ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 9 (8) ноябрь 2002

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА

ПОРОГ ДЕМОКРАТИИ

Избиратели устали от "грязных" выборов

Практически все крупные избирательные кампании, проходившие в нашей стране в последнее время, сопровождались грандиозными скандалами. Недавние эпизоды в Нижнем Новгороде и Красноярске дали повод говорить о том, что нынешняя избирательная система во многом дискредитировала себя. Выборы всех уровней все меньше и меньше похожи на "цивилизованный процесс", скорее они напоминают гротескные картинки на эту тему из рассказов Ярослава Гашека и Марка Твена. Становится очевидно: в избирательном законодательстве нужно что-то менять. Однако на вопрос о том, какие конкретные шаги стоит предпринять в этом направлении, крупнейшие политические партии предлагают разные ответы.

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ
Оппозиционные партии, как правого, так и левого толка, прежде всего опасаются фальсификации результатов голосования. В КПРФ, к примеру, глубоко убеждены в том, что как раз по этой причине их партия постоянно теряет на выборах от трех до пяти процентов голосов, в основном -- за счет национальных республик, входящих в состав России. Наибольшую тревогу у коммунистов вызывают такие регионы, как Татария, Башкирия, а в последние годы -- и Дагестан, где партия постепенно сдает свои позиции. Как известно, по окончании президентских выборов 2000 года коммунисты проводили свой альтернативный подсчет голосов, согласно которому Геннадий Зюганов будто бы получил на 3% больше, а Владимир Путин -- на 8% меньше, чем было объявлено официально. Сейчас коммунисты добиваются того, чтобы избирательные комиссии формировались преимущественно на партийной основе, а не подбирались людьми, близкими к региональным и местным властям. Со своей стороны, либералы хотели бы контролировать ввод информации в систему ГАС "Выборы" с целью не допустить фальсификации результатов голосования именно на этом этапе.
Прокремлевские же силы обеспокоены иными проблемами. По мнению председателя генерального совета "Единой России" Александра Беспалова, в процессе "воспроизводства власти" задействовано "слишком много посредников". Последние, как известно, пытаются в любом бизнесе получить свою "долю" от участия в деле и к тому же изрядно затрудняют процесс получения конечного результата. Эта закономерность характерна и для избирательного процесса, в котором финансовый, информационный и, безусловно, административный ресурс финансово-промышленных групп и региональных бюрократий еще недавно значил неизмеримо больше, чем все попытки Кремля определять исход выборов на местах. Неудивительно, что после прихода к власти Владимира Путина борьба с "посредниками" стала главным направлением деятельности пропрезидентских структур на региональных выборах.
Впрочем, еще совсем недавно казалось, что в действиях кремлевских "кураторов" трудно усмотреть какую-то логику. В 2000 году во время губернаторских выборов в Санкт-Петербурге федеральный центр выдвинул кандидатуру Валентины Матвиенко, а потом отозвал ее. Сходная история произошла в 2001 году на выборах президента Якутии, когда ставленник Москвы, заместитель Генерального прокурора России Василий Колмогоров, также получил команду вернуться к своим прежним обязанностям еще до начала голосования. А вот на выборах в Приморском крае, состоявшихся в том же году, заместитель полпреда по Дальневосточному федеральном округу Григорий Апанасенко до последнего сражался за губернаторское кресло, вроде бы имея за плечами "мандат доверия" со стороны Кремля. Однако "поддержки президента", о которой говорилось на агитационных плакатах Апанасенко, тот так и не дождался. В итоге на выборах победил мало кому известный за пределами Приморского края Сергей Дарькин.

БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ
Анализируя эти примеры в рамках старых представлений об "успехе" и "провале" избирательной кампании, некоторые эксперты приходили к выводу о несостоятельности кремлевской региональной стратегии. Но, как выяснилось позже, федеральный центр не преследовал в этих кампаниях каких-либо определенных кадровых целей, занимаясь по большей части обкаткой "технологий влияния" на избирательный процесс как таковой. В итоге к осени нынешнего года Кремль окончательно закрепил за собой роль арбитра во властно-политических конфликтах между группами, претендующими на доминирование в субъектах федерации. Настоящим триумфом этой стратегии стало разруливание затяжной борьбы между финансово-промышленными группами Потанина и Дерипаски за контроль над Красноярским краем. Заметим, что со временем у федерального центра появились более амбициозные планы в отношении регионов, и в Кремле занялись подготовкой почвы к введению прямого президентского правления в большинстве субъектов федерации.
Юридическое обоснование этого проекта таково: 80% глав субъектов федерации избраны явным меньшинством от списочного состава избирателей своего региона и, следовательно, не могут полноценно представлять интересы населения. Поэтому, по мнению Александра Беспалова, доверить руководство субъектами федерации можно только тем региональным лидерам, за которых проголосовало большинство населения. В результате вырисовывается очень оригинальная схема: сильные главы субъектов -- Лужков, Шаймиев, Строев, Тулеев -- могут не беспокоиться за "свои" регионы, если со временем сумеют подыскать себе достойных преемников. А вот их коллегам, которые "не представляют большинство", придется рассчитывать лишь на президентскую милость. При этом даже организация второго тура проблематична: по мысли Беспалова, двухтуровая система возможна при условии, если на повторное голосование выйдут те два кандидата, которые получили большинство от списочного состава избирателей, что само по себе предполагает достаточно высокий уровень активности граждан.

ПЛАТА ЗА СТАБИЛЬНОСТЬ
Другая инициатива партии власти, касающаяся введения 12,5-процентного барьера на выборах в Госдуму, выглядела не столь аргументированно. По мнению экспертов, с таким пороговым показателем Россия имела бы все шансы попасть в Книгу рекордов Гиннесса, ибо подобных ограничений не существует ни в одной стране мира. Явное неодобрение эта идея вызвала у СПС, "Яблока" и "Либеральной России", которые при таком раскладе заведомо остаются без депутатских мандатов. "Почему бы им не установить порог в сорок девять процентов, а еще лучше -- в пятьдесят один процент?!" -- возмущенно восклицал в телевизионном интервью депутат Сергей Юшенков. Однако, как выяснилось позже, "Единая Россия" вовсе не собиралась всерьез настаивать на этом предложении. Уже через несколько дней один из лидеров партии, депутат Госдумы Андрей Исаев, внес законопроект о введении всего лишь 7-процентного порога, да и то для избирательных блоков. В то же время "провокационная" инициатива о 12,5% не прошла даром хотя бы потому, что начались оживленные дискуссии о полезности/опасности появления двухпартийной системы. С точки зрения либералов, ограничение политических возможностей для партий, способных рассчитывать на 5--10% голосов, -- это настоящий удар по правам и свободам граждан, который может привести чуть ли не к реставрации тоталитаризма. С другой стороны, опыт европейских демократий с вековыми традициями свидетельствует об ином. К примеру, в Великобритании выборы проводятся по мажоритарной системе относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем его противники. Правоведы признают, что такая избирательная система "крайне несправедлива по отношению к малым и средним партиям". В конечном счете эта избирательная модель служит сохранению сложившейся в Англии двухпартийной системы, при которой борьба за власть ведется исключительно между лейбористами и консерваторами. Но помимо этих двух партий на британской политической арене есть и третья -- либерально-демократическая, за которую на последних выборах проголосовал каждый пятый избиратель. Между тем либерал-демократы имеют в парламенте немногим более 8% мест, а в начале 90-х годов, когда за эту партию голосовали 10--12% избирателей, они располагали всего лишь 3% депутатских кресел. Во Франции, где существует двухблоковая система, выборы проходят по мажоритарной системе абсолютного большинства. В рамках этой системы победитель определяется по каждому избирательному округу в результате двухтурового (если только в первом туре кто-то не получил абсолютного большинства) голосования, причем во втором туре партии левого и правого блока выступают за представителя той политической силы, который набрал наибольшее количество голосов среди "своих". Допустим, в первом туре в одном избирательном округе баллотируются коммунист и социалист, а во втором туре уже все левые голосуют, скажем, за кандидата-социалиста (или наоборот: если среди избирателей округа более популярен коммунист, то социалисты агитируют за него). Такие же отношения наблюдаются между голлистами и их союзниками на правом фланге. Что же касается третьей силы -- Национального фронта, то он, как правило, остается в проигрыше. На сегодняшний день "националов" поддерживает примерно пятая часть французских избирателей, однако в Национальном собрании эта партия вообще не имеет ни одного депутата.
Таким образом, мажоритарная система относительного большинства, практикуемая в Великобритании, и мажоритарная система абсолютного большинства, применяемая во Франции, значительно снижают парламентское представительство третьих партий, а то и вовсе оставляют их за бортом избирательного процесса. С другой стороны, партии или блоку, набравшим для победы всего лишь на несколько процентов голосов больше, чем основной конкурент, особенности таких избирательных систем дают возможность полного доминирования в высших законодательных органах власти. И это отнюдь не "пережитки тоталитаризма" или "использование советского опыта". Просто в Европе хорошо понимают, что политической стабильностью надо дорожить и общество должно платить за нее свою цену.

СИСТЕМА РЕГУЛЯЦИИ
В странах "классической демократии" двухпартийные (или двухблоковые) системы существует уже очень давно. Они стали нормой общественной стабильности, предохраняющей избирателя от шантажа и выходок экстремистских и популистских партий. Этим объясняется и надежность демократического механизма, не позволяющего (и неспособного позволить) прорваться в парламент шутовским, криминальным и лишенным всякого прошлого группировкам, использующим в качестве метода в своих кампаниях подкуп или грязные избирательные технологии. Важно понимать, что все это -- никакая не случайность и не невесть откуда взявшаяся сознательность. Это результат применения проверенных временем европейских избирательных систем, вытесняющих грязь и маргиналитет на обочину общественной жизни.
Напомним, что в странах с многолетним демократическим опытом псевдопартий ничуть не меньше, чем в России. Но общество нашло приемлемый для большинства избирателей способ противодействия тем силам, деятельность которых чревата подрывом социальной стабильности. В России же пока что преобладают совсем иные настроения, и скандалов на выборах не убавляется. Как следствие -- на избирательные участки приходит все меньше и меньше избирателей. Оно и понятно: мало кто хочет очутиться в шутовском балагане. Даже в роли зрителя.

Олег Лутомин, Дмитрий Сергеев

Оппозиционные партии, как правого, так и левого толка, прежде всего опасаются фальсификации результатов голосования

Борьба с "посредниками" стала главным направлением деятельности пропрезидентских структур на региональных выборах

В Европе хорошо понимают, что политической стабильностью надо дорожить и общество должно платить за нее свою цену

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Это только начало пути
Нас поздравляют
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

СОБЫТИЕ

Антивоенный выбор
В Шереметьеве хотят больше зарабатывать
В Москве будут делать шины Continental

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Банковская осень
Президент затребовал промежуточные результаты налоговой реформы и до поры притормозил снижение налогового бремени. Проекты нормативных актов по валютной и банковской реформам ушли на зимовку

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Порог демократии
Избиратели устали от "грязных" выборов. Очевидно, что в избирательном законодательстве нужно что-то менять. Однако крупнейшие политические партии предлагают разные ответы

ПАРАЛЛЕЛИ
Москва--Казань: эхо истории
Со времени штурма Казани войсками Ивана Грозного прошло уже 450 лет, но споры вокруг исторических оценок этого события так и не утихают

РЕПЛИКА
Народный мститель
Неизлечимая болезнь Бориса Олигарховича


ТЕМА НОМЕРА: ЭНЕРГЕТИКА

Государственная отрасль
Многие из предлагаемых рецептов реформирования ТЭКа вызывают сомнения в своей обоснованности и эффективности

Энергия хаоса
Реформа электроэнергетики лишена созидательного потенциала

Государство и миноритарии
Заметки идеалиста

Как поучаствовать в приватизации электроэнергетики
Заметки прагматика

РАО ЕЭС: Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен
О чем свидетельствует официальная отчетность энергохолдинга

"Реформа -- это не виртуальная игра"
Предостерегает председатель Федеральной энергетической комиссии РФ Георгий Кутовой

"Газовая ОПЕК": красивая идея или неизбежность?
Мировым поставщикам газа пора консолидировать усилия


ХОЗЯЙСТВО

НАША МАРКА
Как поставить неплательщиков "на счетчик"
Продукция нижегородского завода им. Фрунзе обеспечит платежную дисциплину потребителей

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Находка для шпиона
Как действуют современные ловцы коммерческих секретов. Статья вторая

ОТРАСЛИ
Тяжелая на подъем легкая промышленность
Несмотря на сложности, у отрасли есть реальные перспективы для развития

ОПЫТ
Россия под стук колес
Строительство железных дорог для нашей страны сродни собиранию русских земель московскими князьями

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС--ХРОНИКА
Губернские новости
ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Постановка задач и планирование рабочего времени
Теперь мы попробуем разобраться в том, как распланировать день, неделю и месяц, чтобы работа стала эффективнее

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Учет запасов, или "Новый крестовый поход"
IAS: искусство иллюзии. Статья четвертая

НАЛОГИ
Cмена лица
Регистрация предпринимателей: "час X" приближается

ТАМОЖНЯ
Очередная трубная война
Правительство России приняло решение о порядке введения специальных пошлин на импорт труб с Украины

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Инфляция в обмен на нефтедоллары
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Бедные инвесторы

ЧЕЛОВЕК

ЛИЧНОСТЬ
Предприниматель должен быть пассионарием
Без Божьей помощи не научишься делать добрые дела, считает известный бизнесмен и благотворитель Сергей Рудов

ДИАСПОРА
Окно в Европу
Русские предприниматели в Нидерландах ждут визита президента России

ТРАДИЦИИ
Топ-менеджер из "Мертвых душ"
Потомок древних афинян Дмитрий Бенардаки стал первым русским миллионером

ОБЩЕСТВО
Гаишники Ее Величества
Нужно ли нашей Госавтоинспекции копировать европейские порядки. Репортаж из Великобритании

КИНО
Мнение меньшинства
Новый фильм Спилберга как манифест внутренней оппозиции

КУЛЬТУРА
Чудо подвига
Художнику Константину Васильеву исполнилось бы 60 лет

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Мышкин
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: ноябрь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал