ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (2) январь 2002

ГОСУДАРСТВО

Надзор за "прачечными"

Станет ли он по-настоящему эффективным?

До первого февраля, когда созданная Путиным финансовая разведка начнет работать в полную силу, осталось совсем немного. Отныне все сделки на сумму свыше 600 тысяч рублей в год будет фиксировать Комитет по финансовому мониторингу - специальный орган, призванный бороться с отмыванием преступных денег и утечкой капиталов. Сейчас никто не берется прогнозировать, к каким последствиям приведет деятельность КФМ. Но если исходить из того, что эту структуру возглавил один из ближайших друзей Путина, обладающий репутацией жесткого и волевого руководителя, подход к проблеме обещает быть очень серьезным.

ПО ДАННЫМ ФИНРАЗВЕДКИ
В компьютер КФМ начнет стекаться информация обо всех финансовых операциях, превышающих 20 тысяч долларов, зарегистрированных в любых финансовых организациях. Сделки на сумму 10 тысяч долларов и раньше регистрировали налоговые органы, однако их интересовало лишь то, какая сумма истрачена тем или иным лицом. Теперь же государство хочет знать не только о тех, кто тратит деньги, но и о том, куда направляются финансовые потоки. Это значит, что для финразведки, как уже окрестили КФМ наблюдатели, будет открыт доступ к банковской тайне. Последнее обстоятельство прежде очень беспокоило деловую элиту страны, опасавшуюся того, что новый орган станет настоящей "александрийской библиотекой компромата". И действительно, масштаб могущества человека, владеющего информацией о перемещении финансовых потоков, сегодня даже трудно себе представить.
После того, как в августе президент подписал закон о борьбе с отмыванием денег, который предусматривает создание уполномоченного органа, контролирующего финансовые операции, в верхах обсуждались различные варианты ведомственной принадлежности этой структуры. Одни предлагали создать ее на базе Центра по борьбе с отмыванием преступных доходов при МВД, другие выступали за межведомственный орган при активном участии ФСНП. Идея создать такой орган при Минфине считалась самой либеральной.
В то же время даже "минфиновский" вариант был чреват созданием еще одного силового центра, способного повлиять на сложившиеся отношения внутри правящих элит. Многим памятно, как "чемоданы Руцкого" стимулировали президентские амбиции их обладателя, а антикоррупционные расследования Лукашенко вознесли последнего на вершину власти. Создание финразведки упиралось в известную формулу о кадрах, которые "решают все" . И, наконец, подходящий кадр был найден. На должность главы Комитета по финансовому мониторингу был назначен Виктор Зубков, последние 8 лет руководивший налоговой инспекцией Петербурга. При этом Владимир Путин, рассматривавший проект документа о создании КФМ, лично повысил статус главы этого органа с позиции "простого" замминистра финансов до уровня первого заместителя.
Некоторые наблюдатели поторопились расценить назначение Зубкова как победу министра финансов Алексея Кудрина над МВД и ФСБ за право контролировать деятельность финансовой разведки. Однако с такой оценкой сложно согласиться. По вполне прозрачным причинам Владимир Путин не мог доверить "контроль" над подобной деятельностью кому-либо, кроме лично преданных ему людей.

ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ
Нынешний глава КФМ Виктор Зубков познакомился с Владимиром Путиным в 1992 году. В то время они вместе руководили комитетом по внешним связям санкт-петербургской мэрии (Путин был начальником, а Зубков - заместителем). В 1993 году Зубков занял пост главы Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу в ранге замминистра ФНС. Сохранив свой пост после падения Собчака, Зубков стремился реализовать собственный политический проект и в 1999 году даже баллотировался на пост губернатора Ленинградской области. При этом начальником избирательного штаба Виктора Зубкова был Борис Грызлов, нынешний руководитель МВД.
Таким образом, проблем с взаимодействием между финразведкой и силовиками, судя по всему, не будет. Хорошо это или нет, но личные отношения еще долго будут определяющими в российской политике.
На должном уровне находятся и дружеские контакты Виктора Зубкова с Владимиром Путиным. Интересно, что после назначения Зубкова на пост главы КФМ столичные обозреватели сразу вспомнили о том, что в прошлом году бывший питерский налоговик входил в "избранный круг" гостей президента на праздновании его дня рождения в ресторане "Подворье" в г. Павловске. Таким образом, несмотря на то что с юридической точки зрения полномочия КФМ не так уж велики (новая структура не имеет права вести самостоятельную оперативно-розыскную деятельность), ее "неформальный статус" обещает быть очень высоким. И только благодаря этому она и может оказаться по-настоящему эффективной. В то же время даже дружбы с президентом будет недостаточно для того, чтобы в короткие сроки уменьшить финансовые потери, связанные с утечкой капиталов. Дело в том, что структуры, специализирующиеся на нелегальном перемещении капиталов за границу, изобрели множество приемов, позволяющих обмануть государство и оградить своих клиентов от возможных неприятностей. Речь идет, к примеру, о таких мошеннических приемах, как фиктивные кредиты, продажа акций за рубежом по заниженной стоимости, а также различные фондовые, По оценкам Национального инвестиционного совета, значительную часть вывезенного из России капитала составляют деньги, полученные от внешнеторговой деятельности. При этом для сокрытия экспортной выручки в иностранных банках практикуются такие способы, как поставки готовой продукции под видом необработанного сырья, занижение экспортных цен по сравнению с мировыми, создание "липовой" задолженности перед "подставными" фирмами, зарегистрированными за рубежом.
Очевидно, что отслеживать подобные операции будет нелегко. Для этого нужна серьезная работа валифицированных экспертов, разбирающихся в сложных и запутанных финансовых схемах. Набирать этих специалистов будут, по-видимому, частично из Центробанка, частично - из контрольного управления Минфина. Возможно, своих людей приведет из Санкт-Петербурга и сам г-н Зубков. Собрав соответствующие материалы, КФМ будет передавать их правоохранительным органам, которые обязаны привлекать к ответственности конкретных физических лиц, причастных к нелегальному перемещению денежных средств.
По данным Национального инвестиционного совета, выводу капиталов из России имеет отношение около 5 - 7 тысяч человек. Причем в этой группе примерно в равных долях представлены менеджеры обанкротившихся и ныне здравствующих компаний, а также государственные чиновники различных рангов. Повидимому, именно по этим гражданам КФМ и будет собирать необходимую доказательную базу, которая начнет передаваться в МВД и ФСБ для проведения дополнительных расследований.

ТРЕВОЖНОЕ ОЖИДАНИЕ
Несмотря на то что столичная пресса с самого начала сомневалась в дееспособности КФМ, который решили не "доукомплектовывать" сотрудниками ФСБ и СВР, крупный российский бизнес воспринял происходящее с большой тревогой. По горячим следам - буквально через несколько дней после создания КФМ - в одной из столичных газет, находящихся под контролем Б. Березовского, появились сообщения о "планах на будущее" крупнейших российских предпринимателей.
Как подчеркивалось, по "вполне официальной" информации, полученной в этих кругах, крупные бизнесмены активно готовят плацдармы для перевода активов за рубеж. Развернув грандиозную панораму процесса создания "дочек" российских фирм за рубежом, перевода активов в управление иностранных компаний, подготовки инвестиционных программ по вложению в страховые и таможенные схемы. денег в арабские страны и пр. , авторы этого послания угрожали тем, что вскоре многие крупные предприятия "сменят прописку" и будут заново зарегистрированы в других странах. В качестве примера приводилась идея перерегистрировать "Норильский никель" в штате Делавэр, которую владельцы этой структуры могут реализовать в том случае, если "почувствуют угрозу своему бизнесу" . Оговорка насчет США здесь не случайна. Если раньше структуры такого рода регистрировались где-нибудь на Каймановых островах, то теперь мало кто из серьезных бизнесменов рискнет делать это в офшорных зонах. В нынешних условиях такой шаг может стать несмываемым пятном на деловой репутации, и потому новые "дочки" крупных российских компаний создаются в других, более приличных и экономически прозрачных местах - например, в США, Голландии, Великобритании.
Что же касается "угрозы бизнесу", то ее взаимосвязь с будущей деятельностью КФМ очевидна. По прогнозам экспертов, несколько десятков ведущих российских сырьевых экспортеров ежегодно оставляют за рубежом значительную часть выручки, полученной от внешнеторговых операций. По самым скромным оценкам, это 5 - 7 миллиардов долларов в год. Естественно, что такие деньги никто добровольно не отдаст. И вместо того, чтобы начинать работать в новых условиях, некоторые деятели авантюрного склада пытаются шантажировать государство, разговаривая с ним в ультимативном ключе.
В то же время открытый, с соблюдением всех законодательных норм, перевод активов за рубеж означал бы прямой вызов Кремлю, пойти на который представители крупного бизнеса сейчас не в состоянии. Решившись на такой шаг, бизнесмены столкнулись бы с колоссальными проблемами как политического, так и правового характера. И вместе с "пропиской" крупных добывающих компаний и перерабатывающих предприятий их хозяевам пришлось бы менять и гражданство.
Что же касается тех структур, которые оказывают свои "услуги" организованным преступным группировкам, то с ними, повидимому, будут бороться в первую очередь. Любые меры российской стороны в этом направлении будут встречены полной поддержкой FATF (Международная организация по борьбе с отмыванием денег), выражающей серьезную озабоченность притоком на Запад "криминальных" денег из стран бывшего СССР. И, по всей вероятности, финансовая разведка должна нанести свой первый удар именно по бандитским "прачечным".

Александр Рудаков

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СОБЫТИЕ
«Церковь и нация снова вместе»
Унизительное утешение
Экспертный пул против вертикали власти
«Электронное правительство»
Не наш товар года
Заменим двенадцатилетку двадцатилеткой!

ГЕОПОЛИТИКА
Год рухнувших башен

ГОСУДАРСТВО
Годовой обзор экономической политики
Надзор за «прачечными»

ТЕМА НОМЕРА: ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В поисках пути
Антиглобалисты: кто они и откуда?
Разделенное человечество: взгляд Михаила Делягина
Комментарии Валерия Федорова, Гейдара Джемаля, Сергея Кара-Мурзы
Россия и ВТО: неравный брак
Интервью Сергея Глазьева
Дух века сего...
Христос и глобализация

ХОЗЯЙСТВО
Кузница русских радаров
Прицеп едет в гору
Американская экономика: рецессия или депрессия?
Годовой анализ тенденций российских финансовых рынков
Годовой анализ тенденций мировых рынков

ТРАДИЦИИ
Строгановы

МИЛОСЕРДИЕ
Знает ли левая рука, что творит правая?
Почем милость к падшим
О чем молятся атомщики

ВОЙНА
Кавказские грабли
Охота на волков

ТЕРРИТОРИЯ
Деревня Барятино

КНИГИ
Невидимая война
Лицо без маски

ВЕЧНОЕ
Жар зимнего солнца
Тайны Святой Горы

ТВОРЧЕСТВО
Зло в золоченой раме
Жажда рая

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал