ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (2) январь 2002

СОБЫТИЕ

ЗАМЕНИМ ДВЕНАДЦАТИЛЕТКУ ДВАДЦАТИЛЕТКОЙ!

Таков скрытый замысел архитекторов реформы образования

Тема реформы образования за последние полгода неожиданно выдвинулась в центр политической и общественной жизни. Президент России несколько раз поднимал ее в своих выступлениях, собирал самые высокие совещания и вообще всячески подчеркивал важность вопроса. Другие первые лица государства также проявляли особую озабоченность по этому поводу. Кажется, что такой обострившийся интерес к образованию вовсе не случаен. И, может быть, если 90-е годы были временем экономических реформ, ориентированных на передел наличной собственности, нынешнее десятилетие станет временем институциональных реформ, ориентированных на передел будущих интеллектуальных ресурсов.
Совсем не случайно, что за реформу образования первым делом принялись те, кто раньше проводил реформу экономики - младореформаторы. Именно эта группа, включая самого Гайдара, стоит за спиной разработчиков нового проекта реформы образования. Сам проект бурно обсуждается с июля-августа и к тому же очень активно продвигается в средствах массовой информации. Разрабатывает его коллектив из Высшей школы экономики во главе с ректором Ярославом Кузьминовым.
В центре проекта реформы лежат три идеи:введение двенадцатилетнего срока обучения, единого государственного экзамена (ЕГЭ) для поступления в вузы, а также создание финансово-экономической схемы, связанной с так называемыми Государственными именными финансовыми обязательствами (ГИФО). Две последние идеи тесно увязаны между собой. Планируется, что выпускник школы должен будет сдавать единый экзамен и по его итогам получать ГИФО соответствующего уровня. На эти ГИФО он может покупать места в вузах. Соответственно, более богатые выпускники смогут доплатить деньги, чтобы повысить уровень своего ГИФО, и на него купить место в более престижном вузе. В то же время и бедные выпускники, хорошо сдавшие ЕГЭ, будут иметь хорошие ГИФО. Таким образом, говорят авторы проекта, будет создана единая, массовая, централизованная, универсальная и абсолютная система сбора денег с родителей, а также управления выпускниками.
Этот заманчивый проект был подвергнут очень резкой критике по целому ряду оснований и с самых разных сторон (представителями Союза ректоров, учеными, преподавателями). Во-первых, высказывалось предположение, что родоначальники ваучеров, придумавшие ГИФО, уже замыслили что-то неладное. Многие думают, что младореформаторы опять хотят поживиться на новом раунде приватизации - теперь уже приватизации образования. Во-вторых, представители наиболее авторитетных вузов, в том числе из Союза ректоров, обратили внимание, что система ЕГЭ ударит прежде всего по самым лучшим российским учебным заведениям, имеющим давнюю традицию и отлаженную систему довузовской подготовки.
Двенадцатилетка же ударит по самым лучшим ученикам, которым и так часто нечего делать в старших классах. Введение дополнительного года в школе отнимет у них самый лучший с точки зрения усваиваемости материала год студенческой жизни и превратится в самую настоящую пытку. С другой стороны, для бедных семей лишний год их ребенка в школе также станет дополнительным, часто очень тяжелым экономическим бременем. Поэтому и ЕГЭ, и двенадцатилетка будут лишь орудием дальнейшей нивелировки нашего образования и подорвут остатки педагогических традиций. Кроме того, задуманное изменение учебных планов и переписывание учебников потребует колоссальных расходов и, вполне возможно, станет новой кормушкой для "блатных" чиновников. Явно не улучшит все это и качество учебников. Что же касается единого экзамена, то он приведет вовсе не к снижению коррупции, а, скорее всего, к ее увеличению. Не исключено, что теперь деньги будут брать не репетиторы и преподаватели, а чиновники местных аттестационных комиссий. В свою очередь, ЕГЭ превратится в нечто похожее на экзамен в ГИБДД, о "честности" которого давно уже ходят легенды.
Резкая критика либерального проекта реформы, в частности, со стороны Российского союза ректоров, уже привела к тому, что окончательное решение не было принято. Соответствующие советы и комиссии пошли по пути компромиссов. А высшая власть ограничилась только констатацией необходимости реформы образования как таковой, не уточняя ее содержания и сути. Что касается двенадцатилетки и ЕГЭ, то в отношении них было принято компромиссное решение о проведении в ряде регионов некоего эксперимента в течение двух-шести лет. Объективно говоря, решение это довольно странное. Ведь любой человек, успешно закончивший три класса и умеющий считать, понимает, что для проверки эффективности двенадцатилетки нужно как минимум 15 - 20 лет. Чтобы увидеть ее результат, должно пройти несколько выпусков молодых людей, полностью закончивших двенадцатилетку. При этом желательно, чтобы выпускники - двенадцатилетники даже закончили вузы. Тогда только можно будет посмотреть, какими они стали специалистами. Однако выбор именно такого варианта совершенно прозрачен с политической точки зрения. Таким путем можно отодвинуть момент окончательного выбора той или иной модели реформы образования на несколько лет, чтобы затем дождаться спада общественного интереса к этому вопросу и добиться необходимых решений в "спокойной" и "тихой" атмосфере.
С другой стороны, сами проектанты во главе с министром образования Филипповым и главой ВШЭ Кузьминовым пошли на довольно существенную уступку государству, когда в ноябре-декабре занялись переводом школ с муниципального уровня на федеральный. Об этом шла речь на встрече Филиппова с министром финансов Кудриным, состоявшейся в декабре. Так что, получат ли свое продолжение самые главные (и самые спорные) предложения реформаторов из Высшей школы экономики или возникнет иной, совсем новый вариант реформы образования, покажет будущее. Следующий раунд борьбы за русские интеллектуальные ресурсы пройдет уже в нынешнем году.

Степан Прилуцкий

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СОБЫТИЕ
«Церковь и нация снова вместе»
Унизительное утешение
Экспертный пул против вертикали власти
«Электронное правительство»
Не наш товар года
Заменим двенадцатилетку двадцатилеткой!

ГЕОПОЛИТИКА
Год рухнувших башен

ГОСУДАРСТВО
Годовой обзор экономической политики
Надзор за «прачечными»

ТЕМА НОМЕРА: ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В поисках пути
Антиглобалисты: кто они и откуда?
Разделенное человечество: взгляд Михаила Делягина
Комментарии Валерия Федорова, Гейдара Джемаля, Сергея Кара-Мурзы
Россия и ВТО: неравный брак
Интервью Сергея Глазьева
Дух века сего...
Христос и глобализация

ХОЗЯЙСТВО
Кузница русских радаров
Прицеп едет в гору
Американская экономика: рецессия или депрессия?
Годовой анализ тенденций российских финансовых рынков
Годовой анализ тенденций мировых рынков

ТРАДИЦИИ
Строгановы

МИЛОСЕРДИЕ
Знает ли левая рука, что творит правая?
Почем милость к падшим
О чем молятся атомщики

ВОЙНА
Кавказские грабли
Охота на волков

ТЕРРИТОРИЯ
Деревня Барятино

КНИГИ
Невидимая война
Лицо без маски

ВЕЧНОЕ
Жар зимнего солнца
Тайны Святой Горы

ТВОРЧЕСТВО
Зло в золоченой раме
Жажда рая

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал