ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (2) январь 2002

ТВОРЧЕСТВО

Зло в золоченой раме

Заметки искусствоведa

НЕНАВИСТЬ ПО СХОДНОЙ ЦЕНЕ
Отправился я как-то, соскучившись по подлинному искусству, по старой искусствоведческой привычке в родную Третьяковку. В Инженерном корпусе, новом, прекрасно оборудованном выставочном зале как раз открылась выставка некоего Максима Кантора под названием "Пустырь. Атлас". В аннотации сказано: автору удалось создать "концентрированный образ современной России. Ну как не заглянуть.
Основной объем выставки составляют семьдесят листов равновеликих изобразительных композиций, выполненных в технике офорта, акватинты и гравюры на дереве. Номер первый: "Взгляд на Россию сквозь пальцы" - с филоновской экспрессией и под явным влиянием его знаменитого автопортрета 1909 - 1910 годов - заостренно и с негодованием представлено состояние лирического героя, alter ego художника, смотрящего вокруг и не желающего видеть Россию. Номер третий: "Ecce Homo Russicus" ("Се человек русский")- мужской и женский скелеты с обрисованной плотью и выраженными родовыми признаками. Обращены друг к другу оскаленными черепами. Серо-белая плоть, черный обводный контур и красный скелет. Номер двенадцатый: "Русский сфинкс" - получеловек-полусвинья в арестантской больничной робе, с красной тушею и лицом-харей. Номер сорок девятый: "Объедки" - не страна, а зал ожидания, который ломится к объедкам. Номер пятьдесят седьмой: "Падаль" - ров с трупами опившихся бродяг. Номер пятьдесят девятый: "Россия в образе Сатурна" - красного контура расплывшаяся бабища набивает утробу тушками людей. Номер шестьдесят первый: "Мертвые хватают живых" - красный "Медный всадник" и серо-черный вождь мирового пролетариата когтят инвалидов на переднем плане.
Гротеск предельный, художественный язык на уровне площадной брани, его непотребство просто висит в воздухе. Человеческие лица появляются только в автопортрете, изображениях отца, матери и некоей женщины, лирической героини серии. В офорте "Трезвый и пьяный" пьяный, не сомневайтесь, - русский, трезвый - человек, сходный с образом отца. Художественный язык в изображении людей становится лирически тоньше и выразительнее. Все работы подписаны с самосознанием художников высокого Ренессанса: "МАКСИМ".
Галерея представляет гостя: Максим Кантор, родился в 1957 году в Москве, живописец и график. Учился в Московском полиграфическом институте в 1975-1980 годах. Над "Пустырем" работал в Москве в течение многих лет, оттиски лондонской печатни в количестве 70 именных экземпляров, большинство которых уже осело в музейных и корпоративных собраниях Европы и Америки. Европейский выставочный тур 1995 - 97 годов завершился выставкой в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Аннотация называет М. Кантора "одной из самых заметных фигур российской художественной сцены".
Последнее определение представляется исключительно верным, потому что к российской жизни художник явно не желает иметь никакого отношения, а вот показать себя на лучших ее площадках он явно стремился.
Составной частью выставки являются тексты из десятка программных писем автора к некоему коллективному зрителю, в которых он объясняет разницу между Востоком и Западом, Азией и Европой и до конца изливает свою ненависть к России, ее истории, земле, людям, западникам и славянофилам, царям и правителям, - уже не шершавым языком плаката, здесь все средства исчерпаны, а наукообразными приговорами культур-философа. В этом отношении он действительно не знает себе равных.
Зрителям предлагается солидный каталог в стильном дизайне. Оказывается, выставка поддержана множеством музеев: от Британского в Лондоне до Приморского во Владивостоке. Чем же ее поддержали музеи Иркутска, Томска, Новосибирска? Уж не трудовой ли копейкой? Недоумеваем... Профессиональным мастерством в наше время никого не удивишь. Художники ХХ века давно научились использовать техническую составляющую своей Музы, "прислоняться" к технологическому процессу, Кантор здесь совсем не пионер. Может быть, сибирякам пришелся по душе "плачь по России"? Скорее всего, просто посочувствовали: тяжело человеку жить ненавистью, все в нем повреждается, даже у положительных героев автора нет ничего отрадного. И правда, в искусстве М. Кантора господствует извращенная эстетика безобразного, паразитирующая на отрицании Творца, мира Божия и человека.
Ошарашенный, вышел на свежий воздух, после инженерного бункера он пришелся как нельзя кстати. По дороге встретил давнего коллегу. Оказывается, выставка арендная. Помещение сдано на время за немалые деньги, администрация довольна. И все-таки, господа хорошие, - "не вами ризы шиты, не вам их марать".

ЯДОВИТЫЕ ПОТОКИ
Вспоминается еще один недавний случай.
Современная художественная жизнь уж очень бурная и многообразная.
Это советская власть избаловала нас легкостью восприятия доминирующих течений. Жить и работать было, конечно, нелегко, зато удобно наблюдать. А теперь не разберешься. Вот я и решил пойти на представительный смотр художественных сил.
Как раз такой проект был предложен минувшим летом в Центральном доме художника, одной из главных выставочных площадок страны: "Art Moscow 2001" - искусство Москвы двухтысячного года - то, что нужно. Тем более что раздавались интригующие высказывания. Обычно нравственно чуткий Н. Сванидзе в последнем летнем "Зеркале" уделил внимание части выставки, посвященной нижнему белью советской эпохи, - должно быть, не зря. И министр культуры М. Швыдкой, знаток театра и вдумчивый читатель толстых журналов, в одной из бесед популярной передачи "После новостей" упомянул выставку "актуального искусства" в ЦДХ (без каких бы то ни было, впрочем, комментариев). Надо идти.
На площадке второго этажа в центре прямоугольного стенда - большое фотопанно. На мосту, уводящем своими опорами взгляд зрителя в прямой перспективе в глубину, на пути этого движения двумя рядами головами от центра вперемежку друг с другом лежат десятки обнаженных мужских и женских тел. Лежат, как покойники, и - улыбаются. Эпиграф выставки.
В залах бедные глаза мои наполняются невидимыми слезами.
Вот конный памятник. На пьедестале почему-то только ноги, без крупа и всадника. Эти ноги - иссохшие конечности лошади. Здесь же святые с фресок всемирно известного итальянского художника XIV века Джотто, с помощью компьютерных технологий изъятые из своей среды и помещенные в фантасмагорические комбинации несений и отпеваний каких-то покойников. В углу зала - полтора десятка белых мужских сорочек на вешалках синхронно дергаются в разные стороны. Рядом стул с мяукающим сиденьем. Из фрагмента галереи Марата Гельмана, куратора проекта, механически надсадно несется "Чечня-Чечня-Чечня". Эффект присутствия и насильственного соучастия откатан в цветном фотомонтаже: бритое воинство в рост парится в баньке, неотличимой от бойни. Более рафинированные ощущения предлагает замкнутая серия фотопанно "Новый Адам и Ева". В соседнем зале на длинной стене десятка три фотографий снятой сверху каморки без крыши, вроде фабричной душевой. В ней три нагие женщины средних лет в разных положениях, "отстреленные" неподвижным прицелом, - упое, жестокое, вязкое зрелище. Называется "Проект".
Ощущение растерянности и подступающей тошноты. В конце зала - маленькая комната без окон. То ли запасник, то ли застенок. Оказывается, экспозиция: грудой сваленная изо - и агитпродукция экстремистов всех мастей, вобравшая в себя всю площадную грязь. И здесь же - закрытая и зарешеченная изнутри дверь с висячим замком. Паника: я в камере, это искусство, созданное в тюрьме... Нет! Это искусство, созданное преступниками... Нет! Это не искусство. Это - преступление!
Тут кружение прекратилось и стало все приходить на свои места. Это не искусство. Я оказался среди бандитов, временно захвативших ЦДХ. Надо тихо выйти отсюда и кому-нибудь сообщить. Может быть, министру культуры...
По своей Богом сотворенной природе человек доверчиво тянется к высокому искусству, полагая найти его в местах, избранных и предлагаемых современным обществом как оазисы культуры - на выставках и в музеях. В музеях оно еще осталось, а вот на выставках сильно повыветрилось, уступив место так называемым экшнс, кощунственному художественному мародерству и безнаказанному аморальному самовыражению. Такими "акциями" в сфере искусства начался еще задолго до политических бурь художественный ХХ век, век Пикассо и Дали, Маяковского и Мейерхольда, художников революции, застрельщиков штурма небес, мирового пожара и сатанинского беснования в жизни и искусстве. Такими же "акциями" и "проектами" нас пытаются при начале нового столетия уверить, что нормальное состояние человека - ад, что иконы - пустые гнезда с пропавшими ликами (инсталляция "Медицинские эксперименты"), что нижнее белье - аутентичное свидетельство о человеке.
Мы по инерции гуманитарного воспитания тянемся к искусству, не сознавая того, что на самом деле жаждем Света жизни, которым оно бывало преисполнено, который оно еще хранит в своих творениях, но который оно, искусство, в последние два века все более утрачивало, вырождаясь в вытекающие за его пределы ядовитые потоки зла.

ПО ДРУГУЮ СТОРОНУ
Однако Свет жизни неиссякаем. Нам с вами надо только перейти на другую сторону улицы, как это сделали мы недавно с детьми воскресной приходской школы.
С этими детьми и их родителями мы уже много лет совершаем в погожие сентябрьские и майские дни паломничества к московским святыням. И вот, на Мосфильмовской улице мы оставили за собою "фабрику грез" и подошли к древнему Троицкому храму бывшего села Голенищева. Он стоит недалеко, за цепочкой домов, на своей высоте, независимо от современного города.
Высокие чистые стены, масштабные золотистым соснам, чуть обрамлены в светоносном составе тягами прясел. Шатровые верхи храма и приделов, опетые тонким орнаментом, осевшие выступы алтарей с глубоким растесом редких окон являют чистое сердце и крепкую веру строителей и храмоздателей середины XVII века. Они наследовали в этом древнему насельнику Голенищевской земли митрополиту Московскому Киприану (умер здесь в 1406 году), по молитвам и при деятельном участии которого созидалась в то всходное время жизнь и церковное искусство. Место "бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей" (т. е. суеты и шума городской жизни). В 1937 году храм был разорен, иконы взяты на киностудию "Мосфильм". В 1991 прихожане с настоятелем, священником Сергием Правдолюбовым, на январском снегу служили первый молебен.
Теперь храм встречает нас уютом и величием намоленной святыни. На месте склада и нотной библиотеки - иконостасы и киоты с иконами, в большинстве современной работы. В притемненных приделах и главном световом столпе переживаешь состояние смиренной молитвы и близости Неба.
Идти больше некуда и незачем. Здесь хорошо, здесь все исполнилось. И надо только Бога благодарить и просить, чтобы Он не оставил нас без этой светлой памяти.
... А с выставками, дорогой читатель, договоримся так. Мы будем посылать на них самых опытных и выносливых разведчиков, и по их следам, может быть, пойдем и сами, чтобы увидеть и призвать к лучшей жизни все ей причастное и предназначенное.

Священник Борис Михайлов,
кандидат искусствоведения


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СОБЫТИЕ
«Церковь и нация снова вместе»
Унизительное утешение
Экспертный пул против вертикали власти
«Электронное правительство»
Не наш товар года
Заменим двенадцатилетку двадцатилеткой!

ГЕОПОЛИТИКА
Год рухнувших башен

ГОСУДАРСТВО
Годовой обзор экономической политики
Надзор за «прачечными»

ТЕМА НОМЕРА: ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В поисках пути
Антиглобалисты: кто они и откуда?
Разделенное человечество: взгляд Михаила Делягина
Комментарии Валерия Федорова, Гейдара Джемаля, Сергея Кара-Мурзы
Россия и ВТО: неравный брак
Интервью Сергея Глазьева
Дух века сего...
Христос и глобализация

ХОЗЯЙСТВО
Кузница русских радаров
Прицеп едет в гору
Американская экономика: рецессия или депрессия?
Годовой анализ тенденций российских финансовых рынков
Годовой анализ тенденций мировых рынков

ТРАДИЦИИ
Строгановы

МИЛОСЕРДИЕ
Знает ли левая рука, что творит правая?
Почем милость к падшим
О чем молятся атомщики

ВОЙНА
Кавказские грабли
Охота на волков

ТЕРРИТОРИЯ
Деревня Барятино

КНИГИ
Невидимая война
Лицо без маски

ВЕЧНОЕ
Жар зимнего солнца
Тайны Святой Горы

ТВОРЧЕСТВО
Зло в золоченой раме
Жажда рая

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал