ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (2) январь 2002

ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Антиглобаллисты: кто они и откуда?

Интерес к антиглобалистскому движению в России заметно возрос после событий в Генуе в июне этого года. Хотя генуэзские события - далеко не первый случай массовых акций антиглобалистов, выступлениями которых в последнее время сопровождаются все крупные международные встречи (Сиэтл, Прага, Ницца, Квебек), однако именно это событие оказалось особенно примечательным. В Генуе собралось рекордное количество тех, кто причисляет себя к антиглобалистам - 300 тысяч человек. Очевидно, именно поэтому российские СМИ наконец-то обратили внимание на то, что в мире существует антиглобалистское движение, которое год от года разрастается как снежный ком.
Впрочем, справедливости ради хотелось бы заметить, что некоторые общественные организации и граждане России уже давно являются активными участниками международного антиглобалистского движения. К их числу отношусь и я. Мне довелось участвовать в основных, особо значимых мероприятиях, которые были организованы антиглобалистами, начиная с международной встречи в Париже в 1999 году и заканчивая Всемирным социальным форумом ("анти-Давос") в Порту Алегри (Бразилия) в январе 2001 года. Поэтому смею утверждать, что у меня есть собственное представление об антиглобалистском движении и я могу судить о нем не по газетам и телепередачам, а, так сказать, изнутри.

МЫ - НЕ ЛУДДИТЫ!
К сожалению, сегодня у рядовых граждан антиглобалистское движение ассоциируется чаще всего с группой молодых людей, которые, вооружившись палками и дубинками, путешествуют из одной страны в другую, срывают работу важных международных форумов, бьют витрины, переворачивают и поджигают машины. Антиглобалистами пугают неискушенных людей, выставляют их в качестве прямой угрозы для мирной и спокойной жизни горожан. Нередко СМИ сознательно нагнетают обстановку, предсказывая нашествие антиглобалистов в те страны и города, где собирается какой-нибудь международный форум. Так было, например, в конце октября 2001 года в Москве, где проходила выездная сессия Давосского экономического форума (см. "Известия", 24 октября 2001 г., с. 6).
Конечно, демонстрации и выступления молодых и не очень молодых людей имеют место, но это лишь видимая, внешняя сторона, за которой скрыта определенная суть. Но именно эта суть часто сознательно игнорируется и выхолащивается теми, кому выгодно представлять антиглобалистов как кучку экстремистов, группу недалеких и необразованных людей, которые тормозят общественный прогресс, выступая против такого объективного процесса, как глобализация. Сегодня их все чаще сравнивают с луддитами, которые в конце XVIII - начале XIX веков, выступая против применения машин, вытесняющих ручной труд, ломали эти машины. Однако, несмотря на сопротивление луддитов, общественный прогресс не удалось повернуть вспять, и промышленный переворот в Англии стал реальностью. Точно так же сегодня многие относятся и к антиглобалистам, считая, что они борются с ветряными мельницами. И на этом основании делается вывод, что у антиглобалистского движения нет будущего. Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к истокам антиглобализма.

ИСТОКИ
Ряд исследователей считает предшественником антиглобалистского движения мексиканскую организацию Сапатистская армия национального освобождения, которая выступила против Договора о свободной торговле (NAFTA), подписанного США, Канадой и Мексикой и вступившего в силу 1 января 1994 года. Летом 1996 года в мексиканском штате Чиапас прошла первая международная встреча организаций, выступающих против реализации NAFTA и присоединения к этому договору в будущем других стран Латинской Америки. Однако это было только начало. Основные события в конце 90-х разворачивались в Европе. В декабре 1997 года французская газета Le Mond diplomatique опубликовала статью Игнасио Рамона "Обезоружить рынок", которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Она озвучила те противоречия, которые накапливались в течение последнего десятилетия и к концу 90-х годов стали столь очевидными, что пренебречь ими (и тем более закрыть глаза на то, что они существуют) было уже нельзя. Речь в первую очередь шла о стремительном росте финансовых рынков (валютных, кредитных, фондовых) в условиях глобализации, которые все более приобретали самостоятельное и самодовлеющее значение, отрываясь от собственно сферы производства и торговли. Это приводило к резкому возрастанию числа и объема финансовых спекуляций. По мере усиления процессов глобализации, у финансового капитала появилось много новых возможностей для самовозрастания, минуя сферу производства. Это и наличие офшорных зон - так называемых "налоговых оазисов", где капиталы были надежно защищены от общественного контроля и где они могли многократно прокручиваться. Это и втягивание в сферу финансовых спекуляций средств социальных фондов (пенсионных, социального страхования и др.). И, наконец, это широкое распростране- ние новых финансовых инструментов и операций (деривативов, опционов и т. п.), дающих прекрасную возможность для безграничных финансовых манипуляций.
Вполне закономерным итогом этих процессов явился финансовый кризис, начавшийся в странах Юго-Восточной Азии осенью 1997 года. Этот кризис стал главным уроком 90-х, уроком для всех не только развивающихся, но и для развитых стран. Но одновременно он послужил толчком, всколыхнувшим весь мир. Многим стало ясно, что финансовая глобализация зашла слишком далеко, а в распоряжении крупных международных фондов сегодня сосредоточены такие финансовые ресурсы, которых хватит на то, чтобы в одночасье обрушить экономику любой, даже самой развитой страны.
Четкое осознание этой опасности на общем фоне кризиса профсоюзного и международного рабочего движения и в условиях усиливающейся власти международных финансовых организаций привело к тому, что в июне 1998 года целый ряд прогрессивных французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединился в организацию ATTAC-France ("АТТАК-Франция"). Первоначально эта организация в качестве своей главной цели провозгласила объединение усилий демократических сил за введение так называемого налога Тобина. Отсюда и название ассоциации:"Action pour une taxe Tobin d 'aide aux citoyens" (ATTAC), в переводе на русский - "За налог Тобина в помощь гражданам".
Борьба за введение налога Тобина, по мнению учредителей организации "АТТАК", могла бы объединить самые разные общественные организации и даже политические партии. Так и получилось. Простой, понятный большинству граждан лозунг сплотил людей. Число сторонников организации стало быстро расти.

Джеймс Тобин, американский экономист, лауреат Нобелевской премии в области экономики, еще в 1972 году посчитал, что если обложить все финансовые операции налогом в размере 0,1%, то это могло бы резко ограничить валютные спекуляции, сделав большую часть из них невыгодными. К тому же ежегодно этот налог мог бы приносить 166 млрд. долларов. Эту сумму Дж. Тобин предлагал передать международным финансовым организациям, альтернативным ныне действующим (МВФ, Всемирный банк и др.), для борьбы против неравенства и бедности, развития образования, подъема экономики в отсталых странах.

Среди них были учителя, рабочие, ученые, политические деятели, студенты, безработные и даже бизнесмены. К концу 1999 года общее число сторонников этого движения только во Франции составило тысячу человек, а в конце 2001 года - уже 30 тысяч человек.
Вскоре после создания организации "АТТАК-Франция" стало очевидно, что налог Тобина - это вполне осязаемая конкретная цель, а борьба за ее достижение неизбежно выводит на свет широкий круг проблем, в числе которых контроль за деятельностью международных финансовых организаций;проблема долгов стран третьего мира;защита прав и свобод граждан, в том числе права на достойную жизнь, бесплатное образование и медицинскую помощь, право на жизнь для восьми миллиардов людей, а не только для одного "золотого миллиарда" и др. Этот достаточно широкий взгляд, опирающийся на идею необходимости борьбы с отрицательными последствиями глобализации, составил основу платформы "АТТАК", которая была принята на международной встрече в Париже в декабре 1998 года.
На эту встречу было также решено пригласить делегации из других стран, цели деятельности которых близки целям "АТТАК-Франция". Оказалось, что таких организаций в мире не так уж мало. Это, в частности, "Движение безземельных" (Бразилия), "Политический и информационный центр международной солидарности" (Южная Корея), "Женское движение" (Канада, Квебек), "Ассоциация государственных фермеров Karnathaka" (Индия), "Международный форум альтернатив - FMA" (Бельгия, Канада, Сенегал)и др. Большинство из этих организаций приняли участие в парижской встрече и высказали готовность участвовать или содействовать "АТТАК" как движению за демократический контроль над финансовыми рынками и их учреждениями.
Так изначально получилось, что каждая из общественных организаций, сплотившихся вокруг "АТТАК-Франция", обращала внимание на какую-то одну проблему, которая была либо порождена глобализацией, либо существенно обострилась под влиянием глобализационных процессов. Это, по-видимому, и послужило причиной того, что с подобными организациями прочно ассоциируется слово "против", что, в конечном счете, и вылилось в общий термин - "антиглобализм".

Большинство участников антиглобалистского движения считают сам термин "антиглобализм"не совсем удачным, поскольку, по их мнению, он искажает истинный смысл движения. Создается впечатление, что все его участники выступают против глобализации. Однако это далеко не так. Участники антиглобалистского движения борются не против глобализации, а против ее негативных последствий, против неолиберальной модели глобализации, осуществляемой только в интересах транснациональных компаний и международного финансового капитала, против глобализации, которая игнорирует интересы большинства граждан. К сожалению, термин "антиглобализм" этого не отражает. В нем заложен лишь некий акт отрицания, но не видно позитива, что, наверное, не совсем правильно, поскольку дезориентирует большинство граждан.

ПРОТИВ ДИКТАТУРЫ РЫНКА
Еще большее значение имела вторая международная конференция, состоявшаяся в Париже 24 - 26 июня 1999 года, на которой в общей сложности присутствовало около тысячи человек из 70 стран мира. Она называлась "Рыночная диктатура? Другой мир возможен". На этой встрече помимо обмена информацией и обсуждения широкого круга вопросов был разработан план конкретных действий на ближайшую перспективу, хорошо отражающий истинные цели антиглобалистского движения.
В резолюции, принятой парижской конференцией, отмечалась необходимость усилить давление на национальные правительства, с тем, чтобы они отказались от участия во втором раунде дискуссии по проекту "Многосторонних инвестиционных соглашений" (AMI), который должен был состояться в конце 1999 года на уровне Всемирной торговой организации (ВТО). По мнению участников конференции, все проекты, которые сегодня обсуждаются ВТО, делают акцент на подчинении политической власти транснациональному капиталу, что ведет к неэффективному, неравномерному и несправедливому распределению мировых ресурсов, к присвоению узкой группой людей основной части всемирного богатства и разрушению экологической системы планеты. Поэтому было решено подготовить и распространить во всех странах информационные листки о негативных последствиях таких переговоров. Также было решено начиная с ноября 1999 года провести массовые акции протеста в том случае, если не удастся добиться переноса или прекращения этой дискуссии.
Кроме того, парижская конференция предложила начать активную борьбу за введение налога на финансовые операции и отмену офшорных зон. В резолюции отмечалась также негативная роль международных финансовых институтов, деятельность которых привела к ухудшению экономической ситуации в Азии, России и Бразилии. По мнению участников конференции, международная финансовая система и ее институты должны быть коренным образом изменены, а их деятельность необходимо подчинить политической демократии. Следует также бороться за отмену долгов стран третьего мира, что особенно актуально в связи с падением цен на сырье, вызванное азиатским и латиноамериканскими кризисами. Все перечисленные требования, как отмечалось на конференции, неотделимы от гарантий прав человека.
На конференции подчеркивалось, что "всемирность", интерпретируемая как альянс "рынка и демократии" и "единственно возможный для человечества выбор", в действительности есть не что иное, как диктатура рынка, освобожденного от всяких ограничений. Приватизация СМИ и контроль за ними со стороны наиболее богатых и могущественных способствует тому, что такое понимание "всемирности" становится господствующим. На самом же деле неолиберальная политика означает расшатывание и деградацию системы занятости, общественного благосостояния, образования, здравоохранения, системы управления ресурсами, унаследованными от предыдущих поколений (это касается земельных, водных и энергетических ресурсов, культурного достояния). Использование генома человека (клонирование), осуществляемое частными лицами в коммерческих целях, особенно наглядно показывает, насколько далеко простирается подобное хищничество. Поэтому, как отмечалось на конференции, современная глобализация разрушительна для основополагающего права на жизнь и для самой жизни. Она несет кризисы и разрушения и подталкивает мир к катастрофе. Вот почему ее необходимо остановить. Поэтому на конференции прозвучал призыв о всем прогрессивным силам мира объединить свои усилия в рамках Международного движения за демократический контроль над финансовыми рынками и их учреждениями.

ЧЕГО ХОЧЕТ "ЧЕРНЫЙ БЛОК"
После парижской встречи прошло всего два с половиной года. Но за это время число сторонников "АТТАК-Франция" возросло многократно. Во многих странах возникли аналогичные организации. В августе 2000 года в России некоторые свободные профсоюзы, часть женских организаций, а также прогрессивные ученые учредили организацию "Демократический контроль (АТТАК-Россия)". Сегодня подобные организации существуют более чем в тридцати странах. А в "парламентскую сеть" движения "АТТАК" входят парламентарии разных стран, которые разделяют цели движения и пытаются координировать свои действия.
Социальная база антиглобалистского движения очень широка:профсоюзные, женские, экологические организации, очень много молодежных организаций, которые активно участвуют в демонстрациях и акциях протеста.

Молодежные организации существенно отличаются от других антиглобалистских структур своей неформальностью и радикальными акциями. Некоторые из них (особенно анархисты) искренне считают, что акции ненасильственного неповиновения, которые исповедуют большинство антиглобалистских движений в качестве демонстрации своего несогласия, сегодня мало что могут дать. Нужны более радикальные действия. Вот эти-то организации и составляют сегодня так называемый "Черный блок", и именно они бьют витрины магазинов, переворачивают машины. Эти люди считают, что только таким, радикальным способом можно обратить на себя внимание. Но их не так много, всего 3 -5 тысяч человек. Большинство членов "АТТАК" осуждают их тактику и пытаются от них отмежеваться, понимая, что действия этих молодых людей дискредитируют движение в целом.

Тот факт, что в рамках антиглобалистского движения появился "Черный блок", не случаен. Дело в том, что сегодня в рамках самого движения более или менее четко обозначились два принципиально разных подхода к его конечным стратегическим целям. Одни (главным образом структуры социал-демократической ориентации) считают, что современный капитализм можно реформировать изнутри, если, например, ввести налог Тобина, изменить принципы организации важнейших международных финансовых организаций - МВФ, ВТО и т. п. Другие, напротив, уверены, что видоизменение капитализма изнутри ничего не даст. Поэтому, например, налог Тобина или реформирование МВФ ничего принципиально не изменяет. Следовательно, надо не только говорить о негативных последствиях глобализации, но и предлагать что-то новое, альтернативное тому, что существует сегодня в виде модели неолиберальной глобализации.
Именно попытка показать, что другой мир возможен, была предпринята антиглобалистами на Всемирном социальном форуме в бразильском городе Порту Алегри в январе 2001 года.

БРАЗИЛЬСКИЙ "АНТИ-ДАВОС"
Это мероприятие было задумано не только как параллельное форуму в Давосе, но и как противоположное ему, причем противоположное в нескольких отношениях. Неслучайна даже "географическая" противоположность. Всемирный экономический форум ежегодно проводился на известном зимнем курорте Швейцарии. Всемирный социальный форум проходил в Бразилии, где в это время было по-летнему тепло. Но географическая удаленность - не более, чем внешняя демонстрация противоположности. Главное было в другом: если в Давосе собрались члены правительств, высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены, то в Порту Алегри были представлены делегаты от многочисленных общественных организаций, движений и профсоюзов разных стран. Если в Давосе большое внимание уделялось вопросам создания благоприятных экономических предпосылок для свободного движения капитала в условиях глобализации, то в Порту Алегри обсуждались возможные негативные последствия этого процесса. Участники Всемирного социального форума пытались, в первую очередь, заострить внимание на тех социальных последствиях, которые неизбежны в условиях глобализации и на которые мало внимания обращают те, кто озабочен созданием единого экономического пространства. И, наконец, что тоже символично, если Всемирный экономический форум проходил в одном из самых дорогих и респектабельных городов Европы - Давосе, то у Порту Алегри другая репутация. Вот уже в течение 8 лет там проходит эксперимент по налаживанию системы общественного самоуправления граждан на уровне города. И этот эксперимент уже принес положительные результаты.
Всемирный социальный форум собрал в Порту Алегри более 10 тысяч делегатов из 122 стран мира. Он проходил в стенах католического университета, где в течение пяти дней делегаты обсуждали самый широкий круг вопросов:государственный долг, реформирование современных крупных финансовых институтов, формы и методы контроля за движением финансового капитала, создание системы контроля за использованием бюджетных средств, движением инвестиций и использованием национального богатства. Обсуждались также негативные последствия приватизации общественного сектора и средств массовой информации, нарушение прав граждан в ходе приватизации ресурсов, системы образования и здравоохранения. Отдельно рассматривалась проблема насилия и ухудшения положения женщин в процессе глобализации. В общей сложности работало 500 секций и было организовано 15 пленарных заседаний.

На форуме в Порту Алегри был представлен опыт тех, кто уже добился положительных результатов и теперь может продемонстрировать другим, как можно обустроить жизнь на принципах самоорганизации и самоуправления, когда большинство граждан не исключены из общественной жизни, а, наоборот, являются ее активными участниками (опыт общественного самоуправления и участие граждан в бюджетном процессе в Порту Алегри; создание кооперативов безземельных в Бразилии и др.).

На этом форуме достаточно четко прозвучал один из главных лозунгов антиглобалистского движения: "Дать возможность людям самим определять, как им жить". Не стоит никому навязывать представления о том, что такое хорошо, только исходя из интересов участников Давосского форума. Люди сами разберутся и определят, что для них хорошо, а что плохо, что им подходит, а что нет. И не надо им в этом мешать. Именно этого сегодня и добивается антиглобалистское движение, тем самым отнюдь не разрушая, а, наоборот, укрепляя демократические принципы организации современного общества.

Ирина Мысляева,
д. э. н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, председатель общественной
организации "Демократический контроль (АТТАК-Россия)"

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СОБЫТИЕ
«Церковь и нация снова вместе»
Унизительное утешение
Экспертный пул против вертикали власти
«Электронное правительство»
Не наш товар года
Заменим двенадцатилетку двадцатилеткой!

ГЕОПОЛИТИКА
Год рухнувших башен

ГОСУДАРСТВО
Годовой обзор экономической политики
Надзор за «прачечными»

ТЕМА НОМЕРА: ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В поисках пути
Антиглобалисты: кто они и откуда?
Разделенное человечество: взгляд Михаила Делягина
Комментарии Валерия Федорова, Гейдара Джемаля, Сергея Кара-Мурзы
Россия и ВТО: неравный брак
Интервью Сергея Глазьева
Дух века сего...
Христос и глобализация

ХОЗЯЙСТВО
Кузница русских радаров
Прицеп едет в гору
Американская экономика: рецессия или депрессия?
Годовой анализ тенденций российских финансовых рынков
Годовой анализ тенденций мировых рынков

ТРАДИЦИИ
Строгановы

МИЛОСЕРДИЕ
Знает ли левая рука, что творит правая?
Почем милость к падшим
О чем молятся атомщики

ВОЙНА
Кавказские грабли
Охота на волков

ТЕРРИТОРИЯ
Деревня Барятино

КНИГИ
Невидимая война
Лицо без маски

ВЕЧНОЕ
Жар зимнего солнца
Тайны Святой Горы

ТВОРЧЕСТВО
Зло в золоченой раме
Жажда рая

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал