ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (2) январь 2002

ХОЗЯЙСТВО

Прицеп едет в гору

Столичные менеджеры реализуют себя на уральском заводе

Начался ли в России экономический подъем? Сразу уточним: не коррекция после 50-процентного обвала в 90-х годах, не ограниченное оживление после трехкратной девальвации,а именно подъем, как явление долгосрочное, устойчивое и имеющее выраженный вектор. Ответ на этот вопрос, по большому счету, могут дать только промышленники. Ибо, что ни говори о сырьевом и интеллектуальном богатстве России, а наша страна обречена, в хорошем смысле этого слова, на «индустриальность». Как это ни банально звучит, но российские климат и расстояния просто не оставляют нам другого выбора. Без промышленности сырье не добудешь, не защитишь. Да, и интеллектуальный капитал всегда создавался, создается и, даст Бог, будет создаваться в России не на пустом месте.
Цифры, отражающие ситуацию «в целом по стране», полной картины не дадут. За колонками статистических показателей, свидетельствующих об экономическом росте, хочется разглядеть тенденции на микроуровне, почувствовать «живую жизнь». Пощупать ту новую живую ткань, которая нарастает на изрядно обглоданном скелете и которую надо оберегать, лелеять. А иначе не понять, как чувствует себя сегодня промышленная Россия, пришла ли в себя, готова ли к рывку, который так необходим стране. И объектом рассмотрения хочется сделать не гигантские предприятия или супер-холдинги – они и так на виду, да и возможностей у них больше. Хочется взять довольно типичное предприятие – эдакий завод-середнячок: не самый известный, не самый крупный, находящийся не в самых суровых, но и не в эксклюзивно благоприятных условиях. В общем, жизнь, как она есть.
Где же искать такой объект для наблюдения, как не на своей «малой Родине», благо заводов в Челябинске хватает. И есть среди них один, просто идеально подходящий для нашего случая.

ГДЕ ПРИЗЕМЛИЛСЯ ГЕРМАН ТИТОВ
Челябинский машиностроительный завод автотранспортных прицепов (ЧМЗАП) никогда не входил в число самых известных промышленных предприятий города. На слуху всегда были такие громкие имена, как Челябинский тракторный завод, металлургический и электрометаллургический (когда-то знаменитый ферросплавный) комбинаты. Даже в ряду средних по челябинским меркам предприятий ЧМЗАП оказывался как бы в тени таких важных промышленных производств, как кузнечно-прессовый и трубопрокатный заводы или завод дорожных машин им. Колющенко. Хотя поводов громко напомнить о себе у ЧМЗАПа всегда было предостаточно: в свое время завод построил платформу грузоподъемностью 600 тонн для транспортировки "Бурана" и именно на ЧМЗАПовском прицепе перевозили огромный телескоп из Ленинграда в Крым.
Впрочем, в последние годы о предприятии практически ничего не было слышно. Оно не оказывалось в центре громких скандалов при приватизации или при переделе собственности, его миновала печальная участь банкротства, а здешние топ-менеджеры не стремились уйти в политику. Но и теперь, несмотря на свою "незаметность" (а, вероятно, и благодаря ей), на заводе все с тем же мастерством создают уникальные транспортные платформы. Сегодня "Уралавтоприцеп" (новое официальное название ЧМЗАПа) периодически строит на заказ для РАО "ЕЭС России" прицепы со специальными характеристиками для перевозки больших трансформаторов. В феврале позапрошлого года специально для транспортировки в восстанавливаемую Чечню был произведен прицеп грузоподъемностью около 100 тонн и изменяемой в диапазоне от 10 до 110 см высотой платформы. Так что, масштаб работы, возможно, не тот что раньше, но актуальность, причастность к важнейшим событиям, которыми живет страна, все те же.
Впечатление обособленности ЧМЗАПа, который и в былые времена жил, казалось, своей, несколько отдельной от города, жизнью и являлся, пожалуй, самым "продвинутым" среди крупных промышленных предприятий Челябинска, всегда было обманчиво. Обманчиво оно и сегодня. В состоянии "Уралавтоприцепа" не просто отражаются состояние дел и основные тенденции в российском машиностроении - во многом завод идет впереди этих тенденций.
О трудных временах, о том, как предприятию удалось выжить в годы общей неразберихи, как удалось переломить ситуацию, здесь вспоминают, как о чем-то очень далеком. Все просто, буднично рассказывает заместитель генерального директора Герман Титов: бюджетирование; строгая приоритетность расходов; контроль над финансовыми потоками, "кредиторкой" и "дебиторкой" ; реструктуризация задолженности; выселение множества существовавших при заводе "фирмочек" и посредников; оздание системы учета и планирования. Точно такую же историю расскажут сегодня на любом более-менее нормально работающем заводе России …
Нет, не это привлекает внимание к "Уралавтоприцепу", не это выделяет его из многих и многих предприятий. Так что же тогда? Прежде всего система работы кадрами. Привлекает внимание то, что Герман Титов, молодой, образованный, полный сил и спокойной уверенности в себе человек приехал из Москвы в экологически неблагополучный Челябинск. Приехал работать на среднее машиностроительное предприятие, а не, скажем, на металлургический комбинат. И не он один. На заводе работают специалисты, приглашенные в последние годы из Москвы, Екатеринбурга, Кирова, Липецка, Пензы. Специалиста по логистике искали даже среди иностранцев, но из тех, кто откликнулся, пока никто не подошел по качеству подготовки.
Вот что важно: люди готовы переезжать в чужой город ради работы на машиностроительном предприятии, где не сулят "золотых гор", где нечего делить, а надо оздавать. Люди едут туда, где есть непростая, но интересная работа, которая дает возможность самореализации - это внушает оптимизм. Однако еще больше радует, что есть в России предприятия, где целенаправленно ищут людей по всей стране, приглашают их, создают им условия (для приезжих завод, например, снимает жилье). И делается это не в крупной нефтяной компании, для которой подобное поведение не является чем-то необычным, а на ничем не примечательном машиностроительном предприятии.

ЗДОРОВЫЙ КЛИМАТ
Надо признать, возникло все это не на пустом месте. Еще в советские времена работа с кадрами, поиск перспективных работников по стране являлись сильными сторонами ЧМЗАПа (другим, кто не имеет подобного опыта, наверное, было бы сложнее). Но ведь сохранили, адаптировали к новым временам прежнюю систему! Более того, сложности современной жизни заставили ее усовершенствовать, научиться решать с ее помощью задачи, связанные с разработкой новых технологий. Ни для кого не секрет, что система специальных отраслевых институтов в последние годы у нас катастрофически деградировала. Даже те институты, которые выжили, замерли в своем развитии на уровне 1989 года (в большинстве туго обстоит дело даже с более свежими данными о остоянии дел в соответствующих областях за рубежом). Поэтому на "Уралавтоприцепе" сегодня ищут выход из этой ситуации в сотрудничестве с вузами. В 903 институтах страны были проведены конкурсы на получение грантов по проблемам машиностроения, менеджмента и рекрутинга (!). Согласно условиям, авторам победивших проектов дается право на их реализацию на заводе. Можно не сомневаться, что среди победителей найдется немало тех, кто решит остаться в Челябинске.
Уверенность объясняется просто. На заводе много делается для того, чтобы работник осознавал, что предприятию есть до него дело. В прошлом году, впервые за последние четыре года, был подписан новый коллективный договор между трудовым коллективом и предприятием, причем достаточно жесткий по отношению к собственнику и менеджменту завода. Зафиксированный в договоре уровень социальных гарантий работникам по сегодняшним меркам для российской промышленности очень высок. Соглашение охватывает круг вопросов от предоставления беременным работницам специальных пособий до помощи семьям заводчан при погребении близ- ких родственников. Договор предусматривает систему премий за выслугу лет, фонд поддержки ветеранов завода, предоставление материальной помощи на различные нужды, помощь в случае необходимости в проведении срочных хирургических операций.
Вообще здоровью людей на предприятии уделяется огромное значение. Создан специальный заводской здравпункт, проходят регулярные профосмотры работников с тяжелыми условиями труда, ведется статистический контроль за динамикой заболеваемости на заводе, проводятся физиотерапевтические процедуры, осуществляется профилактика туберкулеза. Одной из основных целей начавшейся модернизации производства является улучшение условий работы труда: первый этап реконструкции производства предполагает замену лакокрасочного и гальванического оборудования, рассказывает технический директор Александр Шурпа. Наконец, на "Уралавтоприцепе" функционирует сравнимая со временами СССР система контроля за своевременностью ухода в отпуск, на жесткость которой некоторые работники даже "жалуются".
Особенно важно то, что все эти социальные гарантии являются результатом диалога между собственником, менеджементом и работниками - это система, а не разовые акции. Гарантии не зависят от доброй воли или настроения работодателя, а закреплены соглашением, что создает в коллективе совершенно особый климат. Дух сотрудничества, деловое спокойствие, рабочая интеллигентность - вот впечатление, которое остается от общения и даже от мимолетных встреч. На таком предприятии действительно хочется остаться.

ПРОСТОЕ ПРАВИЛО
Скажете, сказочки все это? А вот и нет! На "Уралавтоприцепе", всего навсего, действует простое правило: в коллективе, где царит теплая, товарищеская атмосфера, человек чувствует себя комфортно, у него возникает желание совместно с коллегами обустраивать и свое житье-бытье, и окружающую жизнь - своего рода инерция добра. Разумеется, это не означает, что на заводе не бывает конфликтов. Или, что здесь нет проблем - они есть, и их много. Это показатель того, с каких позиций подходят к решению проблем.
Один пример. В условиях полного распада системы профтехобразования "Уралавтоприцеп", как и большинство промышленных предприятий России, столкнулся с нехваткой квалифицированных рабочих, прежде всего, станочников. Чтобы утолить кадровый голод здесь создали собственный учебный центр, который, по расчетам руководства, будет обслуживать интересы не только самого завода, но и других промышленных предприятий города.
После того, как глубже вникнешь в то, чем живет завод, уже не так удивляют его финансовые успехи. Доля рынка "Уралавтоприцепа" быстро расширяется: с, примерно, 9% в 2000 году она выросла до 18% в 2001 году. Предприятие энергично борется за новые рынки сбыта. На долю одного из бывших основных заказчиков - военных - сегодня приходится всего 1 - 2% от объема производства. (Тем не менее, из всех заводов, что производили для армии аналогичную технику, к настоящему времени военная приемка осталась только на "Уралавтоприцепе".) Сейчас основным покупателем продукции предприятия является нефтегазовая промышленность: на ее долю приходится 60% продаж завода. Именно спрос со стороны этого сектора экономики был главным стимулом для развития "Уралавтоприцепа". Он же обеспечил заводу достойную долю на общероссийском рынке: спрос на прицепы в регионах Севера и Западной Сибири, где расположены "нефтегазовые" потребители, челябинцы контролируют на 80 - 90%. Этому способствует и выгодное географическое положение завода (все основные конкуренты "Уралавтоприцепа" расположены значительно западнее). И это тоже тенденция - востребованность промышленности Челябинска как индустриальной базы Севера в последние пару лет становится все более очевидной.
Так что, "Уралавтоприцеп" - предприятие более чем показательное во всех смыслах. Без таких заводов добыча российских природных богатств, приумножение богатств человеческих, их защита были бы немыслимы. И то, что происходит на этом уральском заводе, не может не радовать.

Павел Быков,
специально для "РП"
Челябинск - Москва


[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СОБЫТИЕ
«Церковь и нация снова вместе»
Унизительное утешение
Экспертный пул против вертикали власти
«Электронное правительство»
Не наш товар года
Заменим двенадцатилетку двадцатилеткой!

ГЕОПОЛИТИКА
Год рухнувших башен

ГОСУДАРСТВО
Годовой обзор экономической политики
Надзор за «прачечными»

ТЕМА НОМЕРА: ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В поисках пути
Антиглобалисты: кто они и откуда?
Разделенное человечество: взгляд Михаила Делягина
Комментарии Валерия Федорова, Гейдара Джемаля, Сергея Кара-Мурзы
Россия и ВТО: неравный брак
Интервью Сергея Глазьева
Дух века сего...
Христос и глобализация

ХОЗЯЙСТВО
Кузница русских радаров
Прицеп едет в гору
Американская экономика: рецессия или депрессия?
Годовой анализ тенденций российских финансовых рынков
Годовой анализ тенденций мировых рынков

ТРАДИЦИИ
Строгановы

МИЛОСЕРДИЕ
Знает ли левая рука, что творит правая?
Почем милость к падшим
О чем молятся атомщики

ВОЙНА
Кавказские грабли
Охота на волков

ТЕРРИТОРИЯ
Деревня Барятино

КНИГИ
Невидимая война
Лицо без маски

ВЕЧНОЕ
Жар зимнего солнца
Тайны Святой Горы

ТВОРЧЕСТВО
Зло в золоченой раме
Жажда рая

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал