ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 7 (6) сентябрь 2002

ДЕЛО

НАЧИНАЛ СТЕПАНОВ С НАКЛЕЕК

Псковский предприниматель-полиграфист пережил дефолт вопреки всякой логике

Степанов Николай Вячеславович, родился 30 декабря 1958 года в Амурской области. С 1962 года живет в Пскове. Служил в армии. Учредитель и генеральный директор ЗАО "Вайт". Женат, двое детей.

МЕЛОЧЬ, А ПРИЯТНО
В конце 80-х годов, когда в стране еще процветал так называемый колбасный туризм, многочисленные по тем временам псковские турбюро мучились одной проблемой. Дело в том, что в смете на каждого туриста-транзитчика закладывалось 30 копеек на сувенир, а на остающегося в городе с ночевкой -- аж 1,2 рубля. Разумеется, приобрести на такие деньги что-то действительно памятное было нереально. Этим и воспользовался Николай Степанов, создавший кооператив по трафаретной печати. В арендованном подвале как раз на вышеуказанные суммы изготовлялись наклейки и вымпелы. Вот с такой "мелочи", с натурального ручного труда, Степанов и начал свой бизнес.
Вскоре кончилась колбаса, за ней канул в Лету одноименный туризм вместе с турбюро, а вот трафаретная печать Николая Степанова живет и, как говорится, процветает. Правда, в самых современных формах, то есть в виде флексопечати: теперь в цехах степановской фирмы White выпускают самоклеющиеся этикетки. И если в середине 90-х в ходе рекламной акции Николай Степанов обещал выполнить любой заказ в объеме до сотни этикеток, то теперь штампует для каждого заказчика не менее 22--25 миллионов наклеек! И считает это нормой. Впрочем, идти к этому пришлось долгие двенадцать лет. И шаг за шагом.

ДВУХЭТАЖНЫЙ ПЛАГИАТ
Когда туризм умер, заводы еще жили. Но шел бурный процесс акционирования. А у нас ведь как принято? В каком-нибудь обществе с предельно ограниченной ответственностью всего три человека числятся, зато каких: один генеральный директор, второй коммерческий, третий называет себя менеджером по кадрам. И каждому, естественно, фирменный бланк нужен, визитки, да и дизайн требуется разработать для логотипа. С логотипом, кстати, у Степанова как-то очень смешная история случилась.
Один из псковских банков заказал дизайнеру, который работал у Степанова еще в кооперативе, логотип. Название банка начиналось на букву W и дизайнер разработал "очень обаятельный", по словам Николая Вячеславовича, знак. Но банку он не понадобился: пока художник работал, он уже успел лопнуть. Степанов и забрал логотип себе. Под эту букву и название своего ЗАО придумал, когда пришла пора перейти к новой форме собственности, -- White. К тому же тогда были времена царствования черного нала, вот и хотелось, хотя бы на виртуальном уровне, подчеркнуть свое отличие от подобных "бизнесменов". А через полгода, набрав полный карман визиток и фирменных бланков с этим логотипом, Николай Степанов прилетел в Париж, на выставку продукции фирм, занимающихся промышленной этикеткой. Зашел в зал, а там... в два этажа ростом его логотип! Оказывается, он принадлежит одной всемирно известной фирме, и дизайнер его просто "сплагиатил". Так что пришлось тут же расстаться со всеми визитками и бланками, а по возвращении домой и с "талантливым" художником...

ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ
Летом 1998 года, когда только-только промышленность в стране начала возрождаться, Степанов приобрел новую линию для производства самоклеющихся этикеток. За 400 тысяч долларов. А тут дефолтный август грянул.
"Мы вообще-то выжить не должны были, -- вспоминает Николай Вячеславович. -- Мы ведь брали валютный кредит, а заказов набрать не успели. То есть если кто-то был просто банкротом, то мы были банкротами в кубе... Выжили вопреки всякой логике. Просто потому, что люди у меня работают более десяти лет, большинство пришли пацанами после армии. И они не сломались, не запаниковали..."
Люди у Степанова действительно проверенные. В прошлом году взял лишь трех студентов местного политеха. Но зато лучших. В этом году вообще всего одного. Но самого толкового на курсе. Надо заметить, что флексопечать -- сравнительно молодая отрасль, специалистов в этой сфере даже полиграфические вузы выпускают, что называется, "поштучно". Степанов предпочитает выращивать кадры сам, прямо на производстве.
Недавно один из новых менеджеров пришел к шефу с идеей: оказывается, в России не выпускают упаковку для дрожжей из-за отсутствия специальной перфорированной бумаги. Специалисты White несколько недель кумекали и наконец решили проблему. А ведь дрожжи в России -- товар вечный. Представляете, какой оборот возможен!..
"У нас в России, -- утверждает Николай Степанов, -- сейчас вся цепочка так построена: смотрим внимательно, что к нам из-за бугра завозят, а потом быстро внедряем аналогичное производство. Нет, на уровне высоких технологий, конечно же, еще долго будем за Западом тянуться. А вот на бытовом уровне -- год-другой, и все будет "домашнее", все свое... Слава Богу, мозгами русских Господь не обделил..."

СТЕПАНОВ ЛОМИТ, ГНУТСЯ ШВЕДЫ
В прошлом году Степанов в Швецию ездил. Разумеется, посмотрел на тамошнюю типографию, которая занимается аналогичным производством. "Не впечатлило, -- говорит, -- ожидал большего. Им слабо на наш рынок выйти -- проиграют. У нас конкуренция злая, сожрут в один момент, а они привыкли к стабильности, от добра добра не ищут, им своего рынка за глаза хватает. Маркетинг слабоват у них. Так что я теперь даже подумываю сам на скандинавский рынок рвануть..."
Сегодня White осваивается в новом помещении: Степанов выкупил цех у обанкротившегося завода по ремонту тракторов (действительно, кому нужны трактора, если крестьянская лошадка, увы, опять пришла на смену железному коню). В расширение производства он в этом году намерен вложить не менее миллиона долларов. Деньги покупает в банке, на инвесторов не рассчитывает. "Меньше чем на пять миллионов "зеленых инвестиций" я не согласен".
Любопытно, что собственно псковских заказов в портфеле предприятия кот наплакал -- не более трех процентов. А что делать, если местная промышленность скорее мертва, чем жива. Вот и приходится открывать свои представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Белгороде, Перми... Зато, утверждает Степанов, есть конкурентное преимущество: в Пскове жизнь дешевле, а значит, и затраты меньше.

ИНОМАРКА ЗА 200 ТЫСЯЧ "ЗЕЛЕНЫХ"
Вообще-то в больших городах подобные типографии создавались после крупных финансовых инъекций. И в этом смысле White можно назвать эдаким нонсенсом в данном сегменте российского рынка. На полном самообеспечении, шаг за шагом, а в итоге фирма вошла в десятку крупнейших в стране типографий флексопечати. Теперь, когда тяжелые времена остались позади, здесь работают в три смены, без выходных и праздников. За последние годы линию останавливали только дважды: на Новый год и на День защитника Отечества (Степанов честно отслужил срочную и этот праздник уважает). А стопроцентный прирост объемов годового производства теперь уже стал нормой.
…Знакомый бизнесмен как-то укорял Степанова: "Коля, тебе не стыдно? Ездишь на какой-то жалкой "десятке" с потрескавшимся лобовым стеклом. Что, не можешь себе позволить машину подороже?" "Да купил я уже себе дорогую машину, -- отвечает ему Степанов. -- Да такой цены, что тебе и не снилось. За двести тысяч долларов!" Собеседник опешил: "И какая марка?" "Ты такой не знаешь, -- улыбается Степанов. -- Она ленту с наклейками гонит -- по сотне километров в сутки..."

Андрей Рискин
Псков



[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

"Открою кодекс на любой странице…"
Демонстрация силы
Подоплека ценового прессинга

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Доразвивались
Власти стараются законсервировать ситуацию в экономике до президентских выборов

РЕПЛИКА
Кубок Панамы
Приз за самую грандиозную финансовую аферу уплывает за океан

ТЕРРОРИЗМ
Доктрина устрашения
"Битва с терроризмом", начавшаяся после событий 11 сентября прошлого года, стала прелюдией к войне за спасение доллара

Мишень номер семь
Дружба с Америкой обходится России дороже, чем вражда

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Калининградская проблема: экзамен на зрелость
С присоединением к ЕС Литвы и Польши вокруг Калининградской области воздвигается настоящий забор

Шенгенский соблазн
Блокада как прелюдия аннексии

ИДЕОЛОГИЯ
Хватит с нас мифов
Уже много лет в России бытует миф о том, что интересы предпринимателей бесконечно далеки от интересов государственных и общенациональных, а то и вовсе противоположны им

ИНТЕРВЬЮ
Страна должна стать сильнее
Православное мировоззрение будет духовной основой России в нынешнем веке, считает заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин

ВПК
Давид против Голиафа
Мемуары о будущих сражениях, или Как слабому сразить сильного. Статья третья

СПЕЦСЛУЖБЫ
Из тех самых Третьяковых
Он заседал в правительстве Керенского, а погиб за Советский Союз


ТЕМА НОМЕРА: БУМАЖНАЯ ЭКОНОМИКА

Развенчанные иллюзии
США затягивают мировую экономику в длительный кризис

Конец сказки о новой экономике
Исправление структурных перекосов в хозяйстве США будет очень болезненным

Ржавчина на золотом рынке
Взрывной рост цен на желтый металл способен изменить всю мировую финансовую систему

О кризисе без кошмаров
Размышления за чашкой чая


ХОЗЯЙСТВО

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Всегда ли русскому хорошо то, что немцу смерть
Экономический шпионаж: взгляд из Германии и России

ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Управляйте собой
Рекомендации читателям дает бизнесмен-практик

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС-ХРОНИКА
Губернские новости
КРИМИНАЛ
Бандоград на Волге
К 10-летию начала в Тольятти эпохи так называемых криминальных войн

МЕНЕДЖМЕНТ
Заведите себе ИТ-консультанта
Директор по информационным технологиям: мода или потребность современного бизнеса?

НАША МАРКА
Кто привез УАЗ в Европу
Раньше итальянцы делились технологиями с нашим автопромом. Теперь на Апеннинах будут выпускать российский автомобиль

Между Швейцарией и Китаем
Новая команда управленцев навела порядок на пензенском часовом заводе "Заря"

СОСЕДИ
"Перспективы светлые, но путь извилист"
Прогнозы российско-китайского экономического сотрудничества

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Обесценение активов, или Бесценный инструмент бухучета
IAS: искусство иллюзии. Статья вторая

НАЛОГИ
Ищите дырку в законе
Если хорошо подумать, то окажется, что налоговое бремя действительно стало легче

Суета вокруг учета
Между собой бухгалтеры называют это нововведение "самой большой глупостью" в системе отчетности предприятия

ТАМОЖНЯ
Челноков приравняли к импортерам
Опять иномарки…
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Обманчивая стабильность
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Эпоха "медведей"

ЧЕЛОВЕК

ОБРАЗ ЖИЗНИ
Дом, чтобы жить
Как связаны архитектура и образ жизни, в каких домах нужно жить, помогают ли архитекторам бытовые стереотипы

ЛИЧНОСТЬ
Кандидат с мечом
Первый русский капиталист Герман Стерлигов хочет стать могильщиком безнадежности

ДИАСПОРА
Русская Латинская Америка
Южноамериканский агропромышленный комплекс поставили на ноги выходцы из России

ЗДОРОВЬЕ
"Медицина стала безжалостной и страшной"
Интервью с настоятелем храма св. царевича Димитрия при Первой градской больнице протоиереем Аркадием Шатовым

ДЕЛО
В своей тарелке
Уникальные фарфоровые блюда Ирины Малышевой покупают звезды Голливуда. А в России цивилизованного рынка такой продукции до сих пор нет

Начинал Степанов с наклеек
Псковский предприниматель-полиграфист пережил дефолт вопреки всякой логике

ОБРАЗОВАНИЕ
Школа--семья
Протоиерею Льву Махно удалось создать в Туле уникальную православную классическую гимназию

ТРАДИЦИИ
"Благородные" бизнесмены
Дворянское предпринимательство в России в XVIII веке

ДУША
С болью и любовью
Издательство "Святая гора" выпускает в свет очередной том бесед и размышлений "солдата регулярной армии Христа" старца Паисия Святогорца

КУЛЬТУРА
Гарри Поттер и Мальчиш-Кибальчиш
Мифы масс-культуры сегодня заменяют идеологию

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Сольвычегодск
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: сентябрь
 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал