ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 7 (6) сентябрь 2002

ДЕЛО

В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ

Ее уникальные фарфоровые блюда покупают звезды Голливуда. А в России цивилизованного рынка такой продукции до сих пор нет

Малышева Ирина Юрьевна, родилась 3 января 1960 года в г. Уссурийске в семье военнослужащего. В 1985 году окончила Московское художественное училище памяти революции 1905 года. Работала художником на фарфоровом заводе "Пролетарий" в Новгородской области. Владелец "Коллекционной мастерской". Муж Павел Малышев, мастер-формовщик. В семье трое детей

ПРИТОРМОЗИ!
Автолюбителю, подъезжающему к Великому Новгороду по московской трассе, прежде всего на глаза попадутся стоящие по обочинам коробейники с самопальными витринами, заставленными расписными чайниками, чашками, горами тарелок и блюдец. Все это -- продукция местных фарфоровых заводов "Пролетарий" и "Возрождение", основанных еще в середине XIX века знаменитым фабрикантом Кузнецовым.
На предприятиях в последние годы зарплату выдают, как правило, "натурой", вот и приходится рабочим или их домочадцам торговлей заниматься. Правда, пополняется мошна на трассе с трудом: у тех, кто едет в автобусах, нет денег на новую посуду, а иномарки проносятся мимо вдаль без остановки, только грязь из-под колес летит в сторону разноцветных узоров на фарфоре. К тому же новые русские заводской штамповкой особо не интересуются -- им все больше эксклюзив подавай.
Хотя, если чуть притормозить... Можно выяснить, что в трех сотнях метров от завода "Возрождение" уже десять лет работает первое в Новгородской области частное фарфоровое производство с полным циклом работ (вплоть до обжига), или, как предпочитает говорить его хозяйка Ирина Малышева, "Коллекционная мастерская". Коллекционная, ибо товар у Ирины Юрьевны действительно штучный. И знаком он не только местным любителям фарфора. Известны работы мастера и в Москве, и в Питере, и в Европе. А с некоторых пор Малышеву можно смело называть "поставщицей его величества Голливудского кинодвора". Потому что изделиями, вылитыми супругом Павлом и расписанными Ириной, любуются, например, такие знаменитые актеры, как Джеки Чан и Роб Шнайдер, Шон Коннери и Мишель Пфайффер.

СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО
Начинала, впрочем, Ирина (тогда еще Егорова) на "Пролетарии". Девчонкой приехала в поселок Пролетарий по распределению, после окончания Московского художественного училища. В маленьком поселке сразу завоевала почет и уважение. И не только на работе: творческой энергии хватало и на преподавание в художественном классе местной школы. Казалось, живи да радуйся. Но в душе у Ирины постепенно нарастало недовольство: "Этого ли я хотела?" Вопрос этот звучал тем чаще, чем яснее становилось: нет, не этого. Ведь, работая на потоке, художник зависит от технологии, то есть от того, что создаст мастер-модельщик. И порой художник и мастер просто не чувствуют друг друга. Какое уж тут творчество...
Если кто и понимал молодого художника, так это столь же молодой модельщик Павел Малышев. И не случайно общей у них вскоре стала и работа, и семья. Правда, творчеством пришлось заняться совсем иным, но не менее увлекательным и сложным -- семейным. Благо дети к кистям потянулись рано. Мама ставила им руку. У старшего, Валентина, уже вполне зрелые работы. Маша потихонечку тянется за братом. А вот маленький Егорка "дорос" только до эскизов.

СЧАСТЛИВАЯ ПАРАЛЛЕЛЬ
Может, и счастье Ирины в том, что стали в начале 90-х оба завода на бок заваливаться (они, кстати, и ныне не поднялись). А тут еще группа англичан задумала пересечь земной шарик по одной параллели, да получилось так, что прошла она как раз по Броннице.
Заглянули иностранцы в мастерскую к Ирине и ахнули. У британцев, конечно же, есть свои знаменитые фарфоровые заводы (королевской семье, между прочим, принадлежащие), но куда их штамповке, пусть и высочайшего качества, до ручной работы бронницкой мастерицы. Да и в поселке поначалу скептики усмехались: куда кустарям против заводов-гигантов! Но Малышевы и не собирались устраивать конкуренцию штампованной посуде. Упор сделали на неповторимость, на тонкий живописный талант Ирины, на тщательную работу над каждым штрихом, над каждой линией.
К примеру, чтобы создать триптих "Куликово поле", Ирина перелопатила гору исторической литературы, изучив все, от одежды до архитектуры тех времен. Перед тем как сделать блюдо "Тройка", долго присматривалась, как же бегут лошади в такой упряжке. Оказывается, одна, что по центру, -- галопом, а другие -- рысью. Или вот, скажем, есть в Англии скульптура Александра Невского -- в римской тоге и сандалиях на босу ногу. Вроде бы и прекрасная, тонкая работа, а без смеха смотреть невозможно.
Теперь висят три блюда "Куликова поля" на стене клайпедского Общества славянской письменности. А вообще-то ее работы красуются на видных местах в мэриях Уотфорда, Рочестера, Страсбурга, Биллефельда и иных городов-побратимов Великого Новгорода. Практически все изделия Малышевой теперь реализует российско-британское СП "Ист-Вест", работающее с мировыми киномагнатами. И, как правило, под заказ.
Сотрудничество Малышевой с Голливудом тоже датируется началом 90-х. Тогда снимался фильм "Русский дом" с Шоном Коннери и Мишель Пфайффер в главных ролях. "Ист-Вест" заказала Малышевой эксклюзивные подарки для знаменитых киноактеров. Она и расписала для них тарелки с сюжетом Троице-Сергиевой лавры. А потом, как говорится, пошло-поехало.
Авторскую вазу "Петербург" купил Джеки Чан (кстати, обладатель приличной коллекции фарфора); создатели популярного детского фильма "Бетховен" -- двух фарфоровых сенбернаров; несколько вещей приобрели студии "Уолт Дисней" и "Коламбиа Пикчерз". Недавно Роб Шнайдер (главная роль в фильме "Животное") не только купил вазу Малышевой "Боярская", но и выдал ей именной сертификат о том, что новгородское изделие станет одним из лучших образцов его коллекции. И выразил мастерице свое полное восхищение на личной встрече в Москве.

НАСЛЕДНИЦА КУЗНЕЦОВА?
Конечно, в каждое произведение вкладывается адский труд. Даже если отбросить время работы над эскизами и выточку на станке гипсовой формы, на одно блюдо уходит как минимум месяц, а на вазу -- три месяца. Зато все натуральное -- от белой глины до сусального золота, тонким слоем вьющегося по блюдам, вазам и пасхальным яйцам. К сожалению, и фарфоровые яйца идут в основном за рубеж.
Потому что в стране есть рынок алкоголя, есть рынок табака, есть рынок ширпотреба. А рынка русского эксклюзивного фарфора нет. Завалены московские магазины импортной штамповкой, продаваемой по бешеным ценам. Вот и получается, что малышевское блюдо "Тройка" продается в новгородском салоне "Арт-слобода" за две тысячи рублей, а в Москве заморская штампованная фарфоровая тарелка в фирменном магазине тысяч пять стоит, не меньше.
В общем, какая-то перевернутая шкала ценностей. В провинции понимают толк в фарфоре, но тут мало кто может позволить себе дорогую вещь. В столице денег у людей побольше, но немногие понимают всю ценность подобных вещей. Так и возникают проблемы с реализацией. Да и не только с ней. Сложно, утверждает Малышева, со всем. С глиной, красками, сусальным золотом. Впрочем, когда русского мастера трудности останавливали?
А хочется создавать еще более сложные вещи. Правда, чтобы родить очередной "маленький шедеврик", приходится Ирине Малышевой сначала наделать побольше изделий менее дорогих: иначе производство и работу свою не окупить. Чтобы полегче было, набрала себе Малышева в помощники несколько учеников из местной школы.
На устройство мастерской и производства Ирина потратила десять лет жизни. Кто знает, может быть, лет через десять у нее будет уже своя команда мастеров-модельщиков и хотя бы полдюжины художников. В конце концов фабрикант Кузнецов тоже начинал с маленькой мастерской...

Андрей Рискин
Великий Новгород

Еще до Великой Отечественной войны в Новгороде начала работать археологическая экспедиция Артемия Арциховского. Тогда археологи нашли первые ремесленные мастерские: сапожника, маслодела и игрушечника. Это была настоящая научная сенсация, ведь до раскопок Арциховского доминировало мнение о том, что средневековый Новгород занимался в основном торговлей, а ремесленное производство в нем отсутствовало. Если спустя несколько сотен лет археологи опять начнут здесь новые раскопки, следов ремесленничества XXI века они уже точно не найдут. Поразительно, но в городе, который призван стать туристической меккой России, фактически не производят сувениров, не наблюдается и возрождения древних ремесел. К примеру, древний Новгородский Кремль ежедневно посещают сотни туристов, но приобрести они могут разве что безделушки из бересты и валдайские колокольчики. Да и то, как правило, изготовленные примитивно-кустарным способом. Наладить же "цивилизованное" производство властям как-то недосуг. Что, увы, и неудивительно: если в городе разовые иностранные инвестиции в размере десятка-другого миллиона долларов считаются незначительными, кто будет думать о малом бизнесе, который нуждается в двух-трех тысячах "зеленых". Кустари в Новгороде, да и по области в целом, "гуляют сами по себе". Не то чтобы им мешают -- на них просто не обращают внимания. Конечно, если есть первоначальный капитал, это нормально, когда тебе не мешают и тебя не замечают. А если не с чего начать? В итоге иностранец, плутающий по Новгороду, может без проблем угоститься кока-колой и чизбургером, а вот отведать киселя или же купить слепленный при тебе и тут же обожженный горшок ему не удастся...

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

"Открою кодекс на любой странице…"
Демонстрация силы
Подоплека ценового прессинга

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Доразвивались
Власти стараются законсервировать ситуацию в экономике до президентских выборов

РЕПЛИКА
Кубок Панамы
Приз за самую грандиозную финансовую аферу уплывает за океан

ТЕРРОРИЗМ
Доктрина устрашения
"Битва с терроризмом", начавшаяся после событий 11 сентября прошлого года, стала прелюдией к войне за спасение доллара

Мишень номер семь
Дружба с Америкой обходится России дороже, чем вражда

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Калининградская проблема: экзамен на зрелость
С присоединением к ЕС Литвы и Польши вокруг Калининградской области воздвигается настоящий забор

Шенгенский соблазн
Блокада как прелюдия аннексии

ИДЕОЛОГИЯ
Хватит с нас мифов
Уже много лет в России бытует миф о том, что интересы предпринимателей бесконечно далеки от интересов государственных и общенациональных, а то и вовсе противоположны им

ИНТЕРВЬЮ
Страна должна стать сильнее
Православное мировоззрение будет духовной основой России в нынешнем веке, считает заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин

ВПК
Давид против Голиафа
Мемуары о будущих сражениях, или Как слабому сразить сильного. Статья третья

СПЕЦСЛУЖБЫ
Из тех самых Третьяковых
Он заседал в правительстве Керенского, а погиб за Советский Союз


ТЕМА НОМЕРА: БУМАЖНАЯ ЭКОНОМИКА

Развенчанные иллюзии
США затягивают мировую экономику в длительный кризис

Конец сказки о новой экономике
Исправление структурных перекосов в хозяйстве США будет очень болезненным

Ржавчина на золотом рынке
Взрывной рост цен на желтый металл способен изменить всю мировую финансовую систему

О кризисе без кошмаров
Размышления за чашкой чая


ХОЗЯЙСТВО

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Всегда ли русскому хорошо то, что немцу смерть
Экономический шпионаж: взгляд из Германии и России

ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Управляйте собой
Рекомендации читателям дает бизнесмен-практик

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС-ХРОНИКА
Губернские новости
КРИМИНАЛ
Бандоград на Волге
К 10-летию начала в Тольятти эпохи так называемых криминальных войн

МЕНЕДЖМЕНТ
Заведите себе ИТ-консультанта
Директор по информационным технологиям: мода или потребность современного бизнеса?

НАША МАРКА
Кто привез УАЗ в Европу
Раньше итальянцы делились технологиями с нашим автопромом. Теперь на Апеннинах будут выпускать российский автомобиль

Между Швейцарией и Китаем
Новая команда управленцев навела порядок на пензенском часовом заводе "Заря"

СОСЕДИ
"Перспективы светлые, но путь извилист"
Прогнозы российско-китайского экономического сотрудничества

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Обесценение активов, или Бесценный инструмент бухучета
IAS: искусство иллюзии. Статья вторая

НАЛОГИ
Ищите дырку в законе
Если хорошо подумать, то окажется, что налоговое бремя действительно стало легче

Суета вокруг учета
Между собой бухгалтеры называют это нововведение "самой большой глупостью" в системе отчетности предприятия

ТАМОЖНЯ
Челноков приравняли к импортерам
Опять иномарки…
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Обманчивая стабильность
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Эпоха "медведей"

ЧЕЛОВЕК

ОБРАЗ ЖИЗНИ
Дом, чтобы жить
Как связаны архитектура и образ жизни, в каких домах нужно жить, помогают ли архитекторам бытовые стереотипы

ЛИЧНОСТЬ
Кандидат с мечом
Первый русский капиталист Герман Стерлигов хочет стать могильщиком безнадежности

ДИАСПОРА
Русская Латинская Америка
Южноамериканский агропромышленный комплекс поставили на ноги выходцы из России

ЗДОРОВЬЕ
"Медицина стала безжалостной и страшной"
Интервью с настоятелем храма св. царевича Димитрия при Первой градской больнице протоиереем Аркадием Шатовым

ДЕЛО
В своей тарелке
Уникальные фарфоровые блюда Ирины Малышевой покупают звезды Голливуда. А в России цивилизованного рынка такой продукции до сих пор нет

Начинал Степанов с наклеек
Псковский предприниматель-полиграфист пережил дефолт вопреки всякой логике

ОБРАЗОВАНИЕ
Школа--семья
Протоиерею Льву Махно удалось создать в Туле уникальную православную классическую гимназию

ТРАДИЦИИ
"Благородные" бизнесмены
Дворянское предпринимательство в России в XVIII веке

ДУША
С болью и любовью
Издательство "Святая гора" выпускает в свет очередной том бесед и размышлений "солдата регулярной армии Христа" старца Паисия Святогорца

КУЛЬТУРА
Гарри Поттер и Мальчиш-Кибальчиш
Мифы масс-культуры сегодня заменяют идеологию

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Сольвычегодск
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: сентябрь
 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал