ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 9 (8) ноябрь 2002

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

БАНКОВСКАЯ ОСЕНЬ

Президент затребовал промежуточные результаты налоговой реформы и временно притормозил снижение налогового бремени. Проекты нормативных актов по валютной и банковской реформам ушли на зимовку.

У ФИСКАЛЬНОЙ ЧЕРТЫ
Политико-экономический настрой на октябрь вновь задал президент РФ Владимир Путин. Он дважды, с интервалом в неделю и, что характерно для "вылежавшихся" президентских суждений, перед разными по профессиональной подготовке аудиториями (на встрече с молодыми руководителями производств и во время беседы с министром финансов Алексеем Кудриным), заявил о необходимости приостановить снижение налогов. Цель -- оценить, как именно принятые в этой сфере решения отражаются на состоянии реального сектора и доходах бюджета. Если верить сообщениям информационных агентств, оба заявления были сформулированы практически идентично: "Мы подошли к черте, дальше которой снижать налоги нельзя".
Синхронно с президентом выступил и глава российского Минфина: Алексей Кудрин допустил возможность продления действия пятипроцентного налога с продаж, идущего на пополнение региональных бюджетов, на один-два года (напомним, что отменить этот налог предполагалось уже в 2004 году). Да и, по словам минфиновских чиновников рангом пониже, никаких новых радикальных шагов в налоговой сфере не ожидается. Пока подтверждается лишь ранее запланированное снижение с 2004 года единого социального налога (ЕСН) с 36,5 до 30% и НДС -- с 20 до 16%.
Что тут началось! "Крах экономических реформ", "реакция" и прочая… Ну да, конечно, обидно, когда ЕСН только собираются снижать до 30%, хотя значительная часть бизнеса готова платить его с уровня в 20--25%, не более. РСПП и вовсе отреагировал на планы президента и правительства объявлением конкурса по анализу бюджетного процесса за 2003--2005 годы, призванного определить неэффективные бюджетные расходы и, соответственно, изыскать дополнительные резервы для дальнейшего снижения фискальной нагрузки.
Проконтролировать целесообразность казенных трат никогда не вредно и вне зависимости от фискальных намерений государства. Кроме того, будет даже интересно посмотреть, как олигархи и недоолигархи из президиума Российского союза промышленников и предпринимателей начнут выяснять, кто именно из дружественных им же депутатов лоббировал то или иное "надувание" федерального бюджета. Вероятно, это как-то повлияет на их электоральные предпочтения в будущем.
Жаль только, что мало кто обратил внимание на мотивацию заявленного налогового "торможения". А она сводится к следующему. До недавнего времени снижение номинальной налоговой нагрузки сопровождалось увеличением налоговых изъятий из экономики. Так, согласно данным Минфина, доходы расширенного правительства выросли с 37,2% ВВП в 2000 году до 39,6% в 2002-м. Иначе говоря, отечественная экономика с благодарностью принимала фискальные послабления. Однако после снижения ставки налога на прибыль тенденция была нарушена -- по оценке руководителя экономического управления президентской администрации Антона Данилова-Данильяна, казна потеряла около 40 млрд рублей.
Думается, что в такой ситуации желание сперва разобраться, а уже затем принимать какие-либо решения, вполне оправдано. Как и в случае с законопроектом "О валютном регулировании и валютном контроле". Но по несколько другой причине.

ВАЛЮТНАЯ НЕДОЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ
Новый вариант законопроекта российское правительство должно было рассмотреть 24 октября -- уже после сдачи этого номера журнала в печать. Хотя первоначально предполагалось, что разработанный Минфином совместно с Банком России законопроект будет представлен неделей ранее. Премьер-министр Михаил Касьянов отправил документ на доработку, которая, как было заявлено публично, должна учесть замечания Минэкономики и РСПП, требующих большей, нежели это предполагали Минфин и ЦБ, либерализации валютного контроля.
Парадокс заключается в том, что и глава Минфина Кудрин вроде бы не был против увеличения степени либерализации. По крайней мере именно так можно трактовать содержание его встречи с президентом Владимиром Путиным, в ходе которой поднимался вопрос валютного режима. Более того, 14 октября в Минфине было проведено совещание с участием представителей МЭРТ, ЦБ, МНС, ГТК, Минюста и аппарата правительства, результатом которого стало снятие чиновничьих разногласий относительно степени либерализации. По словам Кудрина, либерализация будет "максимальной", но сохраняющей возможность введения временных ограничений вплоть до карантина на вывоз валюты в кризисных ситуациях (ограничения не будут распространяться на текущие операции).
Скорее всего, речь идет об обычном отечественном бардаке в исполнении чиновников, у которых правая рука не знает, что творит левая. Поэтому пока, до появления "общеправительственного" варианта законопроекта, мы лишь перечислим наиболее яркие инициативы РСПП в деле либерализации валютного режима.
РСПП отстаивал принцип абсолютной свободы текущих валютных операций и уведомительный, а не разрешительный порядок проведения операций капитальных. Кроме того, предлагалось закрепить поэтапный график отмены норматива обязательной продажи валютной выручки и ограничить возможности введения чрезвычайных мер (сразу скажем, что эта инициатива так и не была поддержана правительством).
Неприятие РСПП вызвали следующие пункты законопроекта, подготовленного Минфином и Банком России:
-- снижение норматива обязательной продажи с 50 лишь до 35% (при предоставлении ЦБ права по собственному усмотрению снижать норматив в дальнейшем);
-- ограничения на проведение текущих валютных операций, в частности на покупку иностранной валюты для целей осуществления обычной внешнеэкономической деятельности;
-- требование получать индивидуальное разрешение на проведение ряда валютных операций;
-- требование размещать годовой беспроцентный депозит в размере 20% от суммы сделки для ряда валютных операций;
-- запрет российским компаниям открывать счета в свободно конвертируемой валюте в банках за пределами РФ;
-- неравенство резидентов и нерезидентов с точки зрения их прав и обязанностей.

ГАРАНТИРОВАННЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ
Тогда же, 24 октября, правительство должно было рассмотреть еще один законопроект, касающийся всех и каждого в нашей стране, -- "О гарантировании возврата вкладов граждан в банках РФ".
Впервые о необходимости принятия такого закона заговорили после финансового кризиса 1998 года. Сегодня к работе над законопроектом подключены Госдума, Минэкономразвития, Минфин, АРКО и Банк России. За это время он был трижды принят Госдумой, но дважды отклонен Советом Федерации и один раз -- президентом.
Одиннадцатого октября законопроект был внесен Минэкономразвития, которому было поручено утрясти межведомственные противоречия, на рассмотрение в правительство.
К основным вопросам, возникавшим при работе над законопроектом, относятся:
-- финансирование гарантийного фонда (сейчас планируется, что фонд будет пополняться за счет регулярных взносов банков, входящих в систему гарантирования; ранее предполагалось внесение "первоначальных взносов" при формировании стартового капитала за счет средств самого АРКО; оставшийся спорный момент -- Минфин не согласен с тем, чтобы в случае недостатка средств источником пополнения фонда являлся бюджет);
-- участие банков в системе гарантирования на добровольной или же обязательной основе (в последнем варианте законопроекта все банки, работающие с населением, обязаны пройти аттестацию, получить лицензию и вступить в систему гарантирования; проверка будет проводиться по следующим критериям: финансовая устойчивость, качество текущего управления, качество системы внутреннего контроля, качество стратегического управления и бизнес-планирования, прозрачность структуры собственности);
-- участие или неучастие Сбербанка в системе гарантирования (нынешний законопроект предполагает, что Сбербанк станет полноправным участником системы гарантирования; ранее депутаты настаивали на включении в законопроект условия, согласно которому Сбербанк будет осуществлять взносы по пониженным ставкам, при этом деньги будут переводиться на специальный субсчет, средства с которого не могут быть использованы для выплат вкладчикам иных кредитных организаций; такую меру намеревались сохранить до тех пор, пока размер вкладов населения в других банках не поднимется до уровня 50% с нынешних 30%; однако данное условие не вошло в последний вариант законопроекта);
-- определение страхового/гарантийного случая, после наступления которого начинаются выплаты вкладчикам (ранее осуществление выплат планировалось только после отзыва у банка лицензии; сейчас добавлено введение моратория со стороны Банка России либо правительства);
-- размер выплат (полностью будут выплачиваться вклады в размере до 20 тыс. рублей; вклады суммой 20--120 тыс. рублей гарантируются на 75%; вкладчикам Сбербанка в течение четырех лет после запуска системы гарантирования будет предоставляться стопроцентная гарантия возврата вкладов);
-- возможность совмещения функций гаранта и ликвидатора (в последнем варианте законопроекта АРКО выполняет функции гаранта, а, согласно рассматриваемому Думой законопроекту "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", также и функции ликвидатора банков, работающих с населением; при этом фонд гарантирования должен быть отделен от прочих активов АРКО; в замечаниях Минфина к законопроекту указывается на отсутствие уверенности в том, что последнее условие удастся реализовать);
-- сроки введения в действие системы гарантирования (планируется ввести систему гарантирования в действие с 2005 года).
Драка ожидается большая, но, поскольку ни у кого из ее потенциальных участников не возникает сомнения в самой необходимости наличия такого закона, можно предположить, что к весне закон состоится.

Анатолий Андреев



[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Это только начало пути
Нас поздравляют
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

СОБЫТИЕ

Антивоенный выбор
В Шереметьеве хотят больше зарабатывать
В Москве будут делать шины Continental

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Банковская осень
Президент затребовал промежуточные результаты налоговой реформы и до поры притормозил снижение налогового бремени. Проекты нормативных актов по валютной и банковской реформам ушли на зимовку

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Порог демократии
Избиратели устали от "грязных" выборов. Очевидно, что в избирательном законодательстве нужно что-то менять. Однако крупнейшие политические партии предлагают разные ответы

ПАРАЛЛЕЛИ
Москва--Казань: эхо истории
Со времени штурма Казани войсками Ивана Грозного прошло уже 450 лет, но споры вокруг исторических оценок этого события так и не утихают

РЕПЛИКА
Народный мститель
Неизлечимая болезнь Бориса Олигарховича


ТЕМА НОМЕРА: ЭНЕРГЕТИКА

Государственная отрасль
Многие из предлагаемых рецептов реформирования ТЭКа вызывают сомнения в своей обоснованности и эффективности

Энергия хаоса
Реформа электроэнергетики лишена созидательного потенциала

Государство и миноритарии
Заметки идеалиста

Как поучаствовать в приватизации электроэнергетики
Заметки прагматика

РАО ЕЭС: Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен
О чем свидетельствует официальная отчетность энергохолдинга

"Реформа -- это не виртуальная игра"
Предостерегает председатель Федеральной энергетической комиссии РФ Георгий Кутовой

"Газовая ОПЕК": красивая идея или неизбежность?
Мировым поставщикам газа пора консолидировать усилия


ХОЗЯЙСТВО

НАША МАРКА
Как поставить неплательщиков "на счетчик"
Продукция нижегородского завода им. Фрунзе обеспечит платежную дисциплину потребителей

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Находка для шпиона
Как действуют современные ловцы коммерческих секретов. Статья вторая

ОТРАСЛИ
Тяжелая на подъем легкая промышленность
Несмотря на сложности, у отрасли есть реальные перспективы для развития

ОПЫТ
Россия под стук колес
Строительство железных дорог для нашей страны сродни собиранию русских земель московскими князьями

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС--ХРОНИКА
Губернские новости
ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Постановка задач и планирование рабочего времени
Теперь мы попробуем разобраться в том, как распланировать день, неделю и месяц, чтобы работа стала эффективнее

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Учет запасов, или "Новый крестовый поход"
IAS: искусство иллюзии. Статья четвертая

НАЛОГИ
Cмена лица
Регистрация предпринимателей: "час X" приближается

ТАМОЖНЯ
Очередная трубная война
Правительство России приняло решение о порядке введения специальных пошлин на импорт труб с Украины

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Инфляция в обмен на нефтедоллары
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Бедные инвесторы

ЧЕЛОВЕК

ЛИЧНОСТЬ
Предприниматель должен быть пассионарием
Без Божьей помощи не научишься делать добрые дела, считает известный бизнесмен и благотворитель Сергей Рудов

ДИАСПОРА
Окно в Европу
Русские предприниматели в Нидерландах ждут визита президента России

ТРАДИЦИИ
Топ-менеджер из "Мертвых душ"
Потомок древних афинян Дмитрий Бенардаки стал первым русским миллионером

ОБЩЕСТВО
Гаишники Ее Величества
Нужно ли нашей Госавтоинспекции копировать европейские порядки. Репортаж из Великобритании

КИНО
Мнение меньшинства
Новый фильм Спилберга как манифест внутренней оппозиции

КУЛЬТУРА
Чудо подвига
Художнику Константину Васильеву исполнилось бы 60 лет

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Мышкин
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: ноябрь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал