ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (2) январь 2002

ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

«Для России неприемлемо положение периферийной страны»

На вопросы журнала "Русский предприниматель" отвечает председатель Комитета Государственной думы РФ по экономической политике и предпринимательству
Сергей Глазьев

- Сергей Юрьевич, определите, пожалуйста, свое отношение к глобализации. В чем суть этого процесса, и какими могут быть его последствия? До какой степени процесс глобализации объективен, и в какой мере его направление определяется влиятельными заинтересованными группами?
- Современный этап глобализации представляет собой объективный процесс формирования единого мирового экономического, финансового, информационного и гуманитарного пространства, обусловливающий снижение роли государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров и услуг, а также возрастание роли наднациональных институтов регулирования экономики.
Глобальная конкуренция ведется уже не столько между странами, сколько между транснациональными воспроизводственными системами. Несколько таких систем, тесно связанных друг с другом, определяют глобальное экономическое развитие. Они формируют ядро мировой экономической системы (страны "золотого миллиарда"). Страны, не входящие в это ядро, образуют периферию, лишенную внутренней целостности и возможностей самостоятельного развития.
Концентрация транснационального капитала и производства, - а ТНК сегодня контролируют более половины оборота мировой торговли и финансов, наиболее прибыльные отрасли экономики разных стран, причем многие ТНК превосходят по экономическому обороту крупные страны, - достигла качественно нового уровня, что позволяет говорить о становлении нового мирового порядка. Доминирование ядра мировой экономической системы закрепляется политически - путем установления международным финансовым капиталом, транснациональными корпорациями и международными организациями внешнего контроля над институтами государственной власти периферийных стран и их последующего демонтажа, замены международным правом и международными институтами. Этой цели служит втягивание соответствующих стран в режим неэквивалентного обмена и долговую зависимость, а также политическое, идеологическое и материальное подчинение их национальных элит.
Становление наднационального управления проявляется в деятельности ряда неформальных структур, через которые проводятся необходимые кадровые назначения в институтах власти и готовятся решения для ежегодных встреч руководителей стран "большой семерки" , формируется реальная политика. Одной из наиболее влиятельных структур такого рода является Трехсторонняя комиссия, в состав которой входят бывшие главы государств и отставные высшие чиновники ведущих стран Запада, топ-менеджеры крупнейших корпораций и банков. Важную роль в этом процессе играют также международные организации: МВФ и Всемирный банк. В особых случаях используются механизмы давления НАТО.
Идеологическим обоснованием проводимой этими структурами политики в течение уже многих десятилетий служит теория радикального либерализма. Ослабление национальных институтов государственной власти, политического, идеологического и культурного контроля способствует устранению препятствий на пути движения транснационального капитала и последовательному возрастанию его глобальной роли.

- Как скажется глобализация на России? Какой линии поведения, на Ваш взгляд, России следует придерживаться, исходя из ее национальных интересов?
- Понятно, что в условиях современной научно-технической революции невозможно и бесперспективно отгораживаться от остального мира. Экономическая деятельность, так же как и научнотехническая, образовательная, культурная, ведется сегодня в мировом масштабе. В то же время в странах, претендующих на самостоятельное развитие, процессы открытия национальных рынков, привлечения иностранного капитала, международной кооперации удерживаются под национальным контролем. У каждого государства, в том числе и у России, есть возможности использования собственного суверенитета, позволяющие существенно корректировать правила глобальной конкуренции на внутреннем рынке в интересах ее граждан и деловых кругов так, чтобы привлечение транснационального капитала не противоречило национальным интересам и способствовало экономическому росту.
Методы такой корректировки хорошо известны. Это национальный контроль над природными ресурсами и ключевыми отраслями экономики, защита внутреннего рынка и интересов отечественных товаропроизводителей на рынке внешнем, ограничение иностранных инвестиций в жизненно важных для реализации национальных интересов сферах, предотвращение финансовых спекуляций, проведение активной политики стимулирования научно-технического прогресса и инвестиционной активности, государственный контроль за денежной системой и управление эмиссионным доходом, эффективный валютный контроль. Это, наконец, выращивание предприятий - национальных лидеров, конкурентоспособных на мировом рынке и играющих роль "локомотивов" экономического роста.
Поскольку для России неприемлемо положение периферийной страны, являющейся технологическим и сырьевым придатком ядра мировой экономической системы, то стратегии развития стран "золотого миллиарда" за счет всего остального мира надо противопоставить собственную стратегию долгосрочного экономического развития, реализующую национальные конкурентные преимущества для возвращения в число лидеров мировой экономики.
Россия обладает конкурентными преимуществами, которые дают нам шанс остановить тенденции деградации и прорваться наконец к траектории быстрого и устойчивого развития. К наиболее важным из них относятся: высокий уровень образования и глубокие духовные традиции народа, богатые природные ресурсы, огромная территория и емкий внутренний рынок, квалифицированные трудовые ресурсы, высокая склонность населения к сбережениям, развитый научнопромышленный потенциал.
Для реализации этих конкурентных преимуществ и их наращивания необходимо внедрить отвечающую национальным интересам систему мер государственной структурной, промышленной, налоговой, денежно-кредитной и внешнеторговой политики. В частности, структурная перестройка экономики потребует многократного повышения инвестиционной и инновационной активности. В свою очередь для этого должны быть созданы институты развития, способные обеспечить привлечение инвестиций в производственную сферу при помощи государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков.
Государство должно проводить всемерное стимулирование научно-технического прогресса, включая обеспечение законодательно установленных нормативов бюджетного финансирования научных исследований, освобождение расходов предприятий на эти цели от налогообложения, использование целевых научно-технических программ, предусматривающих государственную поддержку инновационной активности на перспективных направлениях развития экономики. С учетом накопленного научно-производственного потенциала можно выделить приоритетные отрасли и сферы российской экономики, на развитие которых должна быть направлена экономическая политика государства. К ним относятся: конверсия наукоемкой промышленности, авиакосмическая промышленность, информатика, биотехнологии и другие.
Я считаю, что нашей стране - признанному в мире лидеру в сфере науки, культуры, духовности, сохранившему свой научно-технический потенциал, - по силам ведущая роль в формировании новых условий международного экономического устройства. Являясь первопроходцами в области разработки и реализации долгосрочных программ развития, мы могли бы задавать тон прогнозированию глобального экономического развития, поиску и определению важнейших угроз и разработке мер по их устранению. Именно Россия способна заложить основы такого мирового порядка, при котором экономическая эффективность сочеталась бы с социальной справедливостью, а тенденции глобализации работали бы не на воспроизводство хаоса, а на устойчивое социально-экономическое развитие всех стран.

- В последнее время правительство взяло курс на форсирование вступления России в ВТО. Является ли, на Ваш взгляд, данный курс оправданным? Есть ли смысл России вообще вступать в эту организацию, и если да, то какими Вам видятся оптимальные условия и сроки для такого ответственного шага? Каким может оказаться баланс выгод и издержек в случае ускоренного вступления России в ВТО?
- России не следует торопиться со вступлением во Всемирную торговую организацию любой ценой. Главная задача - добиться таких условий членства в ВТО, которые исключали бы ущемление прав России в сфере международной торговли и обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки отечественных товаров и услуг. Иначе говоря, необходимо найти оптимальный баланс между национальными интересами и требованиями партнеров по ВТО, баланс выгод и уступок.
Сегодня этот баланс складывается довольно неопределенно. Мы видим, что наши зарубежные партнеры не очень-то хотят открывать свои рынки для России. Поэтому все уступки со стороны России должны быть осмысленными, а их последствия - просчитанными, так как после присоединения внести изменения в режим внешней торговли в одностороннем порядке мы уже не сможем.
И речь должна идти не только о том, чтобы нам пересмотреть свое законодательство, "подгоняя" его под требования ВТО. А то что же получается? Россия уже почти десять лет идет по пути рыночной экономики, а к нам по-прежнему могут быть применены дискриминационные меры. Мы выдвигаем встречные требования к США, странам Евросоюза: измените и вы свое законодательство, которое носит дискриминационный характер по отношению к нашей стране. В частности, американцы должны отменить ряд санкций, законодательно закрепленных еще со времен Советского Союза.
Пока же страны - члены ВТО не выражают особой готовности скорректировать свое законодательство с учетом новых реалий России. Более того, США и страны ЕС заявляют, что, возможно, оставят за собой право трактовать Россию как не члена ВТО даже после того, как нас примут в эту организацию.
Поэтому судьба проводимых сегодня переговоров о возможном вступлении России в ВТО зависит от того, насколько партнеры готовы пойти нам навстречу. Ведь вступив в ВТО, мы потеряем свое суверенное право самостоятельно изменять тарифную политику, будем ограничены в субсидировании экспортной продукции, то есть согласимся играть на рынке на гораздо более жестких условиях, чем до сих пор. А что получим взамен? Может так случиться, что вообще ничего, как это произошло с Киргизией, Грузией, Молдовой после их присоединения к ВТО.
Не могу согласиться с теми, кто полагает, что вступление в ВТО сразу же откроет перед нами мировые рынки. На самом деле, мы лишь возьмем на себя обязательство отказаться от всех инструментов государственной поддержки экспорта российской продукции и защиты отечественного производителя на внутреннем рынке.
Например, если Россия подпишет со странами - членами ВТО соглашение в области гражданской авиатехники, то это будет означать, что мы практически снимем все защитные механизмы в этой отрасли. Все субсидии, которые государство может ей предоставить, войдут в цену продукции, и отрасль фактически станет неконкурентоспособной на мировом, да и на внутреннем рынке. То же можно сказать и в отношении отечественного автомобилестроения, многих других отраслей российской экономики. А за этим стоит угроза роста безработицы, многие другие проблемы.
Абсолютно ясно одно: о развитии экономики и повышении конкурентоспособности России на мировом рынке партнеры по ВТО думать не будут. Основная их задача - обеспечить для себя доступ к дешевым российским сырьевым товарам и, в свою очередь, доступ своих товаров и услуг на большой российский рынок.
Российским переговорщикам надо с прагматических позиций подходить к следующей дилемме: что правильнее - не торопиться со вступлением в ВТО, "раскрутив" сначала наш экспортный потенциал, или же поспешить войти в ВТО и потом наблюдать, что же получится. Я склонен к тому, чтобы не торопиться. Мы унаследовали от Советского Союза режим наибольшего благоприятствования с большинством своих торговых партнеров. Иначе говоря, в одностороннем порядке мы уже сейчас получаем все выгоды от ВТО, которые связаны со снижением тарифов, ибо данные страны не могут нас в этом плане дискриминировать, разве что лишь по отдельным товарам, и то после соответствующего серьезного расследования.

Интервью взял Андрей Кобяков

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СОБЫТИЕ
«Церковь и нация снова вместе»
Унизительное утешение
Экспертный пул против вертикали власти
«Электронное правительство»
Не наш товар года
Заменим двенадцатилетку двадцатилеткой!

ГЕОПОЛИТИКА
Год рухнувших башен

ГОСУДАРСТВО
Годовой обзор экономической политики
Надзор за «прачечными»

ТЕМА НОМЕРА: ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В поисках пути
Антиглобалисты: кто они и откуда?
Разделенное человечество: взгляд Михаила Делягина
Комментарии Валерия Федорова, Гейдара Джемаля, Сергея Кара-Мурзы
Россия и ВТО: неравный брак
Интервью Сергея Глазьева
Дух века сего...
Христос и глобализация

ХОЗЯЙСТВО
Кузница русских радаров
Прицеп едет в гору
Американская экономика: рецессия или депрессия?
Годовой анализ тенденций российских финансовых рынков
Годовой анализ тенденций мировых рынков

ТРАДИЦИИ
Строгановы

МИЛОСЕРДИЕ
Знает ли левая рука, что творит правая?
Почем милость к падшим
О чем молятся атомщики

ВОЙНА
Кавказские грабли
Охота на волков

ТЕРРИТОРИЯ
Деревня Барятино

КНИГИ
Невидимая война
Лицо без маски

ВЕЧНОЕ
Жар зимнего солнца
Тайны Святой Горы

ТВОРЧЕСТВО
Зло в золоченой раме
Жажда рая

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал