ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 9 (8) ноябрь 2002

ЭНЕРГЕТИКА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЬ

Роль топливно-энергетического комплекса в экономике России огромна. Можно даже говорить о его неоправданно высоком удельном весе. Доля ТЭКа в производстве промышленной продукции составляет 25%, в экспорте -- 53%, он приносит 37% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет. От правильного решения накопившихся и прогнозируемых проблем в энергетических отраслях в значительной степени будет зависеть судьба экономики России в целом. На это формально нацелена и серия намеченных реформ в ТЭКе, первой из которых должна стать реформа электроэнергетики. К сожалению, многие из предлагаемых рецептов вызывают сомнение в их обоснованности и эффективности.



график 1ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ
Как известно, в результате промышленного спада, наблюдавшегося в первой половине 90-х годов, потребление энергии в России существенно сократилось: в 1999 году общее потребление энергоресурсов было на 31% ниже, чем в 1990 году. При этом важные изменения претерпела его структура. Доля природного газа в общем объеме потребления первичных энергоресурсов за этот же период увеличилась с 42 до 52%, вследствие чего доля нефти и нефтепродуктов упала с 30 до 21%, доля угля -- с 21 до 18%, доли гидро- и атомной энергии остались практически прежними (график 1).
Понятно, что возобновление экономического роста поставило на повестку дня вопрос об обеспечении нужд растущей экономики в энергии, поскольку возникший после спада потребления запас прочности стал таять на глазах и уже в скором времени начнет ощущаться нехватка текущих производственных мощностей ТЭКа.
В Энергетической стратегии России на период до 2020 года и в ее Основных положениях содержатся расчетные потребности в энергии для двух различных сценариев экономического роста:
-- оптимистичного варианта, при котором экономическая, налоговая и ценовая реформы гарантируют результативность и эффективность внутреннего рынка при отсутствии каких-либо серьезных волнений на международных энергетических рынках;
-- пессимистичного варианта с учетом возникновения проблем на внутреннем или международном фронтах.
Оптимистичный вариант предусматривает ежегодный рост ВВП на уровне 5--6% с целью достижения европейского уровня жизни. К 2020 году при данных условиях развития объем ВВП России возрастет по сравнению с уровнем 1998 года в 3--3,15 раза. Пессимистичный сценарий предполагает ежегодный рост ВВП в размере 2,5--3,5%.
Энергетическая стратегия России предполагает увеличение поставок энергии до 2020 года с учетом внесения корректив в энергетическую политику (прежде всего мероприятий по энергосбережению), а также изменение существующей ныне структуры энергобаланса. Последнее, в свою очередь, связано с осознанием риска за энергетическую безопасность России вследствие сильной зависимости страны от природного газа. Стратегия фактически направлена на возвращение примерно к той структуре производства и потребления первичных энергоресурсов, что действовала в 1990 году, при некотором сокращении доли нефти и относительном увеличении доли атомной энергии. По оценкам, потребность энергетического сектора страны в инвестициях на период с 2001-го по 2020 год составляет около 550--700 млрд долларов США.
график 2Без мероприятий в области энергоэффективности для обеспечения темпов прироста экономики на 5--6% в год (оптимистичный сценарий) нужен трехкратный рост потребления первичных энергоресурсов. Что практически нереально, принимая во внимание, какие капиталовложения для этого необходимы. Энергетика может стать барьером на пути экономического роста.
При условии проведения энергосберегающих мероприятий, структурной перестройки экономики в пользу менее энергоемких отраслей и внедрения энергоэффективных технологий указанный экономический рост к 2020 году вызовет, согласно расчетам Министерства энергетики РФ, рост потребления первичных энергоресурсов примерно на 35%, а электроэнергии -- на 75--80% при снижении энергоемкости ВВП наполовину (график 2).

НАПЕРЕКОСЯК
Обеспечить соответствующее целевому экономическому росту увеличение производства и потребления энергии невозможно без сознательного управления энергобалансами. В связи с чем Министерство энергетики предложило повысить статус прогнозных балансов, положив их в основу принимаемых решений органами исполнительной власти в области регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий, а также экспортных пошлин.
Выступая 20 ноября 2001 года на совещании с участием президента Владимира Путина и руководства "Газпрома" в Новом Уренгое, министр энергетики Игорь Юсуфов заявил, что в стране "сформировалась нерациональная структура топливно-энергетического баланса, необоснованно ориентированная на преимущественное использование газа в качестве топлива. Реализуется политика "дешевого газа" в условиях роста цен на альтернативные виды топлива, цена на которые в период с 1999-го по 2001 год повысилась в 3,9 раза. Цена же на газ увеличилась в 1,6 раза. В результате газ в 1,8 раза дешевле угля и в три--четыре раза дешевле мазута. Следствием этого является отсутствие перспективы развития газовой отрасли, требующей в настоящее время крупных инвестиций".
Из всего этого г-н Юсуфов сделал вывод о том, что для устранения перекоса в балансе потребления энергоресурсов, а также для восстановления привлекательности инвестиций в освоение новых месторождений газа необходимо поднять цены на него в три--четыре раза. Эта тема вновь обсуждалась на недавней встрече Путина с угольщиками.
На самом же деле перекос в энергобалансе возник не вчера. Основы его были заложены еще в конце 50-х годов, когда начался массовый перевод ТЭЦ на дешевое в те времена нефтегазовое сырье. Правда, со временем оно стало дорожать из-за переноса мест его добычи все дальше на восток, и государство было вынуждено начать субсидировать цены на него. С распадом СССР и началом экономического кризиса в России, как ни странно, процесс этот усугубился проводившейся линией на закрытие убыточных шахт и сворачивание добычи угля. И лишь какое-то время спустя стала очевидна опасная однобокость энергобаланса и его гипертрофированная зависимость от газа.
Сегодня в условиях промышленного роста, вызвавшего увеличение энергопотребления, собственного газа стало не хватать: его текущее производство связано долгосрочными экспортными контрактами, а на освоение новых месторождений не хватает средств (к тому же производитель слабо мотивирован низкими внутренними ценами). В итоге теперь нам приходится для внутренних нужд импортировать туркменский газ, а в перспективе, возможно, будем импортировать казахстанский и азербайджанский газ.
Вполне правомерна постановка задачи исправления перекоса в энергобалансе за счет увеличения производства и потребления угля, использования альтернативных источников энергии, развития "малой" энергетики. Вопрос только, как и из каких источников все эти проблемы решать.

СОЮЗ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭКОНОМИКИ
И все-таки энергетики подчас демонстрируют не государственный, а ведомственный подход к проблеме. Например, популярен тезис о ликвидации перекрестного субсидирования различных групп потребителей. В принципе этот тезис можно считать верным, но только в рамках стратегического целеполагания. Тактических возможностей для его осуществления явно недостаточно, что объясняется низкими доходами населения и крайне тяжелым финансовым положением бюджетных отраслей. В этих условиях перекрестное субсидирование одних групп потребителей другими является печальной, но, увы, неизбежной необходимостью. Заметим к тому же, что перекрестное субсидирование различных направлений деятельности внутри компаний -- обычная практика во всех развитых странах.
Еще с большим пафосом выдвигается тезис о том, что фактическое субсидирование естественными монополиями реального сектора экономики подрывает экономическую базу расширенного воспроизводства естественных монополий. На это можно возразить: зато это субсидирование создает хорошую базу для расширенного воспроизводства и модернизации всей остальной экономики, что гораздо важнее, исходя из необходимости структурной перестройки российской экономики и повышения в ней удельного веса отраслей с высокой долей добавленной стоимости и уменьшения удельного веса сырьевых отраслей. В противном случае произойдет консервация и усугубление негативных тенденций структурных сдвигов в экономике, которые имели место в 90-е годы.
Энергетики видят решение всех своих проблем в кратном увеличении энерготарифов. Однако принятие подобных "простых" решений в сложнейшей системе, какую представляют собой взаимные связи между энергетикой и экономикой, почти никогда не бывает эффективным. Малоубедительна и ставка реформаторов на одни только либерально-рыночные механизмы. Думается, что без государственной программы введения новых мощностей и строительства новых энергетических объектов, потребности страны в энергии удовлетворены не будут, и все разглагольствования о самостоятельном инвестировании останутся лишь разговорами.
За примерами далеко ходить не надо. Отказ от государственного жилищного строительства повсеместно в России вызвал сокращение объемов вводимого жилищного фонда на порядок по сравнению с докризисным уровнем. И причина очевидна -- низкие доходы населения (а вовсе не отсутствие потребности в жилье). То же самое может произойти и с энергетикой. Кратное увеличение тарифов на энергосырье и электроэнергию вызовет лишь резкое сокращение потребления энергии. И отнюдь не за счет ее экономии и более бережливого использования. Трудно полагаться на сохранение, скажем, промышленного энергопотребления, когда доля убыточных предприятий в стране в этом году уже достигла почти половины всего списка. Неужели не понятно, что результатом такой "энергореформы" станет острый спад производства, по своим масштабам сопоставимый с тем, что наблюдался в начале 90-х годов?
Энергетики говорят, что повышение цен и тарифов вызовет приток инвестиций в отрасль. В этом утверждении опять звучат ведомственные ноты. Даже если это и произойдет, спад производства в стране повлечет за собой общее падение инвестиционной привлекательности России. А, следовательно, итог для страны будет отрицательным. Да и кто бы жаловался на недостаток инвестиций? Анализ структуры капиталовложений показывает, что доля инвестиций в ТЭК в общей структуре инвестиций в промышленности в два раза превышает его долю в промышленном выпуске (см. статью К. Тремасова "Инвестиционный перекос", "РП", №8, с. 60).
Все сказанное отнюдь не означает, что мы пытаемся отрицать наличие больших проблем в энергетическом секторе. Просто надоело наблюдать это бесконечное "перетягивание одеяла" на себя, которое не имеет никакого отношения к интересам государства и его населения. Хотя кое-кто при этом и прикрывается ими как предлогом.
Попытка решать проблемы энергетического сектора отдельно от проблем всей экономики порождает стремление решить их за счет всей экономики.
Мы вам, господа, в этом не союзники.

Андрей Кобяков

Нынешний перекос в энергобалансе возник не вчера. Основы его были заложены еще в конце 50-х, когда начался массовый перевод ТЭЦ на дешевое в те времена нефтегазовое сырье

Резкое увеличение тарифов на энергосырье и электроэнергию вызовет лишь резкое сокращение потребления энергии. И отнюдь не за счет ее экономии и более бережливого использования

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Это только начало пути
Нас поздравляют
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

СОБЫТИЕ

Антивоенный выбор
В Шереметьеве хотят больше зарабатывать
В Москве будут делать шины Continental

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Банковская осень
Президент затребовал промежуточные результаты налоговой реформы и до поры притормозил снижение налогового бремени. Проекты нормативных актов по валютной и банковской реформам ушли на зимовку

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Порог демократии
Избиратели устали от "грязных" выборов. Очевидно, что в избирательном законодательстве нужно что-то менять. Однако крупнейшие политические партии предлагают разные ответы

ПАРАЛЛЕЛИ
Москва--Казань: эхо истории
Со времени штурма Казани войсками Ивана Грозного прошло уже 450 лет, но споры вокруг исторических оценок этого события так и не утихают

РЕПЛИКА
Народный мститель
Неизлечимая болезнь Бориса Олигарховича


ТЕМА НОМЕРА: ЭНЕРГЕТИКА

Государственная отрасль
Многие из предлагаемых рецептов реформирования ТЭКа вызывают сомнения в своей обоснованности и эффективности

Энергия хаоса
Реформа электроэнергетики лишена созидательного потенциала

Государство и миноритарии
Заметки идеалиста

Как поучаствовать в приватизации электроэнергетики
Заметки прагматика

РАО ЕЭС: Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен
О чем свидетельствует официальная отчетность энергохолдинга

"Реформа -- это не виртуальная игра"
Предостерегает председатель Федеральной энергетической комиссии РФ Георгий Кутовой

"Газовая ОПЕК": красивая идея или неизбежность?
Мировым поставщикам газа пора консолидировать усилия


ХОЗЯЙСТВО

НАША МАРКА
Как поставить неплательщиков "на счетчик"
Продукция нижегородского завода им. Фрунзе обеспечит платежную дисциплину потребителей

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Находка для шпиона
Как действуют современные ловцы коммерческих секретов. Статья вторая

ОТРАСЛИ
Тяжелая на подъем легкая промышленность
Несмотря на сложности, у отрасли есть реальные перспективы для развития

ОПЫТ
Россия под стук колес
Строительство железных дорог для нашей страны сродни собиранию русских земель московскими князьями

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС--ХРОНИКА
Губернские новости
ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Постановка задач и планирование рабочего времени
Теперь мы попробуем разобраться в том, как распланировать день, неделю и месяц, чтобы работа стала эффективнее

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Учет запасов, или "Новый крестовый поход"
IAS: искусство иллюзии. Статья четвертая

НАЛОГИ
Cмена лица
Регистрация предпринимателей: "час X" приближается

ТАМОЖНЯ
Очередная трубная война
Правительство России приняло решение о порядке введения специальных пошлин на импорт труб с Украины

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Инфляция в обмен на нефтедоллары
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Бедные инвесторы

ЧЕЛОВЕК

ЛИЧНОСТЬ
Предприниматель должен быть пассионарием
Без Божьей помощи не научишься делать добрые дела, считает известный бизнесмен и благотворитель Сергей Рудов

ДИАСПОРА
Окно в Европу
Русские предприниматели в Нидерландах ждут визита президента России

ТРАДИЦИИ
Топ-менеджер из "Мертвых душ"
Потомок древних афинян Дмитрий Бенардаки стал первым русским миллионером

ОБЩЕСТВО
Гаишники Ее Величества
Нужно ли нашей Госавтоинспекции копировать европейские порядки. Репортаж из Великобритании

КИНО
Мнение меньшинства
Новый фильм Спилберга как манифест внутренней оппозиции

КУЛЬТУРА
Чудо подвига
Художнику Константину Васильеву исполнилось бы 60 лет

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Мышкин
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: ноябрь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал