ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 9 (8) ноябрь 2002

ЭНЕРГЕТИКА

"ГАЗОВАЯ ОПЕК": КРАСИВАЯ ИДЕЯ ИЛИ НЕИЗБЕЖНОСТЬ?

Мировым поставщикам газа пора консолидировать усилия

СНГ ПРИЗЫВАЕТ К КАРТЕЛЮ
В ходе встречи президентов России, Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, состоявшейся в начале марта 2002 года в Астане, обсуждались вопросы взаимодействия в сфере энергетической политики и прежде всего в деле обеспечения коллективной защиты интересов стран -- производителей природного газа. В принятом совместном заявлении, в частности, отмечается:
"Объективная заинтересованность в интенсивном крупномасштабном сотрудничестве в области добычи и транспортировки природного газа обусловлена не только исторически сложившейся взаимосвязанностью топливно-энергетических комплексов наших стран, но и усиливающимися процессами глобализации и интернационализации мировой экономики и торговли. Особую важность в этом плане приобретает межгосударственное взаимодействие в вопросах энергетической политики и обеспечения защиты интересов стран -- производителей природного газа…
…Для достижения этих целей правительства наших стран предпримут необходимые меры для создания благоприятных условий сотрудничества газовых компаний, заключат соответствующие соглашения как в двустороннем, так и в многостороннем форматах и обеспечат их устойчивую реализацию".
Оценивая результаты встречи в Астане и ее международный резонанс, некоторые комментаторы поспешили объявить о том, что страны -- производители газа сделали серьезный шаг к формированию собственной организации по типу ОПЕК.
Вообще идея создания организации стран -- экспортеров газа наподобие ОПЕК давняя. Впервые она прозвучала еще в начале 70-х годов. По замыслу авторов этой идеи, "газовая ОПЕК" должна быть учреждена для коллективного отстаивания интересов стран-экспортеров. Но реальные перспективы формирования такой организации и даже ее возможная структура наметились, пожалуй, лишь на "газовом форуме" в Тегеране, состоявшемся 19--20 мая прошлого года и собравшем представителей Ирана, Алжира, Малайзии, Индонезии, Омана, Катара, России, Туркмении, Нигерии, Брунея и Норвегии.
На этом фоне встреча в Астане приобретает знаковый характер. Уже в конце марта инициативы производителей газа из стран СНГ официально поддержали Иран, Алжир, Ливия, Катар, Ирак, Бахрейн, Бруней: на долю этих стран ныне приходится свыше 16% общемирового экспорта сырого газа и почти 40% -- сжиженнного газа. Доля России в мировом экспорте газосырья -- 45%. Его среднегодовой вывоз из РФ сегодня достигает 146 млрд кубометров (почти треть среднегодовой общероссийской добычи), львиная доля этих поставок идет в дальнее зарубежье. Заметим, что доля российского газа в газоснабжении большинства стран Западной и Центральной Европы составляет 24--33%, а Восточной Европы -- свыше 70%. По оценкам "Газпрома" и Минэнерго РФ, к 2010--2012 годам на экспорт будет направляться до 40--43% общероссийской газодобычи. В то же время на мировом рынке сжиженного газа Россия не представлена.
Комментаторы особо подчеркивали, что на этот раз инициатива исходит от России, которая, по-видимому, намерена играть ведущую роль в будущей организации.
Так ли это? Тем более что из уст главы "Газпрома" Алексея Миллера неоднократно звучали комментарии, лейтмотивом которых была мысль о том, что создание "газовой ОПЕК" неактуально и в нынешних условиях даже невозможно.

НОВАЯ ГАЗОИМПОРТНАЯ ПОЛИТИКА ЕС
Комментаторы на Западе, конечно, негативно воспринимают идею о "газовой ОПЕК", подчеркивая моральный аспект этой проблемы. Много говорится о том, что картель производителей -- это-де нехорошо, с этим надо бороться. Однако при этом замалчивается другая сторона вопроса.
В экономической теории помимо термина "монополия" есть термин "монопсония" -- монопольный диктат покупателя. В реальности ЕС представляет собой на рынке газа именно такой картель покупателей, и об этом недвусмысленно свидетельствует принятие новой газоимпортной политики. Все указывает на то, что ЕС явно не намерен считаться с интересами стран-производителей. Недавно Еврокомиссия, несмотря на протесты России и Туркменистана, предписала с 2004 года либерализовать европейский газовый рынок. Нет сомнений в том, что именно последние шаги ЕС подтолкнули стран-производителей к реанимированию известной идеи создания "газовой ОПЕК".
В чем суть новой газоимпортной политики Евросоюза?
Во-первых, страны (в том числе транзитные) и компании смогут перепродавать газ в любых объемах и по любым расценкам. Чтобы пояснить характер этой меры, напомним, что с разными странами соглашения о поставках газа заключались экспортерами в разное время при разных уровнях цен. Кроме того, исходя из политических преференций России, некоторые страны имеют возможность получать газ по льготным ценам. Поэтому, свободно перепродавая тот же российский газ, страны-потребители будут объективно способствовать снижению цен на него. "Газоперепродажная практика" в регионе ЕС имеет место с середины 90-х годов, и только российские потери от нее, по данным Минэнерго РФ и "Газпрома", достигают 700 млн долларов в год.
Во-вторых, зависимость государств -- членов ЕС и ассоциированных с Евросоюзом стран от импорта газа из одного региона не должна будет теперь превышать 30%. В противном случае ЕС может директивно ограничить такой импорт. Действующие в наши дни ограничения не столь жесткие. Например, предельная доля одной страны-поставщика пока не может превышать 60-процентный уровень.
В-третьих, максимальный срок контрактов на поставку газа не должен превышать шести лет (заметим, что сейчас около 75% действующих контрактов на поставку газа -- 15--25-летние). Смысл нового ограничения ЕС -- создание газового рынка "спот", что должно серьезно ухудшить переговорные позиции поставщиков при заключении контрактов.
Нельзя забывать, что в долгосрочном плане в новой газоимпортной политике ЕС заложено фундаментальное противоречие. Чтобы обеспечивать растущие потребности Европы в газе (а ЕС намеревается к 2010 году удвоить его потребление), странам и компаниям-поставщикам следует инвестировать в развитие новых месторождений и всего газопромышленного комплекса и транспортной инфраструктуры. Естественно, что они должны иметь в этом материальную заинтересованность. К тому же все соответствующие проекты весьма капиталоемкие и осуществить необходимые инвестиции можно будет лишь при условии достаточной прибыльности производства газа.
Производителям газа невыгодны планы Европы по либерализации газового рынка, краткосрочные контракты, переход на спотовое ценообразование, так как все эти меры должны привести к резкому снижению цен. Вряд ли при сложившихся обстоятельствах европейские чиновники могут рассчитывать на желание производителей газа заниматься капиталовложениями в разработку месторождений на перспективу.

ГАЗ -- ЭТО НАШЕ ВСЕ
Заинтересованность России в развитии экспорта газа и поддержании высоких закупочных цен на него огромна. И шаг Евросоюза представляет для нас чрезвычайно большую опасность.
По словам замминистра энергетики Геннадия Устюжанина, сейчас только за счет экспортных прибылей "Газпром" имеет возможность что-то вкладывать в развитие внутреннего рынка, хотя и этого финансирования явно не хватает. Выступая на коллегии "Газпрома", первый заместитель председателя правления Александр Рязанов подчеркнул, что экспортные поступления -- едва ли не единственный источник пополнения валютно-финансовых "закромов" российской газоиндустрии. Нынешняя же политика Евросоюза в сфере газопотребления, как полагает г-н Рязанов, может снизить рентабельность экспорта российского газосырья.
Схожие оценки были высказаны и вице-премьером Виктором Христенко на совещании российских и итальянских предпринимателей в Турине. По словам вице-премьера, "новая энергетическая политика Евросоюза может усложнить сотрудничество ЕС с Россией в газопромышленности. Непонятно, как в таких условиях договариваться об освоении крупнейшего в Европе Штокмановского газового месторождения и завершать строительство нового газопровода Ямал--Белоруссия--Европа...".

ПОЗИЦИЯ РОССИИ
Официальное отношение России к вопросу формирования газового картеля двойственное.
Уже несколько лет подряд Россия пытается демпинговать, чтобы удержать свою долю на европейском рынке. И идея создания картеля, похоже, используется руководством "Газпрома" пока в качестве орудия шантажа. Суть в том, что, заигрывая со странами-производителями, Россия пытается оказать давление на стран-потребителей. Она надеется "выторговать" пролонгирование долгосрочных контрактов с учетом того, что российские поставки все еще существенно дешевле альтернативных.
К тому же выгоды для России от создания картеля пока не столь очевидны. Наибольший выигрыш от учреждения "газовой ОПЕК" просматривается для стран и компаний, экспортирующих сжиженный газ.
Многие страны -- потенциальные участники картеля настаивают на развитии торговли преимущественно сжиженным газом, соответственно при сокращении экспорта газосырья. Это и понятно: многие из них не имеют удобных маршрутов транспортировки газа до основных потребителей. К тому же следует признать, что в долгосрочном плане идея приоритетного развития торговли сжиженным газом, наверное, правильная. Почти все страны Европы с 80-х годов увеличивают потребление и импорт сжиженного газа. Технологические и экологические преимущества использования сжиженного газа очевидны. Они, в свою очередь, становятся важнейшим фактором развития спроса.
Новая структура газопотребления в Европе создает относительные преимущества поставщикам сжиженного газа. Вдобавок ведущие экспортеры этого продукта в Европу -- Алжир, Египет, некоторые страны Карибского бассейна и региона Персидского залива -- в отличие от государств СНГ давно ассоциированы с ЕС, так что им многие предписания Еврокомиссии не опасны.
Россия же с 70-х годов вывозит почти исключительно газосырье по низким ценам и долгосрочным контрактам. Технологическую перестройку европейской экономики мы проигнорировали, уповая на безальтернативность своего газосырьевого демпинга. Как оказалось, ничто не вечно...
Сегодня Россия не имеет средств для развития производства и экспорта сжиженного газа (все более популярного у потребителей). Так что давление потенциальных партнеров по "газовой ОПЕК" в этом вопросе для нее неприемлемо и чревато колоссальными издержками.
В то же время членство в официальном картеле будет ко многому обязывать. Поэтому руководители российской газовой отрасли пока ограничиваются разговорами о необходимости "ведения диалога и консультаций" (по сути, не связывающих участникам таких переговоров руки) и поддерживают мягкие варианты координации действий стран -- поставщиков газа на мировой рынок.

"В БОРЬБЕ ОБРЕТЕШЬ ТЫ ПРАВО СВОЕ"
Итак, Россия заняла выжидательную позицию. Однако активизировать усилия по консолидации мировых поставщиков газа, на наш взгляд, необходимо. Об этом, в частности, свидетельствует печальный опыт ОПЕК, во многом утратившей контроль над нефтяным рынком под нажимом Запада.
Методы борьбы развитых стран с поставщиками газа и ОПЕК схожи. Это и развитие рынка "спот" взамен долгосрочных контрактов, и поощрение конкуренции со стороны независимых поставщиков, и политические методы "кнута и пряника" по отношению к участникам картеля, направленные на организацию раздоров в их среде и подрыв их единства.
ЕС умело применяет старый принцип "разделяй и властвуй", играя на реальных и потенциальных противоречиях среди поставщиков газа, пытается путем предоставления преференций избранным не допустить создания монолитного блока экспортеров (вряд ли случайно, что страны, подписавшие упомянутое выше заявление, еще не обсуждают структуру и полномочия новой организации).
Здесь наблюдается полное сходство с усилиями США обвалить цены на нефть. Достаточно лишь посмотреть, как американцы, используя обещания открыть свой рынок российским компаниям, стремятся сорвать наметившееся взаимодействие России и ОПЕК. К сожалению, в погоне за сиюминутными выгодами (и то пока существующими в виде "мнимых величин") российские нефтяники, похоже, готовы пожертвовать долгосрочными интересами.
Но рано или поздно экспортерам газа придется заниматься коллективным отстаиванием своих интересов. И нужно позаботиться о том, чтобы в этих процессах Россия играла роль лидера. Иначе либо ее заменит в этом качестве кто-то другой, либо объединение поставщиков не состоится. И в том, и в другом случае мы останемся в проигрыше.

Алексей Чичкин, Андрей Кобяков

Идея создания организации стран -- экспортеров газа наподобие ОПЕК впервые появилась еще в начале 70-х годов

Производителям газа не выгодны планы Европы по либерализации газового рынка, краткосрочные контракты, переход на спотовое ценообразование, так как все эти меры должны привести к резкому снижению цен

Рано или поздно экспортерам газа придется заниматься коллективным отстаиванием своих интересов. И нужно позаботиться о том, чтобы в этих процессах Россия играла роль лидера

Мохаммад бин аль-Лавати, Чрезвычайный и Полномочный Посол султаната Оман в РФ: "Наша страна с пониманием относится к созданию такой организации, ибо Оман намерен ускоренными темпами развивать добычу и переработку газа, как и экспорт газопродуктов. Мы выступаем за сотрудничество с Россией в этой сфере, а в более широком контексте -- за то, чтобы мировые цены на газ не зависели от нефтяных котировок. Мы бы хотели, чтобы эта организация способствовала индустриализации газовой промышленности. На наш взгляд, на мировом рынке должно быть больше не газосырья, а продуктов его переработки: насколько я знаю, таковы долговременные тенденции общемирового спроса".
Шамлян Марзук аль-Шамлян, Чрезвычайный и Полномочный Посол эмирата Катар в РФ: "Катар занимает одно из первых мест в мире по запасам, добыче газа и экспорту газопродуктов. Мы давно поддерживаем идею международной газовой организации, которая могла бы отстаивать интересы стран-производителей/поставщиков и стимулировать развитие газопереработки. В том числе путем отрыва мировых газовых цен от нефтяных. Мне кажется, у Катара и России очень много потенциальных направлений взаимного сотрудничества в этой сфере, в том числе в рамках такой организации. Полагаю, что эту идею поддержат многие государства, обладающие большими газоресурсами".
Хамада бен Джасем бен Джабер Аль Тани, министр иностранных дел Катара: "Катар пока настороженно относится к идее создания "газовой ОПЕК" с участием России. Мы выдвигали эту идею в начале девяностых годов, но затем возникла ситуация, когда некоторые страны -- ведущие поставщики газа стали занижать экспортные цены на свое газосырье, чтобы "сепаратно" утвердиться на зарубежных рынках (намек на Россию. -- Ред.). Нужна четкая, причем долгосрочная, согласованность всех действий газопоставщиков на мировом рынке, как и их нацеленность на развитие производства и экспорта сжиженного газа -- только такая политика позволит формировать дееспособную международную организацию стран -- экспортеров природного газа".
Сапармурат Ниязов, президент Туркмении: "Инициатива создать международную организацию стран -- экспортеров природного газа поддерживается многими странами, в том числе Туркменией, и уже не первый год. Дело в том, что общемировое газопотребление растет, но экспортные цены на газ привязаны к нефтяным, а это часто невыгодно многим странам-поставщикам. Поэтому государства СНГ, располагающие крупными газовыми ресурсами, решили объединить усилия и приступить к созданию новой международной организации, которая, в числе прочих задач, стимулировала бы и переработку газосырья, и экспорт продуктов глубокой переработки газа, а также способствовала бы согласованию ценовой политики. Кооперация в этих сферах давно необходима -- по крайней мере в рамках Содружества, имеющего, в частности, единую и самую мощную в мире газотранзитную систему. Считаю, что у такой организации есть долговременные стратегические перспективы".
Алексей Миллер, председатель правления "Газпрома": "Россия пока не собирается создавать "газовую ОПЕК" наподобие самой ОПЕК, но последовательно стремится к координации ценовой и маркетинговой политики с другими странами -- производителями газа, прежде всего в регионе бывшего СССР. …Но "газовой ОПЕК" не может быть в форме нефтяной ОПЕК, поскольку рынок нефти существенно отличается от газового -- хотя бы тем, что природный газ пока не является предметом биржевой торговли".

Подборку подготовил Алексей Чичкин

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Это только начало пути
Нас поздравляют
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

СОБЫТИЕ

Антивоенный выбор
В Шереметьеве хотят больше зарабатывать
В Москве будут делать шины Continental

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Банковская осень
Президент затребовал промежуточные результаты налоговой реформы и до поры притормозил снижение налогового бремени. Проекты нормативных актов по валютной и банковской реформам ушли на зимовку

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Порог демократии
Избиратели устали от "грязных" выборов. Очевидно, что в избирательном законодательстве нужно что-то менять. Однако крупнейшие политические партии предлагают разные ответы

ПАРАЛЛЕЛИ
Москва--Казань: эхо истории
Со времени штурма Казани войсками Ивана Грозного прошло уже 450 лет, но споры вокруг исторических оценок этого события так и не утихают

РЕПЛИКА
Народный мститель
Неизлечимая болезнь Бориса Олигарховича


ТЕМА НОМЕРА: ЭНЕРГЕТИКА

Государственная отрасль
Многие из предлагаемых рецептов реформирования ТЭКа вызывают сомнения в своей обоснованности и эффективности

Энергия хаоса
Реформа электроэнергетики лишена созидательного потенциала

Государство и миноритарии
Заметки идеалиста

Как поучаствовать в приватизации электроэнергетики
Заметки прагматика

РАО ЕЭС: Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен
О чем свидетельствует официальная отчетность энергохолдинга

"Реформа -- это не виртуальная игра"
Предостерегает председатель Федеральной энергетической комиссии РФ Георгий Кутовой

"Газовая ОПЕК": красивая идея или неизбежность?
Мировым поставщикам газа пора консолидировать усилия


ХОЗЯЙСТВО

НАША МАРКА
Как поставить неплательщиков "на счетчик"
Продукция нижегородского завода им. Фрунзе обеспечит платежную дисциплину потребителей

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Находка для шпиона
Как действуют современные ловцы коммерческих секретов. Статья вторая

ОТРАСЛИ
Тяжелая на подъем легкая промышленность
Несмотря на сложности, у отрасли есть реальные перспективы для развития

ОПЫТ
Россия под стук колес
Строительство железных дорог для нашей страны сродни собиранию русских земель московскими князьями

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС--ХРОНИКА
Губернские новости
ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Постановка задач и планирование рабочего времени
Теперь мы попробуем разобраться в том, как распланировать день, неделю и месяц, чтобы работа стала эффективнее

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Учет запасов, или "Новый крестовый поход"
IAS: искусство иллюзии. Статья четвертая

НАЛОГИ
Cмена лица
Регистрация предпринимателей: "час X" приближается

ТАМОЖНЯ
Очередная трубная война
Правительство России приняло решение о порядке введения специальных пошлин на импорт труб с Украины

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Инфляция в обмен на нефтедоллары
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Бедные инвесторы

ЧЕЛОВЕК

ЛИЧНОСТЬ
Предприниматель должен быть пассионарием
Без Божьей помощи не научишься делать добрые дела, считает известный бизнесмен и благотворитель Сергей Рудов

ДИАСПОРА
Окно в Европу
Русские предприниматели в Нидерландах ждут визита президента России

ТРАДИЦИИ
Топ-менеджер из "Мертвых душ"
Потомок древних афинян Дмитрий Бенардаки стал первым русским миллионером

ОБЩЕСТВО
Гаишники Ее Величества
Нужно ли нашей Госавтоинспекции копировать европейские порядки. Репортаж из Великобритании

КИНО
Мнение меньшинства
Новый фильм Спилберга как манифест внутренней оппозиции

КУЛЬТУРА
Чудо подвига
Художнику Константину Васильеву исполнилось бы 60 лет

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Мышкин
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: ноябрь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал