ГЛАВНАЯ    АРХИВ    О ЖУРНАЛЕ    ФОРУМ    ПАРТНЕРЫ
# 1 (2) январь 2002

ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Россия и ВТО: НЕРАВНЫЙ БРАК

Восторженная влюбленность России в ВТО - явно проигрышная позиция в столкновении со встречным холодным расчетом.

В 2001 году Россия взяла курс на форсирование переговоров о своем вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Публичные дебаты в СМИ по этому вопросу проходят как-то вяло (оно и понятно: в России спорить с решениями, проталкиваемыми силовым порядком "сверху", не принято). Позиция правительства отличается решительностью, граничащей с упрямством. При этом оно явно не утруждает себя поиском серьезных обоснований решения с тем, чтобы оправдать такой ответственный шаг в глазах общественности. Вообще, создается впечатление, что для российского руководства ВТО - нечто среднее между престижной игрушкой и священной коровой. Аргументы и реальная мотивация подменяются заявлениями: «вступать необходимо», «не вступать нельзя», а вместо продуманных, обоснованных сроков явно действует принцип «как можно быстрее». По сведениям «РП», никаких детальных, равно как и сводных, расчетов издержек и выгод от членства России в ВТО ни в одном российском ведомстве просто не существует. За время, прошедшее с 1993 года, когда Россия заявила о намерении добиваться членства в этом клубе, никто эти расчеты так и не проводил. Все делается «на глазок». Как всегда, мы имеем здесь дело с типичным, но от этого не менее поразительным российским головотяпством – «авось, пронесет, небось, выдюжим». Главное, что «процесс пошел» – идут переговоры, готовятся документы, организуются международные форумы...

Всемирная торговая организация (ВТО) возникла на месте Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Она действует с 1 января 1995 года и объединяет ныне 142 страны. Еще около 30 государств, в том числе и Россия, имеют статус наблюдателей. Основная декларируемая цель ВТО - устанавливать правила международной торговли, разрешать возникающие спорные вопросы, бороться с дискриминацией и предотвращать ее, обеспечивать максимальную свободу и здоровую конкуренцию в международной торговле.

В СПЕШНОМ ПОРЯДКЕ
Как видим, цели у ВТО благие, однако в условиях ускоренной глобализации поощрение такого рода конкуренции часто ведет не к оздоровлению и развитию, а к подрыву конкурентоспособности национальной экономики (прежде всего - обрабатывающей промышленности) и, по сути, внутри-и внешнеэкономическому "удушению" слаборазвитых стран.
Само по себе вступление в ВТО - это не плохо и не хорошо. Все будет зависеть от того, когда и на каких условиях туда вступать. Наше государство должно четко сформулировать обязательные условия и, соответственно, интересы, с учетом которых Россия может вступить в ВТО, не отступать от них ни на шаг. На словах правительство РФ говорит, что все именно так и делается. Однако тут же добавляет, что иного пути, кроме как вступить в ВТО, причем как можно раньше, у России все равно нет. Похоже, когда подойдут оговоренные сроки, Россия вступит в ВТО, несмотря ни на что, на любых условиях. Лишь бы зафиксировать свое "равноправие" в мировой экономике и торговле...
До некоторой степени спешка российского правительства оправдана. Дело в том, что каждый завершившийся раунд переговоров в рамках ГАТТ/ВТО, каждое новое подписанное международное соглашение оборачивается дополнительным перечнем требований для новых соискателей членства в этой организации. Так, у России и других стран, не участвовавших в Уругвайском раунде ГАТТ, завершившимся в 1995 году, менее выгодные условия при ведении переговоров о членстве в ВТО. Прежде всего это проявляется в области тарифных уступок. Каждая страна - участник общего раунда переговоров в рамках ГАТТ, где выслушивались и предложения, и контраргументы, имела возможность воспрепятствовать любому окончательному решению, которое не отвечало бы ее долгосрочным интересам. По новым правилам, условия членства согласуются в рамках двусторонних переговоров с государствами, уже входящими в ВТО, что позволяет этим странам добиваться односторонней тарифной либерализации доступа на рынок страны-претендента по тем товарам, которые они считают "продуктами первостепенной важности". В результате тарифные уступки на продукты стратегической важности для новых стран-претендентов могут быть гораздо более значительными, чем уступки, включенные в программу членов-основателей ВТО.
Кризис, захвативший ВТО после Уругвайского раунда, и провал министерской встречи в Сиэтле в 1999 году, участники которой так и не смогли определить повестку следующего раунда переговоров, дали странам-соискателям некоторую отсрочку до нового ужесточения условий вступления в ВТО. Теперь, после встречи в Дохе (Катар), время начала нового раунда и его повестка определились: он начнется в 2002 году и должен завершиться к 1 января 2005 года, причем на нем будет обсуждаться главным образом "социальный и экологический демпинг". Это означает, что если, например, в какой-то стране мало платят рабочим или мало тратятся на защиту окружающей среды, то против нее могут быть введены соответствующие санкции - например, в виде ограничения экспорта, в первую очередь промышленного.
Российское правительство, похоже, решило форсировать переговорный процесс, пока условия вступления не оказались еще хуже. В результате процесс переговоров к настоящему времени практически вышел на финишную прямую. Новая редакция предложений по вступлению России в ВТО уже передана в секретариат этой организации, и до начала 2002 года могут быть получены первые результаты относительно возможности РФ в обозримые сроки вступить в ВТО.

КОГДА ТОРГ УМЕСТЕН
Предложения-условия ВТО, адресованные России, по большинству отраслей просто дублируют ставки ныне действующего тарифа - подчеркнем, сниженного против уровня второй половины 1990-х годов на 5 - 10%. То есть Россия взяла на себя обязательства, во-первых, не поднимать импортные пошлины выше того уровня, который существует со второго полугодия 2001 года (около 20%), а во-вторых - не изменять эти ставки в одностороннем порядке. По конкретным же отраслям их уровень колеблется от 0 до 25%. И теперь "основной торг" на переговорах идет лишь о том, по каким позициям мы сможем держать повышенный, точнее - максимальный (20 - 25-процентный) тариф в течение переходного периода, который длится, как правило, 3 - 5 лет.

Европейские страны и Китай начинали переговорный процесс с ВТО на уровне импортных пошлин, которые были как минимум втрое выше нынешних российских. А ЕС практически сохранил - примерно на 80% - такой уровень ввозных ставок и после вступления в ВТО.

Одна из проблем связана с отсутствием у России международно признанного статуса "страны с рыночной экономикой". Это явный нонсенс. Многие эксперты уже отмечали, что по уровню либерализованности и открытости экономики Россия сейчас явно опережает, скажем, Францию, Италию или Японию. Но в соответствующем статусе нам продолжают отказывать, требуя одностороннего снижения импортных пошлин и отмены количественных (объемных) ограничений на импорт товаров и услуг. Ну а поскольку Россия - страна "нерыночная", то и требования к ней специфические, и прежде всего в рамках ВТО.
Большинство антидемпинговых и других проблем ВТО предлагает решать главным образом путем односторонних изменений российского экономического законодательства. И в первую очередь за счет постоянного снижения российских импортных пошлин до 15 - 19% и отмены количественных, в том числе сезонных, ограничений на импорт. Между тем большинство стран - участниц ВТО сегодня сохраняют высокий уровень ввозных пошлин (порядка 30%), а в случае необходимости вводят запретительные импортные пошлины и количественные ограничения (квоты, в том числе сезонные) на ввоз товаров и услуг, причем без консультаций с ВТО. Такого "облегчения" условий импорта, которое предлагается сделать России, не требовали от Китая; куда меньшие требования выдвигаются и в отношении еще примерно 20 стран, ведущих переговоры о вступлении в ВТО. Но эти государства уже имеют статус стран с рыночной экономикой в Евросоюзе, США и других экономических блоках, что автоматически выводит их из-под двойных стандартов ВТО.
Единственно реальным путем достижения взаимоприемлемого компромисса в настоящих условиях является одновременное проведение переговоров с различными региональными экономическими блоками, что и делают другие страны. Китай, например, на это затратил 15 с лишним "переговорных" лет.
Переговоры о вступлении в ВТО страны, уже вступившие в нее, вели как минимум 8 лет. Государства, и сегодня продолжающие эти переговоры, проводят их с 1992 - 1994 годов. Причем и те, и другие выбрали, в отличие от России, "параллельную" стратегию и тактику: проводились и проводятся одновременные консультации с региональными экономическими блоками - Евросоюзом, Европейской ассоциацией свободной торговли, АзиатскоТихоокеанским экономическим сообществом, АСЕАН, Североамериканской зоной свободной торговли, Южноамериканской ассоциацией свободной торговли, Зоной французско-африканского франка, Карибским сообществом и т. п. - о постепенном взаимном устранении торговых и других экономических барьеров, включая урегулирование антидемпинговых и им подобных споров. И шаг за шагом страны-претенденты добиваются выгодных условий вступления в ВТО (устраняя торговые претензии своих "визави"), а по сути - равноправных возможностей в мирохозяйственных связях. Хотя бы потому, что именно в ходе параллельных (т. е. "блоковых") переговоров устраняются факторы, которые предопределяют более жесткие требования к стране, претендующей на участие в ВТО.

ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ
Другим препятствием, имеющим для России явный дискриминационный характер, является пресловутая поправка Джексона-Вэника к Закону США "О торговле" 1972 года. Действуя по сей день в отношении России, сей вердикт ежегодно лишает нашу промышленность, по самым скромным оценкам, не менее 400 миллионов долларов, включая невозможность равноправного промышленного экспорта из РФ и привлечения американских инвестиций в российские высокотехнологичные отрасли.
Суть поправки Джексона-Вэника в том, что торговля и инвестиционно-технологическое сотрудничество с той или иной страной, в том числе на "третьих" рынках, поставлено в зависимость от ее эмиграционной политики, соблюдения прав человека, национальных или конфессиональных меньшинств, а также от характера ее взаимоотношений с "агрессивными" режимами. Те, кто "удостоен" такой поправки, не получают ни рыночного статуса, ни режима максимального благоприятствования в торговле и сотрудничестве с США. А это, в свою очередь, означает возможность введения - причем без заблаговременного уведомления - любых экономических и (или) политических санкций против "нерыночной" и "недемократической" страны, а также ее финансово-экономических структур, товаров, услуг, проектов и т. д. И в том числе - за сотрудничество с Ираком и Кубой, Ираном и Суданом, Ливией и Сирией, Бирмой и Северной Кореей. К поправке примыкает несколько соответствующих "карательных" законов ("Гилмэна", "Амато", "Торичелли", "Хелмса-Бэртона" и других). Кстати, благодаря этой поправке и примыкающим к ней законодательно-нормативным актам, около 10 наших заводов и НИИ из-за их сотрудничества с Сирией в 2000 году получили временный - без указания срока "наказания" - запрет на сотрудничество с американскими фирмами и банками, и не только в самих США...
Заметим, что поправку не вводили даже против маоцзэдуновского Китая и Румынии времен Чаушеску, не говоря уже о титовской Югославии. Этот своего рода приговор постепенно отменяют против некоторых когда-то союзных республик - видимо, более "демократичных и рыночных" в сравнении с нынешней Россией. Так, эта поправка недавно снята с балтийских республик, Грузии, Киргизии и Молдавии. Зато против России она действует до сих пор...
Именно поправка Джексона-Вэника является своего рода первоосновой антидемпинговых и схожих с ними процедур против таких российских товаров, как черные металлы, металлополуфабрикаты, азотные удобрения и т. д. - то есть, подчеркнем, промышленных (а не сырьевых) изделий. Здесь получается некий замкнутый круг. С одной стороны, без отмены такой поправки Россия юридически не имеет права претендовать в США на получение статуса страны с рыночной экономикой и облегченных условий для вступления в ВТО. А с другой стороны, отмена "приговора Джексона-Вэника" возможна при минимальном количестве обвинений в адрес РФ насчет того же демпинга! Не случайно у американцев живой и сугубо "сердобольный" интерес вызывают ситуация на Северном Кавказе, и недавние манифестации национал-радикалов в Казани - ведь поправка Джексона-Вэника вводится и продлевается в том числе и за нарушение прав национальных или религиозных меньшинств. Дескать, в нынешней России не только не урегулированы старые этно-конфессиональные проблемы, но и возникают новые: потому, может, и рановато отменять упомянутую поправку в отношении России?..

КЛУБ ДЛЯ СВОИХ
Явно односторонние преимущества хочет получить в торговле с Россией и Европейский союз. Напомним, что доля российского рынка в экспорте западно-и центральноевропейского продовольствия и его компонентов с первой половины 1990-х годов достигает в целом 33 - 35%, текстильных изделий - свыше 25%. Понятно, что в таких условиях ЕС не заинтересован в "проблемных" импортных пошлинах России. В то же время сам ЕС постоянно вводит дискриминационные пошлины и квоты в отношении российского экспорта. Единственным исключением является, конечно, экспорт энергоресурсов.
По мнению замдиректора Института Европы РАН, бывшего замминистра иностранных дел РФ Ивана Иванова, "ЕС считает Россию надежным и перспективным источником энергии и не планирует вводить ограничения на ее поставки из РФ: ведь к 2020 году зависимость Евросоюза от российских энергоносителей возрастет до 70%. Что касается "треугольника" РФ - ЕС - ВТО, то, по мнению И. Иванова, "хотя руководство ЕС выражает политическую поддержку вступлению России в ВТО, на уровне конкретных экономических переговоров с ЕС по этому вопросу пока сохраняется пауза. Отчасти это связано с тем, что за уступки по ВТО Евросоюз ожидает от России "доплаты" - опережающего ввода в действие "льготных" экспортно-импортных пошлин других односторонних обязательств РФ, принятия ряда необязательных условий и т. п.".
В СМИ широко обсуждалось заявление Владимира Путина в связи с односторонними требованиями стран ВТО, предъявляемыми к России. Тема "двойных стандартов" этого клуба рассматривалась и в ходе недавней дискуссии в Брюсселе по российско - европейским экономическим отношениям, хотя и в менее жестких тонах. Во всяком случае, российская сторона подчеркнула, что стремление руководства ВТО и некоторых стран Запада вынудить Россию в одностороннем порядке изменить свое экономическое законодательство едва ли приемлемо и по сути означает быстрое открытие российского рынка для любой продукции по любым ценам. "Еврособеседники" приняли такое мнение к све- дению, пообещав ускорить процедурные вопросы вступления РФ в ВТО. Ну, а как там, господа, со статусом страны с рыночной экономикой в "евротабели" о рангах? Похоже, Брюссельский раунд ничего конкретного здесь не решил.
Между тем ежегодные потери России от дискриминации российских промышленных - именно промышленных, а не сырьевых - товаров на европейском рынке достигают как минимум одного миллиарда долларов в год. Заметим, что з-за отсутствия упомянутого статуса антидемпинговые и другие санкции в отношении несырьевой продукции из РФ могут возбуждаться в любое время без предварительного уведомления. Как отмечают западноевропейские и скандинавские СМИ, минимум половина таких санкций обусловлена конъюнктурной ситуацией в промышленности большинства государств - членов ЕС или зоны евро. Решаются же эти проблемы за счет экспортных доходов стран и компаний -"изгоев". Стоит напомнить, что доля региона Евросоюза в российском промышленном экспорте ныне превышает 35%, а в поставках газа из РФ - около 70%. Быстро найти новых импортеров, да еще долгосрочных, едва ли возможно в современной мирохозяйственной ситуации. Это обстоятельство, безусловно, учитывают адепты "дискриминационного прессинга" на российский промышленный экспорт.

Из стран СНГ Молдавия и Киргизия уже признаны Евросоюзом и США странами с рыночной экономикой, что, в свою очередь, "внесло" их в ВТО в 1999 - 2000 годах. На очереди - Грузия и Украина.

Словом, вступление в ВТО - это лабиринт взаимосвязанных решений и факторов, которые необходимо учитывать в обязательном порядке. По сути, этот всемирный торговый клуб "прописывает" правила игры, приемлемые в первую очередь для его инициаторов, соответственно, обладающих в ВТО решающим влиянием.
В этой связи представляется более целесообразным использование опыта Китая, вступавшего в эту организацию более 15 лет и в течение этого времени последовательно добивавшегося получения рыночного статуса в Североамериканской зоне свободной торговли, Евросоюзе, Японии, АСЕАН и на последнем этапе - в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сообществе. Продуманная, долговременная, целенаправленная стратегия в отношении ВТО требуется и России.

Андрей Кобяков, Алексей Чичкин


Внятных ответов пока не слышно
Вопрос не в том, когда вступить, а в том, на каких условиях и в каком экономическом статусе. Сроки вступления РФ в ВТО правительство, насколько я знаю, "мягко" отодвинуло на 2004 год. Но, опять-таки, на каких условиях и в каком "режиме"нас примут в эту организацию? Например, соглашение ЕС - Россия "О партнерстве" (1994 г.) выдвигает около 10 явных или завуалированных условий, выполнив которые Россия может рассчитывать на получение в ЕС статуса страны с рыночной экономикой. Но каких-либо конкретных сроков документ не обозначает. На мой взгляд, соглашение это сугубо политическое, а экономически, можно сказать, российской стороной не просчитанное.
Неравноправное экономическое положение России особо подчеркнул президент Путин в Брюсселе, справедливо отметив, что против РФ как нерыночной страны могут в любое время быть введены внешнеторговые санкции под любым предлогом, прежде всего - якобы антидемпинговые. Правда, только на готовые промышленные изделия. Импорт российского энергосырья Евросоюз, похоже, не ограничивает.
А по Уставу ВТО, если у страны-претендента нет рыночного статуса, ей предъявляются весьма жесткие требования при вступлении в этот "клуб". Суть их - в одностороннем открытии своего рынка и быстром дерегулировании национальной экономики. А также - в решении "антидемпинговых" споров на условиях государства - члена ВТО, предъявляющего такие претензии. Словом, здесь все взаимосвязано.
Нет и достоверной, полной информации, что повлечет за собой наше участие в ВТО для конкретных предприятий и их продукции. Потому директорат многих российских заводов буквально заваливает своими запросами министерства и ведомства:что будет с нашими товарами на мировом рынке, охваченным стандартами ВТО? Но подробных, внятных ответов пока нет. А ведь и это формирует, можно сказать, реакцию отторжения.
Вступая в ВТО без "рыночного" статуса, мы можем рассчитывать разве что на обращения в арбитражную комиссию ЕС или ВТО насчет антидемпинговых обвинений и других санкций. Перспектива, прямо скажем, не очень благоприятная для российской промышленности.

Александр Лившиц,
вице-президент компании "Русский алюминий",
бывший вице-премьер и министр финансов РФ

В России максимальная импортная пошлина составляет 30% и применяется
в исключительных случаях.

А в странах ЕС максимальные ставки доходят
и до 200%, и до 300%.

Тарифные ставки стран ЕС, КНР и России
на ввоз некоторых сельхозпродуктов, % (2001 г.)
  ЕС РФ КНР
Мясо крупного рогатого скота
(охлажденное)
174 15 38
Мясо крупного рогатого скота
(замороженное)
200 15 33
Молоко 3-процентной жирности 115 15 30
Сухое молоко (без сахара) 66 15 35
Сыр 120 15 44
Масло сливочное 254 15 35
Пшеница 173 5 20-32
Кукуруза 84 5 35
Рис (молотый) 71 5 65
Сахар 274 30 37-46
Плодово-ягодные соки 215 15 45-52

[вернуться к оглавлению]     [обсудить статью на форуме]     [следующая статья]
Журнал уже в продаже

СОБЫТИЕ
«Церковь и нация снова вместе»
Унизительное утешение
Экспертный пул против вертикали власти
«Электронное правительство»
Не наш товар года
Заменим двенадцатилетку двадцатилеткой!

ГЕОПОЛИТИКА
Год рухнувших башен

ГОСУДАРСТВО
Годовой обзор экономической политики
Надзор за «прачечными»

ТЕМА НОМЕРА: ПАРАДОКСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В поисках пути
Антиглобалисты: кто они и откуда?
Разделенное человечество: взгляд Михаила Делягина
Комментарии Валерия Федорова, Гейдара Джемаля, Сергея Кара-Мурзы
Россия и ВТО: неравный брак
Интервью Сергея Глазьева
Дух века сего...
Христос и глобализация

ХОЗЯЙСТВО
Кузница русских радаров
Прицеп едет в гору
Американская экономика: рецессия или депрессия?
Годовой анализ тенденций российских финансовых рынков
Годовой анализ тенденций мировых рынков

ТРАДИЦИИ
Строгановы

МИЛОСЕРДИЕ
Знает ли левая рука, что творит правая?
Почем милость к падшим
О чем молятся атомщики

ВОЙНА
Кавказские грабли
Охота на волков

ТЕРРИТОРИЯ
Деревня Барятино

КНИГИ
Невидимая война
Лицо без маски

ВЕЧНОЕ
Жар зимнего солнца
Тайны Святой Горы

ТВОРЧЕСТВО
Зло в золоченой раме
Жажда рая

 
При перепечатке и цитировании материалов - ссылка на "РП" обязательна   © "РП" 2001 - 2005
webmaster

Сайт РПМонитор
РПМонитор - ежедневный аналитический интернет-журнал