ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 2 (3) март-апрель 2002

ДОМ И СЕМЬЯ

Когда тинейджер не хочет ходить в «чёрч»..

Интервью с протоиереем Димитрием (Смирновым)

Одна из самых наболевших проблем, стоящих ныне перед российским обществом , - крайне низкий нравственный уровень в семейной жизни. Как же научиться соблюдать те здоровые моральные принципы - принципы православного брака, на которых должны строиться взаимоотношения супругов и воспитание детей? Своими мыслями на этот счет с читателями «РП» сегодня делится известный московский священник протоиерей Димитрий (Смирнов).

ГОСУДАРСТВО И СЕМЬЯ: ТАБУ НА ВОСПИТАНИЕ
– Существует ли сегодня возможность вернуть те идеалы христианской семьи, к достижению которых призывает нас Православная Церковь?

– Теоретически существует. Практически же - сказать трудно. Задача Церкви, да и благонамеренного государства по отношению к своему народу во всяком случае постараться помочь это сделать. Церковь способствует этому - в меру своих ограниченных возможностей. Государство, насколько мне известно, этим вопросом вообще не занимается – по крайней мере в лице своих главных институтов: Министерства образования, Министерства здравоохранения или, например, Академии наук. Никоим образом. Наоборот, внедряются и поддерживаются деструктивные идеи, которые способствуют разрушению семьи. Мало того, Министерство образования в последние десять лет вообще отказалось от самой идеи воспитания как таковой. Эта идея исчезла из педагогической практики, хотя нравственное воспитание осуществлялось даже в советской школе, где ему отводилось значительное место. Как только в нашем государстве начались новые процессы, было попросту заявлено, что российская школа воспитанием не занимается. Идея воспитания была «изъята из обращения» и даже некоторым образом табуирована. И вот за эти десять лет - что вполне естественно - выросла новая плеяда педагогов, не умеющих воспитывать детей. Что со всем этим теперь делать - непонятно. Поэтому вернуться к идеалам христианской семьи Россия, конечно же, может, но для этого нужно включить для Церкви «зеленый свет».
Назову самые простые способы включения «зеленого света»: ну, например, регулярные передачи по телевидению о христианской семье, о том, что это вообще такое. Затем радио. Далее - специальные учебные программы. Не половое воспитание, где в основном говорится об аномальных аспектах сексуальной жизни больных людей. В нормальных же программах должны изучаться и объясняться здоровые начала семейной жизни в силу того, что большинство семей, в которых живут сегодня дети, - ущербные и ненормальные. Чтобы хотя бы теоретически дети выучили, как это должно быть на самом деле.
Скажут: ну вот, религиозное воспитание - это навязывание. Ну а химия - это не навязывание? Когда вы заставляете ребенка учить химию и ставите ему по этому предмету тройки... Ну зачем ему эта химия нужна? Ведь химиками становится какая-нибудь четверть процента учащихся в школе...

ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ: ТВАРНАЯ ТРОИЦА
– Что такое настоящая православная семья?

– Настоящая православная семья устроена на евангельском принципе «домашней церкви», где у каждого члена семьи свое место и предназначение в соответствии с его «ипостасными», то есть личностными, свойствами. Ведь человеческая семья есть тварная троица, в чем-то подобная Троице Божественной: Отцу, Сыну и Святому Духу. В такой тварной троице тоже три лица: муж, жена и дитя, и это одно из подтверждений церковной истины о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию (книга Бытия 1:26-27). У каждого из трех лиц человеческой троицы в семье определенная роль, возложенная на него Самим Богом, подобно тому, как свое предназначение имеет каждый орган в теле: глаза - чтобы человек видел, уши - чтобы слышал, легкие - чтобы дышал. То же и здесь. Муж должен быть главным учителем и главной руководящей силой «домашней церкви»; жена - помощница мужа и его заместитель в то время, когда он отсутствует и обеспечивает необходимым всю инфраструктуру семьи в бытии; дети находятся в послушании и обучении, готовятся, чтобы им самим стать в дальнейшем: дочери - женой и матерью, а сыну - мужем и отцом. Вот что такое православная семья.
– Почему для супругов так важно, чтобы их брак был венчанным, церковным?
– Дело вот в чем. Брак в Церкви - это таинство. Что такое таинство? Это когда в результате некоего церковного обряда, установленного Богом, невидимо для обыденных органов чувств человека, Самим Создателем подается животворящая сила Божия, которая именуется благодатью Святого Духа. Брак есть подвиг, и человеку этот подвиг, особенно в наше время, очень трудно совершить, потому что все силы современной цивилизации направлены против брака, фактически имеют целью его уничтожение. Именно поэтому мы и нуждаемся в благодати. И именно поэтому в начале семейной жизни, с получением Божественной силы и церковного благословения в таинстве Брака, супругам бывает гораздо проще совершать такой подвиг. И этим самым, как неким помазанием, собственно и рождается «домашняя церковь» в лице двух своих минимальных компонентов. Минимальная семья - это муж и жена. Для того чтобы выросло любое растение, требуется несколько вещей. Первое - семя, второе - почва, нужны также и влага и тепло. Вот и о благодати Божией говорится, что она «изливается» и она «возгревает». Без нее вообще невозможно создание «домашней церкви» - вне благодатного Божественного участия. «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (книга Бытия 1:28) - это же библейское Божие повеление. И когда человек дорастает до осознания и возможности исполнять это Божие повеление, он также нуждается и в благословении Божием, в источнике силы, чтобы все это устроилось. Браки бывали и невенчанные. Например, Адам и Ева, Авраам и Сарра не венчались - Христианской Церкви тогда еще не было, но само Священное Писание называет их мужем и женой. Понятно, что им было трудно без благодати Божией совершать подвиг супружества. Хотя в отдельные моменты и их благодать касалась, потому что «Дух дышит, где хочет» (Евангелие от Иоанна 3:8). Просто при венчании это как бы гарантировано. Но опять же по вере людей. Если люди считают это просто красивым обрядом, то вообще ничего не совершается! То есть, кто чего ждет, тот то и получает. Если ты хотел совершить всего лишь обряд, то это тогда и есть обряд, но за ним ничего не будет стоять.
Венчание - для христиан. Если ты не христианин, причем здесь венчание? Даже если ты крещеный... Ленин был крещеный. Но его никак нельзя назвать христианином. А Ленин венчался в Церкви. Это что-нибудь меняет? Ничего не меняет. Понятно, что ни с каким таинством это не связано, он был очень далек от Церкви.
Если венчание совершается насильно - подвели под пистолетом, повенчали, то здесь тоже таинство не совершилось, оно недействительно, благодать Божия не сошла. Главное - согласие. Перед венчанием священник спрашивает: «Имаши ли произволение (имеешь ли намерение) благое и непринужденное и крепкую (то есть твердую) мысль пояти себе в мужа сего ..., егоже (которого) пред тобою зде видеши?» Вот это и есть главное условие.

ЖИЗНЬ В СЕМЬЕ: БРАК - ОН СОЗДАН НЕ ДЛЯ ВЕСЕЛЬЯ
– Одно из самых популярных и цитируемых мест Священного Писания почти в каждой православной семье - слова апостола Павла «жена да боится своего мужа» (Послание к Ефесянам 5:33). (Разумеется, цитируют это в основном мужья.) Зачастую получается и наоборот: не жены боятся мужей, а мужья жен. Как добиться нормального, взвешенного отношения между супругами, как должны осуществляться главенство и подчинение в семье, чтобы при этом сохранялся домашний мир?

– Исходя из важного христианского постулата: женщина должна оставаться женщиной, а мужчина должен оставаться мужчиной.
Женщина вообще создана Богом как помощник мужчины. А значит, ни о каком главенстве помощника речи быть не может. Это всегда аномалия. Известно, что есть женщины с мужской психикой, но и они хотят, чтобы рядом был рыцарь, мечтают, чтобы муж был сильнее их. И жене всегда самой больно, трудно, что муж у нее подкаблучник. Потому что ее природа восстает против этого. Лучше не переступать этот порог...
Женщине можно объяснить, что не нужно ломать свою природу, превращать себя в мужчину. Ей можно сказать: ведь тебе придется трудно - нужно будет и домашнее хозяйство вести, и работать, и еще за мужем ухаживать, чуть ли не грудью его кормить. А он тогда превратится в женщину. Он будет сидеть на диване, будет что-нибудь себе покупать, жить какой-то отдельной жизнью, нуждаться в управлении, будет тебя бояться - как бы ты опять не начала ругаться, и так далее. Не он будет ругать, а ты. Ты берешь на себя два воза. А к этому твоя душа не готова. Тебе тогда нужно очень сильно огрубеть, закалиться, многого лишиться...
– Еще один вопрос связан с печальной темой супружеской измены. Если это все же произошло с одним из супругов и стало известно второму, то как им дальше себя вести: разводиться, простить ошибку?
– Конечно, нарушение супружества есть измена, и другой супруг имеет право развестись, потому что изменившим супругом все уже разрушено. Но простить, естественно, всегда лучше. Это по-христиански. Но простить - значит, действительно простить, сделать грех как бы «не бывшим» и постараться начать все сначала.
Вот, предположим, почти разрушенный храм - его ведь можно отремонтировать. И это, конечно, лучше, чем просто построить новый, но это и труднее, потому что реставрация зачастую бывает дороже, чем само строительство.
Брак сохраняется до тех пор, пока этот мужчина считает эту женщину своей женой, а эта женщина считает этого мужчину своим мужем - что бы ни случилось. Допустим, он изменник, пьяница, предатель, вор, истязатель. Но пока я считаю, что он мой муж...

АБОРТЫ: КОГДА ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
– Сегодня в российском обществе горячо обсуждается тема абортов. При этом сторонники искусственного прерывания беременности приводят в защиту своих убеждений самые различные аргументы: свободное право матери иметь или не иметь ребенка, неспособность некоторых семей содержать детей из-за вполне реальной нищеты, медицинские противопоказания (женщина может просто не дожить до родов) и так далее. Каковы же основные аргументы Православной Церкви, настаивающей на абсолютной недопустимости практики абортов?

- Очень простые. Самый главный аргумент: убивать - это нехорошо. И убивать невинных младенцев тоже нехорошо. А самое чудовищное, конечно, что мать убивает собственное дитя. Говорят, что оно появится на свет «не вовремя». Ну, допустим, если сосед не вовремя позвонит к нам в дверь, мы же его за это не убиваем. Или если милиционер не вовремя пришел, мы же его с топором не встречаем. Или человек не вовремя пришел на работу, мы же его не расстреливаем. Не вовремя? Или ты не знаешь, от чего дети бывают? Раз ты совершаешь супружеское соитие, ты должна знать, что обычно результатом этого бывают дети. Раз ты совершаешь этот акт, ты должна быть к этому готова. Вот, собственно, и все.
Здесь главный аргумент Церкви - «Не убий» (книга Исход 20:13). Другого нет. Это же не война, не защита от преступника. А тут предохраняются от детей, как предохраняются от преступников с помощью охранной сигнализации. Это же извращение. Человеческое тело устроено таким образом, что при определенных действиях возможно появление детей.
Появление ребенка - это благословение Божие. Если человек убивает своих детей, то он просто перестает быть человеком.
- А говорят, что аборт иногда необходим из-за опасности для жизни матери...
- Да, опасность существует всегда. Куда бы мы ни пришли, везде нас могут подстерегать опасности и неприятности. Многие приводят мне такой аргумент против Православной Церкви: я был в церкви, и мне там нагрубили, с тех пор я в церковь ни ногой. Я говорю на это: да, вы совершенно правы, я вот тоже однажды был в булочной, и там мне нахамили - с тех пор я хлеба не ем. А однажды я вышел на улицу, и там меня автобус окатил водой - с тех пор я не езжу на автобусе. Опасны не только роды. Опасно летать на самолете, опасно жить в городе, существует множество опасных видов трудовой деятельности - опасно быть военным, опасно быть милиционером, опасно быть налоговым инспектором. Опасно, опасно, опасно... И так без конца. Так ведь людям за все это ордена дают. Кстати, и матерям тоже. Потому что да, это подвиг. И государство это утверждает. Вот говорят: материнская слава. Как видите, это уподобляется ордену «Славы», то есть высшему ордену, который дается солдату за храбрость - трех степеней. А так и вправду опасно. Все опасно...

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: «ДАТЬ РЕМНЯ С ЛЮБОВЬЮ»
– То, что родители пытаются воспитывать своего ребенка в православной вере, еще не означает, что он легко и с готовностью примет церковную Истину. Как же суметь не только дать своим детям некие основы христианского учения, но и привить им нравственные православные идеалы, сделать их глубоко верующими христианами?

– Ну, во-первых, их нужно растить в «домашней церкви». «Домашняя церковь» должна быть включена в другую церковь - в приход. А та церковь в свою очередь - в епархиальную жизнь. Епархиальная - в жизнь поместной церкви. Поместная - в жизнь вселенской Церкви. Вот тогда ребенок может вырасти христианином. Конечно, выбор он будет делать сам. Но у него будет тогда возможность сравнивать: вот это - жизнь церковная, а это - нет. Вот то, что мне предлагает жизнь церковная... А ведь мои родители были в Церкви, они именно так жили, и я буду жить так же.
Только так можно этого добиться. Никакими нотациями здесь ничего не достигнешь. И тогда будет хоть какая-то гарантия успеха православного воспитания. И вот это-то и нужно обязательно организовать.
– Можно ли наказывать своих детей, и если да, то где та граница, за которую в этих наказаниях нельзя переступать?
– Наказывать можно, но только с любовью. С любовью можно даже ремня дать. И если человек это умеет делать, то тогда он может наказывать и битием. Но если он не умеет наказывать с любовью, а может только с гневом, с раздражением - это исключено. Тогда это не принесет ощутимой пользы. Потому что тогда будет иметь место только испуг. А нужно воздействовать на совесть. Испуг - это для животных, для дрессировки. Это очень опасно, потому что потом этот человек, которого так наказывали, начинает врать, он может стать предателем, садистом... Только с любовью. Дети должны расти в атмосфере любви. А наказание как раз и способно действовать в сфере любви и при этом научать нас доброму.

ДЕТИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ПРИВИВКА ПРОТИВ ПОШЛОСТИ
– Как оградить детей от дурного влияния сегодняшней моды на безнравственность, от окружающей со всех сторон привлекательной для них (запретный плод сладок) пропаганды разврата? Нужно ли запрещать им общаться с неверующими сверстниками, смотреть телевизор, американские комедии, боевики и фантастику, читать современную развлекательную литературу? Следует ли отдавать их учиться лишь в православные школы, гимназии?

– Самый хороший способ воспитания - создать им внутри «домашней церкви» такую альтернативу, которая бы десятикратно превышала ту пошлость, что предлагает сегодняшний окружающий мир. Любой нормальный, образованный человек понимает, что современная архитектура, современная музыка, современные песни, современный дизайн, современная культура - это царство пошлости. И в языке, и в художественном оформлении, и в звуке - во всем. Посредственность, возведенная в наглый абсолют. Можно сказать, культура быдла. И вот этот «быдляк» царствует. Зачастую какая-нибудь певичка, у которой нет голоса и ничего другого, кроме задницы и того, кто ее «раскручивает», дает интервью, учит жизни, рассказывает о своих похождениях... И вот это возводится в некую школу жизни. А она просто несчастный человек и через некоторое время, может быть, удавится или выбросится куда-нибудь... Несчастнейший из людей становится учителем жизни...
Вместо этого нужно предложить детям что-нибудь доброкачественное. Вот если родители тратят деньги, чтобы научить ребенка слушать классическую музыку, учат играть на каком-нибудь инструменте, то он никогда не будет заниматься эстрадой в ее современном виде. Хотя и эстрада в своих отдельных проявлениях может быть незлокачественной. Ведь не всем доступна сложная музыка. Тут главное, чтобы была прививка против пошлости.
И второе. Способ радикальный и простой: удалиться от всего этого. Всячески оградить ребенка. Устроить свои школы с единомышленниками или домашнее воспитание. Чтобы дома, конечно же, не было телевизора. Если телевизор в доме, то никакое воспитание невозможно. Компьютерные игры, телевизор, современные детские книги, мультики - все это должно быть исключено, потому что по силе своего воздействия это имеет такую мощь, что никакие потуги родителей не в силах такое преодолеть. Это все равно, что бороться с героином с помощью убеждения. Вся эта пошлость - вещь одного порядка с героином.
– А вот, скажем, ребенок ходит в обычную школу, и дома у него нет телевизора, но он бегает к приятелям. И этот телевизор для него становится еще ближе и дороже, потому что дома его смотреть не дают. Что в таких случаях делать?
– Да, но все равно суть от этого не меняется. Представьте себе, мать мне говорит о своем ребенке: «Слава Богу, моего сына посадили». Я спрашиваю: «За что?» - «За торговлю наркотиками. Я надеюсь, теперь он дольше проживет». Действительно, в тюрьме человек не может постоянно доставать себе наркотики. Естественно, без них он проживет дольше. Так же и здесь. Одно дело, когда ребенок знает, что смотреть телевизор - это плохо, но украдкой бегает к приятелям. Знает, что это нехорошо и папа с мамой им недовольны. Вырастет - и примет сторону родителей. Но совсем другое дело, когда папа вместе с ним смотрит телевизор: «Садись, сынок, ничего, привыкай». Это большая разница.
Ребенок осознает, что хотя он и ходит к своему приятелю, но дом этого приятеля - «подворотня». Это вонючая «подворотня». И он это таит. Он не рассказывает об этом маме, он знает, что это неприлично. Совершенно другое отношение. Лучше и от этих походов его оградить, если это возможно, но возможность есть не всегда ... Люди здесь чаще всего идут по накатанному пути, отдают своих детей в обычные школы, позволяют им общаться с подобными приятелями. И такие школы в этом случае бывают для детей настоящим рассадником пошлости... Но все же если семья духовно здорова, то школа сильно повредить не может. Если детей любят и детьми занимаются, они чувствуют в родителях опору.
Следует ли детей отдавать в православную школу? Их всего десять в Москве. И потом, эти школы в процессе становления. Духовная ситуация там, конечно, лучше, чем в школах обычных. У нас при приходе школа с первого по одиннадцатый класс. Можете себе представить, ни один ребенок не курит. Бывает ли такое в обычных московских школах? Все девочки - девственницы. Никто не ругается матом. Наркоманов и подавно нет. Поэтому я считаю, что наши педагогические задачи выполнены. И дальше уже неважно: научим ли мы детей химии, математике, биологии - это уже дело десятое. Но вот что они у нас до семнадцати лет доросли и теми «вирусами», которыми больны две трети школьников, не больны, это же самое настоящее благо. Такие условия можно создать в каждой семье, но именно оградив своих детей от всего губительного. Так что отдавать их в подобные православные школы, конечно же, нужно. Но тогда нужно и таких школ создать больше.
- Раз уж вы заговорили о телевидении, один конкретный вопрос на эту тему: что вы можете сказать о невероятно популярной сегодня передаче «За стеклом»?
- Это еще одно звонкое свидетельство, еще один иероглиф, изобличающий нынешнее «царство пошлости». Это шоу стоит в ряду таких вещей, как, допустим, торговля наркотиками, игорный бизнес или проституция. В плане идеологическом это одно и то же. Поэтому те люди, которые это устроили, по своему нравственному уровню находятся на одной доске с сутенерами и торговцами наркотиками. С чем их и можно поздравить.

«ПОДРОСТКИ И ЦЕРКОВЬ: СВЕРХВНИМАНИЕ И СВЕРХОСТОРОЖНОСТЬ»
- В какой-то момент родители могут почувствовать, что их подросший уже ребенок, как говорят нынче - тинейджер, просто перестал прислушиваться к их мнению, для него важнее совсем другие авторитеты. В церковь он ходить не хочет, ему там просто скучно, а заставить его посещать богослужение уже не получается. Да и в других сторонах жизни он попросту игнорирует существование своих папы и мамы. Как же родителям строить отношения с такими детьми?

- Да... Как говорят нынче, тинейджер... И как говорят нынче, в «черч» он ходить не хочет...
Действительно, когда ребенок постепенно превращается во взрослого, он переживает кризис, что-то вроде переломного момента в болезни. Начинает разлаживаться весь организм. В это время родителям необходимо быть более чуткими. Не нужно проявлять насилие. Старайтесь сохранить контакт со своими детьми и постепенно переходите с ними на отношения взрослых людей. Здесь нужно себя вести так, как действует автомобилист, выехавший на покрытую льдом дорогу, - сверхвнимание, сверхосторожность, пониженная скорость, никаких резких движений рулем и так далее. В этом случае даже если и стукнешь машину, то все равно жив останешься. Вот так же и в поведении с ребенком.
- И все же, что делать, если такому подростку в церкви скучно?
- Совершенно очевидно, что ему скучно, потому что он еще не настолько внутренне развит, чтобы того малого, что он способен усвоить из происходящего в церкви, ему хватило в качестве духовной пищи. С другой стороны, он настолько уже физически большой человек, что его тело требует движения, а церковь предполагает сосредоточенное стояние в молитве. И вот постепенно начинается разлад. Подростку не то чтобы совсем скучно, но ему очень хочется двигаться. Так же и с его духовными потребностями. Ему хочется общаться, а в церкви разговаривать нельзя. Он просто утрачивает гармоничность. Поэтому, если такому ребенку трудно долго стоять на службе, нужно сократить его пребывание в церкви. А еще ему нужно дать необходимое общение. Допустим, если отец в обычные дни мало с ним разговаривает, то, возвращаясь из церкви, он должен очень интенсивно беседовать с сыном. И, ожидая этой беседы, сын будет готов ждать сколько угодно и терпеть стояние в храме, чтобы только отец не был огорчен и из-за этого не обделил бы его вниманием. Здесь возможен именно такой педагогический ход. Он даст огромный запас терпения сыну. Ведь если бы он хотел мотоцикл, так ради этого мотоцикла он и по физике пятерку получит. То же самое и здесь. Но этот педагогический прием обязательно должен строиться на том, чего не хватает вашему сыну. Ну, например: «Сынок, давай мы на субботу и воскресенье пойдем с тобой в поход». И тут даже можно пропустить богослужение, чтобы дать ему по полной программе почувствовать себя мужчиной. Какую-нибудь работу вместе с отцом выполнить, просто побыть вместе. Мужская компания, женщин не берем... Тут могут быть самые различные формы времяпрепровождения. В конце концов просто на лыжах покататься. И это окажется для него гораздо более интересным, чем «балдение» во дворе. Да и общение будет гораздо глубже. Отец должен пожертвовать здесь многим, в том числе и своим походом в церковь. Но такая жертва обязательно принесет свои добрые плоды.

Беседу вел
Петр Малков

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

ГОСУДАРСТВО

Обзор экономической политики
ИЗ ЗИМНЕЙ СПЯЧКИ
Тарифы на газ, электроэнергию и транспорт подняли; закон о противодействии отмыванию грязных денег принят; дискуссию вокруг Центробанка еще предстоит «взорвать»

Событие
В ОЖИДАНИИ «БРАТА-3»
Даже в годы ожесточенного противостояния двух сверхдержав мировой олимпийский истеблишмент не вел такой грязной и несправедливой игры против России, как в Солт-Лейк-Сити

Конфликт месяца
МАРШ НА ВОСТОК
В феврале Ватикан официально объявил о создании в России четырех католических епархий. Отныне в документах Ватикана территория России будет именоваться «церковной провинцией» Римско-католической церкви

МЕРТВЫЕ ДУШИ
За одну ночь количество российских католиков достигло фантастической цифры - 13000000 человек

Событие
АТЕИСТЫ ПРОТИВ ПАТРИАРХА
Полемика о введении курса «Основы православной культуры» в государственных школах приобрела особую остроту

Информационные технологии
СТАНЕТ ЛИ РОССИЯ «ЭЛЕКТРОННОЙ»?
C 2002 года должна начаться реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия». По масштабам финансирования она вполне сопоставима с планом ГОЭЛРО, но, в отличие от последнего, весьма неконкретна


ТЕМА НОМЕРА: НЕФТЬ И ПОЛИТИКА

ДОНОРЫ И КРОВОСОСЫ
Неравномерность распределения нефтяных ресурсов в условиях их истощения меняет геополитическую картину мира

КЛЮЧИ ОТ ПОДЗЕМНЫХ КЛАДОВЫХ
По мнению Владимира Путина, Россия обладает огромными ресурсами, однако государство распоряжается ими неграмотно и нерачительно

КТО ОСТАНЕТСЯ В ВЫИГРЫШЕ?
Похоже, сценарий изменения структуры мирового энергопотребления будут писать развитые страны

СМУТНОЕ ВРЕМЯ ПОЗАДИ
Быстрый рост добычи «черного золота» показал, что кризис российской нефтянки, начавшийся в 90-х годах, наконец, преодолен

ЖУРАВЛИНЫЕ ТАНЦЫ
Не будучи в состоянии влиять на мировую конъюнктуру рынка нефти, российское правительство и наши нефтяники, тем не менее, выжали из дискуссии на эту тему максимум выгоды

ЗА ФАСАДОМ ПРОЦВЕТАНИЯ
Самая богатая нефтяная монархия мира Саудовская Аравия находится на пороге перемен

КАК ПОТРАТИТЬ НЕФТЕДОЛЛАРЫ?
Доходы от экспорта нефти превратили несколько небольших княжеств Персидского залива в богатейшие страны с современной инфраструктурой и высоким уровнем жизни

БЫВАЕТ И СЛАНЦЕВАЯ НЕФТЬ...
В некоторых странах, даже вполне обеспеченных традиционными энергоресурсами, продолжается опытное и промышленное производство нефти и нефтетоплива из горючих сланцев. А как с этим обстоят дела в России?


ХОЗЯЙСТВО

Интервью
ВЛАСТЬ И БИЗНЕС ДОЛЖНЫ ВЕСТИ ПОСТОЯННЫЙ ДИАЛОГ
Интервью президента Торгово–промышленной палаты РФ Евгения Примакова

Финансы
КАКОЙ РУБЛЬ НАМ НУЖЕН?
Курс рубля оказывает огромное влияние на экономическую жизнь страны. Попробуем рассмотреть аргументы за и против крепкого рубля

Событие
СБЛИЖЕНИЕ С ВТО НЕ РАДУЕТ ГРЕФА
Впервые за все время переговоров с ВТО весьма жесткую позицию по данному вопросу озвучил министр экономического развития и торговли Герман Греф

ПРОДАВАТЬ БЕЗ РАЗГОВОРОВ НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
В феврале начался новый раунд приватизации госсобственности. С участием ФСБ

Макроэкономика
ЭКОНОМИКА БЕЗ ПОЛИТИКИ
Начавшийся в декабре--январе спад промышленного производства в России ставит под сомнение восстановление позитивных тенденций в экономике

Мнение
СТЕРЖЕНЬ НАШЕГО БУДУЩЕГО
Сибирский академик Владимир Накоряков рассуждает об экономическом будущем России

Рынки капитала
АМЕРИКАНСКАЯ ФИНАНСОВАЯ БОМБА
Крах фондового рынка США сделал беднее каждого второго американца

Налоги
ОБРАТНО В ТЕНЬ?
Новогодние поправки к Закону о едином социальном налоге вынуждают бизнес вернуться в «серую» экономику

НОВЫЕ НЕВОЗВРАЩЕНЦЫ
Возвращать из бюджета излишне уплаченные налоги экспортерам становится все труднее

Событие
ГОЛОВОЛОМНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Бухгалтеров собирают на стадионах, чтобы научить их новым правилам ведения документации. Счетоводы близки к панике

УСЛУГИ ИЛИ ТАИНСТВА?
Устанавливать в храмах кассовые аппараты и выписывать приходные ордера за крещения – с такими требованиями выступают налоговые инспекции

Таможня
УТРОМ ДЕНЬГИ – ВЕЧЕРОМ БУМАГИ
С 12 февраля импортеры электробытовой и компьютерной техники живут по новым правилам. Судьба импортных пошлин на подержанные иномарки отложена до лета. Разгорается очередной куриный конфликт

Анализ тенденций российских финансовых рынков
БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ
Несмотря на ухудшающуюся макроэкономическую ситуацию и падающие корпоративные показатели, рынок продолжает сохранять осторожно-позитивное отношение к России. Надолго ли?

Анализ тенденций мировых рынков
ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИНВЕСТИЦИЙ
Падение фондовых рынков и рост цен на золото свидетельствуют о снижении уровня оптимизма международных инвесторов


БЕЗОПАСНОСТЬ

Геополитика
АМЕРИКАНСКИЙ ВЫЗОВ
Америка, наконец-то, нашла себе нового глобального врага. Это Иран, Ирак и Северная Корея, входящие, по мнению Джорджа Буша, единую «ось зла»


ВПК

ВСЕ ДАЛЬШЕ ОТ ЗВЕЗД
Останется ли Россия великой космической державой

Событие
«КОСМИЧЕСКИЙ ГЛАЗ» ЗАКРЫЛСЯ
Демонтаж военной базы в Лурдесе (Куба) – весьма спорное решение высшего политического руководства России

Спецслужбы
ЛЕВ ТЕРМЕН: РАЗВЕДЧИК, УЧЕНЫЙ, МУЗЫКАНТ
Эксклюзивные факты о жизни и деятельности одного из самых разносторонних людей минувшего века


ТЕРРИТОРИЯ

Жизнь
ЗЕМЛЯ ЖДЕТ
Год назад в трехстах верстах от Москвы возникла невиданная прежде в России форма хозяйственного уклада. Там пересеклись пути столичной монашеской обители и небольшого рязанского колхоза

Соседи
СТРАНА НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ
Протесты местной молодежи против изучения русского языка и молдавской истории послужили поводом для попытки свержения действующих властей Молдавии


ОПЫТ

Традиции
ВО ВСЕМ ПЕРВЫЕ
Если попросить любого человека назвать фамилию, связанную с развитием металлургии в России, наверняка услышишь в ответ: «Демидовы»

Исторические портреты
РУССКИЙ СФИНКС
Александр III: Император и человек

Параллели
ГРОЗИТ ЛИ НАМ СУДЬБА АРГЕНТИНЫ
Экономические рецепты, которые привели к краху большую, богатую и высокоразвитую страну Латинской Америки, еще недавно пытались «выписать» и России


ЧЕЛОВЕК

Дело
НАСЛЕДНИК ГУТТЕНБЕРГА
Книга тиражом в один экземпляр, книга, на создание которой уходят годы, – этому, казалось бы, коммерчески безнадежному делу посвятил свою жизнь питерский издатель Петр Суспицын, возродивший искусство рукотворной книги

Пост
ВКУСНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ
Великий пост – хороший повод поговорить о традициях русской кухни и гастрономических ограничениях

Дом и семья
КОГДА ТИНЕЙДЖЕР НЕ ХОЧЕТ ХОДИТЬ В «ЧЁРЧ»...
Известный московский протоиерей о. Димитрий Смирнов делится с читателями своими мыслями по поводу взаимоотношений супругов и воспитания детей

Культура
МУТНАЯ ВОДА
Часто ли имя очередного «культового» писателя говорит вам что-то, кроме имени его последней жены? Не часто? Давайте попытаемся понять, почему так происходит


 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал