ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 7 (6) сентябрь 2002

КУЛЬТУРА

ГАРРИ ПОТТЕР И МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ

Мифы масс-культуры сегодня заменяют идеологию

Сегодня уже мало кто помнит о том, как почти 70 лет назад обитатели Нового Света замерли в ожидании атаки марсиан, высадившихся на Землю. Миллионы американцев приняли за выпуск новостей радиоспектакль по мотивам фантастического романа Герберта Уэллса. С тех пор в мире многое изменилось. Например, ученые выяснили, что на Марсе инопланетяне не живут и поэтому космических вторжений оттуда не предвидится. Однако в наши дни эффект "марсианского нашествия" снова используется американской киноиндустрией. И похоже, что на этот раз вполне осознанно.

"ОСЬ ДОБРА"
Современную Америку трудно назвать страной серьезных идей. Как показывают социологические опросы, большинство граждан США имеет самое приблизительное представление о Вашингтоне, Джефферсоне, Декларации независимости и американской конституции. Сегодня все это постепенно превращается в серьезную политическую проблему. В условиях жесткой мировой конкуренции Америка нуждается в новых инструментах идеологической мобилизации, с помощью которых можно объяснить населению, где друзья, а где враги, и почему налогоплательщики должны оплачивать ведение "непонятных" войн на краю света. Идеологический вакуум следует обязательно чем-то заполнить -- хотя бы на уровне образной, архетипической картины происходящего.
Между тем сейчас американский агитпроп не в состоянии внятно объяснить соотечественникам, почему они "добрые", а противники-"гипердержавы" (реальные или воображаемые) олицетворяют собой абсолютное зло. Старые идеологические конструкции, проверенные на прочность десятилетиями холодной войны, безнадежно устарели. Когда-то мировые претензии Америки оправдывались необходимостью "борьбы с коммунизмом", защиты свободы, собственности и прав человека. Однако ныне мировой социалистический лагерь повержен, а среди союзников Америки все чаще можно встретить военные хунты (как в Пакистане), тоталитарные режимы (как в Саудовской Аравии) или криминальные группировки (как в Косово).
Идеологизированная риторика разбивается о реальность фактов: Америка защищает не глобальные ценности, но лишь свои эгоистические интересы. А отказываться от претензий на уникальную вселенскую миссию американский истеблишмент все равно не хочет. Казалось бы, выхода из замкнутого круга нет. Но не тут то было! Идеологический вакуум начинает заполняться с помощью фантастической литературы и кино.
Минувший год прошел под знаком коммерческого триумфа очередной серии "Звездных войн" ("Атака клонов. Эпизод пятый") и книг про Гарри Поттера и магический колледж Хогвардс. Последние, хотя и написаны в Старом Свете, обязаны своим коммерческим успехом исключительно американским издательствам, в свое время раскрутившим книгу "Гарри Поттер и философский камень" до уровня мирового бестселлера. С одной стороны, в этом вроде бы нет ничего необычного: ну угадали специалисты по маркетингу, что будет хорошо продаваться. С другой стороны, произведений, подобных "Гарри Поттеру", каждый год появляется на книжном рынке как минимум несколько сотен. И чем творение Джоан Роллинг выделялось из этого ряда? Вполне возможно, что всего лишь одним: наличием хорошо разработанной темы борьбы с "абсолютным злом", которая уже давно не дает Америке покоя.
Допускаю, что кому-то покажется невероятной сама мысль о том, что литературные вкусы и зрительские симпатии могут быть связаны с чьим-то идеологическим заказом. Однако в современном мире владельцы крупных издательств и киностудий весьма тесно взаимодействуют с политиками и идеологами. Чтобы проиллюстрировать это положение, достаточно примера одного только Голливуда. И потому "совпадение" идеологических запросов политиков и масс-культурной моды -- вещь далеко не случайная. Масс-культура становится одним из элементов социальной инженерии, фактором проектного программирования будущего общества.

СОВЕТСКИЙ ОПЫТ
Странно, но факт: спустя десятилетия после краха мирового соцлагеря Америка начинает успешно осваивать приемы советского агитпропа. В нашем случае уместно вспомнить о том, как в конце 30-х годов, незадолго до заключения пакта Молотова--Риббентропа, творцы идеологического креатива некоторое время экспериментировали над созданием новой политической мифологии. Напомним, что это был своего рода переходный период в развитии "красного мифа", когда Третий Интернационал и мировая революция утратили актуальность, а доктрина "защиты социалистического отечества" еще не приобрела законченную форму. Нужно было придумать, как безболезненно спустить на тормозах тему планетарной "смены формаций", не вызывая недоуменных вопросов со стороны распропагандированного населения. Эксперименты начались с детской художественной литературы.
В конце 30-х появился известный опус Аркадия Гайдара под названием "Повесть о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове". Действие сказки происходит в нереальном, мифологическом пространстве, где злые силы воплощают некий абстрактный Главный Буржуин и предавший красную идею "за бочку варенья и корзину печенья" Мальчиш-Плохиш. Любопытно, что Главный Буржуин вовсе не олицетворял собой весь мировой капитализм, а был главой лишь одного из враждебных государственных образований -- Горного Буржуинства, напавшего на Мальчиша и его друзей "из-за Черных гор". Помимо этой зловещей страны в повести упоминаются сорок царей и сорок королей, Равнинное Королевство, Снежное царство и Знойное Государство. Такая география, кажется, вызывает в памяти вполне определенный литературный жанр -- фэнтэзи. По сути дела, детская сказка была призвана генерировать новый миф о "политическом добре" и "политическом зле".
Неудивительно поэтому, что литературные критики так часто обнаруживают сходство книг про Гарри Поттера не только с классическими сказками про Золушку и Красную Шапочку, но и с многочисленными произведениями советской детской литературы, и прежде всего Аркадия Гайдара (например, с "Тимуром и его командой", поскольку Гарри Поттер в чем-то напоминает образцового пионера Тимура, Гермиона -- девочку Женю, а Драко Малфой -- хулигана Мишку Квакина). Но "Мальчиш-Кибальчиш", конечно, вспоминается в первую очередь, поскольку именно здесь прослеживается настоящее архетипическое сходство. И то и другое -- попытка создать на сходном жанровом материале как бы детской литературы новую мифологическую систему координат, на которой располагается "свое" и "чужое", "добро" и "зло". У Джоан Роллинг подобием Главного Буржуина выступает злой маг Воландеморт, которого ученые-политологи с полным на то основанием могли бы назвать фашистом.
Интересно, что к моменту написания "Мальчиша-Кибальчиша" советские вожди еще не знали, с кем конкретно им придется воевать и к какой "оси" придется присоединиться. Германский фашизм мог оказаться другом, британский империализм -- врагом, как, впрочем, и наоборот. В этой ситуации образ врага должен быть до предела схематичным и абстрактным, лишенным какой-либо культурной и национальной конкретики. И Главный Буржуин подходил на эту роль идеально.

ПОЛИТКОРРЕКТНОЕ ФЭНТЭЗИ
Подобные проблемы стоят и перед современными американскими "инженерами человеческих душ". Объяснить, с кем сегодня борется Америка, и в самом деле нелегко. Признаться массам, что борьба идет вовсе не "против", а "за" (например, за мировое господство), по понятным причинам, нельзя. Есть, разумеется, официальные ответы: борьба с терроризмом, с исламским экстремизмом, с бен Ладеном. Но даже после терактов 11 сентября эта тема не всегда близка сознанию обывателя.
Помимо мусульманских стран в обозначенной Джорджем Бушем-младшим "оси зла" нашлось место и для Северной Кореи, и даже для Кубы, которую никак невозможно приписать к делу "Аль-Каиды". Да и с точки зрения политкорректности было бы недальновидно слишком явно связывать образ врага с арабами или мусульманами. Во-первых, опасно ссориться с собственными согражданами, среди которых множество и тех и других. А во-вторых, в силу особенностей новой мировой ситуации, этот образ, как уже говорилось, должен быть максимально схематичным, расплывчатым и неопределенным. Ведь, по большому счету, завтра врагом может стать кто угодно. Сегодня это "ось зла", а завтра -- Венесуэла, Китай или даже Россия. Лучшего средства, чем мифологическая конструкция в стиле уже упомянутого Главного Буржуина (или Главного Злого Мага, Адепта Темной Стороны Силы и т. д.), в этой ситуации придумать просто невозможно. Она формирует куда более устойчивый и, если угодно, долгоиграющий "образ врага", чем любая идеологическая или геополитическая модель. Неудивительно, что главную интригу последней серии "Звездных войн" и книжной эпопеи про Гарри Поттера (не говоря уже об экранизации "Властелина колец" Толкиена) составляет "борьба с врагом", воплощающим "абсолютное зло". На долю Саурона, Воландеморта и перешедших на "темную сторону" джедаев -- отступников -- выпала ответственная миссия: сыграть роль полноценных символов зла.
Любопытно, правда, что успех фильма о Гарри Поттере намного превзошел успех экранизации "Властелина колец". Как выяснилось, несмотря на все потуги адаптировать Толкиена к нынешнему либеральному мейнстриму, его произведения все же очень плохо поддаются "идеологической коррекции". В этом смысле показательна дискуссия о Толкиене между одним известным рок-музыкантом и ньюэйджеевским "гуру" на волнах, кажется, радио "Свободы". Оба собеседника заметно сожалели о своем былом увлечении "Властелином колец", поскольку язык орков -- демонических созданий, подчиненных злу, -- подозрительно похож на чеченский, а волшебные эльфы -- на "нордических сверхлюдей". Обвинения Толкиена в расизме, конечно же, надуманы. Английский писатель и в самом деле был человеком с отчетливо выраженными правыми убеждениями, но однозначно осуждал расизм и весьма презрительно относился к мифотворчеству Вагнера, которого считал дилетантом. В то же время произведениям Толкиена, безусловно, свойственна идея некоего элитизма, чего никак не скажешь о творениях Джоан Роллинг. Вопреки расхожим представлениям юный оккультист Гарри Поттер активно защищает маглов (обычных людей, не умеющих колдовать) от произвола колдунов-"расистов", испытывающих ненависть к "профанам". Так что политкорректность произведений Джоан Роллинг позволила им оттеснить на второй план идеологически подозрительного Толкиена.

ТЕНЬ ВЫХОДИТ ИЗ ЗЕРКАЛА
Информационная цивилизация делает все более зыбкой грань между объективной реальностью и виртуальным миром, наполненным никогда не происходившими событиями и вымышленными персонажами. В каком-то смысле эпизоды фантастического сериала часто выглядят для сегодняшнего обывателя куда реальней, чем настоящая жизнь "большого мира".
Впрочем, "мир иллюзий" -- это не только отражение современных культурных и политических запросов. Порой он сам начинает серьезно влиять на мировоззрение политических элит и принятие стратегических решений. Откладываясь глубоко в подсознание, ситуативные сценарии фэнтэзи начинают жить своей собственной жизнью -- уже за рамками сюжета. Здесь вполне уместно вспомнить о том, что впервые "Звездные войны" Джорджа Лукаса вышли на экран в 1975-м, а спустя десять лет фантастическая тема стала элементом большой политической игры. Советские руководители, не подозревавшие о существовании такого жанра, как фэнтэзи, приняли план "Звездные войны" за чистую монету и пошли на стратегические уступки.
Теперь история может повториться на новом витке. Ведь нынешнему хозяину Белого дома, в силу особенностей его мышления и кругозора, такая литература, вероятно, очень понравится. И нельзя исключать, что вскоре американские политики сделают весьма своеобразные выводы из истории про Гарри Поттера. Например, станут развивать парапсихологию, дабы ясновидящие выявляли неблагонадежных и читали их мысли, предотвращая угрозы государственной безопасности.
Так что не удивляйтесь, если завтра Джордж Буш-младший сообщит миру о новом американском супероружии, на сей раз экстрасенсорном. Новое -- это хорошо забытое старое. Виртуальный мир не оставляет в покое мир реальный.

Александр Рудаков

Мифологическое сознание пускает корни там, где не хотят вдаваться в детали, но желают иметь общее представление о смысле происходящего

В моменты идеологических кризисов часто бывают востребованы детские сказки. Причем рассказывают их, как правило, взрослым

В современном обществе планка "идеологической серьезности" падает все ниже и ниже. В новой ситуации фэнтэзи заменяет идеологию

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

"Открою кодекс на любой странице…"
Демонстрация силы
Подоплека ценового прессинга

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Доразвивались
Власти стараются законсервировать ситуацию в экономике до президентских выборов

РЕПЛИКА
Кубок Панамы
Приз за самую грандиозную финансовую аферу уплывает за океан

ТЕРРОРИЗМ
Доктрина устрашения
"Битва с терроризмом", начавшаяся после событий 11 сентября прошлого года, стала прелюдией к войне за спасение доллара

Мишень номер семь
Дружба с Америкой обходится России дороже, чем вражда

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Калининградская проблема: экзамен на зрелость
С присоединением к ЕС Литвы и Польши вокруг Калининградской области воздвигается настоящий забор

Шенгенский соблазн
Блокада как прелюдия аннексии

ИДЕОЛОГИЯ
Хватит с нас мифов
Уже много лет в России бытует миф о том, что интересы предпринимателей бесконечно далеки от интересов государственных и общенациональных, а то и вовсе противоположны им

ИНТЕРВЬЮ
Страна должна стать сильнее
Православное мировоззрение будет духовной основой России в нынешнем веке, считает заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин

ВПК
Давид против Голиафа
Мемуары о будущих сражениях, или Как слабому сразить сильного. Статья третья

СПЕЦСЛУЖБЫ
Из тех самых Третьяковых
Он заседал в правительстве Керенского, а погиб за Советский Союз


ТЕМА НОМЕРА: БУМАЖНАЯ ЭКОНОМИКА

Развенчанные иллюзии
США затягивают мировую экономику в длительный кризис

Конец сказки о новой экономике
Исправление структурных перекосов в хозяйстве США будет очень болезненным

Ржавчина на золотом рынке
Взрывной рост цен на желтый металл способен изменить всю мировую финансовую систему

О кризисе без кошмаров
Размышления за чашкой чая


ХОЗЯЙСТВО

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Всегда ли русскому хорошо то, что немцу смерть
Экономический шпионаж: взгляд из Германии и России

ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Управляйте собой
Рекомендации читателям дает бизнесмен-практик

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС-ХРОНИКА
Губернские новости
КРИМИНАЛ
Бандоград на Волге
К 10-летию начала в Тольятти эпохи так называемых криминальных войн

МЕНЕДЖМЕНТ
Заведите себе ИТ-консультанта
Директор по информационным технологиям: мода или потребность современного бизнеса?

НАША МАРКА
Кто привез УАЗ в Европу
Раньше итальянцы делились технологиями с нашим автопромом. Теперь на Апеннинах будут выпускать российский автомобиль

Между Швейцарией и Китаем
Новая команда управленцев навела порядок на пензенском часовом заводе "Заря"

СОСЕДИ
"Перспективы светлые, но путь извилист"
Прогнозы российско-китайского экономического сотрудничества

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Обесценение активов, или Бесценный инструмент бухучета
IAS: искусство иллюзии. Статья вторая

НАЛОГИ
Ищите дырку в законе
Если хорошо подумать, то окажется, что налоговое бремя действительно стало легче

Суета вокруг учета
Между собой бухгалтеры называют это нововведение "самой большой глупостью" в системе отчетности предприятия

ТАМОЖНЯ
Челноков приравняли к импортерам
Опять иномарки…
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Обманчивая стабильность
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Эпоха "медведей"

ЧЕЛОВЕК

ОБРАЗ ЖИЗНИ
Дом, чтобы жить
Как связаны архитектура и образ жизни, в каких домах нужно жить, помогают ли архитекторам бытовые стереотипы

ЛИЧНОСТЬ
Кандидат с мечом
Первый русский капиталист Герман Стерлигов хочет стать могильщиком безнадежности

ДИАСПОРА
Русская Латинская Америка
Южноамериканский агропромышленный комплекс поставили на ноги выходцы из России

ЗДОРОВЬЕ
"Медицина стала безжалостной и страшной"
Интервью с настоятелем храма св. царевича Димитрия при Первой градской больнице протоиереем Аркадием Шатовым

ДЕЛО
В своей тарелке
Уникальные фарфоровые блюда Ирины Малышевой покупают звезды Голливуда. А в России цивилизованного рынка такой продукции до сих пор нет

Начинал Степанов с наклеек
Псковский предприниматель-полиграфист пережил дефолт вопреки всякой логике

ОБРАЗОВАНИЕ
Школа--семья
Протоиерею Льву Махно удалось создать в Туле уникальную православную классическую гимназию

ТРАДИЦИИ
"Благородные" бизнесмены
Дворянское предпринимательство в России в XVIII веке

ДУША
С болью и любовью
Издательство "Святая гора" выпускает в свет очередной том бесед и размышлений "солдата регулярной армии Христа" старца Паисия Святогорца

КУЛЬТУРА
Гарри Поттер и Мальчиш-Кибальчиш
Мифы масс-культуры сегодня заменяют идеологию

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Сольвычегодск
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: сентябрь
 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал