ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (2) январь 2002

ГОСУДАРСТВО

ГОДОВОЙ ОБЗОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В прошлом году была начата судебная реформа, приняты Налоговый,Земельный,Трудовой кодексы и еще куча правовых актов, имеющих первостепенное значение для развития бизнеса в России. Не все вышло удачно, но ...

Если честно, надоели апокалиптические стенания экономических экспертов, включая президентского советника по экономике Андрея Илларионова, усилившиеся под конец прошлого года. И экономический рост случился дохлый - 5%за год, и структура его по-прежнему скверная, и "окно возможностей" , открытое благоприятными ценами на нефть и алюминий, мы совместными усилиями чуть ли не высадили. Вместе с рамой. Хуже горькой редьки (в данном случае - экспертов) надоели только самоуспокаивающиеся власти (премьер Михаил Касьянов с его уже состоявшимся выходом страны на "траекторию устойчивого роста" ) и "капитаны" большого, среднего и малого бизнеса, которые по отдельности (в РСПП, "Деловой России" и ОПОРе соответственно) никак не могут объяснить вла- стям, что же именно бизнесу нужно, чтобы рост был не 5%в год, а 8-10%. . . На-до-е-ли!
Давайте просто вспомним об открытых в прошедшем году (и не закрытых до сих пор!) возможностях. Не забыв при этом и о присущих им, увы, ограничениях.


СУДЕБНАЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
Было бы ошибкой ассоциировать принятие поправок в ряд законопроектов, касающихся судебной системы, с проведением (или, того пуще, завершением) соответствующей реформы. Собственно реформирование судебной системы - это еще предстоя- щий и, скорее всего, длительный процесс нарабатывания практики судебных решений в изменившихся условиях.
Важнейшая из этих перемен - внедрение и развитие принципа состязательности в судебном процессе. Состязательности в самом широком смысле этого слова. С технической точки зрения состязательность проявляется, например, в том, что защите теперь предоставляется право ведения собственного расследования, а прокуратура при этом лишается права ареста помимо решения суда. С идеологической - в том, что ослабляется неприкосновенность судей. В частности, произошел отказ от принципа их пожизненного назначения, несколько упростились процедуры отстранения судей от исполнения обязанностей и заведения на них уголовных дел. Правда, собственно решения об уголовной ответственности судей будет принимать все та же судейская (то есть - корпоративная) квалификационная комиссия. Первоначально авторы реформы, возглавляемые заместителем руководителя администрации президента Дмитрием Козаком, предполагали обойтись обычным судебным решением, но, встретившись с ожесточенным сопротивлением судейского корпуса, отступили.
Даже появление возможности прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон - еще одна крайне полезная новация - в каком-то смысле является логическим развитием принципа состязательности. Чем выше ее степень, чем равноценнее профессиональный уровень защиты и обвинения, тем больше стимулов у сторон к нахождению полюбовного решения во внесудебном порядке.
В высококвалифицированном споре рождается высокопробная истина.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОМПРОМИСС
Как публично признался президент Владимир Путин, вопрос об обороте земель сельскохозяйственного назначения был выведен за рамки принятого Земельного кодекса "по внутриполитическим соображениям" . Жаль, конечно. Жаль, что до введения в действие отдельного закона об обороте таких земель манипуляции с ними будут по-прежнему осуществляться в соответствии с гражданским законодательством и некоторыми специальными законами (о лесе, окружающей среде и пр. ) . В этих рамках при переходе права на земельный участок от одного собственника или арендатора к другому категория и целевое назначение такого земельного участка не подлежат изменению; иностранцы могут владеть и пользоваться земельными участками сельхозназ - начения только на правах аренды; приватизация участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Разумеется, все это снижает общую капитализацию российского земельного рынка.
Зато с введением в действие этого долгожданного кодекса бизнес, наконец, получает возможность резко (особенно существенно - малый и средний бизнес) нарастить свою капитализацию со всеми вытекающими из этого приятными последствиями, включая рост инвестиционной привлекательности и кредитоспособности: земля и все, что на ней находится - здания, сооружения и пр. , - признается кодексом единым целым. Одно без другого продавать нельзя. Приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, также не допускается. Разумеется, за исключением тех случаев, когда эти участки уже изъяты из оборота.
Кроме того, де-факто существующий бизнес - купля-продажа земельных участков с оформлением по разного рода обходным схемам - будет выводиться из "серой" правовой зоны, что само по себе хорошо.

НАЛОГОВЫЙ САМОЛЕТ
В течение 2001 ода был, наконец, "целиком" принят Налоговый кодекс. Среди очевидных плюсов этого многострадального документа - право предприятий на изъятие из налогооблагаемой базы всех экономически обоснованных и документально закрепленных расходов, более четкая фиксация правил введения новых налогов и изменения ставок, а также грядущая отмена налогов с оборота. Кроме того, существенно снижен подоходный налог - теперь он составляет 13%. Введен единый социальный налог (ЕСН; он заменил собой взносы в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования, а также транспортный налог). Раньше эти налоги в сумме составляли 36, 4%, теперь же ЕСН платится по регрессивной шкале (больше зарплата - меньше налог) , и максимальная ставка составляет 35, 6%. На протяжении года порог доступа к регрессивной шкале существенно снизился с 50 тыс. руб. на одну рабочую душу в год до 30 тыс. руб. Упростилась отчетность по налогам.
Снижен налог на прибыль - теперь единая ставка для всех предприятий составляет 24%(раньше - 35%) . Ликвидирована отдельная ставка по налогу на прибыль для банков: раньше она составляла 45%, теперь банки платят "на общих основаниях" 24%. Однако снижению налогов сопутствовала масштабная отмена льгот. Была отменена льгота для предприятий, осуществляющих капитальные вложения, которая раньше составляла 50%от суммы инвестиций. Вовсе не факт, что потеря этой льготы будет компенсирована активно инвестирующим предприятиям общим снижением налоговой ставки. Равно как и дополнительными мерами, принимаемыми Министерством экономического развития и торговли РФ: в частности, МЭРТ уже утвердил перераспределение основных фондов предприятий по срокам амортизации - сроки "полезного использования" оборудования существенно сокращены.
Но самым большим налоговым ограничением развития бизнеса, на наш взгляд, является вовсе не отмена инвестльгот и сохранение слишком высокой для большей части предпринимателей ставки ЕСН (хотя обещали снизить!) . Самым большим ограничением следует признать недоверие бизнеса к власти в части налоговых новаций, продуцируемое самой же властью. Возникает ощущение того, что власть уже в полете довинчивает и подтягивает болты и гайки большого налогового самолета (кодекса) , в который уже битком набились пассажиры! А как иначе можно воспринимать предновогоднюю судорожную попытку правительства наложить мораторий на одну из статей НК - с тем, чтобы все выплаты в пользу работников из чистой прибыли предприятия стали облагаться ЕСН?И все потому, что с 1 января 2002 года ставка налога на прибыль становится меньше максимальной ставки единого соцналога, а значит, работодателям будет выгоднее платить налог на прибыль вместо ЕСН - при максимальном занижении официального фонда зарплаты. И бюджет останется без бюджетообразующего ЕСН.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ
Принят новый закон о приватизации, основным содержанием которого вполне справедливо стало разграничение полномочий в сфере управления собственностью между ветвями власти. (Понятно, что без решения этого, как сейчас принято говорить, "краеугольного вопроса" , ни одно иное решение в столь деликатной сфере не пройдет.)
Идеологической новацией закона стала отмена "запретительных списков" как таковых. Теперь логика принятия решения на приватизацию выглядит следующим образом. Президент РФ формирует некий "стратегический перечень" объектов госсобственности и самостоятельно определяет дальнейшую возможность приватизации предприятий из этого списка. Госдуме передается право одобрения решений о приватизации естественных монополий - ОАО "Газпром" , РАО "ЕЭС России" , МПС. Решение о приватизации за рамками компетенции президента и парламента принимает Кабинет министров по своему усмотрению. При этом приватизация увязывается с бюджетным процессом: программа приватизации на следующий год представляется правительством в Думу вместе с проектом федерального бюджета.
Особенно приятными в новом законе представляются две его особенности. Во-первых, он не противоречит иному законодательству. В частности, закон о приватизации предполагает вовлечение в оборот земель, расположенных под приватизируемыми предприятиями, что соответствует духу и букве вышеупомянутого Земельного кодекса. Во-вторых, к реальному участию в приватизации теперь будет допущен мелкий и средний, в общем - небогатый бизнес. Произойдет это за счет проведения приватизационных аукционов по так называемой голландской системе (аукцион с понижением цены) и через схему доверительного управления.
Предполагается, что в силу новый закон о приватизации вступит уже в марте этого года.

БАНКРОТСТВО КАК БИЗНЕС
В марте 2001 года были внесены первые изменения в действующий и вызывающий массу нареканий закон о банкротстве - Конституционный суд признал не соответствующим Конституции пункт 3 статьи 55 этого закона (о введении внешнего наблюдения сразу после признания должника банкротом) . Напомним, что основным пороком действующего закона является его приспособленность к использованию преимущественно в целях отъема собственности, не имеющих ничего общего с задачей оздоровления предприятий.
В декабре Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО) согласовала с Минюстом некий, как они считают, "окончательный текст" проекта нового закона о банкротстве. Из важнейших новаций этого законопроекта отдельного упоминания заслуживают две: решение о начале процедуры банкротства может приниматься только судом; в течение месяца после подачи кредитором заявления о банкротстве должник может выплатить свой долг и на специальном заседании суда предъявить соответствующие документы. Либо - оспорить обоснованность иска. Вот, пожалуй, и все, что можно сказать об этом документе хорошего. Хорошего для бизнеса, разумеется, поскольку госструктуры с его принятием выиграли бы существенно: из четвертой очереди привилегированных кредиторов с правом голосования только на первом собрании государственных представителей перевели бы в общий список конкурсных кредиторов, которые могут участвовать в принятии решений наравне с другими.
В целом же, по оценкам экспертов, новый законопроект оставляет существенные лазейки для перехватчиков собственности, возможно, лишь несколько удорожая этот процесс. В частности, довольно странно выглядит положение законопроекта о том, что саморегулируемая организация арбитражных управляющих несет материальную ответственность за результаты деятельности своих представителей в размере десяти процентов от стоимости активов предприятия, находящегося в процедуре банкротства. Иначе говоря, появляется возможность абсолютно легально получить такое предприятие за десятую часть стоимости его активов. Нельзя сказать, чтобы в стране вовсе не было идей относительно того, как следует устроить законодательное обеспечение разумных процедур банкротства. В конце прошлого года в Москве была проведена конференция "Бизнес на банкротствах. Предпринимательская этика в России" (организаторы - журнал "Эксперт" и газета "Ведомости" ) , где были продекларированы несколько постулатов, на основе которых можно было бы сверстать новый закон:

  • недобросовестными должны признаваться любые действия кредитора, направленные не на возврат своего индивидуального долга;
  • кредитор должен взыскивать долг через исполнительное производство, а банкротство должен использовать должник - как защиту от кредитора через предусмотренный мораторий на взыскание долгов;
  • должен быть реализован принцип соответствия права и ответственности: арбитражный суд, не несущий никакой ответственности в силу своего статуса, не должен влиять на выбор арбитражного управляющего;
  • кредиторы должны быть лишены права принимать решение о том или ином способе реализации имущества должника по той или иной цене;
  • закон не должен предусматривать никаких процедур, позволяющих хотя бы на время завладеть чужой собственностью иначе, как купив ее.

По идее, на действующий закон о банкротстве следовало бы наложить мораторий - до принятия нового, удобоваримого проекта. Посмотрим, услышат ли власти журналистов. В отсутствие внятно заявленной позиции бизнеса.

ДЕРЕГУЛИРОВАТЬ - НЕ ВЫДЕРЕГУЛИРОВАТЬ
По части дерегулирования (если кому-то так проще - дебюрократизации) предпринимательской деятельности прошедший год оказался едва ли не самым богатым. Был принят весьма дельный пакет законов, предложенных Министерством экономиче- ского развития и торговли по преимуществу еще в 2000 году. Тогда об этом очень много писалось, поэтому просто перечислим основные направления произведенной реформы:
- упрощена процедура регистрации фирм;
- введена имущественная ответственность чиновников за превышение полномочий при проведении проверок (при этом внеплановые проверки не должны проводиться чаще одного раза в год) ;
- сокращено число видов деятельности, подпадающих под лицензирование.
Надо отметить, что практически все законопроекты из этого списка приняты в формах даже более либеральных, чем предполагалось изначально. В частности, список лицензируемых видов деятельности сократился почти вполовину, был принят заявительный порядок регистрации предприятий.
Более того, государственное руководство продекларировало дальнейшее разбюрокрачивание бизнеса - в части, касающейся условий существования малого бизнеса.

ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
В конце года "по малому бизнесу" было проведено специальное заседание Государственного совета. Госсовет одобрил "Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства" , которая была воспринята большей частью предпринимательского сословия скептически. Как, впрочем, практически любая иная концепция, ценность которой определяется только эмпирическим путем - после того, как она начнет наполняться реальными решениями.
Впрочем, в том, что эти решения появятся довольно скоро, особых сомнений нет. Поскольку на заседании Госсовета Владимир Путин поручил правительству разработать конкретные меры по нескольким направлениям:

  • оптимизации законодательной базы малого предпринимательства;
  • снижению налогов и упрощению налогообложения (при этом за образец должно быть взято обложение вмененного дохода) ;
  • кредитной поддержки малого предпринимательства;
  • упрощению договоров аренды;
  • информационной поддержке.

Мы будем с особым вниманием следить за тем, как правительство возьмется за выполнение этого президентского распоряжения. Сейчас же можно предположить, что в рамках поставленной Путиным задачи именно на ниве малого предпринимательства может быть опробована пока экзотическая идея РСПП о введении единого совокупного налога на результаты хозяйственной деятельности, рассчитываемые как разница между доходами и расходами (за исключением пошлин, акцизов и налога на добычу полезных ископаемых) предприятия. Предлагаемая ставка - 20%. При этом, если в результате вычитания получается отрицательная величина, налогооблагаемая база считается равной нулю.
Собственно, сам РСПП и предлагает опробовать единый налог на малом бизнесе, который сейчас в основном находится "в тени" и толком ничего не платит.
Логично: меньше бизнес - меньше риски.

ПАМЯТИ КОДЕКСА ЗАКОНОВ О ТРУДЕ
Вместо архаичного советского КЗоТа под самый Новый год был принят Трудовой кодекс. Толком ознакомиться с этой внушительной стопкой бумаги, в которую до последнего момента вносились изменения, пока не удалось. Беглый же просмотр позволяет выделить несколько существенных моментов.
Во-первых, в пользу работников должна быть изменена рекреационная практика: по сравнению с советским законом сократился срок предоставления отпусков при первичном устройстве на работу - с 11 до 6 месяцев; увеличен отпуск - вместо старых 24 дней работодатель обязан предоставить работнику 28 календарных дней (кстати, в текущем году появится еще один праздничный день - 23 февраля) .
Во-вторых, расширены права профессиональных союзов. Количество вопросов, по которым должно учитываться их мнение, увеличено.
В-третьих, вводятся штрафные санкции работодателям за задержку зарплаты - в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за день просрочки.
Кроме того, все пенсионеры переводятся на срочный трудовой договор. Запрещается испытательный срок для беременных (зато из трудового стажа исключены декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком) и выпускников вузов, впервые ищущих работу.
В целом, ТК не выглядит таким уж "проработодательским" , каким его пытаются представить некоторые профсоюзные деятели. Но очевидно потребует отдельного изучения.
И прежде всего потому, что этому виду законодательства придают очень большое и вполне обоснованное значение инвесторы (по крайней мере, иностранные): в нем должны содержаться положения, определяющие истинную стоимость рабочей силы.

РАЗНЫЕ БУДУТ БАНКИ
Похоронены попытки радикального перекраивания национальной банковской системы, формально инициированные Российским союзом промышленников и предпринимателей, известные также как "реформа по Мамуту" (Александр Мамут до недавнего времени был одним из руководителей МДМ-банка).
Напомним краткое содержание этой "реформы" . Предлагалось ввести вместо ныне существующей двухуровневой банковской системы (ЦБ - коммерческие банки) систему трехуровневую (ЦБ - немногочисленные банки "полного профиля" с федеральной лицензией - мелкие банки с ограниченными региональными лицензиями) . Таким образом, предполагалось резко укрупнить несколько ведущих коммерческих банков, капитал которых превышает 100 млн евро, с тем чтобы они могли полноценно обслуживать крупных клиентов. Менее крупным банкам в перспективе развития было бы в таком случае отказано...
Как уже было отмечено выше, принимаемые правительством меры по дебюрократизации экономики стимулируют развитие малого и среднего бизнеса. Во многих секторах производства - сельском хозяйстве, легкой и пищевой промышленности, сфере услуг, строительстве - поддерживается необходимый уровень конкурентности, работает большое количество независимых производителей. И концентрация конкурирующих предприятий в банках-гигантах нецелесообразна прежде всего с точки зрения сохранения конкурентности на соответствующих рынках.
Для малого и среднего бизнеса непринятие "реформы по Мамуту" означает сохранение возможности расти вместе с тем небольшим, но надежным банком, в котором этот бизнес привык обслуживаться.
И сохранение возможности создания собственных небольших банков.

ОРУЖИЕ - МЕЛКИМ ОПТОМ
Завершить этот блиц-обзор хотелось бы историей либерализации совсем уж экзотического для большинства российских компаний рынка - участия в военно-техническом сотрудничестве России с зарубежными странами. Мы далеки от мысли о том, что, услышав об этом, малые и средние российские предприятия в большинстве своем помчатся за лицензиями на экспорт военной техники. Все-таки это очень специфический рынок, и там свои понятия о том, что такое "малое" и "среднее" . И все же факт его либерализации налицо. В декабре прошлого года Владимир Путин подписал указ о предоставлении "организациям-разработчикам и производителям продукции военного назначения права на осуществление внешнеторговой деятельности. . . в части, касающейся поставок запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к ранее поставленной продукции военного назначения, а также в части, касающейся проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту этой продукции военного назначения".
Иначе говоря, теперь производители военной техники, работающие с иностранными заказчиками в рамках больших контрактов только через государственного посредника - "Рособоронэкспорт" , получают право самостоятельно снабжать покупателей запчастями и обслуживать свою технику. Для "Рособоронэкспорта" мелкие поставки и сервисное обслуживание нерентабельны, и занимался он ими с неохотой. В результате львиная доля претензий со стороны покупателей российского оружия сейчас имеет отношение именно к проблемам с запчастями и сервисом. Своим указом Путин постарался расшить это узкое место, одновременно дав возможность больше заработать значительной ча- сти из той тысячи с лишним предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые сегодня есть у нас в стране.
Теперь главное - не наступить на грабли: в нашей недавней истории уже были примеры экспорта оружейных систем под видом запчастей и по демпинговым ценам.
Но это уже вопрос учета и контроля.

Анатолий Андреев

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СОБЫТИЕ
«Церковь и нация снова вместе»
Унизительное утешение
Экспертный пул против вертикали власти
«Электронное правительство»
Не наш товар года
Заменим двенадцатилетку двадцатилеткой!

ГЕОПОЛИТИКА
Год рухнувших башен

ГОСУДАРСТВО
Годовой обзор экономической политики
Надзор за «прачечными»

ТЕМА НОМЕРА: ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В поисках пути
Антиглобалисты: кто они и откуда?
Разделенное человечество: взгляд Михаила Делягина
Комментарии Валерия Федорова, Гейдара Джемаля, Сергея Кара-Мурзы
Россия и ВТО: неравный брак
Интервью Сергея Глазьева
Дух века сего...
Христос и глобализация

ХОЗЯЙСТВО
Кузница русских радаров
Прицеп едет в гору
Американская экономика: рецессия или депрессия?
Годовой анализ тенденций российских финансовых рынков
Годовой анализ тенденций мировых рынков

ТРАДИЦИИ
Строгановы

МИЛОСЕРДИЕ
Знает ли левая рука, что творит правая?
Почем милость к падшим
О чем молятся атомщики

ВОЙНА
Кавказские грабли
Охота на волков

ТЕРРИТОРИЯ
Деревня Барятино

КНИГИ
Невидимая война
Лицо без маски

ВЕЧНОЕ
Жар зимнего солнца
Тайны Святой Горы

ТВОРЧЕСТВО
Зло в золоченой раме
Жажда рая

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал