуют самые разнообразные механизмы заимствования коммерческими банками кредитных ресурсов у центральных банков под долговые обязательства своих клиентов -- производителей товаров и услуг. Причем использование этого опыта у нас в стране должно изначально ставиться в качестве сугубо практической, а не экспериментальной задачи. Для чего экспериментировать с тем, что проверено опытом развитых стран по созданию национальных кредитных рынков?

Правительству необходимо активизировать инвестиционные процессы на основе более действенного использования централизованных ресурсов

Широко известны и другие направления повседневной работы центральных банков действительно рыночных стран, о которых наши власти даже не заикаются. Это и обеспечение трансформации рисков в нужном для конкретной экономики ключе, и увеличение доли долгосрочного кредитования и его размеров, и подъем деловой активности для борьбы с инфляцией, и т. д.
Правительству необходимо всерьез заняться активизацией инвестиционных процессов на основе более действенного использования централизованных ресурсов. Для начала неплохо создать хотя бы систему страхования инвестиций в развитие производства товаров и услуг, особенно венчурного характера. В последующем эту систему можно было бы приспособить к хорошо известной в экономической теории роли мультипликатора в наращивании объема инвестиций через совместное с частными финансовыми институтами государственное кредитование проектов. А это даст наиболее предприимчивым и удачливым участникам инвестиционного процесса перспективу ускоренной капитализации в качестве приза за расторопность и правильное отношение к интересам государства. Здесь уместно было бы воспользоваться богатейшим опытом организации такого рода поддержки в странах ЕС.
Ресурсным обеспечением подобной системы может стать внебюджетный фонд развития экономики, основу которого должны составить отчисления от рентных платежей за пользование природными ресурсами страны как общегосударственной собственности. Механизм принятия решений о включении этого ресурса в конкретный проект должен быть максимально прозрачным. С этой точки зрения представляется целесообразным, чтобы инициаторами инвестиционных проектов выступали только коммерческие структуры. На начальном этапе программы могли бы быть введены определенные формализованные ограничения на участие в ней -- например, через установление высокой доли соучастия в том или ином проекте средств частных финансовых структур (скажем, на уровне 75%), через введение ограничений на их одновременное участие в трех (или четырех-пяти) проектах и т. п. Роль государства в регулировании деятельности такой системы должна быть ограничена определением общих параметров формирования инвестиционного процесса: отраслевых лимитов, лимитов кредитования оборотных средств, целевого финансирования реализации проектов инновационного характера (в целом) и т. д. При этом важно, чтобы государственные институты (министерства и ведомства) не участвовали в выборе конкретных объектов приложения ресурсов данного фонда.
Опыт, накопленный за последние годы, говорит о том, что запустить такую программу -- задача в наших условиях непростая. Чрезвычайно испорчены нравы как отечественного чиновничества, так и предпринимательского сообщества страны. Однако ввиду необходимости ускорения развития российской экономики пора сделать этот шаг. Негативные стороны решения этой задачи должны быть сняты кропотливой и ответственной работой всех органов власти и их руководителей.

Без расширения кредитования вряд ли удастся вывести экономику "из тени" -- только перспектива получения выгодных кредитов может заставить предпринимателей показать все свои активы

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОПРОС РЕФОРМ
Вопрос о процентных ставках является сегодня центральным как по политическим, так и по экономическим соображениям. Отсутствие экономически оправданных по цене кредитных ресурсов служит непреодолимым препятствием для продолжения реформирования экономики. Ведь только развитие кредитования обеспечит становление и укрепление массового предпринимательства, частной инициативы и конкуренции -- всего того, без чего никакая хозяйственная система не может быть названа рыночной. Без расширения кредитования вряд ли удастся вывести экономику "из тени" -- только перспектива получения выгодных кредитов может заставить предпринимателей показать все свои активы. Вне использования заемных средств не удастся добиться активизации инвестиционных процессов. Десятилетнее ожидание необъятного потока иностранных инвестиций убедительно показало бесплодность такой "стратегии". Необходимая инвестиционная активность может и должна быть достигнута главным образом за счет внутренних ресурсов. Иначе нет смысла даже думать о возможности ускорения экономического роста в России.
Активная роль государства в расширении кредитования реального сектора является непременным условием и форсированного роста экономики, и активизации всего потенциала рыночной системы хозяйствования. Сохранение сложившегося уровня процентных ставок на руку лишь так называемым олигархам, "накопившим" административные и финансовые ресурсы для расширения своего присутствия в любых отраслях хозяйства на безальтернативной основе. Однако такого рода монополизация развития производства противоречит смыслу становления экономики в рыночном ключе, угнетает малый и средний бизнес и препятствует его развитию. Ограничение социальной базы процесса восстановления, реформирования и развития экономики России -- стратегическая ошибка. Это не отвечает интересам государства, требованиям времени и опыту развития экономики постиндустриальных стран.
Хотелось бы, чтобы наши политики и ответственные чиновники как можно скорее осознали это и форсировали переход из юношеской стадии "рыночного романтизма" к фазе зрелого прагматизма. И не только потому, что "стоять за высокие темпы роста экономики намного предпочтительнее, чем сидеть за низкие".

Аркадий Самохвалов,
к. э. н., председатель совета директоров компании "Русские промышленные инициативы", бывший первый замминистра экономики (в правительстве Е. Примакова)


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Труд освящается верой
Новый курс?
"Брат" Путина снова в беде

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Лишь бы не было инфляции
Россия вступает в новый год с до боли знакомым набором проблем -- засильем чиновников, неподъемным налоговым бременем и необходимостью реформирования естественных монополий

ИНТЕРЕСЫ
Как нам обустроить Чечню
Будущее республики глазами русского уроженца Грозного

ИДЕОЛОГИЯ
Отчуждение от истории
Разорвав связь со своим прошлым, страна лишается важнейшей опоры и теряет шансы сохраниться как государство


ТЕМА НОМЕРА: СВЯЗЬ

Экономический позитив
Телекоммуникации России: когда проблемы не препятствуют успеху

Структура собственности рынка коммуникаций
Мобилизуя все силы
Конкуренция на рынке сотовой связи вступила в решающую фазу

Опасности переходного возраста
Реформа "Связьинвеста": потенциал огромен, но успех неочевиден

Сеть как бизнес
Тенденции и перспективы развития рынка интернет-доступа

Знакомьтесь: "альтернативщики"
Обзор негосударственных операторов фиксированной связи

Диктатура необходимости
Новые коммуникационные технологии и бизнес


ХОЗЯЙСТВО

МАКРОЭКОНОМИКА
Даешь кредиты!
Активная кредитная политика должна стать реальным инструментом осуществления "амбициозного" роста экономики

РЫНКИ
Лекарство от лихорадки
Неустойчивость фармацевтического рынка подталкивает компании к консолидации

ОТРАСЛИ
Восточная стратегия русских атомщиков
Реализовав "среднеазиатский проект", Россия получит хороший шанс вернуть былое влияние в этом регионе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
CopyRIGHT или CopyLEFT?
Сегодня целый ряд продуктов, обладающих определенной ценностью, не имеет, по сути, материального выражения

ТРАДИЦИИ
"Вонючая черная жижа"
Очерки истории отечественной нефтяной промышленности

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС-ХРОНИКА
Губернские новости
ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Палочка-"выручалочка"
IAS: искусство иллюзии. Статья шестая

НАЛОГИ
Черная дыра
Офшорная зона в Угличе принесла доход местным властям и печаль правоохранительным органам

ТАМОЖНЯ
Диагноз: МДП
К чему приведет конфликт между ГТК РФ и Международным союзом автомобильного транспорта

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Россию переоценили
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Началось?

ПОЛИТИКА

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Тропа войны
Охота за скальпом Саддама Хусейна продолжится в новом году

ПЕРСОНАЛИИ
Свежая кровь
Виктор Янукович: "украинский Путин" или "украинский Степашин"?

Кто есть Ху?
Генсек КПК Ху Цзиньтао продолжит дело "собирателей китайских земель"

Перемены в "тропической России"
Новый президент Бразилии не похож на своих предшественников

КНИГИ
Силовой пиар
Книгу "PR специального назначения" написали генерал-майор ФСБ Александр Михайлов и бывший оператор CNN Юрий Романов

Взгляд на "мир после 11 сентября"
Вышла в свет новая книга Евгения Примакова

РЕПЛИКА
На свою голову
Тяжело понять загадочную датскую душу!


БЕЗОПАСНОСТЬ

СПЕЦОПЕРАЦИИ
Катится, катится …ядерный фугас
15 лет назад диверсанты ГРУ установили в США три атомные мины

НАЕМНИКИ
Есть такая профессия -- защищать чужую родину
В истории наемничества, насчитывающей не одну тысячу лет, наметился крутой поворот


ЧЕЛОВЕК

ДЕЛО
Неугомонные братья Зайцевы
Сергей и Александр преображают родной Карельский край, а Олег за них молится

СПОРТ
"Мужчин должны воспитывать мужчины"
Считает президент Российской национальной федерации карате-киокушинкай Александр Ипатов

ЖИЛЬЕ
Дом, который построил ЖЭК
Ситуация на рынке недвижимости

ДИАСПОРА
Ее любили и цари, и большевики
Русские в Финляндии

ОБРАЗОВАНИЕ
Затянувшаяся дискуссия
Православие и образование: время конкретных дел

СЕМЬЯ
Маленький принц
Хорошо ли быть единственным ребенком в семье

ЗДОРОВЬЕ
Пилюли счастья
Биодобавки: метод лечения, мода или культ?

КУЛЬТУРА
Арт-Манеж: "искатели" и "угодники"
Концептуализм проигрывает, реализм -- побеждает

"Князь Владимир" придет к нашим детям
Новый мультфильм станет визитной карточкой возрождающейся российской анимации

ТЕХНОЛОГИИ
Двадцать пятый кадр
О современных технологиях скрытого воздействия на сознание и подсознание телезрителей рассказывает ученый Светлана Немцова

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
С Рождеством Христовым!
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: январь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал