ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 2 (3) март-апрель 2002

СОБЫТИЕ

СТАНЕТ ЛИ РОССИЯ «ЭЛЕКТРОННОЙ»?

Новую экономику спешно возводят по принципу потемкинской деревни

C 2002 года должна начаться реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия». Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ), главный разработчик программы, придает ей исключительное значение. Сам министр Герман Греф неоднократно заявлял, что это направление является приоритетным для правительства страны. Некоторые энтузиасты даже поспешили окрестить программу новым планом ГОЭЛРО, проектом, который выведет Россию в XXI век. Не будем пока задаваться вопросом, насколько уместен такой пафос. Заметим для начала, что программу «Электронная Россия» и смежную с ней программу «Развитие единой образовательной информационной среды» действительно отличают весьма солидные объемы финансирования: соответственно 77 млрд рублей для «Электронной России» (с 2002-го по 2010 год) и 56 млрд рублей (с 2002-го по 2005 год) для «Развития единой образовательной информационной среды». В сумме - почти четыре с половиной миллиарда долларов! Это огромные деньги, с помощью которых можно поднять с нуля целые отрасли.
Так что по масштабам финансирования эти программы вполне сопоставимы с планом ГОЭЛРО. Разница, однако, заключается в том, что план ГОЭЛРО был тщательно подготовлен и базировался на научно обоснованных и экономически просчитанных технических и хозяйственных решениях. Он был в деталях продуман крупнейшими российскими специалистами еще до революции 1917 года, и в его реализации участвовали люди, отбиравшиеся не по принципу лояльности большевикам, а исключительно по профессиональной компетентности. Например, одним из главных консультантов советского плана ГОЭЛРО был выдающийся инженер-электрик, православный священник и монархист Павел Флоренский.
Программа «Электронная Россия», напротив, производит впечатление весьма неконкретного документа. Это может быть отчасти объяснено той странной спешкой, в которой программа создавалась: начали ее писать 12 февраля 2001 года, а в конце июня уже был запущен процесс ее утверждения.
Что ж, посмотрим, какие идеи содержит эта программа, создававшаяся прямо-таки стахановскими темпами.


ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Тот факт, что программа «Электронная Россия» является прежде всего идеологическим документом, становится очевидным с самых первых страниц. Сразу бросается в глаза, что текст наполнен различными либерально-рыночными формулами, весьма характерными для МЭРТ и Высшей школы экономики (эксперты которой очень активно работали над программой). В этом смысле она является прямым продолжением ряда предшествующих документов, в том числе и «стратегии Грефа». Идеологический характер программы виден даже из ее основных целей. Речь идет об «интеграции в мировую систему хозяйства», о «создании технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет реального обеспечения прав граждан на свободный и оперативный доступ к информации через глобальную сеть Интернет», о «сокращении разрыва с промышленно развитыми странами в уровне информатизации экономики и общества», а также о том, что надо «сделать государство прозрачным».
Именно философские идеи о диалоге государства и общества, о прозрачности и открытости государства лежат в основе главной инновации программы – так называемого электронного правительства.
Попробуем разобраться, что же конкретно означает этот загадочный термин. По-видимому, все дело просто сведется к тому, что каждое ведомство, каждый государственный и муниципальный орган заставят создать свой собственный, достаточно сложный и дорогостоящий сайт, куда будет выставлено много различной информации и где будет осуществляться некий диалог с гражданами. В качестве примера приводят сайт городской думы Нижнего Новгорода. Как писала «Парламентская газета» (№226 от 30 ноября 2001 года), это «первый в России официальный сайт муниципальной структуры, созданный в рамках идеологии электронного правительства». Действительно, сайт выглядит весьма прилично и по своим масштабам и функциям смахивает на мини-информационный портал. Очевидно, соответствующими являются и затраты. Ведь сайт, на котором ежедневно выставляется большой объем информации, требует постоянной работы редакции, состоящей из нескольких человек. Эти люди должны получать зарплату, занимать какие-то помещения, использовать дорогостоящую технику и программное обеспечение. При этом посещаемость нижегородского сайта смехотворно мала. К примеру, зайдя туда ради интереса вечером, в самый что ни на есть прайм-тайм, я обнаружил, что до меня на сайте в тот день было лишь семь посетителей. Видимо, общество оказалось не слишком заинтересованным в таком диалоге с государством.
Трудно отделаться от мысли, что дорогостоящей сайт является попыткой создать некую виртуальную потемкинскую деревню. Известно, что госчиновники, как правило, не спешат помогать развитию национально ориентированных благотворительных, образовательных и семейных организаций. Реальный диалог власти и общества – процесс очень ответственный, требующий живого участия. И понятно, что для профессиональных бюрократов гораздо проще и безопаснее отчитаться сайтом.
Любопытно, что малопосещаемый сайт нижегородской думы был задуман как первый и образцовый. А теперь представьте себе, что подобные сайты будут созданы по всей стране всеми мало-мальски значимыми государственными структурами! Между тем даже новый президентский сайт, призванный рассказывать нации о деятельности В. В. Путина, почему-то до сих пор не создан. Конкурс на его создание был шумно разрекламирован в начале года, но, судя по всему, далеко дело так и не продвинулось.
Возникает вопрос: а не лучше ли вместо того, чтобы заниматься созданием грандиозной, непонятно кем контролируемой сети «электронного правительства», запустить несколько конкретных и по-настоящему государственных проектов в сфере массовых коммуникаций? И нашумевший сеанс прямой связи Путина с народом, когда президент в режиме реального времени отвечал на вопросы граждан, дает надежду на то, что политическое руководство страны вполне способно реализовать успешные информационные проекты.

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Есть в проекте «Электронная Россия» еще один любопытный нюанс. Не исключено, что реализация идеи «электронного правительства» обернется возрождением слоя идеологических работников, столь значимых во времена СССР. В советский период каждый сельсовет и мало-мальски значимая партийная организация имели свою газетку или листок. Они были нужны для того, чтобы нести в массы коммунистическую идеологию. Теперь же, судя по всему, МЭРТовские сайты начнут просвещать народ другим «передовым учением», построенным на доктринах «общечеловеческих ценностей» и глобализма.
В чем-то проекты младореформаторов действительно очень похожи на большевистские идеологические начинания. Например, помимо плана ГОЭЛРО, их можно сравнить с планом ликвидации безграмотности на селе. Удивительным образом именно «сближение города и деревни», а также приобщение провинции к «новым ценностям» больших городов составляет ядро программы «Развитие единой образовательной информационной среды». Основная мысль тут очень проста. Во многих регионах на селе не хватает квалифицированных учителей, а те, что есть, оторваны от «образовательных ресурсов» столиц. В результате провинциальные жители, особенно селяне, не очень воспринимают «новую реальность». Так же, как русские крестьяне в 20-е годы не могли осваивать новую идеологию, потому что не умели читать газеты, напечатанные гражданским, а не церковнославянским, шрифтом. И сегодня ученики, обучающиеся по старинке, не очень вписываются в реальность «нового общества», возникшего буквально за несколько лет. Решение ясно как день: надо опутать всю страну сетями, выставить учебники в Интернете. Пускай селяне обучаются дистанционно! Ученики будут рассаживаться вокруг экранов мониторов, через которые столичная учительница научит их английскому языку и преподаст основы рыночной экономики.
Многие профессиональные педагоги, однако, приходят в ужас от подобной перспективы. Ведь ученики тем самым могут быть лишены наиболее ценного опыта, который дает обучение в школе, – опыта личного общения с учителем. Кроме того, широкое внедрение этой системы в провинции окончательно закрепит ее второсортный статус. Таким образом, деревенские жители будут воспитываться с четким осознанием того, что все «образовательные и культурные ресурсы» находятся в больших городах, а сами они обречены на общение с электронными учителями вместо живых. Кончиться все это может полной культурной деградацией русской деревни. Как известно, большевистская «культурная революция» привела к переселению из деревень в города большей части активного населения. Не исключено, что новая «культурная революция» завершит этот процесс.
Самое печальное при этом, что задача повышения образовательного уровня сельского населения так и не будет решена. Ведь для того, чтобы ее решить, надо не транслировать по телеканалам «образовательные ресурсы» городов в деревню, а создать полноценную образовательную базу непосредственно в сельской местности. Именно такую задачу для провинции могла бы решить программа «Электронная Россия». В ее основе было бы тогда не виртуальное перенесение деревенских жителей в города, а реальное создание культурных центров на селе. Интересно, что сегодня очень многие представители образованного слоя готовы переселиться из мегаполисов в сельскую местность. И поощрение этого процесса, в том числе с помощью новых средств коммуникации, могло бы стать одной из целей государственной политики. Но в этом случае федеральные целевые программы придется существенно корректировать.
Что же касается практических результатов массовой интернетизации и информатизации, то они вовсе не обязательно приводят к улучшению качества образования. Министр образования Владимир Филиппов, будучи активным сторонником новых федеральных целевых программ, выступая на брифинге, посвященном этому вопросу, привел очень любопытный пример, находящийся в вопиющем противоречии с занятой им позицией. Он отметил, что Россия по уровню интернетизации и компьютеризации очень сильно (по некоторым подсчетам, в десятки раз) уступает ведущим странам Запада. И в тоже время на последней международной олимпиаде по информатике победы по всем четырем номинациям среди школьников достались россиянам, а в студенческой олимпиаде среди двадцати пяти лучших университетов мира оказалось пять российских команд. Так что, качество знаний определяется не распространенностью Интернета и количеством компьютеров, а уровнем фундаментального образования – математики, естественных наук, изучения языков, истории, литературы.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ
Как и следовало ожидать, разработчики программы «Электронная Россия» не оставили без внимания и собственно экономические проблемы. Хотя, как ни странно, именно экономическая часть программы прописана крайне схематично и туманно. Более или менее ясно в этих тезисах лишь то, что значительную часть государственных и муниципальных учреждений могут обязать производить закупки через Интернет. Это, по замыслу разработчиков, должно стимулировать электронную торговлю в России, сделать более прозрачной хозяйственную деятельность госучреждений и обеспечить экономию средств на госзакупках. Впрочем, даже эти перспективы обозначены в тексте программы всего несколькими фразами и лишь позднее были разъяснены в ряде публикаций, в частности в статьях некоей Марии Правдиной в газете «Коммерсантъ». К примеру, в №220 от 30 ноября 2001 года она пишет: «В прошлом году в России на всех уровнях власти – от от федерального до муниципального – было совершено 420 тыс. закупок для государственных нужд, общее число поставщиков – 852 тыс. Суммарная стоимость заключенных контрактов превысила 230 млрд рублей. По самым скромным оценкам, внедрение систем электронных торгов для госзакупок, хотя бы в самом простом варианте – в виде объединенных досок объявлений в Интернете, дает экономию в 10%. Получается, что в прошлом году российский бюджет мог бы сэкономить 23 млрд рублей (около 1 млрд долларов), если бы имел такую систему». Подобные же многообещающие расчеты приводят и другие сторонники виртуализации госзакупок. А начальник департамента правительственной информации Андрей Коротков на брифинге по поводу принятия программы «Электронная Россия» говорил уже о 20-30% экономии!
Увы, общественность так до сих пор и не знает, по каким методикам проводились эти «самые скромные» оценки, которые дали столь блестящие результаты. У любого человека, хоть немного знакомого с хозяйственной деятельностью в российских условиях и экспериментировавшего с электронной торговлей, они вызовут очень серьезные сомнения. Дело в том, что наша экономика существует в условиях чрезвычайно ненасыщенного и неравновесного рынка, когда рыночная цена продукта крайне нестабильна. Оптовая торговля и рынок услуг тоже очень далеки от цивилизованного состояния. В такой ситуации интернет-торговля, особенно через примитивные «доски объявлений», может дать экономию по закупкам только для начинающих участников рынка, которые вообще не ориентируются в ценах. В дальнейшем экономия, как правило, достигается уже за счет конкретного знания рынка, личных договоренностей и выяснения всякого рода «подводных камней». Что же касается хозяйственной деятельности государственных учреждений, то в условиях крайне скудного бюджета она на практике в очень высокой степени строится на личных связях и договоренностях руководства (причем вовсе не потому, что начальник коррумпирован – просто таковы современные экономические реалии). Принудительное введение электронной торговли серьезно нарушит всю систему реальных хозяйственных связей, что приведет к непредсказуемым последствиям. Скорее всего, госорганизации будут по-прежнему торговать как торговали, а для «галочки» – отмечаться в Интернете. В итоге, всего-навсего, возникнет еще одна система фиктивной отчетности, и не более того.
В проекте электронных госзакупок вызывает интерес несколько странный инвестиционный механизм, посредством которого его планируют внедрять. В уже упомянутых нами публикациях на этот счет пишут следующее: «Недостатка в необходимых для организации е-площадок (сайтов для электронной торговли. – С. П.) решениях нет: на рынке начали появляться даже отечественные разработки. Цена их довольно высока – от 50 тысяч до одного миллиона долларов Однако государство – самый крупный покупатель на рынке и весьма перспективный клиент, поэтому разработчики готовы идти на щадящие финансовые схемы. Так, если местная администрация не готова даже по частям оплатить дорогостоящее решение, некоторые поставщики предлагают такой вариант. Владелец технологии совместно с городской администрацией создает открытое акционерное общество, в уставный капитал которого передается технологическое обеспечение для площадки. Акционерами ОАО могут стать городские банки и коммерческие компании, средства которых инвестируются в развертывание системы. Доход акционерного общества – это комиссия с каждой заключенной на торговой площадке сделки (по данным “Ъ”, около 0,75%) плюс плата, получаемая от поставщиков товаров и услуг за размещение информации о них на торговой площадке. Согласно расчетам, инвестиции акционерного общества могут окупиться уже к концу первого года эксплуатации системы».
Поистине, эта схема гениальна! Представьте себе, что в местную администрацию приходит человек и говорит: «У меня тут есть программка, ее никто не покупает, но она стоит миллион долларов. Денег я с вас брать за нее не буду, просто теперь вы все свои сделки регистрируйте на моей площадке и с каждой сделки платите мне по три четверти процента комиссионных». Речь идет не больше и не меньше о приватизации самого процесса госзакупок!
Такой подход еще больше поражает воображение, если учесть, что в России электронная торговля вообще находится в зачаточном состоянии и фондовая стоимость предприятий е-коммерции совершенно непонятна. Проблемы с финансовой оценкой предприятий новой экономики существуют и на Западе (см. «РП» №1, стр. 54-59). Ведь, как известно, акции этих компаний чудовищно переоценены. Для ведущих корпораций, входящих в NASDAQ, капитализация превосходит чистую прибыль в сотни раз, что создает предпосылки для неминуемого финансового краха в будущем.
На Западе, однако, электронные торговые площадки по крайней мере реально работают, и все большее количество сделок (добровольных, а не вызванных волевым решением правительства) осуществляется в Интернете. У нас же реально работающие интернет-магазины, а тем более торговые площадки более высокого уровня (вроде электронных бирж) можно пересчитать по пальцам. И в этих условиях государству предлагается переместить свои закупки на пока не сформировавшийся рынок, чтобы дать огромные заказы неким анонимным «частным компаниям», а потом еще и платить им дань в виде процента со сделок. Размах проекта, прямо скажем, поражает. Чувствуется знакомый почерк приватизаторов прошлого десятилетия.
С другой стороны, если бы «Электронная Россия» в самом деле рассматривалась как прорывной проект, формирующий в нашей стране основу новой экономики, то его разработчики подошли бы к проблеме несколько по-иному. Для начала нужно было бы перестать смотреть на государство как на дойную корову или как на лошадь, способную вытянуть чьи-то частные предприятия из болота. Конечно, государство – крупнейший потенциальный инвестор и носитель колоссального организационного и PR-ресурса, но существует оно ради блага всех граждан, а не для удовлетворения чьих-то локальных коммерческих интересов.
Если бы разработчики программы исходили из этого императива, она бы строилась совсем на других принципах. В ее основе могла бы лежать, к примеру, идея создания крупной общенациональной корпорации в области новой экономики с серьезным государственным участием. Подобная корпорация, своего рода «Россия он-лайн», могла бы взять на себя разработку новых информационных и коммуникативных технологий и тем самым формировать цивилизованный рынок, в котором участвовали бы развивающиеся сегодня частные компании новой экономики. Разумеется, для работы таких фирм должны быть созданы все необходимые правовые и экономические условия. Только так, а не путем формирования псевдорынка электронных услуг посредством принудительного вывода госзакупок в Интернет, может возникнуть нормальная конкурентная среда.

ПРОФЕССИОНАЛЫ ИЛИ ИДЕОЛОГИ?
Как видим, слишком много моментов, связанных с программой «Электронная Россия», наводят на грустные размышления. Складывается впечатление, что высокопоставленные госчиновники, воодушевившись красивыми рассказами о чудесах новой экономики, имеют о ней крайне расплывчатые представления. Правда, в последнее время стали появляться новые факторы, которые дают основания надеяться на позитивные изменения в этой сфере. Речь идет о перераспределении полномочий между МЭРТ и Минсвязи в последнем принятом варианте федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Первоначально МЭРТ было главным разработчиком программы. Оно же претендовало на контроль за ресурсами, выделяемыми на информатизацию. Затем в результате весьма драматичных событий (сокращение бюджета с последующим его восстановлением благодаря поддержке министра связи Леонида Реймана) ситуация изменилась. МЭРТ, как Минсвязи и ряд других ведомств, в том числе Минобразования, ФАПСИ, Российское агентство систем управления и «Росавиакосмос», остается среди основных госзаказчиков. Однако главным координатором программы стало именно Министерство связи.
Подобная перестановка, по-видимому, означает и смещение акцентов в реализации самой программы. Судя по всему, теперь конкретные разработки, которыми занимается Минсвязи, будут играть большую роль, чем идеологические инновации, за которые ратовали представители МЭРТ и Минобразования. Вероятно, к работе над проектами программы «Электронная Россия» будут привлечены и серьезные специалисты в области информационных и коммуникативных технологий, а не только либеральные экономисты Минэкономразвития и Высшей школы экономики.
Пока что это лишь прогнозы, однако нам бы очень хотелось, чтобы они сбылись. Новую экономику России должны создавать профессионалы-государственники, а не идеологи-либералы.

Степан Прилуцкий



[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

ГОСУДАРСТВО

Обзор экономической политики
ИЗ ЗИМНЕЙ СПЯЧКИ
Тарифы на газ, электроэнергию и транспорт подняли; закон о противодействии отмыванию грязных денег принят; дискуссию вокруг Центробанка еще предстоит «взорвать»

Событие
В ОЖИДАНИИ «БРАТА-3»
Даже в годы ожесточенного противостояния двух сверхдержав мировой олимпийский истеблишмент не вел такой грязной и несправедливой игры против России, как в Солт-Лейк-Сити

Конфликт месяца
МАРШ НА ВОСТОК
В феврале Ватикан официально объявил о создании в России четырех католических епархий. Отныне в документах Ватикана территория России будет именоваться «церковной провинцией» Римско-католической церкви

МЕРТВЫЕ ДУШИ
За одну ночь количество российских католиков достигло фантастической цифры - 13000000 человек

Событие
АТЕИСТЫ ПРОТИВ ПАТРИАРХА
Полемика о введении курса «Основы православной культуры» в государственных школах приобрела особую остроту

Информационные технологии
СТАНЕТ ЛИ РОССИЯ «ЭЛЕКТРОННОЙ»?
C 2002 года должна начаться реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия». По масштабам финансирования она вполне сопоставима с планом ГОЭЛРО, но, в отличие от последнего, весьма неконкретна


ТЕМА НОМЕРА: НЕФТЬ И ПОЛИТИКА

ДОНОРЫ И КРОВОСОСЫ
Неравномерность распределения нефтяных ресурсов в условиях их истощения меняет геополитическую картину мира

КЛЮЧИ ОТ ПОДЗЕМНЫХ КЛАДОВЫХ
По мнению Владимира Путина, Россия обладает огромными ресурсами, однако государство распоряжается ими неграмотно и нерачительно

КТО ОСТАНЕТСЯ В ВЫИГРЫШЕ?
Похоже, сценарий изменения структуры мирового энергопотребления будут писать развитые страны

СМУТНОЕ ВРЕМЯ ПОЗАДИ
Быстрый рост добычи «черного золота» показал, что кризис российской нефтянки, начавшийся в 90-х годах, наконец, преодолен

ЖУРАВЛИНЫЕ ТАНЦЫ
Не будучи в состоянии влиять на мировую конъюнктуру рынка нефти, российское правительство и наши нефтяники, тем не менее, выжали из дискуссии на эту тему максимум выгоды

ЗА ФАСАДОМ ПРОЦВЕТАНИЯ
Самая богатая нефтяная монархия мира Саудовская Аравия находится на пороге перемен

КАК ПОТРАТИТЬ НЕФТЕДОЛЛАРЫ?
Доходы от экспорта нефти превратили несколько небольших княжеств Персидского залива в богатейшие страны с современной инфраструктурой и высоким уровнем жизни

БЫВАЕТ И СЛАНЦЕВАЯ НЕФТЬ...
В некоторых странах, даже вполне обеспеченных традиционными энергоресурсами, продолжается опытное и промышленное производство нефти и нефтетоплива из горючих сланцев. А как с этим обстоят дела в России?


ХОЗЯЙСТВО

Интервью
ВЛАСТЬ И БИЗНЕС ДОЛЖНЫ ВЕСТИ ПОСТОЯННЫЙ ДИАЛОГ
Интервью президента Торгово–промышленной палаты РФ Евгения Примакова

Финансы
КАКОЙ РУБЛЬ НАМ НУЖЕН?
Курс рубля оказывает огромное влияние на экономическую жизнь страны. Попробуем рассмотреть аргументы за и против крепкого рубля

Событие
СБЛИЖЕНИЕ С ВТО НЕ РАДУЕТ ГРЕФА
Впервые за все время переговоров с ВТО весьма жесткую позицию по данному вопросу озвучил министр экономического развития и торговли Герман Греф

ПРОДАВАТЬ БЕЗ РАЗГОВОРОВ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
В феврале начался новый раунд приватизации госсобственности. С участием ФСБ

Макроэкономика
ЭКОНОМИКА БЕЗ ПОЛИТИКИ
Начавшийся в декабре--январе спад промышленного производства в России ставит под сомнение восстановление позитивных тенденций в экономике

Мнение
СТЕРЖЕНЬ НАШЕГО БУДУЩЕГО
Сибирский академик Владимир Накоряков рассуждает об экономическом будущем России

Рынки капитала
АМЕРИКАНСКАЯ ФИНАНСОВАЯ БОМБА
Крах фондового рынка США сделал беднее каждого второго американца

Налоги
ОБРАТНО В ТЕНЬ?
Новогодние поправки к Закону о едином социальном налоге вынуждают бизнес вернуться в «серую» экономику

НОВЫЕ НЕВОЗВРАЩЕНЦЫ
Возвращать из бюджета излишне уплаченные налоги экспортерам становится все труднее

Событие
ГОЛОВОЛОМНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Бухгалтеров собирают на стадионах, чтобы научить их новым правилам ведения документации. Счетоводы близки к панике

УСЛУГИ ИЛИ ТАИНСТВА?
Устанавливать в храмах кассовые аппараты и выписывать приходные ордера за крещения – с такими требованиями выступают налоговые инспекции

Таможня
УТРОМ ДЕНЬГИ – ВЕЧЕРОМ БУМАГИ
С 12 февраля импортеры электробытовой и компьютерной техники живут по новым правилам. Судьба импортных пошлин на подержанные иномарки отложена до лета. Разгорается очередной куриный конфликт

Анализ тенденций российских финансовых рынков
БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ
Несмотря на ухудшающуюся макроэкономическую ситуацию и падающие корпоративные показатели, рынок продолжает сохранять осторожно-позитивное отношение к России. Надолго ли?

Анализ тенденций мировых рынков
ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИНВЕСТИЦИЙ
Падение фондовых рынков и рост цен на золото свидетельствуют о снижении уровня оптимизма международных инвесторов


БЕЗОПАСНОСТЬ

Геополитика
АМЕРИКАНСКИЙ ВЫЗОВ
Америка, наконец-то, нашла себе нового глобального врага. Это Иран, Ирак и Северная Корея, входящие, по мнению Джорджа Буша, единую «ось зла»


ВПК

ВСЕ ДАЛЬШЕ ОТ ЗВЕЗД
Останется ли Россия великой космической державой

Событие
«КОСМИЧЕСКИЙ ГЛАЗ» ЗАКРЫЛСЯ
Демонтаж военной базы в Лурдесе (Куба) – весьма спорное решение высшего политического руководства России

Спецслужбы
ЛЕВ ТЕРМЕН: РАЗВЕДЧИК, УЧЕНЫЙ, МУЗЫКАНТ
Эксклюзивные факты о жизни и деятельности одного из самых разносторонних людей минувшего века


ТЕРРИТОРИЯ

Жизнь
ЗЕМЛЯ ЖДЕТ
Год назад в трехстах верстах от Москвы возникла невиданная прежде в России форма хозяйственного уклада. Там пересеклись пути столичной монашеской обители и небольшого рязанского колхоза

Соседи
СТРАНА НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ
Протесты местной молодежи против изучения русского языка и молдавской истории послужили поводом для попытки свержения действующих властей Молдавии


ОПЫТ

Традиции
ВО ВСЕМ ПЕРВЫЕ
Если попросить любого человека назвать фамилию, связанную с развитием металлургии в России, наверняка услышишь в ответ: «Демидовы»

Исторические портреты
РУССКИЙ СФИНКС
Александр III: Император и человек

Параллели
ГРОЗИТ ЛИ НАМ СУДЬБА АРГЕНТИНЫ
Экономические рецепты, которые привели к краху большую, богатую и высокоразвитую страну Латинской Америки, еще недавно пытались «выписать» и России


ЧЕЛОВЕК

Дело
НАСЛЕДНИК ГУТТЕНБЕРГА
Книга тиражом в один экземпляр, книга, на создание которой уходят годы, – этому, казалось бы, коммерчески безнадежному делу посвятил свою жизнь питерский издатель Петр Суспицын, возродивший искусство рукотворной книги

Пост
ВКУСНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ
Великий пост – хороший повод поговорить о традициях русской кухни и гастрономических ограничениях

Дом и семья
КОГДА ТИНЕЙДЖЕР НЕ ХОЧЕТ ХОДИТЬ В «ЧЁРЧ»...
Известный московский протоиерей о. Димитрий Смирнов делится с читателями своими мыслями по поводу взаимоотношений супругов и воспитания детей

Культура
МУТНАЯ ВОДА
Часто ли имя очередного «культового» писателя говорит вам что-то, кроме имени его последней жены? Не часто? Давайте попытаемся понять, почему так происходит


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал