ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 9 (8) ноябрь 2002

ЭНЕРГЕТИКА

"РЕФОРМА -- ЭТО НЕ ВИРТУАЛЬНАЯ ИГРА"

Предостерегает председатель Федеральной энергетической комиссии РФ Георгий Кутовой

ОСМЫСЛЕНИЕ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ
-- Георгий Петрович, реформа энергетики стала "горячей темой" общественных дискуссий. Грандиозность предстоящих изменений пугает многих наших соотечественников. Оправданы ли эти страхи?

-- Так было и раньше. Еще в 1992 году, когда варианты реформирования электроэнергетики начали обсуждать в правительственных структурах, возникли вполне резонные опасения: куда же мы идем? Как это -- "растаскивать" единую энергообеспечивающую систему страны по частям, формировать какой-то там федеральный рынок электричества, развивать конкуренцию между поставщиками электричества? А ведь и правда, разве правомерно перестраивать эту стратегическую отрасль, не научившись как следует приватизировать, скажем, ларьки?..
Энергоснабжение -- это прежде всего межотраслевой комплекс жизнеобеспечения государства, экономики, населения, а не просто бизнес. Любые ошибки, опрометчивые решения здесь могут очень дорого стоить. В принципе, российская электроэнергетика могла бы продолжать работать в своих прежних формах. Но вопрос в том -- за счет каких ресурсов. То есть какова экономическая цена "пролонгации" тех условий, в которых сегодня работает электроэнергетика? Сейчас стало очевидным, что эта стратегическая отрасль рискует уже в ближайшие годы исчерпать запас прочности, созданный при советской власти.
Но тогда, в 1992 году, решили на время сохранить действующую электроэнергетическую систему, а затем начать ее поэтапное реформирование. Потому что требовалось время, чтобы подготовить общество к неизбежности преобразований в этой сфере. Тогда же не было ни необходимой социальной почвы, ни политической воли, ни правовой базы для реформы энергетики.
-- А теперь она готова? Кстати, неужели не странно, что реформа уже запущена, а к рассмотрению ее нормативно-правовой базы Госдума только приступила?
-- На мой взгляд, сейчас то, что уже подсказано жизнью и начало реализовываться, просто должно быть оформлено на законодательном уровне, чтобы не было нежелательных юридических последствий пересмотра итогов этой работы.
-- Но, с другой стороны, опережающее создание правовой базы до начала реформы было бы гораздо логичнее.
-- Согласен. И юридическим фундаментом, базисом здесь стало известное правительственное постановление №526 от 11 июля 2001 года. Оно послужило отправной точкой при разработке соответствующих законопроектов, которые на днях были одобрены Госдумой в первом чтении.
Пакет законов далек от совершенства. К нему можно предъявить ряд претензий. И я считаю очень важным нынешний этап осмысления предстоящей реформы. Не случайно говорится: "Семь раз отмерь…"

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ -- ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЕ
-- Вы сказали, что энергетика -- это жизнеобеспечение. Я думаю, здесь нет никакого преувеличения. И, по-видимому, государство должно регулировать процесс реформирования, поскольку его результаты и последствия непосредственно затронут всех и каждого. Ведь могут быть и ошибки, и перегибы. Представляется, что и страсти в обществе вокруг реформы в электроэнергетике во многом накалены из-за этого...

-- Думаю, они обоснованы. Государство должно в полной мере проявить себя именно в условиях переходного периода. Здесь его роль поистине определяющая. Государству следует уходить от прямого регулирования отрасли поэтапно, по мере того как будут стабилизированы, нормативно обустроены и обеспечены финансовым механизмом все взаимоотношения в отрасли.
Что касается ФЭК, то мы уполномочены государством регулировать "ценовую часть" электроэнергетики. Здесь-то и концентрируются основные проблемы взаимоотношений поставщиков и потребителей. Если, например, мы удерживаем тарифы на низком уровне, тогда убытки списываются на саму эту отрасль, зато довольны потребители…
-- Надо сказать, в этом был свой резон. Все мы помним, какой ускоренный промышленный рост произошел в России в 1999 году, когда правительство "заморозило" расценки на свет и тепло, а также цены на газ.
-- Да, действительно, эти отрасли фактически спонсировали развитие экономики. И это было оправдано. В энергетике в результате предшествовавшего спада общеэкономической активности в стране возник запас прочности. Мы и сегодня имеем в отрасли избыточных мощностей почти на сорок миллионов киловатт.
В этой связи уместен вопрос: нужно ли строить новые электростанции и достраивать начатые объекты? На мой взгляд, глупо бросать недострой, в который уже вложены огромные деньги. Завершать объекты необходимо и в целях сглаживания региональных диспропорций в производстве/потреблении электроэнергии. Я уже не говорю о неизбежном росте спроса на электроэнергию.
Но каким образом собрать деньги на строительство электростанций? Реформирование энергетики ставит под вопрос прежде практиковавшуюся форму получения средств на нужды развития отрасли. И эта проблема до сих пор не решена. Разделение РАО "ЕЭС России" на ряд рыночных субъектов позволит четче структурировать интересы, что, мы считаем, не снимает, а только обостряет эту проблему. Поэтому той компании, которой достанется упомянутый недострой, я бы не позавидовал...
Еще раз хочу подчеркнуть: роль государства должна не понижаться, а становиться более адекватной тем задачам, которые надо решить в этот период.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
-- Задачи эти очень многоплановые. Это не только проблемы самой энергетики, но и защита определенного уровня жизни населения, значительная часть которого у нас и так живет за порогом бедности, и поддержка мелких промышленных потребителей… Тривиальный вопрос, который беспокоит всех: не приведет ли реформа в энергетике к взрывному росту цен?

-- Я тоже этого опасаюсь. Вполне вероятно, что субъекты, которые оформятся после разделения РАО "ЕЭС России", будут стремиться сразу решить все свои проблемы. А это чревато ценовым взрывом. Моделирование этой проблемы -- вопрос отнюдь не академического свойства. Если бы это была виртуальная игра -- тогда другое дело. Но ведь за всем этим стоит реальная экономика.
И если вернуться к пакету законов в той части, в которой они касаются государственного регулирования, то у нас, как у организации, профессионально работающей в этой области, есть целый ряд претензий к этим документам. В частности, нам пока не удалось убедить ни депутатов, ни правительство в том, что государство должно иметь право вмешиваться в ценообразование, выходящее за рамки здравого смысла.
-- А разве может быть иначе? Такие возможности у государства сохраняются везде в мире, включая страны с развитой рыночной экономикой, хотя бы на уровне права вето и других подобных механизмов.
-- Совершенно верно. И этот пробел нужно заполнить в самое ближайшее время. Иначе мы рискуем столкнуться с повсеместной эскалацией цен, а точнее -- с ценовым хаосом, что грозит тяжелыми последствиями: как я уже отмечал, речь идет отнюдь не о каком-то виртуальном эксперименте.
-- Это очень опасная вещь. Например, прошлогодний энергетический кризис в Калифорнии и аналогичные явления в других регионах США указывают на то, что и в развитых странах вроде бы отлаженные рыночные механизмы в электроэнергетике далеки от совершенства. После скандала с корпорацией Enron и рядом других компаний появилось множество данных о манипулятивном характере ценообразования на американском оптовом и розничном рынках электроэнергии. Следует ли учитывать этот негативный зарубежный опыт в России в том сложном процессе реформирования, который нам предстоит?
-- Да, исходя из этого опыта мы считаем, что во втором чтении в пакет законов должны быть внесены, обсуждены и, желательно, приняты поправки, разрешающие правительству по некоторым критериям вмешиваться в процесс ценообразования даже на свободном рынке -- для того, чтобы не допустить ценового взрыва. Как вы правильно заметили, мировой опыт свидетельствует, что такой "взрыв" возможен, причем его причины могут быть самыми различными.
Так, одной из причин кризиса в Калифорнии называют недостаточную пропускную способность линий электропередачи, которые не позволяли доставить туда требуемое количество энергии. И это -- в американской энергосистеме, где ограничений по перетокам между отдельными энергокомпаниями очень мало. Наша же система имеет массу подобных ограничений. Поэтому у нас в России необходимость своевременного и адекватного вмешательства государства в процессы ценообразования более актуальна, чем в США. И этот пробел в пакете законов о реформировании электроэнергетики надо восполнить ко второму чтению.
Еще один серьезный изъян рассматриваемого пакета законов -- то, что ответственность и конкретные полномочия каждого субъекта электрорынка, в том числе регулирующих органов, размыты. В ныне действующих законах они и то более структурированы и четче обозначены.
-- Отсутствие четкого разделения полномочий регулирующих органов может породить безответственность и бесконтрольность.
-- А помимо этого, оно увеличивает риски для всех потребителей, да и для инвесторов. Представьте: одно правительство решило увеличить полномочия того или иного регулирующего органа, а следующее решит снять с него эти полномочия. Ведь не секрет, что правительства у нас часто меняются... Для потенциального инвестора это означает нестабильность условий и неопределенность. А бизнес в энергетике -- это очень солидные деньги и очень большие сроки окупаемости. И инвестор в таких условиях, скорее всего, предпочтет не рисковать.
И последнее. Опыт развитых стран показывает, что государство, по сути, выполняет в электроэнергетике роль арбитра: необходимо не допустить проявлений дискриминации по отношению к каким-либо субъектам рынка.
-- А она возможна: ведь не все потребители могут в равной мере защищать свои интересы. Крупный потребитель может сесть за стол переговоров с продавцом и поторговаться о цене. А что делать массовым мелким потребителям? Кто о них позаботится?
-- Правильно. Поэтому государство априори становится защитником прав и интересов тех потребителей, которые по многим причинам не в состоянии противостоять ценовому диктату. Эти потребители доверяют государству защиту своих прав и интересов. И комиссионная форма принятия решений, когда взвешиваются аргументы всех сторон при участии государства, защищающего потребителей, не представленных непосредственно в переговорном процессе, -- самая либеральная из всех допустимых форм государственного регулирования процессов ценообразования.
-- Вы очень еще мягко сказали... Наверное, это минимально допустимая роль государства, если подходить к организации данного процесса рационально.
-- Во всяком случае то, что конкретная форма участия государства в процессах регулирования прямо и однозначно не установлена -- тоже явный недостаток нового пакета законов.

КОМПЛЕКСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
-- Георгий Петрович, можно ли из этого сделать вывод, что и функции возглавляемой вами организации тоже определены расплывчато?

-- Да, в принятой в первом чтении редакции закона ценорегулирующие функции ФЭК четко не прописаны. Пока существует очень большая неопределенность, увеличивающая роль субъективного фактора. По-моему, это шаг назад, так как все участники рынка заинтересованы в точном определении правил игры.
-- Ранее вы говорили о возможном желании энергетических компаний получить от реформы все и сразу. Но максимизация прибыли энергетиков обернется повышенными издержками, например, для железнодорожников. Те тоже постараются решить эту проблему, повышая тарифы, которые, в свою очередь, станут бременем для угольщиков, пользующихся услугами МПС. А повышение расценок на уголь приведет к более высоким издержкам в производстве электроэнергии. Иными словами, начнет раскручиваться инфляционная спираль. Очевидно, что решение надо искать в комплексном, согласованном регулировании тарифов естественных монополий. Были же дискуссии о создании на базе ФЭК единого тарифного органа (ЕТО). В каком состоянии находится проработка этой проблемы?
-- Когда идея создания ЕТО была озвучена президентом Владимиром Путиным в феврале 2001 года в Томске, она имела под собой вполне определенную концепцию. Это не механическая передача функций различных ведомств одному, а сложный вопрос учета взаимовлияний цен естественных монополий, их воздействия на экономику, и наоборот.
Создание ЕТО, к сожалению, сегодня не завершено. Но мы надеемся, что эта работа продолжится. Вместе с рядом академических институтов мы сейчас создаем методику расчетов цен на базе межотраслевых балансов. Первые результаты уже есть, и мы собираемся ознакомить с ними правительство. Недавно я был в США, и в американском министерстве энергетики проявили серьезный интерес к нашим наработкам. Так что появилась возможность наладить и международное сотрудничество в этом важном вопросе.

Беседу вел Андрей Кобяков

"Мы уполномочены государством регулировать "ценовую часть" электроэнергетики. Здесь-то и концентрируются основные проблемы взаимоотношений поставщиков и потребителей"

"В России необходимость своевременного и адекватного вмешательства государства в процессы ценообразования более актуальна, чем в США. И этот пробел в пакете законов о реформировании электроэнергетики надо восполнить ко второму чтению"

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Это только начало пути
Нас поздравляют
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

СОБЫТИЕ

Антивоенный выбор
В Шереметьеве хотят больше зарабатывать
В Москве будут делать шины Continental

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Банковская осень
Президент затребовал промежуточные результаты налоговой реформы и до поры притормозил снижение налогового бремени. Проекты нормативных актов по валютной и банковской реформам ушли на зимовку

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Порог демократии
Избиратели устали от "грязных" выборов. Очевидно, что в избирательном законодательстве нужно что-то менять. Однако крупнейшие политические партии предлагают разные ответы

ПАРАЛЛЕЛИ
Москва--Казань: эхо истории
Со времени штурма Казани войсками Ивана Грозного прошло уже 450 лет, но споры вокруг исторических оценок этого события так и не утихают

РЕПЛИКА
Народный мститель
Неизлечимая болезнь Бориса Олигарховича


ТЕМА НОМЕРА: ЭНЕРГЕТИКА

Государственная отрасль
Многие из предлагаемых рецептов реформирования ТЭКа вызывают сомнения в своей обоснованности и эффективности

Энергия хаоса
Реформа электроэнергетики лишена созидательного потенциала

Государство и миноритарии
Заметки идеалиста

Как поучаствовать в приватизации электроэнергетики
Заметки прагматика

РАО ЕЭС: Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен
О чем свидетельствует официальная отчетность энергохолдинга

"Реформа -- это не виртуальная игра"
Предостерегает председатель Федеральной энергетической комиссии РФ Георгий Кутовой

"Газовая ОПЕК": красивая идея или неизбежность?
Мировым поставщикам газа пора консолидировать усилия


ХОЗЯЙСТВО

НАША МАРКА
Как поставить неплательщиков "на счетчик"
Продукция нижегородского завода им. Фрунзе обеспечит платежную дисциплину потребителей

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Находка для шпиона
Как действуют современные ловцы коммерческих секретов. Статья вторая

ОТРАСЛИ
Тяжелая на подъем легкая промышленность
Несмотря на сложности, у отрасли есть реальные перспективы для развития

ОПЫТ
Россия под стук колес
Строительство железных дорог для нашей страны сродни собиранию русских земель московскими князьями

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС--ХРОНИКА
Губернские новости
ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Постановка задач и планирование рабочего времени
Теперь мы попробуем разобраться в том, как распланировать день, неделю и месяц, чтобы работа стала эффективнее

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Учет запасов, или "Новый крестовый поход"
IAS: искусство иллюзии. Статья четвертая

НАЛОГИ
Cмена лица
Регистрация предпринимателей: "час X" приближается

ТАМОЖНЯ
Очередная трубная война
Правительство России приняло решение о порядке введения специальных пошлин на импорт труб с Украины

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Инфляция в обмен на нефтедоллары
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Бедные инвесторы

ЧЕЛОВЕК

ЛИЧНОСТЬ
Предприниматель должен быть пассионарием
Без Божьей помощи не научишься делать добрые дела, считает известный бизнесмен и благотворитель Сергей Рудов

ДИАСПОРА
Окно в Европу
Русские предприниматели в Нидерландах ждут визита президента России

ТРАДИЦИИ
Топ-менеджер из "Мертвых душ"
Потомок древних афинян Дмитрий Бенардаки стал первым русским миллионером

ОБЩЕСТВО
Гаишники Ее Величества
Нужно ли нашей Госавтоинспекции копировать европейские порядки. Репортаж из Великобритании

КИНО
Мнение меньшинства
Новый фильм Спилберга как манифест внутренней оппозиции

КУЛЬТУРА
Чудо подвига
Художнику Константину Васильеву исполнилось бы 60 лет

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Мышкин
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: ноябрь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал