ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 8 (7) октябрь 2002

СПОРТ

"ЧТО ЗНАЧИТ РУССКИЙ БОЙ УДАЛЫЙ…"

Стране вновь нужна мобилизационная культура

Всякий раз, когда вражеские полчища шли на русскую землю, агрессорам приходилось иметь дело не только с регулярными войсками, но и с вооруженным народом, встававшим на защиту Отечества. Народная война всегда была "фирменным ответом" России на действия поработителей, и сила сопротивления со стороны простых людей часто становилась настоящим потрясением для захватчиков. Кто-то видел в этом проявление "загадочной русской души", кто-то обвинял наших предков в "варварстве" и нежелании вести войну "цивилизованными методами". Знаменитый "русский характер", конечно, играл здесь важную роль, однако причина не только в нем. Загадка, мучившая иноземцев, имеет и разгадку: на Руси издавна существовала своеобразная система рукопашных состязаний, имевшая в народной жизни примерно то же значение, что и комплекс ГТО в советское время. И народ-воин, способный быстро подняться на защиту родной земли в дни тяжелейших исторических испытаний, не в последнюю очередь сформировался именно благодаря этой системе.

НА ВРАГА -- ВСЕМ МИРОМ
Вплоть до конца XVIII века большая часть русских земель находилась под угрозой вторжения кочевых орд, разорявших наши селенья и уводивших в плен тысячи людей. Мирные крестьяне, особенно те, кто жил вблизи Засечного рубежа (сети оборонительных укреплений, постепенно отодвигавшихся на юг), в дни вторжений часто были вынуждены полагаться лишь на себя. Нужно было суметь защитить свою семью и общину до подхода регулярных войск, что, в свою очередь, трудно сделать без навыков коллективной самообороны. Так в течение столетий "во глубине России" сложилась и народная воинская традиция, развивавшаяся параллельно с высокой воинской культурой -- дружинной, дворянской, офицерской.
По свидетельству историков, в давние времена ни один народный праздник не обходился без состязательных схваток. В записках австрийского дипломата Герберштейна, посетившего Москву в 1517 году, говорится о том, что на Руси была распространена система соревнований, в которых "молодые люди, споря друг с другом о победе, стараются каким бы то ни было образом повалить друг друга. Кто побеждает большее число противников, считается победителем".
Конечно, прежде всего следует упомянуть стеношный бой. Как правило, русский кулачный бой до сих пор ассоциируется именно со "стенкой", где победа зависит от слаженных действий всего коллектива. Стеношный бой, или бой "стенка на стенку", -- это уникальная форма состязаний. Он мог пользоваться особой популярностью, пожалуй, исключительно лишь в России. В нем сфокусировалась вся философия традиционной русской общины -- доминирование "мы" над "я", коллективизм, императив взаимопомощи и солидарности. Навыки, приобретенные в таких состязаниях, развивали не только физическую, но и нравственную силу. Во многом такие навыки позволяли русским людям в тяжелые для Отечества дни показывать чудеса сплоченности, подниматься на врага "всем миром".
В ХIХ веке феномен русского рукопашного боя был описан в огромном количестве исторических документов и публикаций вроде "Материалов для русской этнографии и истории народного языка" и т. д. Однако в то время ученые не ставили себе целью изучать "народный спорт" как таковой, фиксируя внимание в основном на терминологии рукопашного боя, необычных или малоизвестных словах, которыми описывались различные приемы и удары.
До конца 20-х годов минувшего века рукопашные состязания практиковались в российских деревнях почти повсеместно. Коллективизация, разрушившая бытовой уклад русского крестьянства, оборвала эту традицию во многих краях и губерниях, но все же не везде. Потом, в последние годы правления Сталина, власти спохватились и даже попытались создать в дополнение к "советскому" самбо еще и специфическую "русскую" систему боя. В хрущевскую эпоху от этой идеи отказались, а процесс "укрупнения деревень" привел к тому, что от широко распространенной традиции рукопашных состязаний в России остались лишь локальные очаги.

ТОЧКА СИНТЕЗА
И все же в отдельных регионах традиция рукопашных состязаний сохранилась вплоть до начала 80-х годов, когда в Советском Союзе начался интенсивный процесс разработки авторских систем так называемого русского стиля. В большинстве этих школ занятия проводились, вместо кимоно и самбистских курток, в традиционных русских рубашках, а названия ударов и приемов были взяты из древнеславянского языка, что само по себе создавало атмосферу чего-то "своего", "исконного".
Однако подобная стилизация имела и свои негативные стороны. Поскольку все эти системы создавались на основе творческой фантазии их авторов, проследить реальную связь между ними и аутентичной народной традицией было, по сути дела, невозможно. Отсутствие исторической подготовки в таких школах компенсировалось претензией на обладание некими "эзотерическими знаниями", "тайными методиками", восходящими то к языческим волхвам, то к секретным школам СМЕРШа. На первых порах флер таинственности и магической древности этих школ привлекал к себе многих, но затем наступало разочарование.
Настоящее, серьезное обращение к традиционной состязательной культуре датируется уже 90-ми годами, когда на сцену вышло новое поколение исследователей. Чуть позже была создана общероссийская Федерация русского рукопашного боя (ФРРБ), поставившая перед собой цель развивать именно "народное" направление. Сегодня там, где воссоздают русскую состязательную традицию, особое внимание уделяют стеношным поединкам ("стенка на стенку"), в которых главным критерием успеха становятся не столько сила и ловкость отдельно взятых людей, сколько умение "чувствовать локоть" товарища.
"Мы не ставим перед собой цель воспитать "супермена", который мог бы одолеть дюжину противников, -- говорит президент федерации Павел Шалунов. -- Мы хотим подготовить самых обычных людей к тому, чтобы они умели взаимодействовать в коллективе, привить им способности к принятию решений, дать понимание ценности ответственности, взаимовыручки, дружбы. Многие стремятся к тому, чтобы добиться победы самостоятельно. Наша цель иная -- в том, чтобы победить не одному, а вместе с коллективом, дружиной. И наряду с традиционными оздоровительными и состязательными формами занятий эту задачу выполняют и другие наши мероприятия, направленные на приобщение к культурно-историческому наследию России".
Ныне ФРРБ -- своего рода сборный пункт для самых разных людей, объединившихся вокруг идеи возрождения русских традиций. Как правило, спортсмен тренируется в спортзале, историк изучает книги и архивные документы, археолог трудится на раскопках, фольклорист собирает этнографические материалы, делает реконструкции, и при этом все они могут ничего не знать друг о друге, но каждый сам по себе занимается важной частью одного общего дела. ФРРБ же дает им возможность собраться, наконец, вместе, чтобы в одной связке развивать все эти направления. Существенно и то, что у каждого из них есть возможность поговорить со священником, утвердиться в основах православной веры. Кстати, для миссионерской работы среди ребят, попавших под влияние язычества, ФРРБ создала специальную группу -- центр имени святителя Леонтия Ростовского (одного из первых русских священномучеников, пострадавшего от язычников).

ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
В каком-то смысле национальные спортивные состязания представляют собой сложное символическое явление, сублимирующее ностальгию по древней воинской культуре. Ведь у каждой страны есть свои "рыцарские" периоды истории, когда складываются легенды и предания, выходят на сцену национальные герои. И русская национальная состязательная традиция позволяет, хотя бы и на символическом уровне, войти в этот культурный контекст. Естественно, психологический эффект от таких состязаний и турниров огромен. У людей складывается ощущение, что "не оскудела еще сила богатырская", что национальное начало способно к самовыражению. В такой атмосфере и становится возможной своего рода прививка культурного консерватизма, передающего новую энергию из "рыцарского", былинного, легендарно-героического периода нашего прошлого. Если угодно, здесь рождается особая социальная энергия, поднимающая дух нации, дающая ей силы противостоять трудностям и бороться за свое выживание.
Таким образом, возрождение традиционных рукопашных состязаний -- это прежде всего культурный проект, направленный на приобщение к истокам русской цивилизации. Любопытно, что первым в русской истории об этом заговорил один из основателей славянофильства и выдающийся православный богослов Алексей Степанович Хомяков. Он же, кстати, был первым, кто использовал заимствованное слово "спорт" в русском языке, при этом имея в виду как раз народный спорт, народные спортивные традиции. Теперь и к нам постепенно приходит понимание того, что национальное чувство должно проявляться не только в сфере идеологии и политики, но и на уровне образа жизни, быта, отдыха, развлечений.

ОСТАТЬСЯ САМИМИ СОБОЙ
В минувшем веке спорт стал социальным и культурным фактором огромной значимости. Уровень развития физкультуры и спорта определяет не только здоровье нации, но и ее психологическое состояние. В советское время спорт был частью грандиозной политики. СССР стремился взять максимальное количество медалей на олимпиадах, установить как можно больше мировых рекордов. В ту эпоху достижения в спорте были призваны подтвердить статус Советского Союза как мировой державы. А сейчас мы должны решать другую задачу -- думать над тем, как остаться самими собой, как сохранить свою духовную и культурную идентичность. Пример Кореи, Японии и Исландии (где культивируется своя национальная борьба - глима) показал, что спорт, основанный на национальных культурных и духовных традициях, -- это крайне эффективная социальная технология, позволяющая за короткие сроки добиться реальных результатов.
Разумеется, здесь нужны нетривиальные подходы к развитию спорта, призванные заложить основы новой мобилизационной культуры. Сегодня мы должны бросить все силы не на сбор "золотого урожая" на олимпиадах и чемпионатах мира, а сделать ставку на те виды спорта, которые могут служить опорой традиционного самосознания. И в данном смысле их возрождение -- это нечто большее, чем просто культурный проект. Это попытка найти новую точку пересечения со стихией русской традиции, попытка восстановить историческую преемственность между "русскими двадцать первого века" и "русскими прошлых времен".

Александр Рудаков


Крестьянская община и воинская дружина -- это родственные по природе и близкие по сути формы социальной организации, характерные для традиционной Руси

В ситуации, когда экспансия западного образа жизни оставляет нам все меньше шансов на самобытность, национальные виды спорта дают альтернативную возможность приобщиться к русской почве, к национальной традиции

Спорт, основанный на национальных культурных и духовных традициях, -- это крайне эффективная социальная технология, позволяющая за короткие сроки добиться реальных результатов

Возрождение традиционных рукопашных состязаний -- это прежде всего культурный проект, направленный на приобщение к истокам русской цивилизации

  СТЕНОШНЫЙ БОЙ
"Кулачные бои, столь же любимые, как и борьба, проводились между двумя партиями бойцов, которые выстраивались друг против друга в несколько плотных рядов, составлявших стенку. Впереди стенки стоял атаман, который во время боя командовал стенкой, определяя направление маневров и ударов, подбадривая бойцов. Перед началом боя происходило так называемое задирание (заигрыш, похвальба), состоявшее в выкрикивании в адрес противников насмешек, которые должны были вывести их из равновесия и подбодрить, "завести" себя на битву. Затем раздавался свист -- сигнал к сражению. Стенки сходились, начинался бой, во время которого бойцы использовали приемы, аналогичные традиционной тактике древнерусской пехоты: применялся удар "клином", наступление на одном фланге, контратаки, окружение и т. д.
Согласно русской традиции, кулачные и палочные бои всегда начинали подростки четырнадцати-шестнадцати лет. Они задирали друг друга, с криком шли стенка на стенку, руководимые своим вожаком, вступали в сражения. Парни и молодые мужчины наблюдали за игрой, подбадривали, а когда бой приближался к концу и противник пускался в бегство, вступали сами на поле битвы. Свое участие одни объясняли необходимостью "защитить свою честь" после позорного поражения своей деревни, а другие -- "доказать, что наши бойцы лучше ваших". Спортивные военные состязания проходили в присутствии большого количества зрителей, которые подбадривали участников, одобряли их или, наоборот, порицали их действия. Подросток всегда получал от зрителей свою долю уважения, даже в случае проигрыша.
Следует отметить, что борьба, палочные и кулачные бои были для подростков, да и для других игроков, довольно сильным испытанием, так как моделировали ситуацию, требовавшую максимального напряжения воли человека. В то же время участие в этих играх было полезно для подростков. Мальчики вырабатывали в себе множество полезных качеств: силу, ловкость, смелость, волю, умение терпеть боль, чувство локтя, взаимной выручки, коллективизма. Присутствие зрителей, внимательно следивших за игрой, не давало возможности смошенничать, воспитывало честность, справедливость, уважение к противнику. Кроме того, эти игры были хорошим средством изменения эмоционального настроя подростков, позволяли найти правильный выход присущей подросткам агрессивности, внутренней энергии".

(Из книги И. И. Шангиной "Русские дети и их игры", СПБ, "Искусство", 2000, стр. 98--99.)

  КУЛЬТУРА ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ
"Воспитание мужественных воинов, могучих духом и пламенных сердцем, в сегодняшнем мире требует создания очагов культуры высокой интенсивности, культуры не слова только, но и дела, ибо религиозная правда и всегда, а в особенности в наше время, может иметь силу только в словах, доказанных жизнью говорящего.
Нам небезразлично тело, и мы знаем, что оно или станет помощником в шествии к Вечности, или сделается непреодолимою преградою.
И Святой Исаак Сирин говорит, что "ум не покорится кресту, если ему не покорится тело". Потому мы заботимся о крепости телесной и не пренебрегаем достижениями народной воинской культуры, но пользуемся ими, приспосабливая для собственных целей, ибо человек поставлен на рубеже двух природ и подобен дереву, чьи корни в земле, а верхушки касаются неба, да "и сама смертность плоти поглотится некогда славою воскресения" (св. Григорий Двоеслов)".

(Из обращения о. Анатолия Хациева к участникам Общероссийского семинара Федерации русского рукопашного боя, август 2002 года.)

  МОЛИТВА ПОДВИЖНИКА СИЛЬНЕЕ МАГИИ
Размышляя о том, как соотносятся между собой восточная боевая магия, "работа с энергиями", и русская воинская традиция, полезно вспомнить одно тибетское предание. Оно проливает подлинный свет на ключевой момент Куликовской битвы -- поединок Пересвета и Челубея.
Оба воина служили нечеловеческим силам: один Истинному Богу, другой - языческим идолам Тибета. И их поединок вопреки распространенной трактовке проходил без вещественного боевого оружия. Челубей, посвященный в высшие степени тибетской магии, действовал силой своих заклинаний, которые до сих пор не подводили его. Многие воины нашли свою смерть в битвах с этим рыцарем-магом. И великий страх нагонял он на противников, смущая их сердца. Поэтому преподобный Сергий Радонежский и послал на Куликово поле двух своих духовных чад, имевших "дух бодр и веру крепку".
Отправляясь на поединок, русские монахи-схимники возложили все упование свое на Того, в Чьих руках победа и поражение, и не были посрамлены. Так, сила молитвы, обращенной к Спасителю, одолела магическую силу, которая лишала лучших воинов Востока их могущества. Путь Пересвета начинался в среде воинов, где он закалил тело и душу, но дар побеждать таких доселе непобедимых, как Челубей, он получил в обители Святой Троицы, основанной преподобным Сергием. Эта история так потрясла тибетских волхвов, что они и поныне с трепетом повторяют ее своим адептам.
Еще об одном случае, подходящем к нашей беседе, повествуют неопубликованные фрагменты дневников святителя Николая Японского. Там содержится подлинное описание чуда обращения Савабэ-сенсея - мастера меча и жреца языческой религии синто. Он ненавидел святителя Николая и использовал любой случай, чтобы унизить православного миссионера. Однажды язычник набросился на святителя с явным намерением убить его. Тогда Николай Японский воззвал к архистратигу небесных воинств св. Михаилу Архангелу, и руки подвижника неожиданно наполнились такой силой, что он буквально завязал узлом гордого язычника. Познав на собственном опыте, что "не в силе Бог, но в правде", Савабэ-сенсей пережил духовное потрясение и сделался учеником святителя Николая Японского. Впоследствии он стал первым японцем, принявшим священный сан, и получил имя Павла -- в память об обращении в истинную веру "апостола язычников".
Так что пусть не забывают те, кто достиг даже великого совершенства в работе с чисто земными, вещественными энергиями, что действие силы Божией упраздняет их власть. Ибо путь воина, как понимали его наши предки, предполагает наличие крепости тела при совершенстве души.
Эта истина непреложна и в сегодняшние времена. Не исторгнутая из православной среды, русская состязательная культура хранит те средства и приемы, которые позволяют человеку оставаться на высоте его призвания без потери достоинства и очерствения души. Восточные же единоборства не утончают душу, а делают ее черствой. Всмотримся в лица тех, кто взирает на нас с плакатов, рекламирующих очередные соревнования по этим видам спорта! Они безжалостны, горды, самоуверенны, неумолимы, жестоки, их души обращены к пустоте и смерти. Мы же поклоняемся Начальнику Жизни, Христу, и русский воинский путь признает иной императив -- "положить душу свою за други своя".
Заповедь эта как нельзя лучше проявляется в русских рукопашных состязаниях, традиции которых формировались на протяжении столетий.

Священник Анатолий Хациев


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

Колокольный звон зовет к молитве
Наши дети дожили до "штрих-кода ученика"
Политику определяет бизнес
"Битва за урожай" может перерасти в ценовую войну

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Президент как классный руководитель
Пока самым активным фигурантом политико-экономического процесса в новом сезоне выступает Владимир Путин

РЕПЛИКА
Оранжевая тревога
В Белом доме будет свой "железный нарком"

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Рыбный бунт
Российско-американские трения из-за акватории Берингова моря должны послужить для нас уроком на будущее

ИДЕОЛОГИЯ
Побойтесь Бога…
Использование религиозной символики в предвыборной агитации накладывает на кандидатов серьезные моральные обязательства

ИНТЕРЕСЫ
Партийная зона
Для одних мода на партстроительство -- это бизнес, для других -- шанс изменить историю

ФУТУРОЛОГИЯ
Неустойчивое развитие
На саммите в Йоханнесбурге третьему миру предложено выбирать между палеолитом и неолитом

СОСЕДИ
Славянская мечта
Полное объединение с Россией -- лучший выход для Александра Лукашенко

ВПК
Партизанскими тропами
Нелюбовь к Белоруссии не мешает американцам закупать ее дешевое и качественное оружие

Продавец оружия
На вопросы "РП" отвечает заместитель министра обороны РФ, председатель Комитета РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (КВТС) Михаил Дмитриев

Давид против Голиафа
Мемуары о будущей мировой войне, или Как слабому сразить сильного. Окончание

СПЕЦСЛУЖБЫ
Сам Феликс послал его за кордон
Первый советский разведчик Алексей Филиппов спас Балтийский флот


ТЕМА НОМЕРА: ЛЕС

Ослабленный инстинкт
Когда деревья будут большими
Возможности лесного комплекса страны используются лишь на три-пять процентов

От корней до кроны
Лесопромышленный комплекс был и остается главной базой предпринимательства в Карелии

Забытая отрасль
По чьей вине не работает с полной отдачей один из главных ресурсов Томской области

"Деревянная нога" Суоми
Чтобы научиться по-хозяйски относиться к лесу, достаточно съездить за опытом к соседям-финнам

Контакты и контракты
Иностранные инвесторы начинают вкладывать средства в развитие лесопереработки в России

Неравный бой на мебельном рынке
В результате снижения таможенных ставок и падения цен на импортную мебель иностранные мебельщики вытесняют с рынка наших производителей


ХОЗЯЙСТВО

МАКРОЭКОНОМИКА
Инвестиционный перекос
Для того, чтобы насытить страну капиталовложениями, необходимо сменить "инвестиционную диету"

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Находка для шпиона
Как действуют современные ловцы коммерческих секретов

СОСЕДИ
"Перспективы светлые, но путь извилист"
Прогнозы российско-китайского экономического сотрудничества. Статья вторая

ПАРАЛЛЕЛИ
Государство и кооперация
Некоторые экономические аспекты национальной идеи

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС--ХРОНИКА
Губернские новости
ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Cистемы тайм-менеджмента
И их недостатки, приводящие к проблемам в бизнесе. Статья вторая

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Условные события как новый финансовый инструмент
IAS: искусство иллюзии. Статья третья

НАЛОГИ
Мы будем жить теперь по-новому
С 1 января 2003 года начнет действовать глава 26.2 Налогового кодекса

Защищайтесь, господа!
Вступил в силу новый Арбитражно-процессуальный кодекс

ТАМОЖНЯ
Иномарки: вопрос решен
Точка в вопросе о таможенных пошлинах на подержанные иномарки наконец поставлена

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Еще один стабильный год
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Под гору

ЧЕЛОВЕК

ДЕЛО
Новая дорога Сергея Васильева
Бросив пить, питерский предприниматель построил на своем заводе православный храм

Труды и дни Михаила Васина
Рязанский фермер не только умело хозяйствует, но и преображает родное село

ДИАСПОРА
"В кейптаунском порту…"
Русские в Южной Африке

ДУША
Пермский треугольник
Опыт Западного Урала свидетельствует, что импорт в Россию "новых религий" ни к чему хорошему не приводит

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ
Жизнь и житие адмирала Ушакова
То, что Церковь увидела в прославленном адмирале Ф. Ф. Ушакове праведного воина Феодора, заставляет нас иначе взглянуть на его судьбу

СПОРТ
"Что значит русский бой удалый…"
Стране вновь нужна мобилизационная культура

ОБРАЗ ЖИЗНИ
Дух интерьера
Увлекаясь чужими идеями, дизайнеры забывают о русских традициях

КНИГИ
Вечный зов родного края
"Двойное дно" последнего романа Б. Акунина

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Ферапонтово
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: октябрь

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал