ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 9 (8) ноябрь 2002

ЭНЕРГЕТИКА

ЭНЕРГИЯ ХАОСА

Реформа электроэнергетики лишена созидательного потенциала

Госдума приняла в первом чтении пакет законов о реформе электроэнергетики. Само событие и весь процесс подготовки к нему, включавший "подковерные схватки бульдогов", закулисный торг, черный и белый PR и т. д., пожалуй, с большей очевидностью, чем раньше, вскрыли всю лоббистскую сущность наших законодателей. Проекты принятых в первом чтении законов фактически предусматривают защиту только интересов производителя и продавца энергии. А о правах потребителя в них не сказано ни слова.

"ЧИСТЫЕ РУКИ" И ХОЛОДНЫЕ СЕРДЦА
Спешка, с которой принимаются законы; низкий уровень информированности даже сообщества профессиональных аналитиков (не говоря уже о рядовых гражданах) из-за крайней запутанности далеко не исчерпывающих данных о реформе; нейтрализация влиятельных потенциальных критиков реформы путем заключения с ними конфиденциальных сепаратных соглашений… Все это в точности совпадает с обстановкой, в которой проходила скандальная приватизация начала-середины 90-х годов, названная в наиболее респектабельных СМИ Запада "самым грандиозным разграблением имущества за всю историю человечества".
У большинства независимых наблюдателей создается устойчивое впечатление, что весь хаос, вся неразбериха вокруг реформы электроэнергетики конструируются сознательно. Касательно приватизации, как потом, оправдываясь, заявлял Анатолий Чубайс, спешка и хаос тогда, мол, объяснялись желанием сделать передел собственности (а, следовательно, и весь процесс экономических реформ) необратимым. К нынешней ситуации данное (явно надуманное) объяснение вряд ли применимо. Но зато невольно возникает подозрение, что, как и в случае с приватизацией, истинное содержание реформы электроэнергетики тщательно маскируется хорошо выстроенной системой ложных целей.
Заметим, что предлагаемая ликвидация РАО "ЕЭС России" в 2004 году автоматически снимет ответственность с его руководителей за результаты реформ. А депутаты, вынеся окончательный вердикт по не ими разработанному плану, видимо, надеются, подобно Пилату, "умыть руки".

ПЕРЕВЕРНУТАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ
Официальное начало цепочке событий положило постановление правительства РФ от 11 июля 2001 года №526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации". Сам факт, что реформа началась с правительственного постановления (то есть подзаконного акта), а не с закона, знаменателен.
Во-первых, это ставит под сомнение легитимность происходящего. Для любого действительно правового государства подобная практика была бы немыслимой. И в мире нет прецедентов такого проведения реформ в энергетике, когда законодатели фактически лишь апостериори легализуют уже свершившиеся изменения, а не программируют их.
Во-вторых, вместо нормального процесса выработки решений на основе широкого обсуждения проблемы и достижения общественного консенсуса по этому поистине судьбоносному вопросу заинтересованным сторонам, критикам и даже государственным инстанциям было фактически предложено либо прибегнуть к лоббистским процедурам отстаивания своих интересов и мнений о проведении этой реформы, либо сразу отказаться от какого-либо отстаивания своей позиции, приняв во внимание, что силы явно не равны.
В-третьих, уже принятый в первом чтении пакет законов был внесен в Госдуму правительством без обязательного согласования с заинтересованными ведомствами. Опять наглое выкручивание рук? Опять попытки не допустить взвешенной, профессиональной критики глобальных решений? Здесь уже не просто исполнительная власть "раскладывает" законодательную - налицо диктат политической верхушки правительства, целиком игнорировавшей мнение экспертного сообщества. Это прямое нарушение общепринятой и никем не отмененной процедуры согласования, келейное принятие решения узкой группой лиц внутри исполнительной власти. Это, если хотите, узурпация власти.

ОБОГАЩАЙТЕСЬ!
Тщательное изучение доступной информации неизбежно наталкивает на мысль, что реформа сложнейшего базового комплекса экономики почему-то сводится преимущественно к реформе собственности в отрасли. И что бы официально ни твердили идеологи перестройки электроэнергетики, основная интрига (как, впрочем, и подлинная цель происходящего) связана с вопросами собственности. Не говоря о том, что такое сужение проблемы само по себе неправомерно, предложенная модель передела собственности фактически не обсуждалась с точки зрения ее функциональной целесообразности.
Напомним, что против предлагающегося разрушения вертикально-интегрированных энергокомпаний уже выступили московские власти (все то же до боли знакомое противостояние Анатолия Чубайса и Юрия Лужкова). Учитывая их "переговорный ресурс", мы допускаем, что им удастся выторговать особые условия для "Мосэнерго". Но вряд ли это сможет как-то повлиять на выбранный руководством РАО ЕЭС сценарий реструктуризации в масштабах всей страны.
Кстати, если воспользоваться этой аналогией - между нынешней реформой и переделом собственности в начале 90-х годов, следует признать, что модель реформы "по Лужкову" на деле доказала свою большую эффективность по сравнению с реформой "по Чубайсу". Поэтому есть все основания думать, что нам готовят вторую часть увлекательного отечественного блокбастера "Прихватизация-2" (или 3, если считать за отдельный сюжет печально знаменитые залоговые аукционы). Во всяком случае, соответствующие механизмы уже просматриваются.
Согласно плану реформы, на первом этапе под полным контролем менеджмента РАО ЕЭС создается ряд важнейших инфраструктурных субъектов энергорынка, и только на втором этапе планируется усиление в этих структурах роли государства. На практике это может означать, что РАО передаст указанным структурам активы по остаточной стоимости, а государству затем придется выкупать их по рыночной цене. Иными словами, будет использована известная во всем мире практика "дооценки бизнеса" - испытанный способ прикарманить деньги налогоплательщиков.
Например, Федеральная сетевая корпорация (предусмотренная правительственным постановлением) уже оформлена как дочерняя компания РАО ЕЭС. В ней будет сконцентрирована вся сетевая инфраструктура отрасли. Такая компания может существовать лишь при условии преимущественного государственного контроля. В то же время проект реформ пока не разъясняет, каким образом государство будет концентрировать свой контрольный пакет в рамках этой структуры. Напрашивающимся вариантом является скупка государством акций у совладельцев. И кто сейчас знает, какой нагрузкой для бюджета это обернется. Зато понятно, как за счет бюджета обогатятся некоторые частные лица. Все вышесказанное относится и к другому предусмотренному субъекту рынка - системному оператору.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПАРАДОКС
Один из важнейших тезисов, обосновывающих насущную необходимость реформы, связан с проблемой капиталовложений в отрасли. Предполагается, что приватизация объектов электроэнергетики привлечет стратегических инвесторов, которые и будут заниматься решением этой проблемы, сняв ее с государства.
Тезис о том, что реформа в энергетике может вызвать приток инвестиций в отрасль, порождает законный вопрос: почему этого не произошло до сих пор? Ответ прост: инвесторы придут только в том случае, если будут уверены, что за счет резкого увеличения цен они смогут получать сверхприбыль. И к чему тогда разговоры, что конкурентное рыночное ценообразование в электроэнергетике вводится исключительно для того, чтобы потребитель получал энергию по низким ценам? Но проблема в том, что ожидаемые инвестиции могут вообще никогда не появиться.
В сфере инвестиций не работает математический закон о равенстве целого сумме его частей. Капитализация одного крупного субъекта рынка всегда оценивается выше, чем суммарная капитализация частей, из которых он состоит. В расчет принимаются больший рыночный вес, возможность получения экономии от масштабов производства, лучшие финансовые перспективы (в частности, заведомо лучшие позиции на рынке заемного капитала), лоббистские возможности и многое другое. И раздробление РАО ЕЭС может вопреки оптимистическим ожиданиям привести к декапитализации всего электроэнергетического комплекса.
Вот что пишет по этому поводу аналитик российской инвестиционной компании IT Invest Юрий Макеев: "В нынешнем виде планы реформы электроэнергетики выглядят крайне малообоснованными с точки зрения экономической целесообразности. Если разделение энергокомпаний будет происходить так, как планирует в настоящее время руководство РАО ЕЭС, никакой конкуренции на рынке электроэнергии в подавляющем большинстве регионов не будет. Слишком большое число генерирующих компаний, которое планируется создать в процессе реформы, не позволит консолидировать необходимые для модернизации и введения новых мощностей средства. Доступ небольших энергокомпаний к заемным средствам также будет затруднен. Надеяться на приход в энергетику серьезных инвестиций в случае, если планы реформаторов не претерпят серьезных изменений, очевидно не приходится. Таким образом, основная проблема отрасли - привлечение средств в результате осуществления реформы - не будет решена, что приведет в недалеком будущем к дефициту электроэнергии в стране. Напрашивается вывод о том, что отстранение Чубайса и сворачивание реформы по предложенному им варианту не имело бы для экономики страны никаких негативных последствий".

ЭНЕРГОБАЗАР
В проекте реформы ничего прямо не говорится о том, каким именно образом будет обеспечиваться баланс интересов всех без исключения участников электроэнергетического рынка, тем более принимая во внимание явное неравенство различных рыночных субъектов. Вероятно, предполагается, что он будет обеспечиваться сам собой.
Вообще, для радикально настроенных либералов, которые уже больше десятилетия определяют весь ход экономических преобразований в стране, характерна эта иррациональная, почти мистическая абсолютная ставка на чисто рыночные механизмы, являющиеся--де самым эффективным и самым справедливым автоматическим регулятором. Но как показывает российский опыт, эти механизмы не работают даже на овощном базаре, если он расположен в крупном городе. Достаточно понаблюдать за деятельностью перекупщиков. При видимом наличии огромного числа торговцев на самом деле функционируют механизмы фактически монопольного ценообразования.
Опыт работы городского базара красноречиво свидетельствует еще об одной истине: львиную долю прибыли присваивают себе не производители, а перекупщики. Следовательно, важнейшая заявленная цель реформы - получение производителями необходимой прибыли для осуществления капиталовложений в новое строительство электростанций и создание в результате механизма обеспечения нужд растущей экономики в дополнительной энергии - окажется невыполнимой. Кстати, это же подтверждает и печальный американский опыт, со всей полнотой проявившийся во время энергетического кризиса в Калифорнии. Сейчас специальные комиссии конгресса США и законодательного собрания штата, пытаются выяснить, почему, несмотря на огромные прибыли в условиях растущего спроса на электроэнергию, энергокомпании не строили новых станций. А ответ очевиден: субъектам рынка, находящимся в тайном сговоре, выгоден дефицит, поскольку он позволяет им получать хорошую прибыль без осуществления лишних затрат. Таким образом, еще один вывод из "калифорнийского кризиса" звучит так: частная собственность на объекты энергетики вкупе с либерализацией рынка не гарантируют адекватной инвестиционной активности рыночных субъектов.
В целом все указывает на то, что прототипом российской реформы послужила именно "калифорнийская модель" организации рынка электроэнергии. А это говорит о многом. Скандал вокруг обанкротившейся корпорации Enron выявил огромные финансово-спекулятивные махинации этого энерготрейдера. Подтверждены многочисленные факты манипуляции рыночной ценой главными участниками энерготоргов в период энергетического кризиса в Калифорнии, и касаются они не одной только нечистоплотной компании Enron, но и многих ее коллег по рынку. В результате в США сейчас идет жаркая дискуссия с участием различных ветвей власти на всех уровнях, СМИ, общественных организаций по фундаментальному вопросу: а уместна ли вообще либерализация такой базовой отрасли, как электроэнергетика, оправдана ли она с точки зрения государственных и широких общественных интересов?
Помнится, в советские времена мода приходила к нам с опозданием на несколько лет. Наши модницы в массовом порядке облачались в мини-юбки, а весь мир уже переодевался в макси. Неужели, несмотря на нашу хваленую нынешнюю открытость, с тех пор мало что изменилось? И не получится ли так, что в основу нашей реформы электроэнергетики ляжет давно протухшая идея, от которой к моменту реализации ее центральных положений окончательно откажется Запад?..

РЕФОРМА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ИЛИ ЭКОНОМИКА ДЛЯ РЕФОРМЫ?
Можно перечислить еще немало параллелей между происходящим у нас и теми скандальными событиями, которые уже больше года будоражат общество в США. Какой простор для аналогий дает одна только сделка с "чешским долгом" с использованием дочерних и внучатых компаний РАО ЕЭС и с проведением расчетов через мало кому известную офшорную фирму "Фалькон", созданную бывшими гражданами СССР "кавказской национальности"! Вся странная и крайне запутанная многоступенчатая схема сделки с привлечением грандиозного кредита Сбербанка, наличие офшорных посредников и уровень прикрытия, который обеспечивали РАО высокопоставленные правительственные чиновники, вызывают прямые ассоциации с аферами корпорации Enron. А еще это похоже на отработку модели, по которой в дальнейшем намерены совершать финансовые махинации и возникающие на базе РАО компании.
Вопреки широко распространенному, но ошибочному мнению, в навязывании которого повинны обозреватели, не желающие углубляться в суть проблемы, пафос скандала вокруг Enron - вовсе не в незаконном обогащении менеджмента за счет акционеров и рядовых сотрудников (что само по себе не ново). Он - в чудовищном искажении, извращении самой сущности энергобизнеса и превращения его в финансовую пирамиду и схему циркулирования липовых сделок с "грязными" деньгами. А разве не тот же путь навязывает России нынешнее руководство РАО, разработавшее реформу "под себя"?

ОБОСНОВАН ЛИ РОСТ ЦЕН?
В Энергетической стратегии России содержится целевой прогноз роста цен на электроэнергию. Сообщается что к 2010 году цены на нее должны вырасти примерно в 4,5 раза. Простое сопоставление этого документа с планами реформы электроэнергетики позволяет сделать вывод о том, что создание механизмов конкурентного ценообразования представляет собой ложную цель, которая служит для успокоения общества, а истинная цель реформы - рост энерготарифов.
Заметим, что этот документ разрабатывался Министерством энергетики и потому явно подчинен ведомственным интересам. В частности, в документе абсолютно не освещен вопрос, к каким последствиям в области экономики приведет рост тарифов. Грамотный, народнохозяйственный подход к этой проблеме предполагает "проигрывание" различных вариантов увеличения энерготарифов как минимум на модели развернутого межотраслевого баланса. Пока же прогноз основывается только на "расчете" цен, необходимых для самофинансирования отрасли. Но может, например, оказаться, что спровоцированная ростом тарифов экономическая рецессия вообще сделает ввод новых энергомощностей ненужным. Или что порожденная резким увеличением тарифов инфляционная спираль потребует еще большего роста энерготарифов.
Вовсе не случайна поддержка Западом энергореформы "по Чубайсу". МВФ, Международное энергетическое агентство, ЕС, некоторые страны -- члены ВТО призывают Россию к выравниванию внутренних цен на энергию и энергоносители с мировыми. Они явно пытаются ликвидировать те немногие преимущества России, которые могут дать ей хоть какой-то шанс сделать свои товары конкурентоспособными за счет относительно низкой энергетической составляющей в издержках производства. К тому же в результате многократного роста внутренних цен на энергоносители значительная их часть будет "вытолкнута" на внешний рынок, что должно способствовать падению мировых цен на них к общему удовольствию развитых стран.
Таким образом, реформа электроэнергетики России по либеральному сценарию является еще одним важным инструментом политики развитых стран Запада. Причем, заметим, указанные цели не скрываются, они не раз были озвучены миссиями МВФ и другими эмиссарами важнейших международных институтов еще со времен их встреч с чиновниками правительства Гайдара. Слабо замаскирована эта установка и в рамках "энергодиалогов" России с США.
Однако отвечает ли эта цель нашим собственным интересам?
Природно-климатические условия России объективно делают необходимыми повышенные энергозатраты в экономике. Наши огромные расстояния обусловливают весомую транспортную составляющую в издержках (а это тоже энергозатраты). Уже одни эти естественные причины (а не только устаревшие технологии) предполагают более высокую энергоемкость российского ВВП в сравнении с большинством развитых стран. Выравнивание же внутренних и мировых цен на энергию, повторяю, лишь окончательно подорвет конкурентоспособность отечественных производителей.

О РЕГУЛИРОВАНИИ
Странно, что практически никто не ставит под сомнение вопрос, может ли базовая инфраструктурная отрасль экономики иметь своей целью максимизацию прибыли, как о том прямо сказано в уставе РАО ЕЭС. Формально, на преодоление этого нонсенса вроде бы и сориентирована реформа, направленная (по крайней мере, на словах) на создание конкуренции в отрасли. Но ведь никем не обсуждается, возможно ли это, пусть даже в теории, не говоря уже о практическом воплощении сей утопии.
Именно поэтому абсолютно необходимым, на наш взгляд, является сохранение на достаточно длительный срок государственного регулирования цен в электроэнергетике. Даже опыт развитых стран показывает, что на создание и становление торговой инфраструктуры и механизмов саморегулирования уходят десятки лет. А в условиях несовершенного рынка вряд ли стоит уповать на объективность ценообразования. Разумеется, помимо действующего сейчас прямого директивного регулирования необходимо наделить соответствующие органы более широким набором инструментов косвенного влияния на цены.
Рациональной и чрезвычайно полезной следует признать и выдвинутую президентом Владимиром Путиным идею о системе согласованных тарифов всех естественных монополий и об их регулировании в рамках единого тарифного органа. В связи с этим надо активизировать усилия по созданию такого органа и побыстрее принять закон об основах ценовой политики, который бы сформировал правовое поле для его деятельности.
Остается только надеяться на то, что ко второму чтению в пакет законов о реформе электроэнергетики будут внесены соответствующие добавления и поправки. Иначе раскрепощение и либерализация ценообразования в рамках осуществляемой реформы вызовет мощное раскручивание инфляционной спирали. Результатом же такой ценовой гонки станет острый экономический спад - а это мы уже проходили в 92-93 годах.

Андрей Кобяков

Истинное содержание реформы электроэнергетики тщательно маскируется хорошо продуманной системой ложных целей. Действительная цель происходящего связана с вопросами собственности и с ростом энерготарифов

Готовится вторая часть увлекательного отечественного блокбастера "Прихватизация-2": в ход пустят известную во всем мире практику "дооценки бизнеса" - испытанный способ прикарманить деньги налогоплательщиков

Раздробление РАО ЕЭС может вопреки оптимистическим ожиданиям привести к декапитализации всего электроэнергетического комплекса

В США сейчас на всех уровнях идет жаркая дискуссия на тему: уместна ли вообще либерализация такой базовой отрасли как электроэнергетика, оправдана ли она с точки зрения государственных и широких общественных интересов?

Не получится ли так, что в основу нашей реформы электроэнергетики ляжет давно протухшая идея, от которой к моменту реализации ее основных положений окончательно откажется Запад?..

Поддержка Западом энергореформы "по Чубайсу" совершенно неслучайна. Требуя от нас выравнивания внутренних цен на энергию и энергоносители с мировыми, у нас отнимают последний шанс сделать свои товары конкурентоспособными за счет относительно низкой энергетической составляющей в издержках производства.

Абсолютно необходимо сохранить на достаточно длительный срок государственное регулирование цен в электроэнергетике

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Это только начало пути
Нас поздравляют
Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

СОБЫТИЕ

Антивоенный выбор
В Шереметьеве хотят больше зарабатывать
В Москве будут делать шины Continental

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Банковская осень
Президент затребовал промежуточные результаты налоговой реформы и до поры притормозил снижение налогового бремени. Проекты нормативных актов по валютной и банковской реформам ушли на зимовку

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Порог демократии
Избиратели устали от "грязных" выборов. Очевидно, что в избирательном законодательстве нужно что-то менять. Однако крупнейшие политические партии предлагают разные ответы

ПАРАЛЛЕЛИ
Москва--Казань: эхо истории
Со времени штурма Казани войсками Ивана Грозного прошло уже 450 лет, но споры вокруг исторических оценок этого события так и не утихают

РЕПЛИКА
Народный мститель
Неизлечимая болезнь Бориса Олигарховича


ТЕМА НОМЕРА: ЭНЕРГЕТИКА

Государственная отрасль
Многие из предлагаемых рецептов реформирования ТЭКа вызывают сомнения в своей обоснованности и эффективности

Энергия хаоса
Реформа электроэнергетики лишена созидательного потенциала

Государство и миноритарии
Заметки идеалиста

Как поучаствовать в приватизации электроэнергетики
Заметки прагматика

РАО ЕЭС: Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен
О чем свидетельствует официальная отчетность энергохолдинга

"Реформа -- это не виртуальная игра"
Предостерегает председатель Федеральной энергетической комиссии РФ Георгий Кутовой

"Газовая ОПЕК": красивая идея или неизбежность?
Мировым поставщикам газа пора консолидировать усилия


ХОЗЯЙСТВО

НАША МАРКА
Как поставить неплательщиков "на счетчик"
Продукция нижегородского завода им. Фрунзе обеспечит платежную дисциплину потребителей

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Находка для шпиона
Как действуют современные ловцы коммерческих секретов. Статья вторая

ОТРАСЛИ
Тяжелая на подъем легкая промышленность
Несмотря на сложности, у отрасли есть реальные перспективы для развития

ОПЫТ
Россия под стук колес
Строительство железных дорог для нашей страны сродни собиранию русских земель московскими князьями

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС--ХРОНИКА
Губернские новости
ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Постановка задач и планирование рабочего времени
Теперь мы попробуем разобраться в том, как распланировать день, неделю и месяц, чтобы работа стала эффективнее

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Учет запасов, или "Новый крестовый поход"
IAS: искусство иллюзии. Статья четвертая

НАЛОГИ
Cмена лица
Регистрация предпринимателей: "час X" приближается

ТАМОЖНЯ
Очередная трубная война
Правительство России приняло решение о порядке введения специальных пошлин на импорт труб с Украины

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Инфляция в обмен на нефтедоллары
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Бедные инвесторы

ЧЕЛОВЕК

ЛИЧНОСТЬ
Предприниматель должен быть пассионарием
Без Божьей помощи не научишься делать добрые дела, считает известный бизнесмен и благотворитель Сергей Рудов

ДИАСПОРА
Окно в Европу
Русские предприниматели в Нидерландах ждут визита президента России

ТРАДИЦИИ
Топ-менеджер из "Мертвых душ"
Потомок древних афинян Дмитрий Бенардаки стал первым русским миллионером

ОБЩЕСТВО
Гаишники Ее Величества
Нужно ли нашей Госавтоинспекции копировать европейские порядки. Репортаж из Великобритании

КИНО
Мнение меньшинства
Новый фильм Спилберга как манифест внутренней оппозиции

КУЛЬТУРА
Чудо подвига
Художнику Константину Васильеву исполнилось бы 60 лет

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Мышкин
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: ноябрь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал