ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 9 (8) ноябрь 2002

ОБЩЕСТВО

ГАИШНИКИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА

Нужно ли нашей Госавтоинспекции копировать европейские порядки

Чтобы понять, как обстоят дела в государстве, порой вовсе не обязательно вникать в хитросплетения большой политики. Достаточно присмотреться к работе тех служб, с которыми гражданин сталкивается каждый день. Одна из них -- Государственная автоинспекция. К сожалению, сравнение родного ГАИ с аналогичными службами в Европе пока явно не в нашу пользу. Впрочем, у всякого явления есть и своя теневая сторона. Ведь образцовый порядок на дорогах Западной Европы во многом достигается за счет все более ужесточающегося контроля за гражданами. Об особенностях работы английской полиции рассказывается в репортаже нашего британского корреспондента.

Соблазненный четырехполосной лентой превосходного асфальта на трассе Лондон--Оксфорд, которая относится к высшей категории дорог и называется motorway, я нажал на газ и пошел со скромной, но достойной скоростью 90 миль в час, полагая, что в отсутствие полицейских постов можно позволить себе это маленькое удовольствие. Справедливости ради следует сказать, что никто из других водителей так быстро не ехал. Редкий поток автомашин, какой бывает лишь ранним воскресным утром, стабильно двигался в пределах 70 миль в час. Минут через двадцать езды я увидел в зеркале полицейскую "Вектру". Патруль пристроился сзади, и голос в громкоговорителе потребовал, чтобы я остановился на запасной полосе. Я повиновался, и полицейские припарковались вплотную к переднему бамперу моей машины, заблокировав меня и лишив тем самым возможности побега. Из "Вектры" вышли два здоровенных бобби, увешанные резиновыми дубинками, наручниками и баллончиками со слезоточивым газом. Оружия у них не было -- его имеют только специальные подразделения английской полиции.

РУССКОГО ВИДНО ИЗДАЛЕКА
-- Сэр, вы уверены, что находитесь в Объединенном Королевстве? -- холодно сверкнув глазами, довольно высокомерно спросил старший из них, сразу опознав во мне иностранца.
-- Да, конечно, -- залебезил я, -- признаю свою ошибку. Превысил скорость, забыл о спидометре...
-- Вы забыли о британских законах, сэр. По этим законам запрещается ездить со скоростью свыше семидесяти миль, то есть ста двенадцати километров в час.
Посмотрев мои документы, он произнес:
-- Почему-то русского, с его манерой езды, видно издалека. Простите меня за прямоту, но иногда кажется, что русские пересели в машину прямо с дикой лошади.
-- А что, часто приходится задерживать моих сограждан? -- поинтересовался я.
-- На этой трассе часто, сэр. Русские студенты из Оксфорда. Не хотелось бы обобщать. Русских там теперь немало, и среди них наверняка есть дисциплинированные водители. Но когда мы видим, как две-три машины на безумных скоростях играют в догонялки, точно знаем -- это ваши парни.
-- Не очень приятно это слышать. А сколько мне придется заплатить за мое нарушение?
-- Максимальное наказание -- пять тысяч фунтов штрафа или шесть месяцев тюрьмы плюс лишение прав на тридцать месяцев. Но для этого вам надо выпить бутылку виски и попытаться удрать от патруля по встречной полосе. А так как вы этого не сделали, то я ограничусь штрафом в сто фунтов. Считайте, что вам крупно повезло. И то лишь потому, что за вами больше не числится нарушений -- мы проверили по компьютеру. Вы имеете право оспорить штраф в суде. Но должен предупредить: не исключено, что в этом случае вам придется оплатить и судебные издержки.
-- Я слышал, что в отношении начинающих правонарушителей вы можете ограничиваться вынесением предупреждения. А меня сразу штрафуете...
-- Да, это верно, сэр. Но мы поступаем так тогда, когда скорость превышена незначительно -- не больше чем на пять миль в час. А вы превысили на двадцать. Я могу, конечно, записать за вами три штрафных балла в компьютере вместо штрафа. Но большинство водителей предпочитает платить деньги, а не получать очки. Ведь если за полгода вы наберете двенадцать баллов, а это всего четыре задержания за превышение скорости, мы лишим вас водительских прав сроком на шесть месяцев.
-- Но у меня нет при себе наличных денег.
-- А мы не принимаем наличные. Получайте счет, оплатите его в банке. Если в течение двадцати восьми суток вы это не выполните, штраф повысится на половину. А если и в этом случае не заплатите, получите повестку в суд.

"МЫ -- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ"
-- Простите меня за любопытство, -- не унимался я. -- У вас очень интересная система контроля на дорогах. Мне бы хотелось написать о ней в российской прессе. Вы позволите задать несколько вопросов о работе британской дорожной полиции?
-- У нас нет дорожной полиции. Мы работаем в подразделении "Б" полицейского управления. Служба на дорогах -- всего лишь одна из наших задач. Решаем и другие проблемы.
-- А как вы очутились на трассе и выловили меня?
-- Мы патрулировали в городке неподалеку и получили распоряжение от диспетчера перехватить на трассе "лунатика", который основательно превысил скорость. Диспетчер засек вас по телекамере, а мы просто оказались ближайшим патрулем.
-- Так, значит, у вас нет специальной дорожной полиции?
-- Нет, сэр.
-- А как же обстоит дело с разбирательством ДТП, с поиском угнанных автомашин и так далее?
-- Мы -- профессиональные полицейские, сэр. Нас вызывают и на помощь роженицам, если рядом нет врача, и на задержание пьяного хулигана, и на разбор ДТП. Что здесь особенного? А угнанные машины ищет компьютер. Наши видеосистемы оборудованы автоматикой распознания и круглосуточно контролируют появление на дорогах нужных номеров. Они точнее и внимательнее, чем живые полицейские. Поэтому угонов у нас немного. А угонщики в основном потерянные люди -- наркоманы, алкоголики и подобная публика.
-- Интересно. При таком богатом парке автомашин организованная преступность не занимается их угоном и перепродажей. Да это могло бы приносить огромные барыши...
-- Здесь такое не пройдет, сэр. Профессиональный угонщик не будет продавать машины через случайных людей. Ему нужен налаженный сбыт, то есть "прикормленные" автосалоны. Но британским магазинам невыгодно вступать в преступный сговор. Как говорится, игра не стоит свеч. Если последует разоблачение, их ждет суд, штраф или тюрьма, лишение лицензии, исключение из торговой гильдии и масса других последствий (даже соседи перестанут здороваться). К тому же если дилер не проверит "вторичную" машину, притом дорогую, на предмет угона в полиции, то суд поставит это ему в вину как преднамеренный обман покупателя. Поэтому преграда для возникновения индустрии угонов возведена уже на этапе сбыта.
-- А может быть так, что на машине перебиты номера, полиция дает "добро" на ее реализацию, а потом всплывает факт угона. Кто будет виноват?
-- Такого не бывает, сэр. В наши дни техника позволяет определить изменение маркировки за две минуты. Так что подобная ситуация просто не принимается в расчет.

РЕПУТАЦИЯ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
-- Что ж, вам можно позавидовать. У вашего правительства есть деньги на современную технику. А нашим приходится работать по старинке, с применением личного состава.
-- Сэр, я, видимо, чего-то не понимаю, но, по-моему, техника гораздо дешевле людей. Ее закупают только один раз, а потом лишь обслуживают. А полицейский требует постоянных крупных расходов. Поэтому у нас продолжается оснащение основных трасс видеотехникой. Думаю, это правильно. На острове почти четыреста тысяч шоссейных дорог, и придет время, когда большинство из них будет под постоянным надзором электронного глаза.
-- От Лондона до Оксфорда примерно пятьдесят миль. И сколько сейчас патрулей на этой трассе?
-- Это неизвестно, сэр. Может быть, ни одного. Но когда будет нужно, диспетчер вызовет столько, сколько понадобится.
-- Хорошо. Тогда я задам еще один вопрос. Кто проверяет техническое состояние автомашин?
-- Причем здесь полиция, сэр? Это дело сервисных станций. Каждый водитель обязан через десять тысяч миль езды отдавать машину на техобслуживание в автосервис. Там ее проверят, устранят недостатки и поставят штамп в тетради учета инспекций о ее пригодности к эксплуатации, Если будет установлено, что ДТП произошло по вине автосервиса (например, тормоза не сработали в гарантированный срок), то страховая компания предъявит иск этой станции. В более серьезных случаях станция обслуживания будет отвечать перед судом. Только и всего. Зачем полиции лезть в эти дела? У нас хватает своих задач.
-- Ну а если я не пройду техосмотр в положенное время?
-- Вот это уже наша работа. При проверке документов мы установим, что вы разъезжаете на непроверенной машине. В результате вам придется расстаться с частью своих сбережений. Чем дольше вы на такой машине катаетесь, тем больше будет штраф. Да и продать автомобиль без такого штампа невозможно.
-- Самый последний вопрос. Предлагают ли вам водители взятки и другие подобные вещи?
-- Нет, сэр. Мы, конечно, знаем, что в ряде стран полицейские грешат коррупцией. В Соединенном Королевстве это исключено. Хотя зарплаты у нас до обидного скромные. На самых нижних строчках тарифной сетки. Это горько, сэр. И как только кто-то из наших парней даст слабину -- ему прямая дорога в тюрьму: британский суд беспощаден к преступникам в полицейской форме. Но дело даже не в этом. Мы дорожим своей репутацией. Это главное. Ведь если полиция королевства выставит себя на продажу, то на самом королевстве можно ставить крест...

Дмитрий Седов
Великобритания

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Это только начало пути
Нас поздравляют
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

СОБЫТИЕ

Антивоенный выбор
В Шереметьеве хотят больше зарабатывать
В Москве будут делать шины Continental

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Банковская осень
Президент затребовал промежуточные результаты налоговой реформы и до поры притормозил снижение налогового бремени. Проекты нормативных актов по валютной и банковской реформам ушли на зимовку

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Порог демократии
Избиратели устали от "грязных" выборов. Очевидно, что в избирательном законодательстве нужно что-то менять. Однако крупнейшие политические партии предлагают разные ответы

ПАРАЛЛЕЛИ
Москва--Казань: эхо истории
Со времени штурма Казани войсками Ивана Грозного прошло уже 450 лет, но споры вокруг исторических оценок этого события так и не утихают

РЕПЛИКА
Народный мститель
Неизлечимая болезнь Бориса Олигарховича


ТЕМА НОМЕРА: ЭНЕРГЕТИКА

Государственная отрасль
Многие из предлагаемых рецептов реформирования ТЭКа вызывают сомнения в своей обоснованности и эффективности

Энергия хаоса
Реформа электроэнергетики лишена созидательного потенциала

Государство и миноритарии
Заметки идеалиста

Как поучаствовать в приватизации электроэнергетики
Заметки прагматика

РАО ЕЭС: Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен
О чем свидетельствует официальная отчетность энергохолдинга

"Реформа -- это не виртуальная игра"
Предостерегает председатель Федеральной энергетической комиссии РФ Георгий Кутовой

"Газовая ОПЕК": красивая идея или неизбежность?
Мировым поставщикам газа пора консолидировать усилия


ХОЗЯЙСТВО

НАША МАРКА
Как поставить неплательщиков "на счетчик"
Продукция нижегородского завода им. Фрунзе обеспечит платежную дисциплину потребителей

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Находка для шпиона
Как действуют современные ловцы коммерческих секретов. Статья вторая

ОТРАСЛИ
Тяжелая на подъем легкая промышленность
Несмотря на сложности, у отрасли есть реальные перспективы для развития

ОПЫТ
Россия под стук колес
Строительство железных дорог для нашей страны сродни собиранию русских земель московскими князьями

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС--ХРОНИКА
Губернские новости
ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Постановка задач и планирование рабочего времени
Теперь мы попробуем разобраться в том, как распланировать день, неделю и месяц, чтобы работа стала эффективнее

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Учет запасов, или "Новый крестовый поход"
IAS: искусство иллюзии. Статья четвертая

НАЛОГИ
Cмена лица
Регистрация предпринимателей: "час X" приближается

ТАМОЖНЯ
Очередная трубная война
Правительство России приняло решение о порядке введения специальных пошлин на импорт труб с Украины

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Инфляция в обмен на нефтедоллары
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Бедные инвесторы

ЧЕЛОВЕК

ЛИЧНОСТЬ
Предприниматель должен быть пассионарием
Без Божьей помощи не научишься делать добрые дела, считает известный бизнесмен и благотворитель Сергей Рудов

ДИАСПОРА
Окно в Европу
Русские предприниматели в Нидерландах ждут визита президента России

ТРАДИЦИИ
Топ-менеджер из "Мертвых душ"
Потомок древних афинян Дмитрий Бенардаки стал первым русским миллионером

ОБЩЕСТВО
Гаишники Ее Величества
Нужно ли нашей Госавтоинспекции копировать европейские порядки. Репортаж из Великобритании

КИНО
Мнение меньшинства
Новый фильм Спилберга как манифест внутренней оппозиции

КУЛЬТУРА
Чудо подвига
Художнику Константину Васильеву исполнилось бы 60 лет

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Мышкин
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: ноябрь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал