ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 7 (6) сентябрь 2002

ЛИЧНОСТЬ

КАНДИДАТ С МЕЧОМ

Первый русский капиталист хочет стать могильщиком безнадежности

Участие Германа Стерлигова в выборах губернатора Красноярского края стало одной из сенсаций нынешнего политического сезона. Приехав в город на Енисее, Стерлигов в считанные дни стал самой яркой фигурой избирательного марафона. Может, для кого-то такой поворот событий оказался весьма неожиданным. Однако эта неожиданность -- из числа закономерных. Безусловно, Герман Стерлигов -- необычный политик, но этим своеобразие его персоны далеко не исчерпывается. В его лице мы имеем дело также и с необычным бизнесменом, и с необычным человеком. Признаемся, что именно это и определило наш выбор.

ПРОЩАНИЕ С ТЕЛЕВИЗОРОМ
История жизни Германа Стерлигова, получившего еще в конце 80-х годов репутацию одного из самых удачливых российских бизнесменов эпохи "первоначального накопления", легко может послужить сюжетом для нравоучительной повести-притчи. Еще десять лет назад, глядя на рекламу биржи "Алиса", трудно было поверить, что 25-летний предприниматель, кичившийся своим богатством, превратится в проповедника, отрицающего самоценность денег и призывающего к покаянию. Однако именно такая метаморфоза и произошла с человеком, ставшим, по расхожему мнению, первым русским капиталистом. Впервые в жизни приобщившись к церковным таинствам, Герман Стерлигов даже не предполагал, что это событие приведет к неожиданным последствиям в его судьбе. "Первый раз я принял причастие, когда венчался, -- рассказывает Герман нашему корреспонденту. -- Этот момент, видимо, и стал переломным в моей жизни. С него началось наше воцерковление. Постепенно мы с женой стали каждое воскресенье ходить в храм, читать духовные книжки. Выбросили из дома телевизор. Одним словом, милостью Божией началась другая, новая жизнь, не имеющая с предыдущей никаких точек соприкосновения. От прошлого не осталось ничего".
Вспоминая о трудностях, которые пришлось пережить после обращения, Стерлигов замечает: "Подлинная вера заставляет от многого отказаться, зато позволяет приобрести нечто неизмеримо большее. У нас одна жизнь, и эта жизнь -- наш единственный шанс обрести вечность. Я осознал, что все на земле очень быстро проходит и может закончиться в любой момент".
Люди, которые давно знают Германа Стерлигова, замечают, что многое давалось ему в жизни легко. Захотел -- стал миллионером, захотел -- отказался от шальных денег и стал выращивать овощи на своем личном огороде. Впрочем, сам он не стремится упрощать этот вопрос: "Разные силы вели меня по жизни. До того, как уверовал, -- происки дьявола, а после -- помощь Божия. И там, где дьявол мне помогал, все пошло во вред. А где Господь напутствует -- все идет во благо. Кажется, и здесь и там успех -- но последствия его разные. Здесь успех во спасение, а там -- в погибель".

НЕЖДАННЫЙ ГОСТЬ
Поведение столичного кандидата в Красноярске многие воспринимают как верх политического эпатажа. Однако в том, что говорил избирателям Герман, нет и малейшего намека на фальшь. Скорее всего, тот "шокирующий эффект", который вызывает деятельность Стерлигова, это результат глубинного конфликта между современным и традиционным, или, лучше сказать, традиционалистским, взглядами на вещи.
Будучи убежденным традиционалистом, Стерлигов стремится осмыслить нашу политическую реальность в символических категориях. К примеру, губернатор для него это "не завхоз, а князь, который должен защищать свою землю, своих людей, свое хозяйство от разграбления, от обмана". Символом своей избирательной кампании Герман избрал средневековый русский меч. Он изображен в руках у кандидата на большинстве агитационных плакатов. Стерлиговский меч, кстати, вовсе не декоративный аксессуар, но достаточно грозное оружие, которое сделало бы честь любому участнику турнира по историческому фехтованию. Остро наточенный и имеющий внушительный размеры, меч словно воскрешает память о милых сердцу Германа Львовича государевых опричниках, огнем и мечом искоренявших "крамолу" и "измену". В этом же ряду и постоянное обращение кандидата к образу царя Ивана IV, о правлении которого Стерлигов говорит охотно и со знанием дела. Поиски библиотеки Ивана Грозного -- а их он возглавлял на протяжении длительного времени -- существенно расширили кругозор нашего героя, попавшего под обаяние личности "грозного царя".
Впрочем, Герман Стерлигов резко протестует, когда его называют националистом. И это не политическое кокетство, а принципиальная позиция верующего человека. Сегодня болезнь национального самообожествления часто встречается среди тех, кто любит именовать себя патриотами. В этих кругах весьма популярна мысль о том, что нация превыше всего, а православие -- лишь служебный инструмент, нужный для того, чтобы поддерживать народный дух на надлежащей высоте. А вот для Стерлигова национальный вопрос далеко не самый главный. Более того, он убежден в том, что идеализировать и обожествлять самих себя -- великий грех, сравнимый с язычеством и сатанизмом. Русский народ, по мысли Стерлигова, больше всего нуждается не в возвеличивании, а в покаянии. Называть же духовно больных соотечественников здоровыми и сильными значит пойти на предательство по отношению к ним.
Несмотря на острые заявления, которые часто раздаются из уст Стерлигова, он внутренне чужд тому, чтобы делать ставку на вражду и агрессию. "Мы ни с кем не боремся, -- уверяет Герман. -- Наша задача -- говорить то, в чем мы убеждены, что нам велит Бог. Однако говорить правду -- это всегда обличение, и потому на нас часто обижаются. К примеру, когда я пообещал снести здание краевой администрации, мне сказали: люди обижены, ведь они строили это сооружение. Что поделать, если люди не понимают: воздвигать здание на месте разрушенного храма -- тяжкий грех. Это здание нужно снести, чтобы восстановить храм, пусть маленький, деревянный, но сделать это нужно обязательно. И даже если сейчас мало кто понимает, зачем это нужно, суть дела не меняется. Надо действовать так, чтобы Господь не осерчал. Истина не зависит от большинства мнений. А люди потом все равно поймут".

БОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Примечательно, что важнейшим пунктом избирательной программы Стерлигова является борьба с абортами, которые он считает "узаконенным детоубийством". Борьба за спасение миллионов еще не родившихся детей, которых наше общество приносит в жертву своим экономическим запросам и жизненным стандартам, уже много лет назад стала одним из ключевых направлений в общественной деятельности Германа. Стоит отметить, что кампания против абортов -- это не та тема, на которой в России можно заработать политические очки, и потому пока она еще крайне не типична для многих наших "профессиональных патриотов".
Нельзя не признать, что в основе политического поведения Германа Стерлигова лежит силовая логика: "На тот случай, если все-таки выберут, у меня есть четкий план. С наркомафией не надо бороться -- ее нужно уничтожать. Взять тех же наркобаронов: они не прячутся, не скрываются, ходят на виду у всех. И в отношении них мы должны применять силу при малейшей попытке сопротивления".
Неудивительно, что те, к кому были обращены эти "предупреждения", отнеслись к ним предельно серьезно. Как только рейтинговые замеры стали показывать серьезный рост популярности Стерлигова, неизвестные злоумышленники взялись за его избирательный штаб. Так что атмосфера, в которой Герман ведет свою избирательную кампанию, далека от тепличной. В то же время сам кандидат относится к трудностям философски: "Чем хороши выборы -- сразу понимаешь, где настоящие друзья. У меня произошел отсев на друзей и, так сказать, знакомых. Причем часть из тех, кого я считал друзьями, переместились в разряд знакомых. Те же, от кого я даже не ожидал помощи, пришли ко мне. Сказали: ты прав, это же действительно наша родная земля, давай попробуем что-нибудь сделать. Сейчас мне кажется, что ради одного только этого стоило выдвигаться в губернаторы".
Примечательно, что к самому "политическому процессу" Герман Стерлигов испытывает плохо скрываемое отвращение: "Сейчас так называемая политика -- это грязное дело, суть которого -- разграбление и разрушение государства, -- сказал он нашему корреспонденту. -- Однако раньше люди понимали этот термин по-другому. В словаре Даля написано: "Политика -- это искусство управления государством". И в этом смысле я могу сказать, что занимаюсь политикой. Повторю, именно в этом смысле, а не в современном понимании этого слова, которое имеет все шансы войти в словарь уголовного жаргона". Опираясь на эти принципы, Стерлигов не стремится к победе любой ценой. Для него принципиально важно не только и не столько победить, сколько заявить о своей позиции, высказать свою точку зрения на происходящие события.
Важнейшим пунктом, о котором Герман заявил на выборах, стала проблема демографии и нелегальной иммиграции. О последней в России до сих пор говорить было не принято: считалось, что сама постановка вопроса может спровоцировать конфликты на национальной почве. Поэтому как только Стерлигов раскрыл перед избирателями перспективу превращения "русской Сибири" в "Сибирь китайскую", часть красноярских СМИ быстро зачислила его в ксенофобы. Однако такой вывод был сделан слишком поспешно. Фактор "миграционной бомбы", способной уже в самые ближайшие годы взорвать этнополитическое равновесие в ряде регионов, представляет серьезную угрозу для национальной безопасности страны. Кроме того, скорейшее решение проблемы нелегальной иммиграции в интересах не только российских граждан, но и тех, кто незаконно проживает на нашей территории. Большинство лиц, принадлежащих к этой категории, находятся в безраздельной власти криминальных авторитетов из числа бывших соотечественников. В сложившейся ситуации возвращение на родину может вернуть нелегальным иммигрантам не только их гражданские, но и человеческие права.

КОЛОБОК В ГРОБУ
Говоря о символическом контексте, в который погружена вся деятельность Германа Стерлигова, мы забыли упомянуть еще об одной существенной детали -- о гробах. Образ гроба, который, видимо, должен напоминать злодеям о неминуемой погибели, -- такая же неотъемлемая часть агитационной кампании Стерлигова, как и его знаменитый острый меч. Однако те, кто подумает, что повозки с гробами -- это сильный пиаровский ход кандидата, явно далеки от истины. И если свой знаменитый меч Стерлигов совершенно серьезно воспринимает как личное оружие, то торговлю ритуальным товаром -- как личное призвание. В свое время братья Стерлиговы учредили фирму по изготовлению гробов из дорогих пород дерева и сейчас довольно успешно занимаются оптовыми поставками ритуальных товаров. На выборы в красноярские губернаторы Стерлигов также решил пойти в качестве... гробовщика. "Это, конечно, оригинальный ход, но он достигает своей цели, -- поясняет предприниматель. -- Теперь то, что я говорю на выборах, люди запоминают с первого, а не с пятидесятого раза".
К новому бизнесу Стерлигов относится предельно серьезно, видя в нем не просто средство для зарабатывания денег, но возможность "более глубинно взглянуть на свое существование". Впрочем, занявшись таким делом, Герман не упустил шанса привить этот "глубинный взгляд" и миллионам соотечественников, многие из которых не привыкли задумываться о мимолетности человеческого бытия.
"Гробы делают давно, -- рассказывает Стерлигов. -- А вот идея разрекламировать торговую марку впервые пришла, кажется, только мне. Мы попытались создать такую гробовую контору, которая пользовалась бы широкой известностью. Сейчас выходим и на мировой рынок: поставляем гробы во Францию, на Кипр, в Канаду. У нас, в России, хорошие мастера, качественное дерево, да и труд подешевле. Что же касается финансовой стороны нашего бизнеса, то коммерческие вопросы меня не слишком увлекают. Моя роль -- быть генератором идей и обеспечить организацию проекта".
От себя заметим, что в роли генератора идей Герман явно преуспел, сумев еще в Москве привлечь внимание к своей гробовой конторе нестандартными и запоминающимися слоганами вроде "Куда ты скачешь, колобок? -- Спешу купить себе гробок!" или "Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики". Плакаты с такими же текстами можно было наблюдать и в других российских городах. Любопытно, что столичные рекламисты крайне отрицательно отнеслись к идее рекламировать гробы: это, мол, вызов общественным приличиям. Однако подлинные причины такого неприятия, по-видимому, лежат гораздо глубже.
Дело в том, что реклама "Гробовой конторы братьев Стерлиговых" весьма необычная. Мы привыкли к тому, что реклама формирует вокруг себя особый мир -- виртуальное пространство, в котором правят бал первичные биологические инстинкты. В этом мире, где нет ничего, кроме экстаза тотального потребления, по определению не может быть опечаленных и скорбных лиц. Наоборот, актеры и фотомодели, взирающие на нас с рекламных плакатов, призывают публику "поддаться соблазну" или "испытать искушение вкусом". На этом фоне реклама товара, который сам по себе символизирует переход человека в мир иной, не может не "травмировать" всех, кто сделал культ удовольствий своей жизненной идеологией.
О роли, которую играет реклама в нашей жизни, много писали философы, культурологи и даже богословы. Для большинства исследователей характерна мысль о том, что реклама стала своеобразной "иконописью" современной потребительской цивилизации, важнейшим признаком которой является табу на все вопросы, связанные со смертью. Плакаты от "Гробовой конторы братьев Стерлиговых" явно разрушают это табу, возвращая жителям российских мегаполисов утраченное чувство реальности -- человеческая жизнь не бесконечна, а земные блага временны и преходящи.

ВЫЗОВ
Возможно, деятельность Стерлигова многим покажется вызовом по отношению к культурным и политическим стандартам. Пожалуй, с этим трудно не согласиться. Во всем, что делает Герман Стерлигов, можно разглядеть глубинный протест против нашего "сегодняшнего дня", против "духа современности", разрушающего веру и традицию. Разумеется, каждый может оставить за собой право на собственную оценку тех форм, в которых выражается этот протест. Очевидно, что далеко не все, что говорит Стерлигов, следует принимать и далеко не со всем нужно соглашаться. Однако делать вид, что такого политика не существует, уже нельзя. Как бы мы ни относились к Герману Стерлигову, надо отдать ему должное -- этот человек добился того, чтобы его услышали.

Федор Дорохин

"Сегодня многие называют себя православными, при этом даже не пытаясь соблюдать заповеди Божии. Называть себя православным стало модно, однако к подлинной церковности это не имеет никакого отношения. На самом же деле православных христиан в нашей стране очень мало".

"Через несколько лет у нас уже не будет возможности что-то изменить. Мы перейдем ту черту, после которой все станет безнадежным. Сейчас нужно разбиться в лепешку и забыть о своей выгоде, только бы успеть остановить катастрофу".

"Подлинная вера заставляет от многого отказаться, зато позволяет приобрести нечто неизмеримо большее. У нас одна жизнь, и эта жизнь -- наш единственный шанс обрести вечность. Я осознал, что на земле все очень быстро проходит и может закончиться в любой момент".



[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

Письма читателей

СОБЫТИЕ

"Открою кодекс на любой странице…"
Демонстрация силы
Подоплека ценового прессинга

ГОСУДАРСТВО

ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Доразвивались
Власти стараются законсервировать ситуацию в экономике до президентских выборов

РЕПЛИКА
Кубок Панамы
Приз за самую грандиозную финансовую аферу уплывает за океан

ТЕРРОРИЗМ
Доктрина устрашения
"Битва с терроризмом", начавшаяся после событий 11 сентября прошлого года, стала прелюдией к войне за спасение доллара

Мишень номер семь
Дружба с Америкой обходится России дороже, чем вражда

КОНФЛИКТ МЕСЯЦА
Калининградская проблема: экзамен на зрелость
С присоединением к ЕС Литвы и Польши вокруг Калининградской области воздвигается настоящий забор

Шенгенский соблазн
Блокада как прелюдия аннексии

ИДЕОЛОГИЯ
Хватит с нас мифов
Уже много лет в России бытует миф о том, что интересы предпринимателей бесконечно далеки от интересов государственных и общенациональных, а то и вовсе противоположны им

ИНТЕРВЬЮ
Страна должна стать сильнее
Православное мировоззрение будет духовной основой России в нынешнем веке, считает заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин

ВПК
Давид против Голиафа
Мемуары о будущих сражениях, или Как слабому сразить сильного. Статья третья

СПЕЦСЛУЖБЫ
Из тех самых Третьяковых
Он заседал в правительстве Керенского, а погиб за Советский Союз


ТЕМА НОМЕРА: БУМАЖНАЯ ЭКОНОМИКА

Развенчанные иллюзии
США затягивают мировую экономику в длительный кризис

Конец сказки о новой экономике
Исправление структурных перекосов в хозяйстве США будет очень болезненным

Ржавчина на золотом рынке
Взрывной рост цен на желтый металл способен изменить всю мировую финансовую систему

О кризисе без кошмаров
Размышления за чашкой чая


ХОЗЯЙСТВО

БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
Всегда ли русскому хорошо то, что немцу смерть
Экономический шпионаж: взгляд из Германии и России

ОРГАНИЗОВАННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Управляйте собой
Рекомендации читателям дает бизнесмен-практик

РЕГИОНАЛЬНАЯ БИЗНЕС-ХРОНИКА
Губернские новости
КРИМИНАЛ
Бандоград на Волге
К 10-летию начала в Тольятти эпохи так называемых криминальных войн

МЕНЕДЖМЕНТ
Заведите себе ИТ-консультанта
Директор по информационным технологиям: мода или потребность современного бизнеса?

НАША МАРКА
Кто привез УАЗ в Европу
Раньше итальянцы делились технологиями с нашим автопромом. Теперь на Апеннинах будут выпускать российский автомобиль

Между Швейцарией и Китаем
Новая команда управленцев навела порядок на пензенском часовом заводе "Заря"

СОСЕДИ
"Перспективы светлые, но путь извилист"
Прогнозы российско-китайского экономического сотрудничества

ДЕЛОВАЯ КУХНЯ
Обесценение активов, или Бесценный инструмент бухучета
IAS: искусство иллюзии. Статья вторая

НАЛОГИ
Ищите дырку в законе
Если хорошо подумать, то окажется, что налоговое бремя действительно стало легче

Суета вокруг учета
Между собой бухгалтеры называют это нововведение "самой большой глупостью" в системе отчетности предприятия

ТАМОЖНЯ
Челноков приравняли к импортерам
Опять иномарки…
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РОССИЙСКИХ РЫНКОВ
Обманчивая стабильность
АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ МИРОВЫХ РЫНКОВ
Эпоха "медведей"

ЧЕЛОВЕК

ОБРАЗ ЖИЗНИ
Дом, чтобы жить
Как связаны архитектура и образ жизни, в каких домах нужно жить, помогают ли архитекторам бытовые стереотипы

ЛИЧНОСТЬ
Кандидат с мечом
Первый русский капиталист Герман Стерлигов хочет стать могильщиком безнадежности

ДИАСПОРА
Русская Латинская Америка
Южноамериканский агропромышленный комплекс поставили на ноги выходцы из России

ЗДОРОВЬЕ
"Медицина стала безжалостной и страшной"
Интервью с настоятелем храма св. царевича Димитрия при Первой градской больнице протоиереем Аркадием Шатовым

ДЕЛО
В своей тарелке
Уникальные фарфоровые блюда Ирины Малышевой покупают звезды Голливуда. А в России цивилизованного рынка такой продукции до сих пор нет

Начинал Степанов с наклеек
Псковский предприниматель-полиграфист пережил дефолт вопреки всякой логике

ОБРАЗОВАНИЕ
Школа--семья
Протоиерею Льву Махно удалось создать в Туле уникальную православную классическую гимназию

ТРАДИЦИИ
"Благородные" бизнесмены
Дворянское предпринимательство в России в XVIII веке

ДУША
С болью и любовью
Издательство "Святая гора" выпускает в свет очередной том бесед и размышлений "солдата регулярной армии Христа" старца Паисия Святогорца

КУЛЬТУРА
Гарри Поттер и Мальчиш-Кибальчиш
Мифы масс-культуры сегодня заменяют идеологию

РОССИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
Сольвычегодск
МЕСЯЦЕСЛОВ
Календарь: сентябрь
 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал